VII. Работа по теме урока.




Чтение

Тема. О. Дриз «Счастье», Б. Заходер «Что красивей всего?»

Цели: ознакомить детей с творчеством Б.В. Заходера; раз­вивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний

- Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову «необычный» синонимы.
(- Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный.)
- Да, урок мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Наверное, каждый человек мечтает хоть на минуту стать волшебником!

- Сейчас определите, к какому жанру относиться каждое из произведений?

а) Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.(загадка)
(Весна).

б) Жавороночек,
Принеси ты нам:
Весну красную,
Красно солнышко… (закличка)

в) Весна красна цветами, а осень плодами. (пословица)

 

г) Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это — Весна», — пояснили родители - звери, — «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое. (сказка)

д) Зима не даром злится
Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора….(стихотворение Ф. Тютчева)

- Кто из вас, ребята, заметил, что объединяет все эти жанры? (Тема- о весне),

-Какие жанры мы вспомнили? (Устного народного творчества или фольклора)

- А какое лишнее? (Стихотворение.) Почему? (Стихотворение имеет автора)

III. Подготовка к восприятию нового материала.

- Ребята, а как вы понимаете, что такое счастье?

Давайте вместе с еврейским поэтом Овсеем Овсеевичем Дриз узнаем «Счастье»

О писателе

Овсей Дриз родился в 1908 году в небольшом местечке Красное, недалеко от Винницы. Отец паял и лудил котлы. Он скоро умер. И маленький Овсей, оставшись сиротой, должен был уже с двенадцати лет работать на крупорушке (крупорушка— машина для изготовления крупы из зерен— Ред.). Ему очень хотелось учиться, но не на что было: для учения в то время требовались деньги, и немалые. Все-таки Овсей поехал учиться в Киев. А чтобы не голодать, стал рабочим завода «Арсенал». Руки у него были точные, прилежные и жадные до мастерства. И они вскоре научились управляться и с рубанком или долотом столяра, и с резцом ваятеля. Юношу приняли в художественное училище, закончив которое, он поступил в Киевский художественный институт, решив стать скульптором.
Но не глина, пластилин, мрамор и гранит интересовали молодого ваятеля. Он начал писать стихи. Дриз писал на родном ему еврейском языке.
Незадолго до Великой Отечественной войны поэт начал готовить сборник своих детских стихов для перевода и издания на русском языке. Но тут он был призван в армию и стал пограничником, а вскоре, когда началась война, — фронтовиком. И книгу для детей пришлось отложить.
О. Дриз вернулся из армии лишь в 1947 году. Он работал лепщиком, мраморщиком, и все свободное время отдавал стихам.
Тяжелая болезнь сердца выбила из рук мраморщика его инструмент. Но поэт Дриз не выронил своего пера. И вот сейчас вы можете взбежать по строчкам его стихов в удивительный, светлый, ласковый и чистый мир...

IV. Чтение и анализ стихотворения.

- Так что же такое счастье? Поделитесь своими чувствами и мыслями.

-Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение.

-Что предлагает поэт, чтобы мы были счастливы?

-Какую картину вы бы нарисовали?

- Прочитав стихотворение, что вы можете сказать о самом поэте?

V. Физкультминутка.

VI. И з букв: А, А, Т, О, С, К, Р попробуйте составить слово.
- Правильно! Молодцы! Это слово «красота».

- А сейчас, ребята, немного поразмышляем, что для нас красота. Что вы представляете, когда слышите слово «красота»?
- Что вы считаете красивым?
Оказывается, нас окружает такая красота!..
- А что самое красивое из того, что вы назвали? Что красивее всего?
Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос.

VII. Работа по теме урока.

.- Мы с вами сегодня познакомимся со стихотворением с таким же названием.

- Знакомо ли вам имя Бориса Заходера?

1.Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 года в Молдавии. Отец Бориса Заходера был человеком образованным, окончил юридический факультет Московского университета, работал юристконсулом. Он любил русскую литературу: Пушкина, Лермонтова, Бунина. Мать Заходера знала несколько языков: английский, немецкий, румынский, украинский. Она занималась техническими переводами. В Молдавии семья прожила недолго, переехали сначала в Одессу, затем в Москву. В Москве прошло детство писателя. Его очевидная одаренность проявилась рано. В детстве освоил немецкий язык. Как почти всякий ребенок из интеллигентной семьи, он получил домашнее музыкальное образование. Обладая прекрасной памятью, Борис запоминал и цитировал наизусть целые страницы текста, чем поражал своих сверстников. Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом.

В 1935 году Заходер окончил школу, но окончательный выбор профессии был сделан не сразу. Сначала работал на заводе учеником токаря, учился в Московском авиационном институте, потом на биологическом факультете сперва Казанского, потом Московского университетов. Он писал стихи, и поэзия постепенно занимала все большее место в его жизни. Борис Владимирович поступает в Литературный институт имени М. Горького. Но вскоре началась советско-финская война. Борис Заходер с группой студентов-добровольцев в 1939 году уходит на финскую войну, а с марта и по 22 июня 1941 года он продолжает учебу в институте, пишет стихи, очерки. На Великую Отечественную войну Заходер тоже ушел добровольцем – в первые же дни.

Стихи, которые писал Борис Владимирович во время войны, печатались в военных газетах. Когда окончилась война он был уже старшим лейтенантом, в 1946 году вернулся в Москву. И уже через год с отличием окончил Литературный институт.

Творческая биография Бориса Владимировича складывалась нелегко, долгое время его не печатали. Как детский поэт Заходер дебютировал в журнале «Затейник» в 1947 году с веселым стихотворением «Морской бой».

Чтение стихотворения.

- Понравилось вам это стихотворение?

- Вы заметили, что оно построено в форме вопросов и ответов? Кто с кем разговаривал?

-А Б.Заходера удивил этот вопрос?

-Смог автор дать ответ на вопрос?

- Кто обитатели нашей планеты?

- Что ответили деревья, травы, звери, рыбы, птицы?

Автор пишет, что совы "откликнулись". Это значит, они ответили из темноты.

- Помогли ли обитатели нашей планеты ответить на вопрос?

- А почему у всех такие разные ответы? Могли все ответить одинаково?

- Почему? С чем это связано? ( У них разная среда обитания. Живут в разных местах.)

- К какому же выводу мы можем прийти, как ответить на очень трудный вопрос ребенка? (Каждый считает самым красивым то, что нравится ему. Есть поговорка: «На вкус и цвет товарища нет».)

- А если спросят нас жители других планет: «Что красивей всего для вас?»,- что вы им ответите? ( Наша планета Земля. наша страна – Россия, наш город Сельцо)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: