· Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.
· Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
· Дающий высокие результаты по признаку эффективности
· Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
· Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
· Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
· Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени
Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта
Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.
Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г. Амосову):
· Определение цели изучения ППО.
· Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
· Выбор средств и методов изучения ППО.
· Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
· Выделение диагностирующих единиц изучения
· Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.
· Сопоставление плана изучения опыта
· Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
· Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
· Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.
Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.
Изучение и обобщение опыта:
1. Выявление объекта изучения:
o оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;
o выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;
o первый сбор информации о деятельности педагога;
o выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;
o определение объектов изучения.
2. Постановка цели изучения:
o выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;
o формулировка проблемы;
o теоретическое обоснование опыта;
o выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;
o формулировка цели изучения.
3. Сбор информации об изучаемом опыте:
o отбор методов сбора и обработки информации;
o составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;
o реализация методов сбора информации об опыте.
4. Педагогический анализ собранной информации:
o расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;
o оценка идей опыта на основе критериев;
o определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;
o выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
5. Обобщение опыта:
o систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;
o формулировка сущности и ведущей идеи опыта;
o раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;
o определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;
o описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.
Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.