III. Работа по теме урока.




Кл.16.04.чтение

Тема:Р. Сеф. «Чудо». А. Прокофьев. «Люблю березу русскую»

Цели: развивать дикцию, умение работать с поэтическим произведением; совершенствовать навык выразительного чтения стихотворения; воспитывать чувство прекрасного.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Обобщение по разделу: «Любовь – волшебная страна».

1) Вспомните и назовите, каким произведением начинался этот раздел учебника.

2) Какие еще произведения были представлены в этом разделе? Каковыми они являются по жанру?

3) Чему учит каждое из этих произведений?

4) Какое произведение вам понравилось больше всего? Объясните почему.

2. Викторина по прочитанным произведениям раздела.

1) «Мила вам свобода, но милей ее – любовь сердечная: без нее и свобода хуже неволи злой. Отдала я любовь, утеху мою, любовь друга сердечного, за его свободу желанную. Выкупила я тою любовью моего друга из неволи злой. Видно, правду говорят люди: любовью свобода покупается». (Н. Вагнер. «Сказка».)

– Объясните смысл этих слов.

2) «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». (И. Тургенев. «Воробей».)

– Объясните смысл этих слов.

3) «А от меня возьми вот подарок: серебряное блюдечко-золотое яблочко. Яблочко не простое, само по блюдечку катается, а в блюдечке, что в зеркале, весь свет отражается». («Перышко Финиста-ясна сокола».)

– Кто является главными героями сказки? В чем главная мысль сказки?

4) «В садике цвело множество пышных, гордых цветов, и чем меньше они благоухали, тем больше важничали». (Г.-Х. Андерсен. «Ромашка».)

– О любви к кому говорится в этой сказке?

III. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и цели урока.

– Как называется последний раздел учебника? Как вы думаете, о чём будут произведения этого раздела?

– О чём вам говорит название первого произведения нового раздела и иллюстрация к нему

2. Чтение стихотворения «Чудо».

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем? – Можно ли считать берёзку чудом? Почему?

– Найдите место п сихологической паузы(это «красноречивое», наполненное смыслом молчание), (после слова пробивается).

После этого дети отмечают в тексте логическое ударение (слова: чуда, никогда, чуда, беда, чуда, сходи, посмотри); обозначают короткие и длинные паузы во второй

части стихотворения или во всём тексте:

Ты ещё / Не видел/ Чуда? //

Никогда / Не видел/ Чуда? //

Вот беда – // Не видел чуда! //

Так сходи/ И посмотри.//

Ты увидишь / Просто чудо, // Удивительное / Чудо: //

Там, / Где магазин / «Посуда», //

Возле дома / Номер три, //

Сквозь асфальт / У перекрёстка/ Пробивается (П) Берёзка. //

Мелодика голоса обозначается только в последних четырёх строчках: тремя стрелками над словами в конце строк, идущими вверх, и в самом конце – стрелкой, идущей вниз.

Завершается работа над стихотворением его выразительным чтением.

3. – Что назвал чудом поэт Роман Семёнович Сеф?

– Поэты и художники всегда чувствовали поэтическое очарование берёзы. А сколько песен сложено о берёзе народом, сколько этой белоствольной красавице посвящено стихов, картин! Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины.

Поэт Николай Михайлович Рубцов написал:

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

В стихах другого поэта мы читаем:

Берёзка, солнце и Россия

Живут и вечно будут жить. (Я. Шведов)

 

Беседа по картине И. Левитана «Березовая роща».

– Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Березовая роща». Какое настроение складывается у вас при просмотре этой картины?

– Какие краски преобладают на картине? О чем это говорит?

– А сейчас прочитайте стихотворение А. Прокофьева.

4. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя, а затем вслух.

5. Анализ содержания.

– Как относится автор к берёзе? – Какие слова помогают это понять?

- Использовал ли поэт прием олицетворения? Отвечая на этот вопрос, учащиеся говорят о том, что поэт олицетворяет берёзу с живым существом, а именно с молодой девушкой.

(Олицетворение – литературный приём, когда неживому приписываются признаки живого.)

– Найдите и прочитайте эпитеты, которыми автор наделяет берёзу (эпитет – образное определение предмета). (Светлая, грустная, ясная, кипучая, плакучая.)

– Как вы думаете, почему для поэта важны именно эти слова?

– Сравните берёзу С. Есенина и берёзу А. Прокофьева. Что чувствовали поэты, любуясь берёзками?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: