Порядок поступления на государственную службу, её прохождения и прекращения
Войтович В.Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие + 79 ФЗ.
Поступление и происхождение гражданской службы определено ФЗ № 79 гл. 4 (ст. 21, 22), гл. 9 (ст. 47-49), также ФЗ № 58 гл. 2 (ст. 11, 12).
Статья 21. Право поступления на гражданскую службу
1. На гражданскую службу вправе поступать:
- граждане Российской Федерации,
- достигшие возраста 18 лет,
- владеющие государственным языком Российской Федерации,
- соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, поступление на гражданскую и правоохранительную службы и их прохождение гражданами России осуществляется в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы осуществляется:
– гражданами России – по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
– иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ. Призыв граждан Российской Федерации производится для реализации ими своих обязанностей, предусмотренной ст. 59 Конституцией РФ.
Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту, учитывая специфику службы.
Служебный контракт (ФЗ № 79 ст. 23-26) это соглашение между конкретным представителем нанимателя (Российской Федерации, субъекта РФ) и конкретным гражданином (иностранным гражданином), поступающим на государственную службу. Контракт заключается в письменнойформе установленного образца. Он определяет права, обязанности и ответственность сторон. Представитель нанимателя обязуется представить гражданину или государственному служащему возможность замещения определеннойдолжности, обеспечить прохождение государственной службы в соответствии с действующим законодательством, своевременно и в полном объеме выплачивать денежное содержание, предоставлять гарантии.
|
Гражданин, поступивший на государственную службу, при заключении контракта о прохождении государственной службы и замещении должности государственной службы и государственный служащий при заключении контракта о замещении должности государственной службы обязуется лично исполнять должностные обязанности в установленном порядке.
В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).
Существенными условиями служебного контракта являются:
1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
2) дата начала исполнения должностных обязанностей;
3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
5) права и обязанности представителя нанимателя;
6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
|
7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.
4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:
1) испытание, которое устанавливается в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона;
2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;
|
5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.
5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Правовое значение служебного контракта состоит в том, что он, независимо от способа замещения должности государственной службы, является обязательным приложением к управленческому акту о назначении гражданина (государственного служащего) на контрактную должность.
Условия контрактов, порядок их заключения, основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с Федеральным законом о виде государственной службы. Контракт может заключаться с гражданином:
-на неопределенный срок;
-на определенный срок;
-на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок после его окончания.
Определяется также предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.
Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативно-правовыми актами установлены два способа замещения должностей государственной службы:
а) на к онкурсной основе - конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы;
б) без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица или государственного органа в пределах установленной номенклатуры.
Конкурс определен Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 года №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». Он позволяет конкурсной комиссии отобрать из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, наиболее достойный кандидатов на основе:
1) документов;
2) результатов экзаменов;
3) испытаний.
Конкурс может объявляться при наличии вакантных должностей государственной службы и отсутствии соответствующего кадрового резерва для их замещения. Конкурс – это оценка профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по вакантной должности государственной службе. Поэтому причинами отказа в допуске к конкурсу является несоответствие претендента предъявленным требованиям по этой должности (см.: ст. 21, 22 ФЗ № 79).
Порядок набора кандидатур для назначения на соответствующую должность государственной службы пока не урегулирован нормативно-правовыми актами. До их появления следует руководствоваться опытом подбора и расстановки кадров, имеющихся у руководителей государственных органов, соответствующих кадровых служб.
Используются методы: изучение документов; отчетов; справок; материалов СМИ; отзывов сослуживцев; актов ревизии и инспектирования. Важны беседы и его результаты работы. Главное – объективность, достаточность, непредвзятость. Важно знание нормативно-правовых актов, умение управления (методы); мораль.
При подборе кандидатур на должности федеральных органов исполнительной власти должны соблюдаться требования постановления Президента РФ от 12 августа 2000 г. «О взаимодействии Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2000 г. № 34. Ст. 3473). Постановление предусматривает, что руководители федеральных органов исполнительной власти обязаны согласовывать с исполнительными представителями, в установленном законом порядке, кандидатур для назначения на должности федеральной государственной службы, и на иные должности в пределах федеральных округов, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти.