Классификация передового педагогического опыта.




· Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.

· Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.

· Дающий высокие результаты по признаку эффективности

· Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.

· Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности

· Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.

· Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта

Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г. Амосову):

· Определение цели изучения ППО.

· Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.

· Выбор средств и методов изучения ППО.

· Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта

· Выделение диагностирующих единиц изучения

· Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.

· Сопоставление плана изучения опыта

· Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.

· Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.

· Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.

Изучение и обобщение опыта:

1. Выявление объекта изучения:

o оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;

o выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;

o первый сбор информации о деятельности педагога;

o выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;

o определение объектов изучения.

2. Постановка цели изучения:

o выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;

o формулировка проблемы;

o теоретическое обоснование опыта;

o выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;

o формулировка цели изучения.

3. Сбор информации об изучаемом опыте:

o отбор методов сбора и обработки информации;

o составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;

o реализация методов сбора информации об опыте.

4. Педагогический анализ собранной информации:

o расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;

o оценка идей опыта на основе критериев;

o определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;

o выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.

5. Обобщение опыта:

o систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;

o формулировка сущности и ведущей идеи опыта;

o раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;

o определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;

o описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.

Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: