Содержание
1. Теоретическая часть
1.1 Бюджетная и социальная эффективность инвестиционных решений
1.2 Чистая текущая стоимость проекта: понятие, порядок расчета, сферы применения, недостатки
1.3 Методы формирования портфеля инвестиций
2. Расчетная часть контрольной работы
Список использованных источников
Теоретическая часть
Бюджетная и социальная эффективность инвестиционных решений
Показатели социально-экономической эффективности инвестиционного проекта отражают эффективность данного проекта с точки зрения интересов всего общества, с тем обстоятельством, что оно несет все затраты, которые связаны с выполнением проекта. Эти показатели отражают целесообразность расходования ресурсов на осуществление конкретно данного проекта.
Основным методом оценки социальной эффективности проекта остается экспертный метод. Экспертиза ожидаемых социальных последствий научно-технических инноваций может быть организована в различных формах:
• индивидуальная и (или) коллективная экспертиза с привлечением квалифицированных специалистов различных сфер деятельности;
• социологические опросы работников и населения;
• всенародные референдумы, проводимые по проектам, затрагивающим интересы различных слоев общества или региона.
При определении показателей социально-экономической эффективности в качестве результатов от осуществления проекта могут рассматриваться:
• конечные результаты производства (выручка от реализации нашей продукции на внутреннем и внешнем рынках);
• выручка от реализации интеллектуальной собственности (ноу-хау, компьютерные программы, лицензии на право использования изобретений и т.д.) и имущества, которые были созданы всеми участниками проекта;
• экологические и социальные результаты проекта, которые рассчитываются исходя из совместного воздействия всей совокупности участников данного инвестиционного проекта на социальную и экологическую обстановку в конкретном регионе, а также возможные последствия реализации проекта для здоровья населения;
• непосредственно финансовые результаты проекта (например, налоги, амортизация, прибыль).
При определении социальных результатов проекта, в расчете эффективности инвестиционного проекта отражаются:
• изменение числа рабочих мест в регионе;
• улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работающих;
• изменение надежности снабжения некоторыми товарами населения регионов или населенных пунктов;
• изменение условий труда работающих;
• экономия времени населения
• изменение структуры производственного и административного персонала.
При определении социальных результатов инвестиционного проекта используют следующие предпосылки: нужно, в первую очередь, чтобы проект соответствовал социальным нормам, условиям и стандартам соблюдения прав человека. Мероприятия по созданию нормальных условий труда и отдыха, по обеспечению работающих жилплощадью, продуктами питания, а также объектами социальной инфраструктуры являются необходимыми условиями осуществления инвестиционного проекта, поэтому все эти мероприятия в составе результатов проекта не подлежат. Также в расчете эффективности учитываются улучшение бытовых, жилищных и культурных условий работников (к примеру, бесплатное или льготное условие предоставления жилья), а также затраты на создание или приобретение таких объектов входят в состав затрат по проекту (они тоже учтены в расчетах эффективности проекта в общем порядке).
Доходы от таких объектов (доля стоимости жилья, оплачиваемая в рассрочку, выручка компаний бытового обслуживания и т.д.) могут быть учтены в составе результатов инвестиционного проекта. При расчете эффективности проекта учитывается также самостоятельный социальный результат таких мероприятий, который получается при росте рыночной стоимости жилья, (он обусловлен вводом в эксплуатацию дополнительных объектов социального и бытового назначения).
Бюджетная эффективность проекта. Бюджетная эффективность инвестиционного проекта оценивается по заказу органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с данными требованиями можно определить бюджетную эффективность для бюджетов разных уровней или консолидированного бюджета.
Бюджетная эффективность инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема необходимых инвестиций из средств какого-либо бюджетного фонда в наш инвестиционный проект и совокупной доходности федерального бюджета, а также возникающих благодаря реализации инвестиционного проекта экономии в расходах бюджетов различных уровней. Если инвестиции предоставляются за счет средств Фонда государственной поддержки как государственные гарантии, здесь они рассматриваются в качестве оттоков средств бюджетного Фонда, учитываются платежи, по исполнению такой гарантии исходя из обеспеченного ею обязательства.
Показатели бюджетной эффективности дают возможность оценить влияние результатов реализации инвестиционных проектов на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня. Наибольшее значение имеет показатель бюджетной эффективности, как бюджетный эффект. Бюджетный эффект определяется как превышение доходов бюджета соответствующего уровня в связи с реализацией конкретного инвестиционного проекта.
Главный показатель бюджетной эффективности – это чистый дисконтированный доход бюджета. Здесь в качестве основы для расчета показателей бюджетной эффективности используются суммы поступлений в бюджет (в том числе, налоги, сборы и т.п., возврат кредитов и процентов по ним, дивиденды по акциям, которые находятся в собственности региона) и расхода бюджета (например, дотации, субсидии, займы, а также расходы на приобретение акций).
Еще один показатель бюджетной эффективности - интегральный бюджетный эффект, который определяется как сумма приведенных (дисконтированных) годовых бюджетных эффектов за период реализации инвестиционного проекта или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.
В качестве расходов бюджета можно рассматривать:
• средства непосредственного бюджетного финансирования;
• Общие сведения о предприятии;
• балансовый отчет (форма №1) в разбивке по кварталам за анализируемый период;
• отчет о прибылях и убытках (форма №2) также в разбивке по прямое выделение бюджетных ассигнований на надбавки к ценам на энергоносители и топливо;
• выплаты по государственным облигациям
• кредиты ЦБ РФ, региональных и уполномоченных банков, выделяемые в качестве кредитных средств, которые подлежат компенсации за счет бюджета;
• государственные гарантии инвестиционных расходов отечественным и иностранным инвесторам;
• выплаты пособий лицам, которые остались без работы, потому что был осуществлен данный инвестиционный проект;
• бюджетные средства, которые выделяются из бюджетов для ликвидации возможных последствий после осуществления инвестиционного проекта (например, чрезвычайные ситуации), а также для компенсации другого вероятного ущерба.
В качестве доходов бюджета рассматривают:
• НДС (налог на добавленную стоимость), а также другие налоговые поступления в бюджет при реализации инвестиционного проекта;
• таможенные пошлины и акцизы по продукции (ресурсам), которые производятся в соответствии с проектом;
• поступления в бюджет налога на доходы физических лиц (с заработной платы российских и иностранных работников), полученных выполнение работ, предусмотренных по проекту;
• эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под проект;
• дивиденды по принадлежащим государству (региону) ценным бумагам (в том числе акциям), которые были выпущены с целью финансирования проекта;
• доходы государства от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, которые создаются при реализации проекта;
• поступления в бюджеты платы за пользование природными ресурсами (землей, водой и т.п.), платы за недра;
• поступления от возврата кредитов, выданных из средств бюджета на реализацию проекта, а также проценты по ним;
• штрафы и санкции, связанные с проектом (например, за нерациональное использование природных, топливно-энергетических и материальных ресурсов, а также за нецелевое расходование средств).
В качестве доходов бюджета также приравниваются поступления в различные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд медицинского и социального страхования, фонд занятости, начисленные от заработной платы за работы, связанные с осуществлением проекта.
Также при оценке бюджетной эффективности определяется степень участия государства (региона) в осуществлении инвестиционного проекта и срок окупаемости затрат бюджета, которые вычисляются на основании показателей годового бюджетного эффекта.
Кроме того, следует отметить, что при анализе бюджетной эффективности инвестиционного проекта необходимо учитывать такие факторы, как:
1. при выполнении инновационного проекта за счет средств бюджета помимо данных показателей эффективности, необходимо учитывать рост доходов бюджета за счет увеличения налоговых платежей;
2. с точки зрения государства, в качестве требуемых критериев может также быть рассмотрена применимость результатов инновационного проекта для государственных нужд (например, в рамках национальных проектов);
3. также в настоящий момент в условиях финансового кризиса, немаловажным фактором, способствующим осуществлению проекта, является обеспечение занятости населения в регионе. Экономическая выгода государства состоит из уменьшения расходов бюджета на выплату пособий по безработице, а также приток налоговых платежей в качестве уплаты работающими налога на доходы физических лиц.
Совокупный эффект от реализации инвестиционного проекта состоит из эффектов, которые поступают в бюджет (бюджетная эффективность), в распоряжение предприятия, которое реализует данный проект, в распоряжение инвесторов (коммерческая эффективность), а также народнохозяйственный эффект (социально-экономическая эффективность).