Обучающиеся должны составить конспекты по следующим темам (из каждого раздела одна тема – по выбору студента). Конспект дожжен быть составлен на основе указанных учебников.
Фонетика
Классификация гласных и согласных звуков.
Активные процессы в области ударения.
Словообразование
Активные процессы современного словопроизводства.
Стилистические ресурсы словообразования.
Лексикология
Активные процессы в лексике русского языка последних десятилетий.
Историческое формирование лексико-семантической системы русского языка. Морфология
Переходные явления в сфере частей речи как один из способов пополнения лексико-грамматических классов слов.
Основные тенденции развития грамматического строя современного русского языка.
Синтаксис и пунктуация
Принципы русской пунктуации.
Система знаков препинания в современном русском языке.
Работа со справочными материалами
Необходимо использовать специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Особое внимание следует уделить работе с лингвистическими словарями, поскольку студенты должны получить представление о назначении и структуре лингвистических словарей. Каждый студент должен составить конспект с информацией о разных лингвистических словарях (не менее 10 словарей – толковые словари, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари, словари ударения, орфоэпические словари, словари лингвистических терминов и т.д.). конспекте должно быть дано библиографическое описание словаря, общая информация (назначение, количество словарных статей), структура словарной статьи, пример словарной статьи.
|
Словари и справочники
1. Александрова, З.А. Словарь синонимов русского языка / под ред. Л.А. Чешко. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
2. Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. — М.: Русский язык, 1994.
3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. — М.: Русский язык, 1978.
4. Крысий, Л.П. Толковый словарь иностранных слов. — М., 1998.
5. Львов, М.Г. Словарь антонимов русского языка. — 9-е изд. — М.: Русский язык, 1984.
6. Новые слова и значения: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х гг. / под ред. Н.З. Котеловой. — М., 1984.
7. Ожегов, СИ. Толковый словарь русского языка / СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: АЗЪ, 1993.
8. Сводный словарь современной русской лексики: в 2 т. / под ред. П. Рогожниковой. — М., 1991.
9. Словарь иностранных слов. — М., 1979.
10. Словарь новых слов русского языка / под ред. Н.З. Котеловой. — СПб., 1995.
11. Словарь образных выражений русского языка / ред. Н.В. Телия. — М., 1995.
12. Словарь синонимов русского языка: в 2 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. — Л., 1970—1971.
13. Словарь ударений русского языка / сост: Ф.Л. Агеенко и MB. Зарва; под ред. М.А. Штудинера. — М., 2000.
14. Трудности русского языка: словарь-справочник журналиста / под ред. Л.И. Рахмановой. — М.: Изд-во МГУ, 1993.
15. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. — М., 1967.
16. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. — М., 1971.
Составление словаря
Изучая данную дисциплину, студент должен составить свой индивидуальный словарь различных языковых трудностей – не менее 15 случаев. В словарь могут быть включены термины, трудности произношения, грамматические трудности и т.д.
|
3.3.1. Контрольные работы/рефераты.
Контрольная работа включает в себя теоретический вопрос и практическое задание по каждому изучаемому разделу.
Образец контрольной работы
- Предложения с вводными и вставными конструкциями: раскрывая данный вопрос следует охарактеризовать признаки водности; основные функционально-семантические группы вводных конструкций; отличие вставных конструкций от вводных. Необходимо также описать особенности оформления этих конструкций в предложении. Теоретические положения должны быть подкреплены примерами. Необходимо указать список источников, на основе которых составлен конспект (библиографическое описание)
- Выполните следующие практические задания
1. Затранскрибируйте данные слова, укажите произносительные варианты, если они допускаются современными орфоэпическими нормами.
Извозчик, разносчик, брусчатка; брюзжать, визжать, дождь, дождик, дождичек, дрожжи, вожжа, вожжи, съезжу; сейчас, тысяча; жестче, мужчина, хлестче; братский, городской, бояться, умываться; булочная, винтовочный, конечно, конечный, поточный, перечница, прачечная, Саввична, сердечный (друг), сердечный (приступ), сливочный, яичница; кое-что, нечто, ничто, потому что.
2. В предложенном тексте расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, выполните разбор по составу выделенных слов, укажите исторические чередования.
Свист паровоза... Ед…т князь.
В стекля…ом павил…оне свита!..
|
И саблю волоча сердито
Выходит офицер кичась
Да несомне…о это князь.
И возвращает…ся домой
Конечно в царство этикета
Внушая тайный страх карета
С мощами фрейлины седой
Что возвращает…ся домой... (О. Мандельштам)
3. Определить способ переноса значения слова: засыпаться на экзамене, сдать физику в библиотеку, поймать мотор (такси).
Дать лексическое толкование следующих слов: эликсир, эстакада, конъюнктура, суррогат, оппонент.
Определить вид омонимии в данных парах слов: среда (окружение) – среда (день недели), (вода) стекла – (нет) стекла, долго – долга, парить – парить.
4. Выпишите из текста по 2 местоимения каждого разряда (по значению). Укажите их морфологические признаки и роль в предложении. Поясните, от каких слов зависят местоимения. Назовите разряды местоимений, которые, возможно отсутствуют в тексте
Понятие свободы нельзя верно охватить без оценки жизненных задач нашего земного существования. Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас — не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть Землю лучшим, чем пришел на нее, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества.) Если так, то внешняя свобода оказывается не самодовлеющей целью людей и обществ, а лишь подсобным средством нашего неискаженного развития; только возможностью для нас — прожить не животным, а человеческим существом; только условием, чтобы человек лучше выполнил свое земное назначение. И свобода — не единственное такое условие. Никак не меньше внешней свободы нуждается человек — в незагрязненном просторе для души, в возможностях душевного сосредоточения.
Увы, современная цивилизованная свобода именно этого простора не хочет оставить нам. Увы, именно за последние десятилетия само наше представление о свободе снизилось и измельчилось по сравнению с предыдущими веками, оно свелось почти исключительно к свободе от наружного давления, к свободе от государственного насилия. К свободе, понятой всего лишь на юридическом уровне — и не выше. (А.И. Соженицын)
5.Выполните разбор двух словосочетаний, двух простых предложений и двух слжных предложений из данного выше текста.
4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рейтинговая система оценки знаний обучающихся по учебной дисциплине (модулю )
Отсутствует в университете.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Основная литература
№ п/п | Автор (ы), наименование, место издания и издательство, год | Используется при изучении разделов | Семестр | Количество экземпляров | |
В библиотеке | На кафедре | ||||
Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - 8-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 448 с. | 1 - 6 | 5-6 |
5.2. Дополнительная литература
№ п/п | Автор (ы), наименование, место издания и издательство, год | Используется при изучении разделов | Семестр | Количество экземпляров | |
В библиотеке | На кафедре | ||||
"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!." [Текст]: классики и современники о русском языке: антология / сост. Г. Н. Красников. - 2-е изд. - Москва: ВЕЧЕ, 2016. - 928 с. | 1 - 6 | 5 - 6 | |||
Большой академический словарь русского языка [Текст]. Т. 1- 23: Расплыв - Розниться / Ин-т лингвистических исследований РАН; [гл. ред. А. С. Герд]. - Москва; Санкт-Петербург: Наука, 2004-2014. | 1 - 6 | 5 - 6 | |||
3. | Еськова, Наталья Александровна. Словарь трудностей русского языка [Текст]: ударение. Грамматические формы: более 12000 слов / Н. А. Еськова; РАН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. - Москва: Языки славянской культуры, 2014. - 536 с. | 1 - 6 | 5 - 6 | ||
4. | Новые слова и значения [Текст]: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов ХХ века: в 3 т. Т.1-3. / под ред. Т. Н. Буцевой, Е. А. Левашова; [сост. Т. Н. Буцева [и др.]; Ин-т лингвистических исследований, РАН. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2014. - 1392 с. | 1 - 6 | 5 - 6 | ||
5. | Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 624 с. | 1 - 6 | 5 - 6 | ||
6. | Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; [под ред. И. Б. Голуб]. - 17-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2013. - 368 с. | 1 - 6 | 5 - 6 | ||
7. | Филология [Электронный ресурс]: гипертекстовая хрестоматия: CD-Rom. - М.: УМК, 2006. - 1 электр. оптич. диск. | 1 - 6 | 5 - 6 | ||
8. | Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1985. – 703 с. | 1 - 6 | 5 - 6 |
5.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Российская государственная библиотека: www.rsl.ru;
2. ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/;
3. Библиотека РГУ: www.library.rspu.ryazan.ru;
4. Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького: www.library.ryazan.su;
5. Справочно-информационный портал «Русский язык»: www.gramota.ru;
6. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru;