Целенаправленность творения




Целенаправленность творения является обязательным знанием исламской мысли, а то, что творение не случайно, Господь пояснил нам в Коране: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (Коран, 23:115)[23].

Одной из важнейших целей Божественной миссии Пророков (с), конечной целью творения, является достижение человеком вершины набожности и интуитивных знаний об Аллахе. Это подтверждает священный хадис: «Я был скрытой сокровищницей, а затем захотел, чтобы обо мне узнали. Поэтому я создал человека»1. В айате сказано: «Сотворил Я джиннов и людей только ради того, чтобы поклонялись они Мне» (Коран, 51:56).

«О каждый, кто знает», подтвердите смысл священного хадиса. Это есть истина, крайняя степень мусульманского мистицизма — набожность и созерцательное знание.

Глава 2

Самозабвение

Как только человек появляется на свет, обычно он сразу же попадает под воздействие различных факторов, служащих причиной самозабвения: он забывает Аллаха, становится корыстолюбивым, впадает в неведение, испытывает на себе пагубное влияние развращенного мира, в нем развивается эгоцентризм, и техника также оказывает на него неблагоприятное воздействие.

Как сказал Всеведущий Господь в Коране: «Не уподобляйтесь тем, кто забыл Аллаха и кого заставил Он забыть самих себя. Они-то и есть грешники» (Коран, 59:19).

И человек, таким образом, забывает ответы на три главных вопроса: «Откуда я пришел? Зачем я пришел? Куда я иду?» Ответы на эти вопросы поясняют причину, философию и конечную цель творения и являются основными выразителями истинности.

Целыми днями я думаю, а ночью говорю.

Почему же я ничего не знаю о своем сердце?

Откуда я пришел, и зачем,

И куда я иду, ведь ты мне не сказал, где моя родина.

Я — птица Божественного сада, не из земного мира,

Мое тело создано на несколько дней пребывания в этом мире.

Да будет радостным тот день, когда я взлечу,

Чтобы в воздухе хоть немного приблизиться к дому друга[24].

Глава З

Бдительность

Жизненные невзгоды, а также взлеты и падения заставляют каждого человека пробуждаться ото сна неведения. Они позволяют человеку отыскать Божественную милость, осознав свои грехи и свою отдаленность от высшей цели творения. Таким образом, он начинает понимать свои недостатки и становится подобным Ибрахиму ибн Ад- хаму[25], Башару Хафи, Фазилу ибн Айазу и другим.

Пробудись ото сна,

Если ты, жаждущий, услышишь шум воды.

Я разношу шум воды жаждущим,

Подобно тому как с неба идет дождь.

Пробудись ото сна, о влюбленный, и старайся!

Может ли быть так, что жаждущий, услышав шум воды, останется безразличным к ней и снова заснет?

Глава 4

Что такое человек

От дикого уровня человек способен возвыситься до Божественного халифата и совершенствования человека.

Человек включает в себя два аспекта — земной и Божественный. В кораническом айате сказано: «Воистину, сотворили Мы человека из сухой, звонкой и черной глины» (Коран, 15:26). Этот айат говорит о материальном аспекте человеческого существования. Другой айат гласит: «...и вдохну в него от духа Моего...» (Коран, 15:29). Он демонстрирует Божественный аспект человеческого существования, где творение является высшим примером создания: «Сотворили Мы человека в облике прекраснейшем» (Коран, 95:4).

В нем сосредоточилось два мира —

Иногда он подобен дьяволу, иногда человеку11.

Человек — доверенный Аллаха111, почитающий EroIV, познавший Всевышнегоу, стремящийся к совершенству. Но наряду с этим он может быть свирепее любого животного и находиться в состоянии страшной нищеты и низости. Он может погрязнуть в грехах, себялюбии и ложных радостях. Он может быть самым подлым и низким человеком. В общем, он может быть полностью поглощен материальной жизнью. Но может статься и так, что человек достигнет высшего состояния и приблизится к небесному миру. В таком случае ангелы станут поклоняться ему.

Одно возвращение грешников из ада Заставляет их стремиться к праведникамУІ.

