Описание проблемы, на решение которой направлено предложение




Предложение

О правовом регулировании документального подтверждения

Национальной принадлежности граждан к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока

 

Описание проблемы, на решение которой направлено предложение

Действующим законодательством Российской Федерации лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, наделены определенными правами и льготами в использовании природных ресурсов, обеспечении приоритетного доступа к объектам животного мира, рыбопромысловым участкам и к охотничьим угодьям, образовании территорий традиционного природопользования, закреплении промысловых участков и оленьих пастбищ, получении социальной пенсии и налоговых льгот, замены военной службы на альтернативную гражданскую службу и другие.

Для получения доступа к большинству указанных прав, льгот и преференций граждане должны документально подтвердить свою национальную принадлежность к коренным малочисленным народам.

В то же время ни один законодательный или нормативный правовой акт не устанавливает документ, в котором по желанию гражданина можно было бы указывать его национальность.

Согласно толкованию Конституционного Суда Российской Федерации положения части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации о праве каждого определять и указывать свою национальную принадлежность «по смыслу указанных конституционных положений, каждый имеет право определять национальную принадлежность и указывать ее в любом документе, в котором могут содержаться такие сведения…» [1];

Одним из таких документов является свидетельство о рождении, в котором предусматривается возможность указания национальности родителей гражданина (но не самого гражданина). Однако, в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» свидетельство о рождении не является документом, удостоверяющем национальную принадлежность гражданина Российской Федерации.

Исключение возможности указания национальности в паспорте после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 фактически лишило граждан Российской Федерации реализовывать свое конституционное право не только определять, но и указывать свою национальную принадлежность в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

В законодательстве Российской Федерации возникла «лакуна» или правовой пробел, самым негативным образом сказавшийся на правах граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, вынужденных документально подтверждать свою национальную принадлежность к коренному народу, зачастую в судебном порядке, чтобы получить доступ к реализации прав, закрепленных в ряде федеральных законов.

На практике органы государственной власти, органы местного самоуправления, судебные органы при решении вопросов о наделении заявителя тем или иным правом, предусмотренным законодательством для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, вынуждены требовать свидетельство о рождении гражданина, справки от общин или органов местного самоуправления, чтобы хоть таким косвенным способом подтвердить национальную принадлежность гражданина к коренному малочисленному народу.

Пунктом 1 Комплекса первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1639-р, Минрегиону России и Минэкономразвития России поручалось в срок до второго квартала 2008 года «разработать проект нормативного правового акта о порядке отнесения граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Однако до настоящего времени такой нормативный правовой акт не выпущен.

Попытки законодательных (представительных) органов государственной власти ряда субъектов Российской Федерации урегулировать данную проблему на региональном уровне не увенчались успехом, поскольку полномочие по установлению вида документа, в котором может указываться национальность гражданина, находится в компетенции Российской Федерации.

Реестры лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, ведение которых федеральные органы исполнительной власти (ФАДН, Росрыболовство) сегодня предлагают передать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации не решат проблему документального подтверждения национальности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, поскольку не устанавливают документа, в котором может быть указана национальность.

Наоборот, сама процедура включения в реестр станет еще одним дополнительным препятствием для представителя коренного малочисленного народа на пути к реализации законодательно закрепленных прав, льгот и приоритетов, так как потребуется предъявить документ, в котором указана его национальность. Поэтому утверждение о том, что введение указанных реестров лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, решает проблему документального подтверждения принадлежности граждан к коренным малочисленным народам, является неверным.

Национальность является неотъемлемой составляющей личности человека и гражданина, наряду с его гражданством, полом, возрастом, фамилией, именем, отчеством, и не может быть урегулирована в ином порядке, в отрыве от указанных составляющих личности человека и гражданина, порядок указания которых в паспорте регламентирован Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образце бланка паспорта и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828.

Согласно требованиям законодательной техники правовое регулирование определения национальности и вида документа, в котором может быть указана национальность по личному заявлению гражданина, подлежит урегулированию в рамках указанного нормативного правового акта.

 

Предложение

В целях решения проблемы документального подтверждения принадлежности граждан к коренным малочисленным народам Российской Федерации и создания правового механизма реализации указанными гражданами конституционного права определять и указывать свою национальную принадлежность в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, рассмотреть вопрос внесения изменения в пункт 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образце бланка паспорта и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828, в части полномочия территориальных органов Федеральной миграционной службы по проставлению на последней странице бланка паспорта отметки о национальной принадлежности гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, по его письменному заявлению на основании информации о национальной принадлежности родителей (одного из родителей) гражданина, указанной в свидетельстве о рождении гражданина.

 

Обоснование

1) национальность является неотъемлемой составляющей личности человека и гражданина, наряду с его гражданством, полом, возрастом, фамилией, именем, отчеством; в связи с чем правовое регулирование определения национальности и вида документа, в котором может быть указана национальность по личному заявлению гражданина, находится в компетенции Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации) и не может быть урегулирована в отрыве от других составляющих личности человека и гражданина;

2) правовое регулирование указания гражданства, пола, возраста, фамилии, имени, отчества гражданина Российской Федерации осуществляется Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образце бланка паспорта и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828, в связи с чем указание национальности в паспорте согласно требованиям законодательной техники подлежит урегулированию в рамках указанного нормативного правового акта;

3) предлагается рассмотреть возможность внесения изменения в пункт 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации в части дополнения нормой о возможности по желанию гражданина наряду с отметкой о его группе крови и резус-факторе и идентификационном номере налогоплательщика производить в паспорте отметки о его национальности.

Согласно п. 5 действующего Положения о паспорте гражданина Российской Федерации «по желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:

о его группе крови и резус-факторе – соответствующими учреждениями здравоохранения;

об идентификационном номере налогоплательщика – соответствующими налоговыми органами.».

4) предложение реализуется путем дополнения абзаца десятого пункта 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образце бланка паспорта и описания паспорта гражданина Российской Федерации абзацем одиннадцатым следующего содержания:

«о национальности – соответствующими территориальными органами Федеральной миграционной службы».

В последующих статьях указанного Положения о паспорте гражданина Российской Федерации указать, что запись о национальности гражданина осуществляется на основании свидетельства о рождении, в котором содержатся сведения о национальности родителей (одного из родителей) или иных документов, в которых указана национальность заявителя.

5) реализация предложения не влечет дополнительных расходов из бюджета, так как проставление отметки о национальности будет осуществляться сотрудниками органов ФМС на последней странице паспорта в том же порядке, как и отметки о группе крови и резус-факторе, об идентификационном номере налогоплательщика – с помощью специального принтера, а при его отсутствии – путем проставления оттисков штампов черного цвета или использования черной пасты (чернил)[2];

6) предложение направлено на ликвидацию правового пробела в законодательстве и создание правового механизма реализации гражданами, относящимися к коренным малочисленным народам, конституционного права не только определять, но и указывать свою национальную принадлежность в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

7) при этом соблюдается другое конституционное положение о том, что «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: