План выступлений
1. Чтение как вид речевой деятельности
2. Виды чтения
3. Требования к чтению
4. Требования к учебным текстам
5. Этапы работы с текстом
6. Содержание обучения чтению
7. Технология обучения чтению вслух
8. Технология обучения чтению про себя на начальном и среднем этапах обучения
9. Специфика обучения чтению текстов различных функциональных стилей в старших классах
10. Контроль сформированности навыков и умений чтения
Практические задания
Задание 1. Изучите Государственный стандарт по иностранным языкам и уясните содержание обучения иноязычному чтению в начальной, основной и полной общеобразовательной школе на базовом и профильном уровнях, а также какими умениями чтения учащиеся должны обладать, какие требования предъявляет стандарт у уровню владения умениями чтения на каждом этапе общеобразовательной школы.
Задание 2. Уточните содержание следующих понятий: чтение как рецептивный вид иноязычной речевой деятельности, техника чтения на родном и иностранном языках, технический навык чтения, скорость чтения, чтения про себя, чтение вслух, аналитическое чтение, интенсивное чтение, экстенсивное чтение, синтетическое чтение, изучающее чтение, поисково-просмотровое чтение, ознакомительное чтение, культурный контекст, текст, контроль.
Задание 3. Просмотрите приведённые ниже виды упражнений по формированию навыков и умений чтения. Отметьте те из них, которые можно использовать на начальном, среднем, продвинутом этапах обучения иностранному языку.
§ называние букв и передаваемых ими звуков;
§ чтение транскрипции;
§ сравнение чтения гласных в словах с различными типами слогов;
§ чтение коротких слов с одной и той же фонемой;
|
§ выбор и прочтение вслух рифмующихся слов;
§ чтение словосочетаний;
§ чтение коротких предложений;
§ чтение предложений по принципу последовательного «нанизывания» слов с начала или с конца предложения;
§ интонационная разметка текста и прочтение на её основе;
§ найти ответы на вопросы в тексте и прочитать нужные предложения вслух;
§ подобрать подходящие заголовки к абзацам / текстам;
§ составить план текста с ключевыми словами;
§ догадаться о значении слов по контексту;
§ догадаться о тематике / проблематике текста по заголовку / новым словам / вопросам / утверждениям до или после текста;
§ ответить на вопросы по тексту, ориентированные на контроль понимания смысла прочитанного;
§ составить собственные вопросы, ориентированные на точность понимания смысла прочитанного;
§ сравнить несколько текстов по схожей тематике и определить их совпадения и расхождения;
§ оценить степень достоверности информации текста;
§ определить приёмы, которые автор использовал для усиления эмоционального воздействия на читателя (комического, трагического и т.д.);
§ дать характеристику героям / событиям;
§ пересказать текст (подробно / от лица одного из героев / кратко / с новой речевой задачей и т.д.);
§ создать новый текст на основе прочитанного текст в ином жанре (стихи переделать в прозу, газетный заголовок – в лозунги и призывы, пословицы и поговорки – в рекламу и т.д.
Задание 4. Выберите те виды упражнений из задания 2, которые можно использовать на среднем этапе обучения, и расположите их в логической последовательности по принципу «от простого – к сложному». Продумайте, какие из них можно использовать на этапе:
|
§ до чтения;
§ во время чтения;
§ после прочтения текста.
Задание 5. Проанализируйте один из УМК для начальной школы и определите:
§ когда и с чего начинается в них обучение технике чтения;
§ как изменяются длина и содержание текстов на протяжении учебного года;
§ предусмотрено ли обучение чтению только в учебнике или в других компонентах УМК и если да, то в каких и как;
§ какие упражнения и задания используются наиболее часто и почему;
§ выделяют ли авторы несколько этапов работы с текстом, в чём это проявляется, насколько это оправдано;
§ что можно сказать о тематике текстов и чем определяется данный выбор.
Задание 6. Составьте для учащихся подробную памятку по работе с текстом.
Задание 7. Подготовьте два фрагмента урока по развитию умений в чтении:
Фрагмент урока по чтению для начальной школы на базе одного из УМК;
Фрагмент урока по чтению для средней или старшей школы на основе конкретного УМК.
При составлении плана урока не забудьте:
· указать УМК, тему, номер урока;
· определить, будете ли вы обучать чтению как самостоятельному виду речевой деятельности или на этом уроке чтение будет выступать как средство формирования комплексных коммуникативных умений;
· написать цель урока / фрагмента урока в общей цепочке уроков по теме;
· продумать домашнее задание, вытекающее из хода и закрепляющее сформированные умения и навыки;
· просмотреть материал учебника и книги для учителя;
· выписать те упражнения и задания, которые вы хотели бы использовать, определить их цель и желаемый результат;
· подобрать нужный дополнительный материал;
· при необходимости дополнить список заданий;
· выполнить задание самостоятельно, зафиксировать последовательность своих действий и определить, смогут ли ваши потенциальные ученики сделать это также легко;
· продумать, какие опоры можно предложить классу (отдельным ученикам) в случае затруднений с выполнением каждого задания;
· расположить задания в логической последовательности;
· спланировать опрос;
· ещё раз проверить логику и последовательность расположения заданий;
· внести окончательную правку.