И тогда человек достигнет такого уровня, что, по словам его Светлости ‘Али (‘а), приоткроются завесы иного мира, он не увидит там ничего нового, поскольку любовь и все связанное с ней станет единым, неделимым целым.

Ничего не останется разделенным,

Станут единым Бог и суфийуп.

Сердце суфия — познание существования,

А его существование — в созерцании™1.

Если эти «70 тысяч благообразных одеяний », становящихся преградой для путника, стремящегося к встрече с Аллахом, будут дозволенными с точки зрения шариата, непорочности и воспитанности, они отыщут рай под защитой Аллаха, обретут устойчивую душу и станут приближенными к Аллаху людьми.

В священном хадисе сказано: «Поскольку верующий, молясь Мне и совершая праведные дела, становится ближе ко Мне, я буду любить его. Я являюсь его ушами, с помощью которых он слышит. Я являюсь его глазами, с помощью которых он видит, а также его языком и руками, с помощью которых он говорит и действует »х.

Если в этой «лампаде» мира будет зажжен Божественный огонь, его пламя разгорится так, как об этом повествует следующий священный хадис: «Кто требует Меня, обретет. Кто обретет Меня, тот познает. Тот, кто познает, полюбит Меня. Тот, кто полюбит Меня, влюбится в Меня и проявит свою любовь. Тогда Я проявлю свою любовь, а того, кого люблю, Я убью. Тот, кого убью (то есть полностью уничтожу в нем его низменное «Я»), будет полностью принадлежать Мне».

Поэтому достижение этого высшего уровня, достойной жизни и вечного покоя осуществимо в следующем случае:

Освободи свою сущность от всяких палок[26],

Глава 4 (Шт Что такое человек

Чтобы полностью очиститься.

Подмети свой дом,

Подготовь любимое место,

Поскольку ты вышел, Он войдет И без тебя продемонстрирует тебе Свою красоту.

Пока ты не отдалишь от себя препятствия,

В твоем сердце не появится свет;

Пока ты не очистишься от низменного Я,

Твоя молитва не засчитается;

Как только твоя сущность очистится от всех пороков, Тогда твоя молитва вознесется еще ближе к БогуХІ.

Глава 5

'Ирфан — путь приближения к Аллаху

Ирфан является исламской наукой, изучающей основные вопросы прохождения человеком духовного пути, борьбы с [порочными] вожделениями [низменной души — нафс], достижением уровня «растворения (небытия) в Аллахе» (фана9 фи-л-Лахи) и «уничтожения собственного Я» (бака9 би-л-Лахи).

‘Ирфан представляет собой общую культурную систему, в рамках которой исследуются аспекты духовной жизни человека. С теоретической точки зрения в основе этого учения лежит убеждение, что мистицизм является самым совершенным путем постижения мира бытия, истины существования созерцательного знания, «союза разума, знающего и познаваемого» и «союза любви, влюбленного и возлюбленного».

А с прикладной (практической) точки зрения 'ирфан зиждется на выполнении требований шариата, очищении души, соблюдении базовых исламских предписаний, муракаба (самоконтроле), мухасаба (самоотчете), враждебной критике, созерцании, соблюдении законов шариата, неудовлетворенности соблюдения одних только внешних требований религии, внимании к истине и совершенствовании души, находящейся в этом самом малом мире (микрокосме).

Мистицизм подразделяется на: а) теоретический и б) практический.

а) Теоретический мистицизм (‘ирфан-е назари). Теоретический (назари)(ирфан включает в себя описание и интерпретацию таких понятий, как «Бог»[27], «Вселенная» и «Человек». Также он дает мистический ответ на три основных жизненных вопроса: «Откуда я пришел? Зачем я пришел? Куда я иду?» В основе теоретического (ирфана лежат следующие составляющие:

1. Единство (Тавхид)

С теоретической точки зрения в мире существует всего лишь одна абсолютная сущность. А священная сущность Аллаха есть проявление имен и качеств той самой абсолютной сущности.

jj ftjiJJft jJj j Jf jjJj j Jf (5<-So J* O-hjj* *9

«Скажи: “Он — Аллах Единый, Аллах ни в чем не нуждающийся.

Не родил Он и не был рожден, и нет никого, равного Ему» (Коран, 112).

«Аллах — Свет небес и земли» (Коран, 24:35).

«Нет божества, кроме Аллаха, Един Он, Един Он, Един Он ».

Тавхид подразумевает наличие внутреннего единства, единства качества и действия.

Священная сущность Аллаха — превыше всего. «Он — Создатель всего. Он — ма* буд (Божественный объект поклонения). Он — Творец всего. Он — Созидатель всего. Он был раньше всех и останется после всех. Он выше всего на свете. Он — Всеведущ и Всемогущ. Он — Вечен, а все остальное — временно. Он — яркость света и Создатель света. Он —Дающий свет. Он — предшествующая и последующая яркость, и нет подобного Ему света. Он был Живым до любого другого живого. Он останется жить после каждого живого. Подобного Ему нет живого. Он — Живой, и нет Ему равного. Он — Живой, но не нуждающийся быть живым. Он — Живой, Который умерщвляет всех живых. Он — Живой, дающий хлеб насущный живым. Он — Живой, не унаследовавший жизнь другого живого. Он — Живой, оживляющий мертвых. Он — Живой. Он — Вечен и Недремлющ»ш.

2. Истина бытия

«Воистину, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы и вернемся» (Коран, 2:156).

Истина бытия — это единица, не подлежащая сомнению. Единственным множеством, «принимаемым» в мистицизме, является множество проявлений, представляющих собой тень личной истины, но не обладающих истинностью, независимой от Аллаха. Они являются тенью Нур ал-Анвар (Божественной сущности).

«Все перед Ним — скромное. Бытие всего происходит от Него. Он — всевидящий. Все возвращается к Нему. Все принадлежит Ему. Все видоизменяется с Его помощью. Любое восхваление Его — прочтение Его слов. Все меркнет перед Его светом »хш.

3. Творение имеет начало, предоставленное мудростью Аллаха

«И Первый Он, и Последний, Явный и Сокровенный...» (Коран, 57:3).

«...и будете возвращены вы к Нему» (Коран, 3:28).

4. Творение, конечно, имеет и цель

Все, что существует в мире, находится в движении, однако в конечном счете вернется к Аллаху. Целью творения является совершенствование и развитие и мира в целом, и человека в частности. А все остальные существа, относящиеся к сфере творения, создают основы для духовного роста и развития человека.

«Неужели они не размышляли о самих себе? Аллах создал небеса, землю и то, что между ними, только ради истины и только на определенный срок. Но многие люди не веруют во встречу со своим Господом» (Коран, 30:8)[28]. «Славит Аллаха то, что на небесах и на земле» (Коран, 57:1)[29].

5. Человек — цветок творения, который Аллах создал самым прекрасным

«Сотворили Мы человека в облике прекраснейшем» (Коран, 95:4).

Человек был создан для познания [Аллаха]: «Сотворил Я джиннов и людей только ради того, чтобы поклонялись они Мне» (Коран, 51:56).

Человек берет свое начало в нематериальном мире; но только на некоторое время его посылают в материальный мир для испытания и совершенствования. Материальный мир является своего рода коридором для возвращения к Аллаху — Первоисточнику [всего сущего]. «И к Аллаху предстоит прибытие» (Коран, 3:28)[30].

Самым главным капиталом человека во время его [мистического] странствия является его жизнь, которую необходимо прожить с честью, стремясь к совершенству. Для того чтобы следовать путем возвращения [к Аллаху], необходимы вера в Него как в первичный

источник [всего сущего], праведные дела, призыв к добрым деяниям, терпение и непоколебимость при прохождении этого Прямого пути.

«Клянусь предвечерним временем! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран, 103)[31].Человек обладает осведомленностью и правом выбора, поэтому он сам строит свою судьбу. Человек, стремясь к Аллаху, пользуется Его особыми преимуществами, а Аллах, в свою очередь, направляет его на Прямой путь.

«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» (Коран, 29:69)[32]. Человек может обрести совершенство, почитая Аллаха, поклоняясь Ему и выполняя праведные дела. А все эти действия в их совокупности приблизят его к встрече с Аллахом.

2. Божественное наместничество

Бог является Властителем всего мира и особым Покровителем всех верующих: «Аллах — Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями и помощниками неверующих являются тагуты, которые выводят их из света к мракам. Они являются обитателями Огня и пребудут там вечно» (Коран, 2:257)[33].

3. Связь Аллаха с человеком

«Аллах — оплот того, кто нуждается в опоре. Аллах — защитник того, кто нуждается в защите. Аллах — запас для того, кто нуждается в запасе. Аллах — укрытие для того, кто нуждается в укрытии. Аллах — избавитель того, кто нуждается в избавлении. Аллах — честь того, кто нуждается в чести. Аллах — величие того, кто нуждается в величии. Аллах — Отзывчивый к тем, кому нужна помощь. Он — сострадает тем, кто нуждается в сострадании. Он — дает надежду тем, кто в ней нуждается. Он — Достаточный. Он — Врачеватель. Он — Смотритель. Он — Близкий. Он — Отзывчивый. Он — Любящий. Он — Гарант. Он — Доверенный. Он — Сподвижник. Он — Помощник. Он — Радость мистиков. Он — Мечта муридов (учеников). Он — Возлюбленный раскаявшихся. Он — Дающий хлеб насущный нуждающимся. Он — Надежда грешников. Он — Блеск глаз поклоняющихся. Он — Устраняющий печаль. Он — Утешитель страждущих. Он — Предмет по*- клонения предшественников и последователей. Он — Друг тех, у кого нет друзей. Он — Врач тех, у кого нет врача. Он — Ответчик за тех, за кого некому отвечать. Он — Добрый Друг тех, у кого нет такого. Он Спутник тех, кто одинок. Он — Добродетель тех, кому она необходи-

ма. Он — Товарищ тех, у кого его нет. Он — Защитник того, у кого нет защитника. Он Благосклонен к тем, кто ищет Его благосклонности. Он лечит тех, кто просит у него излечения. Он Справедлив к тем, кто жаждет справедливости. Он дарует все тем, кто просит Его. Он предан тем, кто предан Ему. Он дает силы тому, кто просит Его дать сил. Он защищает тех, кто молит Его о защите. Он — Друг слабых и обездоленных. Он — Спутник странников. Он — Друг Своим друзьям. Он — Близкий Друг избранных. Он — Сокровищница для бедняков. Он — Предмет поклонения сильных. Он — Милостивый и Милосердный »XIV.

Саййид Салман Сафави Ив» Практический мистицизм

4. Совершенный человек

Это наместник Аллаха на Земле, посредник постоянства милости между высшим и низшим мирами. «Поставлю Я на Земле наместника» (Коран, 2:30). В данном айате имеется в виду Повелитель верующих (амир ал-му* минин), его Светлость имам ‘Али (‘а). А его Светлость Худжат Мухаммад ибн ал-Хасан ал-‘Аскари Махди Ма‘уд (двенадцатый Имам) является совершенным человеком современной эпохи.

б) Практический мистицизм (‘ирфан-е самали). Практический (‘амали) ' ирфан называют странствием и поиском связи человека с самим собой, с миром и с Аллахом. Практический *ирфан проясняет, что должен сделать странствующий (салик) для того, чтобы стать совершенным человеком и наместником Аллаха. Он поможет достичь высшего положения, доступного для человека, то есть уровня «растворения (небытия) в Аллахе» (фана9 фи-л-Лахи) и «уничтожения собственного “Я”» (ібака9 би-л-Лахи). То есть с его помощью человек станет мистиком, это ознаменует собой начало его мистического пути. Он сможет ответить на вопросы: что представляет собой его путь? Что будет ждать его в конце пути? И какие ступени необходимо пройти, чтобы достичь искомой цели данного путешествия? Какие духовные изменения произойдут с ним на этом пути? И что ему будет необходимо на этом пути? Какие обязанности будут возложены на него на каждой из ступеней? А также это осветит путь очищения низменного «Я» (нафс).

А потому *ирфан является созерцательным знанием, знанием, постепенно приближающим человека к встрече с Аллахом.

Глава 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: