Тема: К.Г.Паустовский «Заботливый цветок».
Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения; воспитывать любовь к природе, способность видеть ее красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах.
Ход урока
Организационный момент
- Ребята! На уроке мы будем делать маленькие открытия.
2. Работа по теме урока
- Как вы думаете, о чем хотел сказать К.Г.Паустовский, когда писал: “Я не знаю … ничего более прекрасного, чем наша земля”?
Любимая тема произведений К. Г. Паустовского стала тема родной природы. Писатель в своих произведениях показывает красоту Центральной России. Красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание человека наблюдательного, человека не устающего удивляться, на первый взгляд, обычным явлениям природы.
Паустовский Константин Георгиевич. Краткая биография.
Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в городе Москве. Семья была большая, склонная к искусству: много пели, играли на рояле, любили театр. Учился он в киевской гимназии, любил географию, всегда мечтал путешествовать по странам. В канун нового 1900 года мама положила для своего сына Кости под елку книгу сказок Ганса Христиана Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал её много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.
У любимого сказочника Паустовского – Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании следующих произведений: «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Резиновая лодка», «Заботливый цветок», «Квакша», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и многими другими
С некоторыми его произведениями вы уже знакомы. Читайте с удовольствием и помните русскую поговорку: “Кто много читает, тот много знает».
- Сформулируйте тему нашего урока.
Тема нашего урока К.Г.Паустовский «Заботливый цветок»
- К какому жанру вы отнесете произведение К.Г.Паустовского «Заботливый цветок»?
Работа с текстом.
Словарная работа.
Дребезжать – издавать дрожащий звон, звякать.
Отчаянный – безрассудно смелый.
Лесничество – участок леса и организация, ведающая этим участком.
Пожарище – место, где был пожар.
Гарь - выгоревшее или выжженное место в лесу.
Громкоговоритель - устройство для громкого воспроизведения звука (речи, музыки и т.п.). Лесничество - участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком.
Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага
Толчётся - дробя, превращать в мелкие кусочки, в порошок.
Полноводные – с высоким уровнем воды. Полноводная река.
Ряска – это мелкое растение, листочки которого затягивают поверхность стоячей воды.
Метод «Пометки на полях»
- Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ. Только ли о людях, о животных, о почве может заботиться цветок. Читать мы будем не сразу целиком, а с остановками, чтобы обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями.
Читаем начало рассказа до слов “Называется оно кипрей”.
1. Остановка.
2. - Как выглядит это растение? Что вы узнали о нем? Как его называют в народе?
- - Кипрей, народное название Иван-чай – род трав или полукустарников. Высокая трава с цельными листьями, противоположными или разбросанными по стеблю. Цветы в углах листьев или образуют верхушечную кисть.
Читаем второй фрагмент (до слов лесничества Анна Петровна).
Остановка.
- О каких беличьих запасах идет речь?
Читаем третий фрагмент (до слов “…никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки).
- Как вы думаете, правильно поступали дети, что отбирали шишки у белок?
Остановка.
- Не лучше ли собрать шишки с земли?
Читаем до слов “... Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей”.
Остановка.
- Какое чувство вызывает автор у читателей, когда описывает местонахождение лесничества?
Читаем до конца.
“Кипрей-это наш помощник? Как может помогать кипрей?
О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок?
Какими словами заменил автор заботливый цветок?
Делаем вывод:Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря нему молодые деревья зимой не замерзали.
Первичное закрепление.
Метод «Написание синквейна»
Составьте “Синквейн”:
1. Кипрей.
2. Самоотверженный, теплый.
3. Растет, греет, выделяет.
4. Жизнь цветка, интереснее волшебных сказок.
5. Забота.
2. Самостоятельная работаПрием “Лови ошибку”
Прочитайте три цитаты. Как вы считаете, какая из них больше всего отражает идею рассказа К. Паустовского.
· Охранять природу – значит защищать Родину. (М.Пришвин)
· Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. (Микаэль Налбандян)
· Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант. (Уильям Шекспир)
3. Блиц-опрос "Самый внимательный" "Да - нет"
1. События, описанные в тексте, происходят осенью?
2. Кипрей в народе называют иван-чай?
3. Дети ходили в лесничество для сбора еловых шишек?
4. Это произведение относится к жанру сказок?
Итог урока. - Какова тема урока?
- Основная мысль произведения? Любите природу и берегите её!
Домашнее задание: составить план, пересказ рассказа.