Метод «Написание синквейна»




Тема: К.Г.Паустовский «Заботливый цветок».

Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения; воспитывать любовь к природе, способность видеть ее красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах.

Ход урока

Организационный момент

- Ребята! На уроке мы будем делать маленькие открытия.

2. Работа по теме урока

- Как вы думаете, о чем хотел сказать К.Г.Паустовский, когда писал: “Я не знаю … ничего более прекрасного, чем наша земля”?

Любимая тема произведений К. Г. Паустовского стала тема родной природы. Писатель в своих произведениях показывает красоту Центральной России. Красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание человека наблюдательного, человека не устающего удивляться, на первый взгляд, обычным явлениям природы.

Паустовский Константин Георгиевич. Краткая биография.

Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в городе Москве. Семья была большая, склонная к искусству: много пели, играли на рояле, любили театр. Учился он в киевской гимназии, любил географию, всегда мечтал путешествовать по странам. В канун нового 1900 года мама положила для своего сына Кости под елку книгу сказок Ганса Христиана Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал её много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.

У любимого сказочника Паустовского – Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании следующих произведений: «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Резиновая лодка», «Заботливый цветок», «Квакша», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и многими другими

С некоторыми его произведениями вы уже знакомы. Читайте с удовольствием и помните русскую поговорку: “Кто много читает, тот много знает».

- Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока К.Г.Паустовский «Заботливый цветок»

- К какому жанру вы отнесете произведение К.Г.Паустовского «Заботливый цветок»?

Работа с текстом.

Словарная работа.

Дребезжать – издавать дрожащий звон, звякать.

Отчаянный – безрассудно смелый.

Лесничество – участок леса и организация, ведающая этим участком.

Пожарище – место, где был пожар.

Гарь - выгоревшее или выжженное место в лесу.

Громкоговоритель - устройство для громкого воспроизведения звука (речи, музыки и т.п.). Лесничество - участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком.

Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага

Толчётся - дробя, превращать в мелкие кусочки, в порошок.

Полноводные с высоким уровнем воды. Полноводная река.

Ряска – это мелкое растение, листочки которого затягивают поверхность стоячей воды.

Метод «Пометки на полях»

- Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ. Только ли о людях, о животных, о почве может заботиться цветок. Читать мы будем не сразу целиком, а с остановками, чтобы обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями.

Читаем начало рассказа до слов “Называется оно кипрей”.

1. Остановка.

2. - Как выглядит это растение? Что вы узнали о нем? Как его называют в народе?

- - Кипрей, народное название Иван-чай – род трав или полукустарников. Высокая трава с цельными листьями, противоположными или разбросанными по стеблю. Цветы в углах листьев или образуют верхушечную кисть.

Читаем второй фрагмент (до слов лесничества Анна Петровна).

Остановка.

- О каких беличьих запасах идет речь?

Читаем третий фрагмент (до слов “…никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки).

- Как вы думаете, правильно поступали дети, что отбирали шишки у белок?

Остановка.

- Не лучше ли собрать шишки с земли?

Читаем до слов “... Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей”.

Остановка.

- Какое чувство вызывает автор у читателей, когда описывает местонахождение лесничества?

Читаем до конца.

“Кипрей-это наш помощник? Как может помогать кипрей?

О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок?

Какими словами заменил автор заботливый цветок?

Делаем вывод:Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря нему молодые деревья зимой не замерзали.

Первичное закрепление.

Метод «Написание синквейна»

Составьте “Синквейн”:

1. Кипрей.

2. Самоотверженный, теплый.

3. Растет, греет, выделяет.

4. Жизнь цветка, интереснее волшебных сказок.

5. Забота.

2. Самостоятельная работаПрием “Лови ошибку”

Прочитайте три цитаты. Как вы считаете, какая из них больше всего отражает идею рассказа К. Паустовского.

· Охранять природу – значит защищать Родину. (М.Пришвин)

· Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. (Микаэль Налбандян)

· Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант. (Уильям Шекспир)

3. Блиц-опрос "Самый внимательный" "Да - нет"

1. События, описанные в тексте, происходят осенью?

2. Кипрей в народе называют иван-чай?

3. Дети ходили в лесничество для сбора еловых шишек?

4. Это произведение относится к жанру сказок?

Итог урока. - Какова тема урока?

- Основная мысль произведения? Любите природу и берегите её!

Домашнее задание: составить план, пересказ рассказа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: