Мир восточных славян в начале Средневековья (VII-IX века)




Учитель:Восточнославянские племена в середине I тыс. н. э. заселили огромную территорию от Карпатских гор до Волги и Оки, от границы леса и степи до Балтийского моря. Здесь они селились на свободных землях по соседству с финно-уграми и балтами. Посёлки, поля и охотничьи угодья разных племён оказались рядом друг с другом. Ни народная память, ни письменные источники ничего не сообщают нам о войнах между славянами и их новыми соседями. Разные народы жили мирно, обмениваясь достижениями своих культур. Славяне несли с собой навыки земледелия, приобретённые на плодородных землях лесостепного пограничья, а финно-угры – знания и привычки, необходимые для жизни в суровых северных лесах.

Ученый-археолог: Большое хозяйственное значение имели торговые пути, проходившие через Восточную Европу, - «Великий волжский путь» в страны Арабского халифата и путь «из варяг в греки. Последний начинался на берегах Балтийского моря, где хозяйничали дружины норманнов-викингов, которых в Восточной Европе звали варягами. Их корабли, украшенные головами хищных зверей, стали заходить в реки Восточно-Европейской равнины, стараясь добраться до богатейших городов Византийской империи. На протяжении всего этого пути варяжские ватаги воинов-купцов создавали опорные базы. В заморскую торговлю и путешествия вовлекались славяне, финно-угры, балты. Варяги поселялись среди них, принося с собой военное искусство и обычаи Скандинавии, обогащая культуру мира племён лесной полосы Восточной Европы. Постепенно образовалась общность восточнославянских племён и их ближайших соседей, которых объединял общий образ жизни.

Хозяйство восточных славян. На равнинах Восточной Европы, где расселились восточные славяне, не существовало высокоразвитой цивилизации. В отличие от Западной Европы здесь не было древних античных городов, римских дорог, население не было знакомо с передовой техникой, письменностью, культурой того времени. Поэтому многое восточным славянам и их соседям приходилось создавать самим.

Главным занятием восточных славян было земледелие. Но суровая природа в северной части их земель (короткое лето, обилие таёжных лесов, болот) не позволяла вырастить богатый урожай. Здесь славянам пришлось использовать подсечно-огневое земледелие. Несмотря на все трудности, таёжные северные леса привлекали славян. Ели сосны и мешали распахивать землю, зато из их стволов получались прекрасные срубы для домов. Охота в лесу давала много дичи, а из тёплого и красивого меха медведей, лис, бобров люди шили зимнюю одежду. На лесных опушках собирали самые разные ягоды, грибы и орехи. В дуплах, где обитали дикие пчёлы, добывали мёд – драгоценнейший в Средневековье продукт: одна из немногих сладостей и незаменимое лекарство. Обилие рек и озёр позволяло славянам обеспечивать себя рыбой и свободно передвигаться по лесному краю: летом – на долблёных лодках, зимой – на санях по льду. На лугах зеленели сочные травы – прекрасный корм для лошадей и коров. Также здесь рос лён – растение, из которого делали нити и ткали материю для одежды. А топкие болота поставляли славянам одно из главных богатств – железную руду. Кузнецы плавили её и ковали топоры, косы, серпы, наконечники для стрел и копий. Со всеми этими орудиями славяне и их соседи чувствовали себя уверенными хозяевами лесного края.

В южной части восточнославянских земель климат был более мягкий. Здесь росли лиственные леса – дубравы и рощи. На границе со степью начинались плодородные чернозёмные почвы, где труд пахаря давал большие урожаи. Здесь использовали пашенное земледелие. Но за плодородное лесостепное пограничье приходилось вести постоянную борьбу с кочевниками-скотоводами.

Восточные славяне и их ближайшие соседи создали в лесном краю развитое земледельческое хозяйство, дополняемое скотоводством, охотой, собирательством, ремеслом и торговлей.

Ученый-архивариус: Языческие верования. Восточные славяне были язычниками, они верили во множество богов, которые олицетворяли силы природы. Для общения с этими могущественными силами среди славян существовали особые мудрецы – волхвы, ведуньи, колдуны. Весь земной мир, по представлениям славян, был населён духами, таинственными силами: в лесу «хозяевами» были неприветливые, поросшие мхом лешие; в озёрах и реках – коварные водяные и русалки, похожие на молодых девушек с водорослями вместо волос и рыбьими хвостами вместо ног; в болотах – страшные кикиморы; в избах – не показывающиеся людям на глаза маленькие хозяева дома – домовые. Чтобы уберечься от злых духов, славяне украшали свою одежду магическими знаками, носили при себе талисманы-обереги. Кроме мира земного, по представлению славян, существовал ещё и мир небесный, населённый могущественными богами, которые руководили земной жизнью. Год для славян начинался в конце зимнего месяца «студеня» (в декабре). В самую длинную зимнюю ночь славяне тушили свет в избах и под вой бушующей за окном метели, по старинке, трением добывали огонь нового года, поминая добрым словом бога Сварожича – покровителя огня и кузнецов. Когда в месяц «сухень» (март) из-за туч выглядывало весеннее солнышко, славяне радовались, что бог Хорс явил им свой сияющий лик: пекли блины, и начинался праздник масленица. В тёплый месяц «червень» (июль) славяне молили владыку солнечного тепла Даждьбога дать больше жарких дней, чтобы созрел урожай. Когда в месяц «серпень» (август) грохотали грозы и ливни мешали убирать хлеба, славяне в страхе взирали на небо, где на железной колеснице проезжал великий Перун – бог грома и молний, покровитель воинов. В «рюсене» (сентябре), когда был собран урожай, люди славили Рода и матушек-рожениц – покровителей плодородия. Чтобы умилостивить могущественных богов, славяне приносили им жертвы. Перед идолами (деревянными изображениями) богов сжигались плоды земли и ремесла, на жертвенные камни лилась кровь зарезанных в угоду богам птиц, животных, а в особых случаях – и людей. По представлению славян, после смерти души всех живых существ попадали в загробный мир, где вели ту же жизнь, что и на земле. Поэтому, когда хоронили славянина, в могилу (или на погребальный костёр) рядом с ним клали горшки каши и корчаги мёда, меховую одежду и крепкие сапоги, тугой лук и железный топор. Иногда в случае смерти мужа жена тоже принимала смерть, и их хоронили в общей могиле. Для нас эти обычаи кажутся странными и жестокими, но в то время люди иначе воспринимали мир.

Восточные славяне, как и многие народы Европы, в начале Средневековья сохраняли языческие верования.

Учитель: Родовой строй восточных славян. У восточных славян долго сохранялся родовой строй. В каждом посёлке (нескольких избах, огороженных частоколом) проживала одна родовая община – родственные семьи во главе со старейшиной. Сородичи совместно владели пахотами, сенокосами, охотничьими угодьями, но каждой семье предоставлялся свой участок поля. В случае неурожая распределяли запасы из общинных амбаров. Все младшие члены рода должны были повиноваться слову старейшины. Если что-то угрожало жизни одного из сородичей, то за него заступался весь род. Если же в роду кто-то погибал от чужой руки, то ни один сородич не мог сложить оружия, пока не отомстит убийцам. Этот обычай кровной мести оберегал жизнь человека в первобытную эпоху.

Жители расположенных рядом друг с другом посёлков составляли союз родов – племя. Молодые юноши и девушки из родовых общин одного племени весной сходились у священных ручьёв и дубрав «между своих сёл» на праздники, хороводы, игры и выбирали себе женихов и невест. Родовые старейшины каждого племени собирались на советы, для суда над провинившимися по «правде», то есть справедливо, правильно, по порядкам и обычаям старины. Простые соплеменники сходились на общие праздники, пиры, для жертвоприношений особо почитаемым в племени богам. Все соплеменники могли также собраться на вече – народное собрание, где обсуждали и решали важные для всего племени вопросы.

Князь вождь племени    
Ополчение племени Вече племени Совет старцев (старейшин)
Родовые общины племени и их старцы (старейшины)    

 

Каждое племя оберегало земли своих родовых общин. Чтобы организовать защиту от врагов, в племени на случай войны выбирался военный вождь – князь. Для небольшого похода он набирал из каждого рода юношей-воинов. В случае большой войны за князем выступало ополчение всего племени. Ученый-архивариус: Византийские писатели V-VI веков о славянах

«Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет волос у них очень белый или золотистый.

Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают».

«Все они сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению».

Учитель: К IX в. война стала источником наживы для князей и молодых воинов. Это изменило родовой строй. Теперь князей избирали не только на время походов. Они стали постоянно руководить жизнью племени. На вече решающее слово стало принадлежать только тем, кто может носить оружие и участвовать в битвах. Всё чаще племенам приходилось объединяться либо для нападения на других, либо для обороны от соседей. В землях восточных славян сложились большие союзы племён: поляне (живущие в полях), древляне (живущие в деревах – в лесу), радимичи и вятичи (потомки родоначальников Радима и Вятко) и др. Во главе союзов племён вставали особо почитаемые князья. Их посёлки – центры союзов племён – были самыми населёнными. Оставался один шаг до появления городов и ранних государств.

Таким образом, к IX веку н. э. развитие хозяйства и общественного строя восточных славян и их ближайших соседей создало условия для перехода от первобытно-общинного строя к новому этапу цивилизации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: