Лоцманская проводка судЕН




 

Лоцман – лицо, осуществляющее проводку судов в опасных и сложных для плавания районах, на подходах к портам, в портах и хорошо знающее условия плавания в этих районах. Термин впервые введен Морским уставом 1720 г.

Официальное зарождение лоцманской службы в России относится к 1653 г., когда царским указом крестьянину Архангельской губернии Вознесенского уезда Ивану Хабарову было разрешено проводить к Архангельскому порту и отводить в море "торговые разных земель корабли" (тогда Архангельск был единственным морским портом России). Правительство жалованье лоцманам не платило, но промыслом они занимались беспошлинно.

Организационные формы объединения лоцманов и руководство ими в период становления лоцманского дела в России были различны не только на отдельных морях, но и в разных портах одного и того же моря. Права и обязанности различных лоцманских артелей, цехов, товариществ, команд и обществ были неодинаковыми, также как и профессиональная подготовка лоцманов. Так продолжалось до конца Х1Х века, когда в связи с изменениями технического состава флота (появились паровые суда), а также противоречивостью общих правил, изданных в 1781 г., и уставов лоцманских обществ, товариществ и артелей, встала задача совершенствования как организационной структуры, так и материально-технического состояния лоцманских образований.

Для стандартизации правовых и организационных основ лоцманской деятельности, анализа и подготовки нового единого положения о морских лоцманах в Российской Империи по поручению Государственного Совета в 1886 г. была создана особая комиссия под председательством члена Адмиралтейств Совета генерал-лейтенанта Ф. Веселаго. Комиссия ознакомилась со всеми действующими уставами и положениями, регламентировавшими деятельность лоцманов как в России, так и за границей, и на основании проведенного анализа было разработано Общее положение о морских лоцманах, которое было утверждено 01.05.1890 г.

Согласно «Общему положению» основной организационной единицей являлось Общество лоцманов - трудовой союз лоцманов, действующий под контролем государственных структур на основании Устава, утверждаемого Морским ведомством. Общество подчинялось лоцманскому командиру и его помощнику, которые утверждались на эту должность приказами по Морскому ведомству. Лоцманы, не входившие в состав Общества, могли образовывать лоцманские товарищества, действовавшие на основании письменного договора участников.

С конца 1917 г. лоцманские общества, товарищества и артели перестали существовать и лоцмана стали служащими по Гидрографическому управлению, а затем, с 1918 г., на тех же правах – служащими "Убеко" - Управления по обеспечению безопасности кораблевождения. В октябре 1934 г. лоцманская служба была передана в ведение Народного комиссариата водного транспорта с непосредственным подчинением капитану порта.

С 1968 по 01.05.1999 года в стране действовал Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (КТМ СССР), статья 79 которого предусматривала, что лоцманская проводка судов в морских портах должна осуществляться исключительно государственными морскими лоцманами и что лоцманская служба порта находится в подчинении капитана порта. То есть, лоцманская служба не была самостоятельным юридическим лицом и входила на правах подразделения в государственный морской порт. Лоцманский сбор поступал морскому порту.

В настоящее время в кодексе Внутреннего водного транспорта Российской Федерации (глава 6, ст. 41) дается определение лоцманской проводки судов.

1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте. Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации, и в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.

2. Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним водным путям, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3. Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. В случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства.

5. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана судна за управление судном. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить данного лоцмана.

6. За вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу.

Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.

7. Суда, плавающие под флагом иностранного государства, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

8. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственную речную судоходную инспекцию бассейна о:

– любых изменениях судового хода, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

– любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей;

– невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.

9. Надзор за деятельностью государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в области обеспечения безопасной проводки судов осуществляется государственной речной судоходной инспекцией бассейна.

Приказом Минтранса РФ от 04.09.2003 N 182 был утвержден перечень участков внутренних водных путей Российской Федерации в целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации и в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001), согласно которого такими участками являются:

1. Река Нева от 1358 км до 1385 км - для судов, проходящих Санкт-Петербургские мосты.

2. Река Нева от 1318 км до 1358 км - для судов без двойных бортов и двойного дна, груженных нефтепродуктами или другими наливными опасными грузами.

3. Канал имени Москвы и Москворецкая система, Волго-Донской судоходный канал, Волго-Балтийский водный путь от Санкт-Петербурга до Череповца и Беломорско-Балтийский канал - для судов, перевозящих взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества и боеприпасы.

4. На всех участках внутренних водных путей - для судов, осуществляющих буксировку или толкание спецобъектов.

5. Для шлюзующихся судов, имеющих размеры, уменьшающие габаритные запасы камер шлюзов, указанные в пункте 5 Правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 24 июля 2002 г. N 100 "Об утверждении правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2002 г., регистрационный N 3643), или со сверхгабаритными грузами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 января 2001 г. N 25 было утверждено Положение о лицензировании лоцманской проводки судов на внутреннем водном транспорте.

Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования лоцманской проводки судов на внутреннем водном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее именуется - лоцманская проводка судов).

Лицензирование лоцманской проводки судов осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.

Лоцманская проводка судов может осуществляться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лоцманской проводки судов являются:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также настоящего Положения;

б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или во владении и пользовании на ином законном основании транспортных средств и оборудования в количестве и с техническими характеристиками, которые согласно правилам и нормам признаются необходимыми и достаточными для осуществления лицензируемой деятельности;

в) соответствие объектов (зданий, сооружений, оборудования, судов и иных технических средств), с использованием которых осуществляется лоцманская проводка судов, установленным правилам и нормам;

г) выполнение установленных требований по обеспечению безопасности судоходства;

д) наличие договора обязательного страхования в случаях, когда такое страхование в области лицензируемой деятельности предусмотрено законодательными актами Российской Федерации;

е) выполнение требований нормативно-технических актов по эксплуатации транспортных и других технических средств, применяемых при осуществлении лоцманской проводки судов, и обеспечение их безопасной эксплуатации;

ж) наличие должностного лица, ответственного за лицензируемую деятельность, имеющего специальное образование и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 10 лет работы, и лоцманов, имеющих действующие лоцманские удостоверения с указанием районов, в пределах которых разрешено осуществлять лоцманскую проводку судов.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии, копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица, справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика; копия письма органа государственной статистики о включении соискателя лицензии в Единый государственный регистр предприятий и организаций; копии приказа руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя о назначении должностного лица, ответственного за лицензируемый вид деятельности, диплома об окончании специального учебного заведения, выписка из трудовой книжки, подтверждающая стаж работы в области лицензируемого вида деятельности, и сведения о соответствии его установленным лицензионным и квалификационным требованиям; перечень и технические характеристики объектов, которые будут использоваться при осуществлении лоцманской проводки судов, копии документов, подтверждающих их соответствие установленным нормам и правилам, а также документы, подтверждающие право владения и пользования ими на период действия лицензии; копия страхового полиса; список лоцманов; документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии.

Документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Лицензия выдается в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.

Лицензия подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа или лицом, его замещающим, и заверяется печатью этого органа. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей, который зачисляется в федеральный бюджет.

В случае отказа в выдаче лицензии, а также отказа соискателя лицензии от поданного заявления в период его рассмотрения плата за рассмотрение лицензирующим органом заявления возврату не подлежит.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.

Лицензия выдается на 5 лет, если в заявлении о выдаче лицензии не указан меньший срок.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в таком же порядке, как и ее переоформление.

Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами и лицензирующим органом в пределах их компетенции.

28. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить в лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.

Лицензирующий орган имеет право:

а) проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

б) запрашивать у лицензиата объяснения и материалы по вопросам, возникающим при проведении проверок;

в) составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений;

г) принимать решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

д) выносить предупреждение лицензиату;

е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Лицензия может быть также аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: