Отличие инновационной от консервативной организации предприятия




Критерии Консервативное предприятие Инновационное предприятие
Цели предприятия Цели первого уровня: выживание, достижение быстрого коммерческого успеха, рост прибыли, рост продаж, расширение доли рынка и т.п. Цели второго уровня качества: развитие инновационного потенциала корпорации и персонала, обеспечение долгосрочной жизнеспособности, удовлетворение потенциальных потребностей потребителей, развитие “своего” рынка и т.п.
Информационная база принятия управленческих решений Прошлый опыт, текущая экономическая ситуация, существующие проблемы Опережающее информационное пространство: патенты, научные разработки, изобретения, новые идеи, новые технологии, непроявленные потребности, опыт фирм-лидеров и т.п.
Подход к принятию управленческих решений Одновариантный, детерминалистический, однонаправленный, реактивный Многовариантный, интерактивный, экспериментальный, проактивный
Алгоритм управления предприятием Традиционный, опирающийся на стереотипное представление, преимущественно реагирующий, жесткий Инновационный, имитационный, преимущественно опережающий, упреждающий, гибкий
Сфера возможной эффективности предприятия Стабильная внешняя среда, хорошо структурированная, простая система Нестабильная или стохастическая среда, плохо определенная сложная система
Уровень стратегического управления предприятием Низкий Высокий
Модель предприятия Традиционный, зависимый от внешних влияний, склонный к регрессу Самообучающийся, самопроектирующий, саморазвивающийся, растущий

 

В инновационном предприятии поощряются поисковые работы и выработка рационализаторских предложений, творчество и вдохновение, азарт и воображение, новые мысли и идеи. Здесь каждый сотрудник постоянно думает о совершенствовании своей работы (отсюда – высокая степень вовлеченности персонала), обсуждает с коллегами качество бизнеспроцессов и продукции (работа в команде), стремится к получению новых знаний, развивает свои творческие способности, любопытство, неравнодушие, инициирует новые идеи и проекты. И, наоборот, в предприятиях с низким инновационным потенциалом преобладают рутинные однообразные операции, а для работников характерными чертами становятся равнодушие, раздражительность, конфликтность, синдром хронической усталости. Таким образом, инновационный потенциал предприятия можно рассматривать как меру его готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленных инновационных целей.

В современных условиях экономического хозяйствования осуществление стратегическоинновационной деятельности является одним из решающих факторов повышения конкурентоспособности, укрепления экономической самостоятельности и рыночных позиций промышленных предприятий. В связи с ужесточением конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках высокотехнологичных товаров, усложнением изделий и соответствующим ростом затрат времени и средств на их разработку, а также повышенной рискованностью инновационной деятельности особое значение приобретает повышение эффективности управления стратегическо-инновационной деятельностью предприятий. В современных условиях осуществление стратегическо-инновационной деятельности для промышленных предприятий является одним из ключевых факторов роста объемов производства, улучшения качества продукции, повышения конкурентоспособности производимых товаров, сокращения издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии на основе использования новых технологий. Для обеспечения системного подхода к управлению стратегическо-инновационной деятельностью промышленного предприятия необходимо обеспечить взаимосвязь и взаимозависимость процессов управления на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном (рис.1 – разработана автором исследования).

 
 

 


Стратегический

Уровень

 
 

 


Тактический

уровень

 
 

 


Оперативный

уровень

 
 

 

 


Взаимосвязь и взаимозависимость процессов на трех уровнях управления на предприятии.

На стратегическом уровне управления осуществляется формирование инновационной стратегии. Исходным моментом при разработке инновационной стратегии может служить анализ состояния внешней среды. Он направлен на выявление возможностей и угроз в макро- и микроэкономическом окружении.

Анализ состояния внешней среды должен осуществляться параллельно с каждым последующим этапом, поскольку оценку внешнего окружения необходимо осуществлять постоянно, что позволит увеличить степень контроля над изменениями во внешнем окружении.

После анализа состояния внешней среды предприятие определяет инновационные цели. Затем производится работа по оценке инновационного потенциала предприятия, при необходимости разрабатываются и осуществляются мероприятия по развитию инновационного потенциала.

На основе комплексного анализа внешней среды и оценки уровня инновационного потенциала разрабатывается инновационная стратегия предприятия.

На тактическом уровн е управления осуществляется формирование и планирование портфеля инновационных проектов для достижения инновационных целей предприятия.

Оперативный уровень управления включает контроль за реализацией выбранной инновационной стратегии. Проверяется, соответствует ли выбранная стратегия инновационным целям предприятия. Разрабатывается инновационный бюджет предприятия. Определяется соответствие имеющейся организационной структуры принятым к реализации инновационным проектам. Затем оценивается эффективность стратегии инновационного развития предприятия и осуществляется корректировка стратегии с учетом изменений внешней среды и инновационного потенциала предприятия.

Таким образом, стержнем стратегической организации инновационной деятельности предприятия должна стать стратегия инновационной деятельности, которая разрабатывается в рамках корпоративной (комплексной) стратегии развития предприятия и обуславливает формирование стратегического набора предприятия: товарной, маркетинговой, конкурентной, ресурсной, финансовой, производственной и прочих стратегий, являясь их движущей силой, т. е. предопределяет содержание, состав, агрессивность стратегий.

Применение концепции стратегической организации инновационной деятельности позволит предприятию повысить качество принимаемых управленческих решений и обеспечит повышение эффективности инновационной деятельности в целом и каждой инновации в частности за счет сокращения затрат времени на разработку и внедрение новшества, а следовательно, и минимизации затрат материальных и финансовых ресурсов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: