Тема. Терминология классического танца.




Лекция

  1. Возникновение и формирование терминологии

Появление новых танцевальных направлений и совершенствование танцевальной техники, стало отправной точкой создания системы записи танца, а позже формирования специальной терминологии. Авторы приходят к выводу: танцевальная терминология — это открытая, активно развивающаяся система наименований танцев, танцевальных движений, фигур, позиций.

Сложившаяся в истории система хореографической терминологии становится базой для развития «нотации» — записи танца. Термин «хореография» имеет греческое происхождение и дословно переводится тоже «запись танца».

Первые документы записи танца были изданы в конце XV века. Ими были книга Мишеля Тулуза «Наставление в искусстве совершенного танца» и Брюссельский манускрипт Маргариты Австрийской. В то время использовалась буквенная система записи танца: движение обозначалось заглавной буквой и фиксировалось под нижней горизонтальной линией нотного стана. Например, R — reverence, D — double, S — simple. В то время итальянские танцмейстеры Ф. Карозо, Д. Пьяченца, Ч. Негри и многие другие создавали труды по теории танца. Но, итальянский язык не смог закрепится в основе танцевальной терминологии.

Термин «нотация» происходит от латинского слова «notatio» и обозначает процесс записи информации получаемой в результате использования какой-либо системы. В области хореографического искусства этот термин используется в значении - запись танца. Во все времена человечество предпринимало попытки создания определенных способов и систем нотации хореографических произведений.

В 1928г. теория танца сделала качественный скачок в связи с изобретением Р.Лабаном (Германия) системы нотации танца, основанной на структурной выверенности всех уровней танцевальных движений. Эта система аналогична исканиям европейских и русских ученых-лингвистов в области структуры языка, в 20-х годах XX века, что позволяет отнести её к одной из разновидностей структурализма, а расшифровку движений проводить в аналогиях, свойственных речи, определяя её как систему «языка танца».

Хореографический текст - это информация, зафиксированная определенной системой записи, в основе которой лежит один или несколько способов нотации. Передающий информацию, записывает хореографическое произведение с помощью определенной системы нотации, используя один из способов, в основе которого лежит какой-либо код. Это может быть слово, буква, рисунок, какой-либо абстрактный знак. Анализируя историю танцевальной письменности, мы видим, что передающие информацию практически всегда прилагали код для расшифровки, описывая знаки ими употребляемые и их действие.

Французская система записи танца Антонины Менье действовала в сфере классического танца. Антонина Менье создала словарь терминов классического танца и сократила каждый термин от 1 до 3 букв начала слова: ouverte — о, attitude — аtt, arabesque — аr, аdage — аd, assemble — аs и т.д. Эта система получила широкое распространение, а французский язык закрепился в основе терминологии танца.

Исторически сложившиеся термины большинства движений носят описательный характер: allonge (удлиненный, продленный, вытянутый), simple (простой), arrondi (округленный, закругленный), assemble (собранный), brise (ломаный, разбитый), croise (скрещенный), ballonne (раздутый, вздутый), degage (извлеченный, высвобожденный), petit (маленький), grand (большой).

В процессе развития классического балета заметно менялся смысл терминов. Термины теряли непосредственную связь с французским языком, становились символами, знаками того или иного движения. Анализируется влияние на развитие терминологии XIX - XX вв. наличия различных школ классического танца и издание словарей. Рассматриваются особенности словарей, в которых авторы переводят французское название термина на национальный язык и дают кратную характеристику движения, и другого типа словарей, где раскрывается методика исполнения движения.

Появление любого танцевального стиля указывает на возникновение новой терминологии. Французская терминология используется не только в классическом танце, но и в историко-бытовом танце. Терминология возникает при профессиональном изучении танцевального искусства. Большинство терминов образовывались на фоне сравнения и многие термины напрямую связаны с методикой выполнения конкретных движений и элементов.

Когда увеличивается интерес к танцевальному искусству, появляются новые виды хореографии, все это подразумевает возникновение терминологии, что дает толчок для ее подробного изучения.

  1. Основные элементы классического танца: battements, rond, port de bras

Слово battement обозначает в танцевальной терминологии отведение и приведение ноги. В классическом танце это отведение и приведение вылилось в многообразные формы. BATTEMENTS TENDUS

Battement tendu simple. Для первоначального изучения нужно делать этот battement с I позиции, так как это менее сложно, но надо соблюдать те же правила, как и при описываемом далее battement tendu simple с V позиции, только возвращаться всякий раз нужно обратно в I позицию.

Ноги в V позиции, правая впереди. Руки раскрыты на II позицию (перед началом исполнения экзерсисов у палки рука открывается на II позицию). Упор всего тела на левой ноге, правая действует свободно. Правая нога скользит вперед, не отрывая носка от пола. Движение начинают всей вытянутой ногой, сохраняя, насколько возможно, выворотной пятку. В момент возвращения ноги на место необходимо как можно выворотнее ставить ступню, достигая тщательно V позиции.

Battement tendu jete. Как и battement tendu simple, сначала изучается с I позиции, т. е. нога выбрасывается вперед и назад против I позиции, а затем против V позиции. Скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 45° с акцентом от I или V позиции вперед, в сторону или назад, при этом не следует поднимать чрезмерно верхнюю часть ноги (бедро). Не останавливаясь на крайней точке, нога проходит через I или V позицию и

продолжает движение. Французское обозначение этого battement — jete (брошенный) — передает его характер.

GRANDS BATTEMENTS JETES

Исполняется, как battement tendu jete, но нога продолжает движение и выбрасывается толчком на высоту 90° (когда название pas или позы сопровождается словом grand (большой), это значит, что нога в этом раз или при этой позе поднимается на высоту 90°).

При этом корпус не должен производить никаких движений, никаких содроганий, происходящих от неправильных усилий. Корпус останется спокойным, если нога будет работать самостоятельно, не вовлекая других мышц в движение.

Только когда grand battement jete делается назад, рекомендуется корпус наклонять слегка вперед и при возвращении в V позицию выпрямлять его, так как лишь при этом условии линия остается спокойной и нога работает правильно.

Grand battement jete balance. Применяется в экзерсисе у палки. Для начала отвести ногу назад с вытянутыми пальцами; скользящим движением нога через I позицию выбрасывается вперед на 90°, и от сильного броска корпус отклоняется назад. Затем нога бросается через I позицию назад, корпус наклоняется вперед. Получается качание взад и

вперед, причем корпус следует отклонять назад настолько же, насколько наклонять вперед, равномерно, оставляя спину прямой и плечи совершенно ровными. Кисть руки, держащаяся за палку, не должна менять своего места при наклонении и отклонении корпуса.

BATTEMENT FRAPPE

Исходное положение правой ноги — на II позиции, с вытянутыми пальцами, правая нога бьет левую sur le cou-de-pied впереди и возвращается на II позицию, ударяя вытянутым носком в пол, причем акцент падает на II позицию. Когда battement frappe делается назад, нога не ударяет sur le cou-de-pied, а проходит сзади щиколотки (sur le cou-de-pied вперед — положение ноги на щиколотке другой ноги, причем ступня с вытянутым подъемом и опущенными пальцами носком охватывает эту щиколотку. Sur le cou-de-pied назад — подъем и пальцы в том же положении, но пятка примкнута к щиколотке сзади. При постановке ноги sur le cou-de-pied с первых же шагов надо следить, чтобы нога не принимала скрюченного положения, а соблюдалось бы вышеописанное правило).

Battement double frappe. To же движение, но нога ударяется не один раз о левую ногу впереди, а переносится вторым проходным ударом sur le cou-de-pied назад таким же приемом, как это делается при исполнении petit battement sur le cou-de-pied, и отсюда открывается в сторону (на II позицию). Если первый удар приходится назад, второй, проходной, будет вперед.

PETIT BATTEMENT SUR LE COU-DE-PIED

В исходном положении нога sur le cou-de-pied. Она разгибается по направлению ко II позиции, но на половину расстояния, так как колено не вытягивается. Затем нога переносится назад, прикасаясь к левой ноге у щиколотки, снова так же разгибается и возвращается вперед. При первоначальном изучении petit battement нужно проходить

совершенно равномерно, без акцента. В момент перехода ступни надо обращать внимание на указанное выше правило положения ступни sur le cou-de-pied, т. е. чтобы подъем не сокращался и в ступне не было никакой скрюченности. Верхняя часть ноги от колена до бедра должна быть крепка, неподвижна и выворотна, нижняя же часть ноги исполняет движение свободно.

BATTEMENT FONDU

Из V позиции правая нога идет sur le cou-de-pied, левая делает одновременно demi-plie, соблюдая выворотность колена; затем правая открывается вперед носком в пол, левая выпрямляется и вытягивается в колене одновременно с правой. Правая нога возвращается sur le cou-de-pied, и движение повторяется на II позицию и назад, причем в

последнем случае нога проходит sur le cou-de-pied сзади. Следует обратить внимание на то, что при этом battement колено не поднимается и нога не вынимается, что применимо только в том случае, если упражнение делается на 45° или на 90°.

BATTEMENT SOUTENU

Из V позиции одновременно правая нога вынимается вперед, на II позицию или назад, левая делает plie; затем левая поднимается на полупальцы, а правая одновременно подтягивается к ней, и обе вытянутые ноги соединяются в V позиции на полупальцах, откуда движение повторяется или делается в другую сторону. При этом вынимаемая нога не должна сгибаться и подниматься высоко (если это движение делается на полу, а не на высоте 45° или 90°).

BATTEMENTS DEVELOPPES

Из V позиции ступня вынимаемой правой ноги с вытянутыми пальцами скользит по левой ноге до колена и открывается в требуемом направлении, сохраняя колено и пятку в выворотном положении. Если вынимаемая нога не доводится до колена, движение имеет небрежный вид. Достигнув крайней точки (90°), нога опускается в V позицию. Когда ногу открывают назад, корпус слегка наклоняется вперед.

Battement developpe входит в экзерсис во всевозможных вариантах.

Привожу здесь несколько примеров:

1) со сгибом ноги к колену: открываемая нога в каком-либо направлении сгибается к колену, и отсюда движение много раз повторяется;

2) с маленьким balance вытянутой ногой, поднятой на 90°, которое надо стремиться делать одним носком, сохраняя колено вытянутым, так, чтобы вся нога не опускалась низко, а только слегка покачнулась;

3) нога, вытянутая вперед, быстрым движением отводится на II позицию и возвращается обратно совершенно вытянутая с акцентом вперед, совершая таким образом движение balance в один темп; то же назад; то же — со II позиции вперед и назад;

4) с поворотами корпуса: сделав developpe вперед, повернуться en dedans на опорной ноге на 2-й arabesque и возвратиться на той же ноге обратно en dehors, повернув и ногу вперед. Назад исполняется следующим образом: developpe назад, поворот на опорной ноге en dehors, нога поворачивается вперед. Обратно — поворот en dedans. На П позиции:

сделав developpe на II позицию, быстро подменить ногу, перевернувшись и открыв другую ногу на II позицию; проделав еще раз эту фигуру, возвратиться обратно, открыв ногу на II позицию. При смене рук на палке следует свободной рукой браться за палку и менять руки одновременно с поворотом корпуса.

ROND DE JAMBE PAR TERRE

En dehors. Движение начинается с I позиции; нога проводится вперед так же, как в battement tendu, отсюда описывается носком дуга через II позицию назад до положения против I позиции, от этой точки нога чертит прямую линию до точки, с которой начала дугу, проходя через I позицию с опущенной до земли пяткой и вытянутыми коленями.

En dedans. Движение в обратном направлении. Нога выводится назад с I позиции и чертит ту же дугу и прямую линию в обратном направлении с соблюдением тех же правил. Заканчивая движение, ногу ставят в V позицию вперед, в отличие от общего правила заканчивать упражнение в V позицию назад.

Когда rond de jambe par terre делается в быстром темпе, ему предпосылается preparation.

ROND DE IAMBE EN L'AIR

En dehors. Из V позиции открыть правую ногу на II позицию на 45°, вытянув пальцы. Отсюда носок описывает овал (растянутый в сторону слева направо), начиная с задней его дуги. Когда колено сгибается и носок доводится до икры (отнюдь не под колено), он не должен заходить ни спереди, ни сзади за икру левой ноги. Тазобедренный сустав остается в неподвижном состоянии, верхняя часть ноги, от колена кверху, неподвижна.

En dedans. При движении en dedans нога начинает описывать овал с передней его дуги и, вразрез с общепринятым правилом, закончив движение, опускается на V позицию вперед.

PORT DE BRAS

Port de bras лежит в основе великой науки рук в классическом танце. Руки, ноги и корпус воспитываются в отдельности особыми упражнениями; развивается мускулатура ног, манера держать корпус.

Виды port de bras весьма разнообразны и многочисленны. Особых названий каждая форма не имеет. Приведу здесь несколько примеров:

1. Стать в V позицию croisee, правая нога впереди. Из подготовительного положения руки идут на I позицию, III позицию, раскрываются на II позиции и опускаются в исходную точку — подготовительное положение.

Когда руки придут на II позицию, раскрыть кисти, делая спокойный, глубокий, но не утрированный вздох, нужно повернуть кисти ладонью вниз и с выдохом плавно опускать их вниз, позволяя пальцам слегка мягко “отставать”, но отнюдь не подчеркивая, не ломая кисти и не утрируя это движение.

Голова склоняется налево, когда руки придут на I позицию, взгляд устремляется на кисти; когда руки на III позиции, голова прямо; когда руки раскрываются, голова поворачивается и отклоняется направо. Взгляд везде следует за кистями рук.

2. Стать в V позицию, правая нога впереди. Из подготовительного положения руки идут на I позицию, затем левая — на III позицию, правая — на II позицию, левая — на II, правая — на III; левая опускается в подготовительное положение, проходит его и поднимается на I позицию, где встречается с опускающейся правой рукой. Отсюда движение повторяется.

Голова аккомпанирует следующим образом: когда руки на I позиции, взглянуть на кисти, склонив голову налево; при втором положении голова отведена направо; когда правая рука на III позиции, голова отклоняется и поворачивается налево; при заключении движения — голова налево.

3. V позиция. Раскрыв руки на II позицию (голова направо), “вздохнуть ими”, как описывается в первом виде port de bras, и опустить в подготовительное положение, наклоняя одновременно корпус и голову вперед и сохраняя всегда стройность спины при помощи подтянутого позвоночника. Затем начинается разгибание, которое происходит

следующим образом: сначала корпус выпрямляется, т. е. поднимается наверх (обратно), причем голова и корпус поднимаются одновременно с руками, которые проходят через I позицию на III позицию, потом корпус перегибается насколько возможно назад, голова при этом не должна закидываться, и руки по существующему правилу должны находиться

перед головой и не ускользать от направленного на них взгляда; корпус разгибается, вся фигура выпрямляется, руки раскрываются на II позицию.

4. V позиция, правая нога впереди. Руки идут через I позицию, левая — на III позицию, правая — на II (подготовительное положение для этого вида port de bras), голова повернута направо. Левая раскрывается на II позицию, одновременно необходимо сильно раскрыть грудь, захватив спину, вогнув позвоночник, отвести левое плечо так сильно назад, чтобы в зеркало вы его увидели хорошо со спины, а так как вы обращены в данную минуту налево, то впереди будет правое плечо. Голова повернута направо. Несмотря на сильный поворот корпуса, ноги остаются совершенно неподвижными. Затем правая рука проводится в I позицию, где левая, подведенная снизу, встречается с нею, взгляд с поворотом головы налево останавливается на руках. Корпус возвращается в первоначальную позу.

5. Это port de bras обычно принято делать при окончании урока, когда все тело стало эластичным; оно развивает большую гибкость. Вначале с V позиции при левой руке, поднятой на III позицию, и правой, отведенной на II, корпус наклоняется вперед (вместе с головой, повернутой по направлению левой руки), не теряя стройности позвоночника; левая рука опускается вниз на I позицию, правая через подготовительное положение подводится к ней также на I позицию, затем корпус разгибается назад с поворотом налево, взгляд все время следует за движением руки.

Руки с I позиции идут так: правая поднимается на III позицию, левая отводится на II позицию, голова и взгляд по направлению левой руки (при отведении левого плеча назад надо следить, чтобы правое плечо не поднималось), затем корпус возвращается в исходное положение, правая рука раскрывается на II позицию, а левая поднимается на III позицию.

6. Grand port de bras. Стать в позу croisee назад, левая нога сзади (левая рука уже на III позиции, правая — на II). Сделать plie, приседая на правой ноге и оттягивая левую назад; в это время корпус наклоняется низко вперед и вместе с ним идет левая рука, не теряя своего места на III позиции.

Наклонив корпус до крайней точки, следует держать его все же совершенно прямо. Чтобы не потерять этой стройности, несмотря на сильный наклон вперед, нужно крепко удерживать позвоночник прямым, избегая всякой сутулости, в это время правая рука опускается вниз и встречается с левой на I позиции, не теряя своего места немного выше

пояса.

Достигнув усиленно расширенной IV позиции, насколько позволяет сложение, выпрямляете корпус и одновременно отбрасываете его на носок левой ноги. Перегнуться назад, хорошо захватив спину. Правая рука идет на III позицию, левая — на II позицию (правая всегда остается впереди головы!). Голова откинута назад через левое плечо, и поза аналогична позе 4-го port de bras, т. е. левое плечо хорошо отведено назад. Затем правая рука открывается на II позицию, голова поворачивается направо, корпус выпрямляется, левая рука идет на III позицию, и через plie вы возвращаетесь к исходной позе croisee.

  1. Основные понятия классического танца: en face, epaulement, croisee, efface, en dehors et en dedans, plie, releve, en tournant, tour lent.

EN FACE (ан фас - напротив) - термин, указывающий на то, что исполнитель обращен лицом к зрителю.

Epaulement - положение фигуры в полуоборот к зрителюпо диагонали. Оно тесно связано с понятием croise и effacé.

Понятие croisé означает скрещенность линий в позе танцующего (направление поворота головы и корпуса создает как бы скрещенную линию, ноги тоже скрещены).

Понятие effacé означает развернутое положение фигуры без скрещенных линий.

En dedans (во внутрь) - направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся En tournant по направлению к опорной ноге.

En dehors (наружу) - направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся En tournant по направлению от опорной ноги.

PLIE (плие, от plier - сгибать) - приседание на двух или на одной ноге: a) grand plié - с предельным сгибанием коленей, поднимая пятки от пола, б) demi-plié - не отрывая пяток от пола.

RELEVE (релеве, от relever поднимать): 1. Термин, обозначающий подъем на полупальцы или на пальцы на двух или одной ноге; 2. Battement relevé lent (франц. lent - долгий); 3. Preparation к турам.

EN TOURNANT (ан турнан - в повороте) - термин, указывающий, что движение должно быть исполнено одновременно с поворотом всего тела. Напр., pas de bourrée en tournant, échappé en tournant. Поворот может быть полным или неполным, в зависимости от задания.

TOUR LENT (тур лан, от tour - поворот, lent - медленный) - медленный поворот на опорной ноге, поднимаясь на полупальцы или не спускаясь с них, преимущ. в больших позах - attitude, arabesque, à la seconde, écarté и др.

  1. Основные позы классического танца: croisee, efface, ecarte, attitude, arabesque.

Croise (от гл. cruiser - скрещивать)

Поза классического танца, выстраиваемая из положения épaulement croisé в V позиции отведением ноги вперёд (поза croisee вперед) либо назад (поза сrоіsée назад). Малые позы выполняются на вытянутый носок в пол, средние - подниманием ноги на высоту 45°, большие на 90° и выше. Опорная нога может стоять на всей стопе или быть на полупальцах или пальцах (пуантах), вытянутая в колене либо на demi-plié. Hora, поднятая в воздух, может быть, как вытянута в колене, так и согнута (поза attitude). Поза может быть выполнена и в воздухе, во время прыжка.

Efface (En face - напротив)

Термин, указывающий на то, что исполнитель обращён лицом к зрительному залу. Effacée означает развернутое положение фигуры без скрещенных линий. Если, не меняя поворота плеч и головы, поставить правую ногу назад, скрещенность линий пропадает, фигура принимает epaulement effacé.

Ecarte

Поза классического танца, в которой тело танцовщика развёрнуто по диагонали, нога поднята в сторону (a la seconde), корпус отклонён от поднятой ноги; рука, соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II; голова повёрнута в направлении этой ноги, или от неё.

Ecartee назад. Стоя на правой ноге, отвести левую на developpe на 90° в направлении точки 6 нашего плана. Нога сильно выворотная от самого бедра. Вся поза берется в одной плоскости, диагонально к зрителю. Левая рука поднимается на III позицию, а правая на II позицию, корпус должен перегнуться набок, в сторону стоящей ноги, но с сильным захватом спины. Голова повернута направо.

Ecartee вперед. Направление ноги в точку 8. Рука поднята та же, что и нога. Голова повернута в том же направлении. В обоих случаях можно поднять наверх и обе руки.

Attitude

Одна из основных поз классического танца, в которой опорная нога стонт на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята назад на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с согнутым коленом. Корпус прогнут в спине.

Arabesque (с франц., букв. - арабский)

Основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне, или на полупальцах, или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.

Существует 4 вида Арабеска.

I арабеск ноги в положении еffacée, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

II арабеск - ноги в положении effacee, вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова повернута к зрителям. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

III арабеск - ноги в положении croise, соответствующая поднятой ноге другая рука устремляется вперед, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

IV арабеск - ноги в положении сгоіsé, впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

  1. Положения рук: arrondi et allonge.

Arrondi (арронди, франц. - округлённый, закруглённый), обозначение округлого положения рук (от плеча до пальцев) в классическом танце, в отличие от положения allongé. По принципу А. определены осн. позиции рук: мягко (кругло) согнутые локти, запястья, кисти.

ALLONGE (аллонжé, франц. - удлинённый, продлённый, вытянутый), поза классич. танца: поднятая назад нога выпрямлена в колене (arabesque), соответствующая рука поднята вверх, другая отведена в сторону, в отличие от закруглённых позиций (arrondi), локти рук выпрямлены, кисти повёрнуты наружу, что придаёт позе «летящий» характер.

  1. Связующие движения классического танца: temps lie, pas de bourree, pas chassee, pas glissade, pas couru, coupe, шаг, flic-flac, passé, temps releve.

TEMPS LIE – это серия слитных взаимосвязанных движений, развивающих координацию движений рук, ног, головы и корпуса, слитность из одной позы в другую. Характер движения плавный.

PAS DE BOURREE (па де бурре) - мелкие движения, переступания с ноги на ногу. Основная учебная форма P. de b.- simple - представляет собой перекрестное переступание с ноги на ногу, с продвиженнем в сторону; первые 2 шага исполняются на полупальцах, a 3-й заканчивается на plié. В русск. школе классич. танца существуют и др. виды P. de b.: a) suivi (беспрерывный, связный), б) dessus-dessous (над - под или сверху - снизу) и др.

Pas de bourree делится на два основных вида: с переменой ног и без перемены ног. В первом случае, если начать с правой ноги, по окончании впереди будет левая. Во втором случае — правая.

PAS CHASSEE (от франц. chasser - гнать) - прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка. Chasse существует как самостоятельное pas allegro, может комбинироваться с другими прыжками, а также включаться в большое adagio в средних и старших классах. Кроме того, chassé имеет и вспомогательное значение как разбег перед большими прыжками. В первом случае chassé делается с продвижением, с сильным отрывом от пола, в направлениях в сторону, на croisé, на effacé, на écarté вперед и назад. Во втором случае chassé исполняется скорее как партерный скользящий прыжок, в котором ноги соединяются в V позиции с вытянутыми пальцами почти без отрыва от пола в направлениях, предшествующих какому-нибудь большому прыжку по прямой линии, по диагонали и по кругу.

PAS GLISSADE

Glissade (скользящий, от франц. glisser - скользить) - прыжок с двух ног на две. Как и pas chassé, glissade может исполняться как самостоятельное движение и как вспомогательное

pas, предшествующее маленьким и большим прыжкам.

Glissade относится к партерным прыжкам без отрыва от пола; делается в сторону и во всех направлениях в маленькие позы. Изучение начинается в младших классах.

PAS COURU (па курю, от pas – шаг, courir – бежать) – легкий сценический бег. Когда делается несколько pas de bourree подряд, мы получаем pas couru. Большей частью оно исполняется в быстром темпе. Это pas применяется очень часто для разбега при больших прыжках, хотя бы для jete, и особенно в мужском танце. Делается в большом количестве и в женском танце на пальцах, с продвижением по прямой линии по диагонали сцены или вокруг всей сцены. В этом случае его называют pas de bourree suivi.

COUPE – это быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения

Это маленькое промежуточное движение, способствующее началу другого pas. Coupe исполняется обыкновенно за тактом. Coupe может быть двух видов: без продвижения и с продвижением в любом направлении.

ШАГ

В классическом танце шаг также применяется как вспомогательное или связующее движение при перемене поз с переходом с одной ноги на другую.

Шаг можно начинать вытянутой или согнутой ногой, поднимая ее до положения sur le cou-de-pied, на высоту 45° или 90°.

Чаще всего шагу предшествует demi plié на опорной ноге. При шаге нога ставится с вытянутого носка на пятку. Шаг можно сделать сразу на полупальцы.

Существует шаг-tombé (падающий). Переходя на другую ногу при помощи шага-tombé в demi plié, корпус следует оставлять прямым и подтянутым. С шага-tombé с высоты 45° и 90° исполняются прыжки, pirouettes с sur le cou-de-pied и туры в больших позах en dehors и en dedans.

FLIC-FLAC - связующее движение, которое заключается в энергичном захлестывающем броске работающей ноги по V позиции впереди и сзади или сзади и впереди у опорной и возвращении ее в исходное положение.

Разучивание flic-flac начинается у палки и на середине зала из II позиции на 45° раздельно в два темпа, затем в один темп en dehors и en dedans. Позже flic-flac исполняется en tournant en dehors en dedans у палки и на середине зала.

PASSE - это проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, из одной позы в другую. Всякий перевод работающей ноги по полу или по воздуху, в вытянутом или согнутом виде, на вытянутой опорной ноге или на demi plié.

Passé может быть исполнено через I позицию на полу, а также на высоте 45° и 90° в любом направлении. Оно делается и в прыжке.

TEMPS RELEVE

Temps releve — вспомогательное движение, связанное с подъемом опорной ноги из demi plié и выпрямлением ноги из demi plié и выпрямлением работающей ноги из согнутого положения. Служит как preparation к какому-либо движению (например, к rond de jambe en l'air). Может быть и сложным приемом для исполнения маленького pirouette с ногой sur le cou-de-pied и туров в больших позах.

Вначале изучается самостоятельно у палки и на середине зала, с ногой на 45° и на 90°, en dehors и en dedans. Затем включается в комбинации с другими движениями экзерсиса и adagio без туров и с турами.

Temps relevé требует тщательного изучения, так как правильное его исполнение определяет и качество туров temps relevé.

Petit temps releve. Стать в V позицию, правая нога впереди; сделать demi-plie, правая нога sur le cou-de-pied впереди приемом, изображенным на, правая рука согнута на I позиции, правая нога проходящим движением вперед без остановки отводится на II позицию на 45°; одновременно правая рука открывается на II позицию, левая нога одновременно поднимается на полупальцы.

Начиная это движение, нужно оставить верхнюю часть ноги (от колена наверх) неподвижной, сделать движение отведения ноги на II позицию только нижней частью (от колена вниз), удерживая верхнюю часть ноги от перемены положения. Таким образом, нижняя часть ноги вытягивается вперед лишь настолько, насколько позволяет сдержанность мускулов верхней части ноги. Назад petit temps releve делают таким же приемом, начиная sur le cou-de-pied сзади: делают ногой проходящее движение назад, отведя ее на II позицию и удерживая верхнюю часть ноги от перемены положения, т. е. стремясь проделать движение ногой от носка до колена.

GRAND TEMPS RELEVE. Grand temps relevé исполняется по принципу petit temps releve, разница лишь в том, что работающая нога поднимается носком к колену опорной ноги спереди для исполнения en dehors и сзади под колено опорной для исполнения en dedans. Дальше работающая нога отводится вперед или назад на той же высоте, вытягивается и продолжает движение по дуге в сторону II позиции на 90°.

Руки в таком же положении, как в petit temps releve. C grand temps relevé делаются туры в больших позах.

 

Тема. Развитие координации на уроках классического танца.
Координация — это тактика в хореографии, последовательный путь освоения правил, приемов, при помощи которых можно управлять устойчивостью, равновесием, т. е. достичь желаемого апломба.

Координация в хореографии — это умение сочетать, варьировать, применять на практике правила и приемы устойчивости (т. скоординировать их).

«Возбуждая рецепторы кожи, мышц и вестибулярного аппарата, сила тяжести приводит к рефлекторному перераспределению тонуса мышц. Изменяя мышечные усилия для преодоления силы тяжести, танцовщик сохраняет равновесие и устойчивость тела». Координация в хореографии —это сознательная профессиональная организация движения в заданной форме, по времени, пространстве и образе.

«Любое движение требует равновесия тела. Анализаторы играют в его сохранении ведущую роль. Двигательный анализатор воспринимает напряжение мышц ног и размах движений в суставах, двигательный и обязательный вместе — соприкосновение с опорой и ее противодействие (реакция опоры). Обязательный анализатор показывает скорость перемещения тела, а вестибулярный — изменение скорости и направления движения, создает чувство поз. Зрительный анализатор дает ощущение полета, направление движения и его изменения и скорости. Равновесие в движении зависит от степени развития свойств анализаторов и от согласованности их в работе».

Классическая хореография формировалась, шлифовалась на протяжении многих поколений. Школа хореографии, ее деятели в разных странах искали, отбирали, формировали, систематизировали различные движения, приемы, позволяющие воспитывать в танцорах те или иные качества, развивать природные возможности. К началу XX века в разных странах такие системы-школы уже в основном сложились (итальянская, французская, датская, русская и др.). В книге Худекова «История танцев» приводится система занятий в русской школе, рассчитанная на - 20- выработку у артистов тех или иных профессиональных качеств, так называемых «Экзерсиции»: экзерсис — адажио, экзерсис — элевация, экзерсис — баллона, экзерсис — taquete', экзерсис — temps battus, экзерсис — pirouettes. Экзерсисы, группы движении, отобранные временем, говорят о том, что появились правила и приемы той или иной школы, которые позволяют не только разучить движения, определенные программами, но и помогающие развить технику пластического движения, технику прыжков, полетов, устойчивости, заносок, вращений при помощи специальных тренировок. Чтобы исполнить определенную позу, нужно мысленно представить ее, создать ее образ, чем и настроить все звенья своего тела на создание этой позы и удержание ее.

В систему координации в классическом танце входит ряд условных названий («универсальных раздражителей»). Условное название —это не термин, это приспособленное к работе образное обозначение, направленное па быстрое, более доходчивое воздействие с целью достижения лучших практических результатов. Особенность условных названий в том, что все эти обозначения узко специфичны и в обычной повседневной жизни не употребляются в том значении, в котором их применяют в балетной практике. Наиболее распространенными из них являются:

площадь опоры — условное название, обозначающее поверхность, которую занимают стопы и пространство между ними. С изменением позиций меняется и площадь опоры. Чем большую площадь опоры занимают стопы, тем устойчивее положение тела;

центр тяжести тела — условно называемая точка тела, которая располагается в брюшной полости (впереди позвоночника), на уровне крестца. От высоты расположения центра тяжести тела над площадью опоры зависит и степень устойчивости: чем выше центр тяжести тела над опорой, тем ниже степень устойчивости, тем труднее сохранить равновесие;

ось тела — так условно называют подразумеваемую линию, которая проходит внутри тела, через его середину и делит тело продольно пополам;

опорная нога — так принято в хореографии называть ногу, на которой в данный момент находится вес всего тела и через которую проходит центральная осевая линия; работающая нога — так называют условно освобожденную от тяжести корпуса ногу, выполняющую какое-либо движение на полу или в воздухе, в том или ином направлении;

легкая пятка — условное название связано с положением стопы (или стоп) на полу, когда центр тяжести проходит через середину подушечки стопы, через полупальцы ее, а пятка, внешне прилегающая плотно к полу, давление веса тела не принимает;

тяжелая пятка — условное название связано со смещением центра тяжести тела в пяточную область. При этом, как правило, корпус оседает, ноги принимают на себя тяжесть своего тела;

внешние мышцы ног — условно принятое название мышц, расположенных по линии, идущей от пальцев стопы, проходящей через подъем, голень, колено, ляжки до тазобедренного сустава;

внутренние мышцы ног — условно так принято называть мышцы, расположенные по линии, проходящей от пятки через икру, под коленом и выше до паха;

посаженный корпус — условное название связано с мышечным закрепощением спины, происходящим от прогиба в позвоночнике (лордоз). При «посаженном корпусе» верхняя часть тела как бы сидит на крестце, бедрах, ногах. В этом положении теряется подвижность, нарушается координация;

держать крест — в основе хореографического условного понятия крест лежит принцип перекрестной координации мышц всех частей тела (ног, рук, спины, шеи) при движении. Обычный шаг вперед правой ногой сопровождается отставанием одноименного плеча и выдвижением левого плеча вместе с рукой вперед, а отстающие части тела (левая нога и правое плечо) внутренними натяжениями мышц, направленными друг к другу, создают взаимное перекрещенное положение крест, что и обеспечивает ус



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: