Курс «Преподавание в начальных классах»
ЭССЕ
на тему: «Проблема обработки информации»
Выполнил студент II курса
«Преподавание в начальных классах»
Вовкодав Владислав Алексеевич
Кингисепп 2021
Вступление
С наступлением Века Информационных технологий и, тем самым, возрастания количества источников информации, последовала проблема понижения качества получаемых знаний. В данном эссе Я расскажу о проблеме отсутствия навыков в обработке и систематизации получаемой информации в наше время, подкреплю сказанное аргументами и в конце сделаю вывод, исходя из всего вышесказанного.
Главная идея
Ни для кого не секрет, что в повседневной и также образовательной деятельности Нам часто приходится использовать сеть Интернет (в дальнейшем “Интернет”) для поиска, обработки и использования информации в различных целях: в Повседневной жизни – чтение новостей, различных фактов, а в Образовательной – для написания докладов, курсовых, рефератов, эссе и пр. Но нечасто люди задумываются о достоверности полученной информации и нередко “кликают на первую попавшуюся ссылку”, отбирают данные основываясь не на фактах, а на личном мнении, игнорируя глубокое изучение темы и дальнейшее внедрение в нее, опираясь на первый попавшийся источник, игнорируют актуальность выбранных данных и их истинность[1]. Вышесказанное основано на том, что Я имел личный опыт в наблюдении подобного явления: нередко мне доводилось видеть, как мои одноклассники, в дальнейшем одногруппники, читали доклады, которые буквально цитировали друг друга. Сами выступающие редко пытались углубиться в тему. Тоже самое я подметил и в повседневной жизни: в различных спорах с друзьями на тему истории, они опирались на устаревшие или опровергнутые факты из недостоверных источников и принимали их за правду[2]. Все это приводит нас к тому, что следует как-либо обучать детей пользоваться столь масштабной базой данных как Интернет.
В своем исследовании, Матвеева и Кощеева смогли собрать статистику, опираясь на работы двух студенческих групп первого курса: естественнонаучного направления (физики, 35 человек) и гуманитарного (психологи, 32 человека) и подразделив способы нахождения ими информации на 3 уровня (высокий, средний, низкий) как сделали это Г.А. Никулова и Л.Н. Боброва в схожей исследовательской работе получили следующую статистику:
Студенты, имеющие низкий уровень, в комментариях к выбору употребляют: «более удобный сайт», «красивый сайт», «первый по списку», «популярен среди молодежи», «считаю правильным», «здесь доступно, понятно» и т.д.
Студенты, находящиеся на среднем уровне, используют: «доверяю Википедии»; «всегда пользуюсь этим сайтом», информация представлена «максимально объемно», «комплексно», «полно», «предметно» (обращения к сайтам электронных библиотек, но этот факт не используется как аргумент достоверности); «по совету преподавателя» и т.д.
Наконец, студенты, достигшие высокого уровня, аргументируют свой выбор фразами: «взято из электронного словаря», «взято из электронной библиотеки».
К сожалению, студентов первого курса в данном исследовании, находящихся на высоком уровне, всего 13,5%
С этой статистикой Мне тяжело спорить, т.к. даже на личном примере, я наблюдал схожую картину, что вполне может говорить о достоверности исследования.
Выводы
Исходя из всего вышесказанного, анализируя исследования профессоров, можно сделать вывод, что качественно работать с информацией в Интернете способна лишь ⅕ учащихся, что является далеко неудовлетворительным результатами. Люди все реже посещают библиотеки для нахождения информации и все чаще пользуются “простыми методами” ее получения в Интернете, даже не стараясь с ней как-либо взаимодействовать, что снижает объем получаемых знаний, уничтожает какую-либо возможность строить логические цепочки, причинно-следственные связи и что самое неприятное – говорит о частой недостоверности знаний. По-моему мнению, нужно обучать детей, взрослых и студентов искать, систематизировать и обрабатывать информацию, стимулировать их к научной деятельности, побуждать интерес к новым знаниям и тогда, с большой вероятностью, вышеупомянутые цифры приобретут положительный характер.
Материалы:
1. Матвеева, Е. П. Проблемы поиска достоверной информации студентами в сети Интернет / Е. П. Матвеева, Е. С. Кощеева. – Текст:непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2021. – No 4. – С. 51-57. – DOI: 10.26170/2079-8717_2021_04_06.
2. Ануфриева, Д. Ю. Формирование у обучающихся умения критически оценивать информацию в сети Интернет / Д. Ю. Ануфриева, А. Ю. Гузенко // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – No 3 (52). – С. 380-383.
Декарт Р., «Рассуждение о методе» - определение истины
4. Новейший философский словарь - определение правды
5. Бродовская, Е. В. Специфика критического мышления российской молодежи в условиях цифровизации / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Р. В. Пырма, А. А. Азаров. – Текст: электронный // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – No 1 (37). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kriticheskogo-myshleniya-rossiyskoy-molodezhi-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения:25.03.2021).
6.. Матвеева, Е. П. К вопросу о подготовке бакалавров к цифровизации образования / Е. П. Матвеева,Е. С. Кощеева. – Текст: электронный // Педагогическое образование в России. – 2019. – No 7. – С. 22-29. - URL: https://doi.org/10.26170/po19-07-03.
[1] Истина — это «ясное и отчётливое представление» (Р. Декарт)
[2] Правда - узловое синтетическое понятие, обозначающее абсолютную истину, дополнительно фундируемую предельной персональной убежденностью ее автора. (Новейший философский словарь)