Глава II. Практическая часть




Глава I. Основная часть

1.1.Теории и механизмы сна………………………………………………………..4

1.2. Виды сна………………………………………………………….…………….5

1.3. Биологическое значение сна…………………………………………………...7

1.4. Сновидения и их значение………………………………………………….….8

Глава II. Практическая часть

Глава III. Анализ результатов исследований

Заключение

Список литературы.

 

 


 

Введение

Человек около двадцати пяти лет из семидесяти пяти проводит во сне. Это почти треть жизни. Без сна жизнь немыслима. В опытах собаки без пищи жили 20-25 дней и теряли 50 % массы, а лишенные сна погибали через 10-12 дней, хотя масса их убавлялась всего на 5-13 %.

Что же такое сон? Отчего он возникает и насколько велика потребность в нём? И стоит ли придавать такое большое значение сновидениям? Попробуем немного приоткрыть тайну сна и ответить на эти вопросы.

Цель работы: изучение взаимосвязи сна и сновидений и их роли в жизнедеятельности человека.

Задачи:

1. Изучить научную литературу и интернет - источники по основам сна и сновидений.

2. Познакомиться с основными теориями сна.

3. Познакомиться с видами сна, его фазами и функциями.

4. Выяснить основы сновидений.

5. Провести опрос
6. Составить правила здорового сна

 

Объект исследования: сон и сновидения.

 

Предмет исследования: психофизиологические основы сна и сновидения.

 

Методы исследования:

• сбор и анализ информации из разных источников

• анкетирование учащихся 7-11 классов

• эксперимент

• анализ и обобщение полученных результатов исследования.

Практическая значимость: материалы данной работы можно будет использовать на уроках и во внеурочной деятельности в школе.

 


 

Глава 1


Теории и механизмы сна

Люди всегда интересовались природой сна. Учёные прежних времен

не знали причин сна и часто выдвигали ошибочные теории о сне.

Теории сна – различные предположения и научные исследования, касающиеся одного из состояний человека – сна.

1. Представление первобытного человека о состоянии сна:

У первобытного человека состояние сна вызывало представ-ление сходства его с «временной смертью», что являлось источником суеверий и основой представления о существовании души. Первобытный человек считал, что тело является лишь временным вместилищем души, способной покидать его то на время, то навсегда. Во время сна душа улетает, покидая тело человека. Вернется душа к человеку — вернется и жизнь. А если она не вернется — наступит смерть.

2. Высказывания древних ученых о состоянии сна:

В Древней Греции люди считали, что сон посылается богами, и они поклонялись богу сна Морфею.

В IV веке до нашей эры Аристотель высказал мысль, что состояние сна вызывается теплым испарением, происходящим в процессе пищеварения. Продукты испарения, говорил он, устремляются вверх, достигают определенного уровня, вызывая приступы сонливости, которые, как известно, часто наступают именно после еды.

Древнегреческий философ-материалист Демокрит считал, что сущность сна заключается в автоматической работе мозга, во время которой отсутствует восприятие внешнего мира.

Однако такие, хотя и примитивные, но все же материалистические, объяснения сущности сна не получили распространения. Этому в первую очередь мешала церковь.

3. Представители религии о сне

Представителям различных религий было выгодно, чтобы народ связывал представление о сне с божественной силой, ибо это укрепляло веру в наличие сверхъестественной силы; «божественного промысла» и тем самым власть церкви и ее служителей над человеком.

4. Научное обоснование явления сна

Позднее, по мере развития естествознания, физиологии и медицины, ученые все чаще пытались дать научное обоснование явлениям сна.

4.1.Сосудистая теория сна

Одной из самых ранних теорий, пытавшихся объяснить причины и сущность сна, была так называемая сосудистая теория сна. Сторонники этой теории объясняли причины наступления сна изменениями кровенаполнения сосудов головного мозга. Они считали, что сон наступает потому, что ему предшествует сужение сосудов и, следовательно, ухудшается снабжение мозга кровью, необходимой для поддержания его деятельного состояния. Поводом к такому предположению послужил факт наступления бессознательного состояния, похожего на сон при зажатии крупных кровеносных сосудов шеи (сонных артерий), по которым в мозг доставляется кровь, богатая кислородом

4.2.Теория сна Доктора Клейтмана

Американский ученый доктор Клейтман после сорока лет интенсивных исследований создал свою теорию сна, он утверждал, что сон следует рассматривать как одну из стадий сознания, изменяющегося от состояния глубокого сна до состояния резкого возбуждения. Согласно данной теории, человек проходит большую часть своей жизни где-то между этими двумя крайностями. Сон, следовательно, не есть состояние, противоположное бодрствованию, а сон является как бы дополнением к нему. Оба состояния — сон и бодрствование — являются лишь фазами одного цикла, которые тесно связаны.

 

4.3. Теория сна физиолога Гесса

Теория сна швейцарского физиолога Гесса утверждает, что существует особый центр сна. Он опытным путем пытался установить его месторасположение в головном мозгу. Для этой цели Гесс через отверстие в черепе животного вводил вглубь тканей мозга два электрода — тоненькие проволочки, изолированные лаком. Через электроды пропускали электрический ток. Оказалось, что если кончики электродов находятся в определенном участке мозга, то раздражение электрическим током вызывает у животного глубокий сон. Пропускание тока через те же электроды, но введенные в другие участки мозга, сна не вызывало. Опыты Гесса были вскоре подтверждены и другими учеными.

4.4.Гипнотоксическая теория сна

В 1907 г. французские ученые Летандр и Пьерон предложили так называемую гипнотоксическую теорию сна. Они считали, что сон наступает вследствие отравления мозга особыми ядовитыми веществами (гипнотоксинами), вырабатывающимися в процессе бодрствования (гипноз — по-гречески «сон»). Во время сна организм освобождается от этих ядовитых веществ. Доказательством для этой теории послужили серии опытов на собаках. Были взяты две группы собак. В первой группе собаки в течение нескольких суток искусственным образом были лишены сна. После этого у них из вены брали кровь и переливали ее собакам второй группы, которые спали нормально. Спустя некоторое время у этих собак развивалось состояние, внешне похожее на сон. Такой же эффект наблюдался при введении нормальным собакам спинномозговой жидкости, взятой у собак, длительно не спавших (опыты К. М. Быкова).

4.5. Теория И. П. Павлова

Природу сна объяснил И. П. Павлов. Размышления о причинах сна возникли у него под влиянием случайного наблюдения в лаборатории. Собаку готовили к очередному опыту. Она долго стояла в станке и заснула, повиснув на лямках. Никакие раздражители не могли вывести ее из этого состояния. Последовали специальные опыты и исследования. В результате ученые пришли к выводу, что сон – это общее торможение. Оно распространяется на всю кору головного мозга и захватывает даже средний мозг. Сон наступает, когда клетки мозга нуждаются в отдыхе. Торможение защищает, охраняет клетки головного мозга – спасает их от истощения или полного разрушения. В зонах распространения тормозного процесса наблюдается восстановление энергии и работоспособности нервных клеток.

«Сонное» торможение может возникать на условно рефлекторной основе. Условный рефлекс на время (появление сонливости в определенное время вечером).

 

 


1.2. Виды сна

1.Физиологический сон.

Физиологический сон - это природное состояние, обусловленное физиологией организма. Весь период сна разделен на две основных фазы: медленный и быстрый. Медленный – это период засыпания и постепенного углубления сна, а быстрый сон – это активное состояние мозга, фаза сновидений.

Фазы физиологического сна:

-Медленный сон

1 стадия: Дремота с полусонными мечтаниями, абсурдными или галлюциногенными мыслями и иногда с гипнотическими образами (галлюцинации). Мышечная активность снижается, снижается частота дыхания и пульса, замедляется обмен веществ и понижается температура тела, глаза могут совершать медленные движения.

2 стадия: (Неглубокий или лёгкий сон). Дальнейшее снижение тонической мышечной активности. Сердечный ритм замедляется, температура тела снижается, глаза неподвижны. Занимает в целом около 45-55 % общего времени сна.

3 стадия: Медленный сон. Стадия классифицируется как 3-я, если дельта-колебания (2 Гц) занимают менее 50 % и 4-я стадия — если дельта составляет более 50 %.

4 стадия: Самый глубокий медленный дельта-сон. Преобладают дельта-колебания (2 Гц). Третью и четвёртую стадии часто объединяют под названием дельта-сна. В это время человека разбудить очень сложно; именно на этой стадии возможны приступы лунатизма, ночные ужасы, разговоры во сне и энурез у детей. Однако человек почти ничего из этого не помнит.

У здорового человека третья стадия занимает 5-8 %, и четвёртая стадия ещё около 10-15 % общего времени сна. Первые четыре медленноволновые стадии сна в норме занимают 75—80 % всего периода сна.

- Быстрый сон

Это- 5 стадия сна. Быстрый сон следует за медленным и длится 10—15 минут. В этот период электрическая активность мозга сходна с состоянием бодрствования. Выявляется парадокс: человек спит, а мозг активно работает. Поэтому эту фазу сна называют парадоксальной. Существует отчётливая связь между быстрым сном и сновидениями. Если в это время разбудить спящего, то в 90 % случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении.

Медленный и быстрый сон различны между собой по биоэлектрической активности мозга. Запись биотоков мозга в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ), дает своеобразный рисунок, характерный для различных состояний. Во время «медленного» сна на ЭЭГ появляютсямедленные волны большой амплитуды, сменяющиеся быстрыми ритмами в период «быстрого» сна. Различия между фазами сна не только в данных ЭЭГ. Во время медленного сна дыхание, пульс становятся реже, расслабляются мышцы, в этот период уменьшается так называемая двигательная активность человека. В фазу быстрого сна частота дыхания, ритм работы сердца возрастают, двигательная активность увеличивается, за закрытыми веками отчетливо видны движения глазного яблока. Эти так называемые быстрые движения глаз - характерный признак этой фазы.

Весь ночной сон состоит из 4-5 циклов, каждый из которых начинается с первых стадий медленного и завершается быстрым сном. Каждый цикл продолжается около 90-100 мин.

Быстрый сон играет значительную роль в процессе обучения и запоминания различной информации. Так, среди студентов, активно изучающих иностранный язык, можно выделить группу молодых людей, которые очень быстро и правильно запоминают новые слова, в отличие от студентов с плохой способностью к запоминанию у них больше длительность быстрого сна.

Если разбудить человека посреди быстрого сна, он встанет намного легче, и будет чувствовать себя гораздо лучше, чем в результате пробуждения в медленной фазе. Даже если на сон ушло достаточно времени и вы ожидаете почувствовать прилив сил и бодрости – этого не случится, если вы неудачно проснетесь в начале или в середине цикла медленного сна. В такой ситуации можно услышать: «Встал не с той ноги?» Видимо причиной такого состояния выступают незавершенные нейрохимические процессы, проходящие в медленном сне.

2. Патологический сон.

Патологическое состояние делится на бессонницу, летаргический сон и лунатизм.

Бессонница - расстройство сна, которое характеризуется недостаточной продолжительностью или неудовлетворительным качеством сна либо сочетанием этих явлений на протяжении значительного периода времени. При этом абсолютная продолжительность (количество часов) сна не имеет решающего значения, так как у разных людей нормальная, достаточная длительность сна может сильно отличаться. Причины бессонницы могут быть разными: сильное переутомление, слишком светлое и шумное помещение, различные болезни и т.д. Отрицательное влияние на структуру сна также оказывает сменная работа и авиаперелёты со сменой часового пояса. Бессонница очень мучительна, и не случайно в Древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна.

Летаргический сон. Состояние организма, при котором внезапно замедляются все процессы, а внешние проявления жизнедеятельности еле заметны (человека могут принять за умершего). Летаргия - болезненное состояние, характеризующееся медлительностью, вялостью, усталостью. Известно, что человеческий организм не может длительное время обходиться без воды и пищи, поэтому поддержание жизнедеятельности без медицинского вмешательства в длительном бессознательном состоянии невозможно. Самый долгий сон, занесённый в книгу Гиннеса, наблюдался у 34 – летней Надежды Лебединой, проживающей в Днепропетровской области. В 1954 году, женщина, после семейного конфликта, в состоянии шока легла спать. В итоге она проспала 20 лет! Врачами был признан факт летаргии. В течение этих лет умер её муж, пятилетнюю дочь Валентину отправили в приют, а за Надеждой ухаживала её мама. В 1974 году мать умерла. После похорон, 25–летняя Валя пришла навестить мать и застала её в слезах. Надежда сразу спросила: «Мама умерла?». Это первые слова за два десятилетия! Позже Надежда Лебедина объяснила, что на протяжении всего сна слышала всё происходящее вокруг, но подать знак не могла.

Лунатизм (сомнамбулизм) — болезненное расстройство, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь при этом в состоянии сна. Сомнамбулизм присутствует у 2% мирового населения и обычно встречается у людей с психическими отклонениями в возрасте от 17 до 22 лет. Сомнамбул может встать с постели, пройти по коридору, одновременно выполняя простые и знакомые ему задачи (например, включить свет в комнате, открыть кран в ванной, одеться и т. д.). Хронический же сомнамбулизм может привести даже к таким действиям, как вождение автомобиля, суицид или убийство. Приступ

сомнамбулизма внезапен и может длиться от пяти минут до получаса, а в крайне редких случаях — даже несколько часов. Однако действия не являются сознательными, и большинство людей при пробуждении не вспоминают ни самого сновидения, ни тех действий, которые были ими выполнены. Возникает в фазе медленного сна.

 


1.3. Биологическое значение сна.

Сон обеспечивает отдых организма.

Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует бессознательные модели ожидаемых событий.

Сон — это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).

Сон восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющихся с простудными и вирусными заболеваниями.

Во сне синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.

Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.

За последние 100 лет средняя продолжительность сна у жителей индустриальных городов сократилась на 20%,а за последние 30 лет мы спим на 30 минут в сутки меньше.

Не так давно на метеорологической станции за Полярным кругом был проведён эксперимент: семь человек жили без часов, при постоянном солнечном дне. Учёные выясняли, какой режим изберёт для себя организм, который не будет скован жёстким расписанием. Оказалось, что естественная потребность во сне у человека оказалась 10 часов. Именно такое же количество времени спят и человекообразные обезьяны.

Конечно, мы можем сомневаться в чистоте эксперимента, ведь опыт учёные провели в условиях за Полярным кругом. А факторы только на территории нашей необъятной Родины так различны!

Необходимо отметить, что люди разных возрастных категорий нуждаются в разном количестве сна. Например, сомнологи утверждают, что взрослому человеку спать больше 8 часов также вредно, как и меньше 7 часов. К этому выводу пришли японские учёные, которые проанализировали привычки 100 тысяч человек за 10 лет. Учёными в университете в Нагойе было установлено, что самая высокая продолжительность жизни у тех, кто спит ночью 7 часов.

Тогда сколько должен спать ребёнок – школьник 7 – 17 лет.

Возраст Количество дневного сна по нормам Норма дневного сна в часах Нормы бодрствования в часах Норма ночного сна в часах Суточная норма сна в часах
7-14 лет Отказ от дневного сна Ребенок не спит днём Дети остаются активными до 14 часов в сутки без паузы на сон 10 часов 10 часов
14-17 лет Старшие школьник не спят днем Дневного сна нет Бодрыми будут оставаться до 15 часов 9 часов 9 часов

1.4. Сновидения

Сновидения - нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и физиологических процессов организма. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность. Сновидения считаются связанными с фазой быстрого движения глаз (БДГ). Эта стадия возникает примерно каждые 1,5—2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Новейшие исследования доказывают, что сновидения возникают также и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.
Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив — яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят черно-белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением.

Мы видим сновидения в среднем час-полтора за ночь, 30 дней в году, пять лет в течение всей нашей жизни. Человек, достигший 60 лет, в среднем видел до 20 тысяч снов. Если за средний возраст принять 70 лет, то из них человек спит около 23 лет, из которых 8 видит сновидения. Для людей разных возрастов характерно неодинаковое число сновидений. Специалисты утверждают, что зародыш «видит» их 24 часа в сутки, новорожденный – в течение 9-10 часов. В глубокой старости продолжительность сновидений не превышает часа.

Издревле сновидения связывались с подземным и потусторонним миром. Считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и прочее) именно с этой целью.

Большее количество исследователей придерживалось мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.

Начало научных исследований сновидений связывают с психоанализом и с именем его основателя, З.Фрейда. Сновидения в классическом психоанализе рассматриваются как символическое проявление вытесненных желаний индивида, но, чтобы получить достоверные сведения о таких желаниях, необходимо овладеть разработанной техникой раскодирования представляющих их образов сна. Согласно З.Фрейду, функция сновидений заключается в сохранении сна путем представления неких неприемлемых желаний как исполненных, - иначе они разбудили бы спящего. Отсюда берет начало гипотеза о полезности сновидений, при этом предполагается, что люди, которые не видят снов, имеют более высокие риски заболеть неврозом.
Полностью постичь внутренний механизм, физиологию сновидений помогло учение о высшей нервной деятельности И. П. Павлова, и в частности раскрытие особенностей процесса торможения. Опыты показали, что переход нервной клетки из состояния возбуждения к полному торможению и обратно совершается через ряд промежуточных, так называемых гипнотических фаз. Когда сон глубок, сновидений не бывает, но, если по тем или иным причинам сила тормозного процесса в отдельных клетках или участках мозга ослабевает и полное торможение сменяется одной из переходных фаз, мы видим сны. Особенно интересна парадоксальная фаза. Находящиеся в этой фазе клетки отвечают на слабые раздражения значительно сильнее, чем на сильные, а иногда на последние они вовсе перестают отвечать. Для находящихся в парадоксальной фазе корковых клеток полустершийся отпечаток давнего переживания или впечатления может сыграть роль слабого раздражителя, и тогда, казавшееся давно забытым пробудит в нашем мозге красочный и волнующий образ, который мы видим будто наяву.
На фоне разлитого торможения во время сна нередко ярко вспыхивают те тлеющие в нашем мозге очаги возбуждения, которые связаны с желаниями и стремлениями, настойчиво занимающими нас в течение дня. Этот механизм

(который физиологи называют оживлением дремлющих доминант) лежит в основе тех нередких сновидений, когда мы видим реально исполнившимся то, о чем наяву лишь мечтаем.
Существуют несколько гипотез, объясняющих сновидения:
1 – Усвоение информации проходит 2 фазы. Во время бодрствования знания накапливаются, а во время сна упорядочиваются. Доказательством служат факты решения дневных проблем во сне или сразу после пробуждения. Отсюда в народе закрепилась поговорка «Утро вечера мудренее». Д.И. Менделеев утверждал, что окончательно ПСХЭ сложилась у него, когда он спал. А немецкий химик Август Кекуле во сне увидел структурную формулу бензола, над которой длительное время работал.

2 – Сновидения - нормализация эмоциональной жизни человека. Доказательства: если человек здоров, то сцены, произошедшие во время бодрствования, переживаются снова, но имеют счастливый конец. Человеку, охваченному беспокойством, могут присниться устрашающие сновидения.

3 – Причина сновидений - внешние и внутренние раздражения, которые в состоянии бодрствования не замечаются, поскольку затормаживаются более сильными впечатлениями. Например, небольшая боль в горле провоцирует сновидения, связанные с удушением. Сюжеты сновидений часто заимствуются из телепередач и криминальной хроники. Заснувшему человеку, может присниться, что к нему проникли грабители.

Все три гипотезы не являются противоречивыми, каждая из них имеет свои подтверждения. Большинство исследователей полагает (и не без оснований), что сон — это послание человека самому себе, сообщение о том, кто он такой и какова его жизненная ситуация.

 


 


 

Глава II. Практическая часть

 

1. С учащимися 7, 8, 9, 10, 11 –ых классов, возраст которых 14-17 лет было проведено тестирование, результаты, которого отражены в таблицах

№ 1- № 9.

2. Наша группа провела эксперимент. В течение десяти дней мы меняли вид занятий непосредственно перед сном. Результаты отражены в таблице № 10.

3. Анализ результатов эксперимента и анкетирования

Участники тестирования с интересом участвовали в предложенной работе и интересовались результатами исследования.

Вопрос № 1: Сколько часов ты спишь?

Таблица 1.

5 часов 6-7 часов 7-8 часов 8-9 часов 10 часов
2 чел. 13 чел. 26 чел. 13 чел. 3 чел.
3% 23 % 46 % 23% 5 %

 

Вопрос № 2: Сколько часов по твоему мнению, должен спать подросток?

Таблица 2.

6 ч. 7 ч. 8 ч. 9 ч. 10 ч. 11 ч. 12 ч. 14 ч.
2 чел. 1 чел. 19 чел. 13 чел. 13 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел.
3 % 2% 34% 23 % 23% 3 % 5 % 7%

 

Вопрос № 3: Хочется ли тебе спать днем?

Таблица 3.

нет да иногда
25 чел. 17 чел. 15 чел.
44 % 30 % 26 %

 

Вопрос № 4: Бывает ли у тебя бессонница?

Таблица 4.

да нет иногда редко
14 чел. 31 чел. 10 чел. 2 чел.
25 % 54 % 18 % 3 %

 

Вопрос № 5: Как ты засыпаешь?

Таблица 5.

трудно легко когда как
6 чел. 50 чел. 1 чел.
10 % 88 % 2 %

 

Вопрос № 6: Как ты просыпаешься?

Таблица 6.

трудно легко
33 чел. 24 чел.
58 % 42 %

 

Вопрос № 7: Чем ты занимаешься за час до сна?

Таблица 7.

Смотрю телевизор Разные дела Делаю уроки Читаю Сижу за компьютером Сижу за телефоном Кушаю
29 чел. 5 чел. 1 чел. 3 чел. 6 чел. 12 чел. 1 чел.
50 % 9 % 2 % 5 % 11 % 21% 2 %

 

Вопрос № 8: Ложишься ли ты спать в одно и то же время?

Таблица 8.

да нет иногда редко
21 чел. 27 чел. 8 чел. 1 чел.
37 % 47 % 14% 2 %

 

Вопрос № 9: Проветриваешь ли ты комнату перед сном?

Таблица 9.

да нет иногда
18 чел. 29 чел. 10 чел.
32 % 51.% 17 %

 

 


Глава III. Анализ результатов исследований

 

Данные показывают, что для подростков 14 -17 лет продолжительность сна в основном не соответствует норме (72 % учащихся). Это очень серьезная проблема. Это говорит о том, что контроль за режимом сна у детей снижен. Дети всё позже ложатся спать. Появляется группа ребят –26 %, нехватка сна которых настолько существенна, что может сказаться не только на работоспособности, но и может привести к появлению отставания в учёбе и заболеваниям.

Только 23 % учащихся считают, что необходимо именно 9 часов сна, что является нормой, для того, чтобы чувствовать себя бодрым весь день.

30 % учащихся, утверждают, что хотят спать днем. Это связано с тем, что дети поздно ложатся спать.

Вызывает тревогу факт наличия бессонницы у 25 % подростков. Нарушения сна связаны, скорее всего, не соблюдением режима дня.

В одно и то же время отходят ко сну только 37 % учащихся, проветривают комнату перед сном 32 %, что говорит о неправильной организации сна.

Таблица 10.

Дни недели   Занятия перед сном Самочувствие
Понедельник Вторник Компьютерная игра Заснули очень трудно, ночью просыпались, потому что снились кошмары. Просыпались очень трудно и весь день хотелось спать.
Среда Четверг Просмотр фильмов ужасов Заснули легко, ночью не просыпались. Утром встали трудно. На уроках хотелось спать.
Пятница Суббота Прогулка на свежем воздухе Заснули легко, ночью не просыпались. Встали легко, днем спать не хотелось.
Воскресенье Понедельник Прослушивание тяжелого рока Заснули трудно, ночью не просыпались. Встали утром трудно, весь день хотелось спать.
Вторник Среда Прослушивание легкой спокойной музыки Заснули легко, ночью не просыпались. Проснулись трудно, днем спать не хотелось

 

Данные показывают, что компьютерные игры, просмотр фильмов ужасов, прослушивание тяжелого рока приводят к трудному засыпанию, ночным кошмарам, тяжелому пробуждению. Днем часто хочется спать, состояние вялое. Прогулки перед сном, легкая музыка приводят к противоположному результату.

На основании этих наблюдений над собой, мы пришли к выводу о необходимости правильной организации времени и занятий перед сном.

Правило 1. Ложись спать в одно и то же время – так вырабатывается привычка и ритм.

Правило 2. Гуляй немного перед сном, а потом прими расслабляющий теплый душ.

Правило 3. Хорошо проветри комнату, оптимальная температура в спальне должна быть + 18 градусов.

Правило 4. Откажись от компьютерных игр и просмотра фильмов ужасов – мозг может отомстить во сне жуткими кошмарами.

Правило 5. Можно послушать специальную спокойную музыку: шум прибоя, звуки леса, пение птиц, шум дождя.

Правило 6. Не наедайся перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой.

Правило 7. Кровать должна быть удобной и в меру жесткой.

Правило 8. Не спи на слишком высоких подушках, это может привести к нарушению мозгового кровообращения.

Правило 9. Засыпай в тишине, выключи свет, так как в темноте лучше вырабатывается мелатонин – гормон сна.

Правило 10. Лучше всего спать на правом боку, это предотвращает сдавливание сердца и разгружает позвоночник.

Выполняя эти несложные советы, можно научиться быстро засыпать, и ваш сон будет глубоким и полноценным, а следующий день активным и радостным.

 


Заключение


1.Сон — это состояние организма, которое характеризуется отсутствием сознания, а также впечатлений со стороны внешних органов чувств.

2. Сон наступает от того, что в состояние утомления приходят большие полушария мозга. Во время сна их деятельность резко понижается.

3. Главное предназначение сна - дать отдых организму.

4. Сновидения уменьшают нервно-психическое напряжение.

5. Чтобы сон был полноценным, необходимо соблюдать ряд гигиенических правил.

Во сне мы проводим около трети жизни. Но сожалеть об этом времени, считать его потраченным впустую, по меньшей мере, несправедливо. Ведь мы спим не только потому, что наше тело нуждается в отдыхе. Пробуждение после крепкого здорового сна можно сравнить с маленьким рождением - обновлением организма. Ведь только благодаря сну мы способны каждый день полноценно работать и активно отдыхать, ясно мыслить и чем-то увлекаться в жизни.

 

 

В данном проекте была достигнута поставленная цель, изучение взаимосвязи сна и сновидений и их роли в жизнедеятельности человека.
Также были выполнены все задачи проекта:
1. Изучить научную литературу и интернет - источники по основам сна и сновидений.

2. Познакомиться с основными теориями сна.

3. Познакомиться с видами сна, его фазами и функциями.

4. Выяснить основы сновидений.

5. Провести опрос
6. Составить правила здорового сна

 

 


Список литературы

1. И. Д. Зверев: Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983. 1986.

2. И. М. Энгельман: Человек и здоровье. Йошкар - Ола, Марийск. кн. изд-во,

3. Интернет-ресурсы

https://samogoo.net/samyiy-dolgiy-letargicheskiy-son.html

https://ladycharm.net/2016/07/snovedenie/

https://www.bibliotekar.ru/valeologia-3/70.htm

https://luboznaiki.ru›opredelenie/son.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: