Изучение и конспектирование специальной литературы




Обучающиеся должны составить конспекты по следующим темам (из каждого раздела одна тема – по выбору студента). Конспект дожжен быть составлен на основе указанных учебников.

Фонетика

Классификация гласных и согласных звуков.

Активные процессы в области ударения.

Словообразование

Активные процессы современного словопроизводства.

Стилистические ресурсы словообразования.

Лексикология

Активные процессы в лексике русского языка последних десятиле­тий.

Истори­ческое формирование лексико-семантической системы русского языка. Морфология

Переходные явления в сфере частей речи как один из способов по­полнения лексико-грамматических классов слов.

Основные тенденции развития грамматического строя современного русского языка.

Синтаксис и пунктуация

Принципы русской пунктуации.

Система знаков препинания в современном русском языке.

Работа со справочными материалами

Необходимо использовать специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Особое внимание следует уделить работе с лингвистическими словарями, поскольку студенты должны получить представление о назначении и структуре лингвистических словарей. Каждый студент должен составить конспект с информацией о разных лингвистических словарях (не менее 10 словарей – толковые словари, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари, словари ударения, орфоэпические словари, словари лингвистических терминов и т.д.). конспекте должно быть дано библиографическое описание словаря, общая информация (назначение, количество словарных статей), структура словарной статьи, пример словарной статьи.

Словари и справочники

1. Александрова, З.А. Словарь синонимов русского языка / под ред. Л.А. Чешко. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

2. Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. — М.: Русский язык, 1994.

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. — М.: Русский язык, 1978.

4. Крысий, Л.П. Толковый словарь иностранных слов. — М., 1998.

5. Львов, М.Г. Словарь антонимов русского языка. — 9-е изд. — М.: Русский язык, 1984.

6. Новые слова и значения: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х гг. / под ред. Н.З. Котеловой. — М., 1984.

7. Ожегов, СИ. Толковый словарь русского языка / СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: АЗЪ, 1993.

8. Сводный словарь современной русской лексики: в 2 т. / под ред. П. Рогожниковой. — М., 1991.

9. Словарь иностранных слов. — М., 1979.

10. Словарь новых слов русского языка / под ред. Н.З. Котеловой. — СПб., 1995.

11. Словарь образных выражений русского языка / ред. Н.В. Телия. — М., 1995.

12. Словарь синонимов русского языка: в 2 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. — Л., 1970—1971.

13. Словарь ударений русского языка / сост: Ф.Л. Агеенко и MB. Зарва; под ред. М.А. Штудинера. — М., 2000.

14. Трудности русского языка: словарь-справочник журналиста / под ред. Л.И. Рахмановой. — М.: Изд-во МГУ, 1993.

15. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. — М., 1967.

16. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. — М., 1971.

 

Составление словаря

Изучая данную дисциплину, студент должен составить свой индивидуальный словарь различных языковых трудностей – не менее 15 случаев. В словарь могут быть включены термины, трудности произношения, грамматические трудности и т.д.

3.3.1. Контрольные работы/рефераты.

Контрольная работа включает в себя теоретический вопрос и практическое задание по каждому изучаемому разделу.

Образец контрольной работы

  1. Предложения с вводными и вставными конструкциями: раскрывая данный вопрос следует охарактеризовать признаки водности; основные функционально-семантические группы вводных конструкций; отличие вставных конструкций от вводных. Необходимо также описать особенности оформления этих конструкций в предложении. Теоретические положения должны быть подкреплены примерами. Необходимо указать список источников, на основе которых составлен конспект (библиографическое описание)
  2. Выполните следующие практические задания

1. Затранскрибируйте данные слова, укажите произносительные варианты, если они допускаются современными орфоэпическими нормами.

Извозчик, разносчик, брусчатка; брюзжать, визжать, дождь, дождик, дождичек, дрожжи, вожжа, вожжи, съезжу; сейчас, тысяча; жестче, мужчина, хлестче; братский, городской, бояться, умываться; булочная, винтовочный, конечно, конечный, поточный, перечница, прачечная, Саввична, сердечный (друг), сердечный (приступ), сливочный, яичница; кое-что, нечто, ничто, потому что.

2. В предложенном тексте расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, выполните разбор по составу выделенных слов, укажите исторические чередования.

Свист паровоза... Ед…т князь.

В стекля…ом павил…оне свита!..

И саблю волоча сердито

Выходит офицер кичась

Да несомне…о это князь.

И возвращает…ся домой

Конечно в царство этикета

Внушая тайный страх карета

С мощами фрейлины седой

Что возвращает…ся домой... (О. Мандельштам)

3. Определить способ переноса значения слова: засыпаться на экзамене, сдать физику в библиотеку, поймать мотор (такси).

Дать лексическое толкование следующих слов: эликсир, эстакада, конъюнктура, суррогат, оппонент.

Определить вид омонимии в данных парах слов: среда (окружение) – среда (день недели), (вода) стекла – (нет) стекла, долго – долга, парить – парить.

4. Выпишите из текста по 2 местоимения каждого разряда (по значению). Укажите их морфологические признаки и роль в предложении. Поясните, от каких слов зависят местоимения. Назовите разряды местоимений, которые, возможно отсутствуют в тексте

Понятие свободы нельзя верно охватить без оценки жизненных задач нашего земного существования. Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас — не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть Землю лучшим, чем пришел на нее, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества.) Если так, то внешняя свобода оказывается не самодовлеющей целью людей и обществ, а лишь подсобным средством нашего неискаженного развития; только возможностью для нас — прожить не животным, а человеческим существом; только условием, чтобы человек лучше выполнил свое земное назначение. И свобода — не единственное такое условие. Никак не меньше внешней свободы нуждается человек — в незагрязненном просторе для души, в возможностях душевного сосредоточения.

Увы, современная цивилизованная свобода именно этого простора не хочет оставить нам. Увы, именно за последние десятилетия само наше представление о свободе снизилось и измельчилось по сравнению с предыдущими веками, оно свелось почти исключительно к свободе от наружного давления, к свободе от государственного насилия. К свободе, понятой всего лишь на юридическом уровне — и не выше. (А.И. Соженицын)

5.Выполните разбор двух словосочетаний, двух простых предложений и двух слжных предложений из данного выше текста.

 

4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рейтинговая система оценки знаний обучающихся по учебной дисциплине (модулю )

Отсутствует в университете.

 

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1. Основная литература

 

№ п/п Автор (ы), наименование, место издания и издательство, год Используется при изучении разделов Семестр Количество экземпляров
В библиотеке На кафедре
           
  Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - 8-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 448 с.   1 - 6 5-6    

 

5.2. Дополнительная литература

 

№ п/п Автор (ы), наименование, место издания и издательство, год Используется при изучении разделов Семестр Количество экземпляров
В библиотеке На кафедре
           
  "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!." [Текст]: классики и современники о русском языке: антология / сост. Г. Н. Красников. - 2-е изд. - Москва: ВЕЧЕ, 2016. - 928 с. 1 - 6 5 - 6    
  Большой академический словарь русского языка [Текст]. Т. 1- 23: Расплыв - Розниться / Ин-т лингвистических исследований РАН; [гл. ред. А. С. Герд]. - Москва; Санкт-Петербург: Наука, 2004-2014. 1 - 6 5 - 6    
3. Еськова, Наталья Александровна. Словарь трудностей русского языка [Текст]: ударение. Грамматические формы: более 12000 слов / Н. А. Еськова; РАН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. - Москва: Языки славянской культуры, 2014. - 536 с.   1 - 6 5 - 6    
4. Новые слова и значения [Текст]: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов ХХ века: в 3 т. Т.1-3. / под ред. Т. Н. Буцевой, Е. А. Левашова; [сост. Т. Н. Буцева [и др.]; Ин-т лингвистических исследований, РАН. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2014. - 1392 с.   1 - 6 5 - 6    
5. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 624 с. 1 - 6 5 - 6    
6. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; [под ред. И. Б. Голуб]. - 17-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2013. - 368 с.   1 - 6 5 - 6    
7. Филология [Электронный ресурс]: гипертекстовая хрестоматия: CD-Rom. - М.: УМК, 2006. - 1 электр. оптич. диск. 1 - 6 5 - 6    
8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1985. – 703 с.   1 - 6 5 - 6    

5.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Российская государственная библиотека: www.rsl.ru;

2. ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/;

3. Библиотека РГУ: www.library.rspu.ryazan.ru;

4. Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького: www.library.ryazan.su;

5. Справочно-информационный портал «Русский язык»: www.gramota.ru;

6. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: