ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ ИРАНА
До Исламской революции 1979 Иран после принятия в 1906 Конституции являлся парламентской монархией, в которой реальная власть принадлежала шaxy. Первая иранская Конституция состояла из двух компонентов - Основного закона, принятого в 1906 и наиболее важной части - Дополнений к Основному закону, принятых в 1907. В 1911 был принят закон о всеобщих выборах, который заложил основы избирательной системы в Иране, действующей до сих пор - всеобщее избирательное право, прямые и тайные выборы на пропорциональной основе, отмена имущественного ценза. В 1963 избирательное право получили женщины. Несмотря на значительные изменения в общественно-политической жизни Ирана в последующие 70 лет, кардинальных изменений Конституции не произошло, а внесенные поправки лишь расширили полномочия шаха. Многие из декларированных конституционных прав оказались нереализованными. В частности, не был создан согласно ст. 2 Дополнений Совет из пяти улемов, призванный контролировать соответствие принимаемых законов принципам ислама
После свержения монархии 11 февраля 1979 был проведен всеобщий референдум по вопросу будущего государственного устройства, по результатам которого Иран 1 апреля 1979 провозгласили исламской республикой. Конституция, принятая в декабре 1979 закрепила основные черты этого уникального государственного устройства в виде теократической республики, совмещающей элементы религиозной и республиканской власти, реализовав основной принцип исламской государственности - велаяте факих. Конституционно было закреплено верховенство не только исламских принципов в организации законодательной, исполнительной и судебной власти, но и верховенство исламского духовенства в структурах государственной власти. Воплощением монополизации духовенством политической власти явились те полномочия, которыми наделен рахба (руководитель) - глава страны. Рахбаром является общепризнанный факих - религиозный правовед.
|
В 1989 в конституцию были внесены серьезные поправки.
- В преамбуле описывается путь Ирана к Исламской революции. Там также указывается, что «Конституция создает условия для продолжения революции в стране и за ее пределами и пытается путем развития отношений с другими исламскими и народными движениями найти путь образования единой мировой исламской уммы».
Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы).
В преамбуле говорится о том, что с учетом направленности Исламской революции в Иране на победу угнетенных над угнетателями, Конституция создает условия для продолжения революции в стране и за ее пределами и пытается путем развития отношений с другими исламскими и народными движениями найти путь образования единой мировой исламской уммы (нации) и способствовать усилению борьбы за спасение угнетенных народов во всем мире.
Конституция состоит из 14 глав. Целесообразно отметить содержание Конституции Ирана:
Глава I — Основные принципы
Глава II — Язык, алфавит, история и государственный флаг страны
Глава III — Права народа Глава IV — Экономика и финансы
|
Глава V — Суверенитет народа и органы власти, основанные на нем Глава VI — Законодательная власть Глава VII — Советы
Глава VIII — Лидер страны или Совет по руководству страной Глава IX — Исполнительная власть Глава X — Внешняя политика Глава XI — Судебная власть Глава XII — Телерадиовещание
Глава XIII — Высший совет национальной безопасности Глава XIV — Пересмотр Конституции
Законы исламской республики основаны на исламском праве. Государственный аппарат тесно переплетён с исламским духовенством.
ЛИДЕР СТРАНЫ
Высший руководитель Ирана (РАХБАР) — высшая государственная должность в Исламской Республике Иран, установленная в соответствии с доктриной «Велаят-э-факих» (правление исламского богослова). Высший руководитель является духовным лидером государства.
Высший руководитель, «Рахбар» является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику. Рахбар назначает руководителей силовых ведомств, государственных телевизионных и радио-каналов, а также шестерых из 12 членов Совета стражей. Высший руководитель избирается Советом экспертов путем прямого голосования, формально Рахбар подотчетен Совету и по конституции может быть в любое время снят им с должности.
Лидер страны наряду с другими гражданами страны равен перед законом.
Рахбар контролирует деятельность всех ветвей власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает главу судебной власти, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, подписывает указ о назначении президента, который избирается путем всенародного, прямого и тайного голосования, назначает шесть факихов в Наблюдательный Совет. Он наделен правом объявлять войну и заключать мир, объявлять амнистию или смягчать приговор по предложению главы судебной власти. Права и обязанности лидера страны определены в статье 110 Конституции:
|
1) Определение общей политики государства Исламской Республики Иран после консультаций с Ассамблеей по определению государственной целесообразности.
2) Контроль за правильным исполнением общей политической линии государства.
3) Принятие решения о проведении плебисцита.
4) Главное командование Вооруженными силами.
5) Объявление войны и мира и мобилизации.
6) Назначение и отправление в отставку должностных лиц.
7) Решение споров и упорядочение отношений между тремя ветвями власти.
8) Преодоление проблем государства, которые не могут быть решены обычным путем, с помощью Ассамблеи по определению государственной целесообразности.
9) Подпись указа о назначении президента, избранного народом (компетентность претендентов на пост президента в плане их соответствия требованиям, закрепленным в Конституции, должна быть подтверждена до выборов Советом по охране конституции и одобрена лидером стране на первом этапе).
10) Отстранение от власти президента с учетом интересов страны согласно заключению, вынесенному Верховным судом относительно нарушения им своих законных полномочий, либо в соответствии с решением Меджлиса исламского совета о его несоответствии занимаемой должности в соответствии со статьей 89 Конституции.
11) Амнистия или смягчение наказания лицам, в отношении которых вынесен приговор, в рамках исламских норм и по предложению главы судебной власти.
Лидер страны может поручить некоторые свои права и обязанности другому лицу.
Если лидер страны будет не в состоянии исполнять свои законные обязанности, либо утратит качества лидера, либо если станет известно, что он с самого начала не соответствовал этим требованиям, он смещается со своего поста.
Совет экспертов — специальный государственный орган в Иране, избирающий Высшего руководителя страны. Совет экспертов состоит из 86 муджтахидов, избираемых населением на восьмилетний срок. Совет собирается на два дня дважды в год.
Совет по определению политической целесообразности— совещательный орган при Высшем руководителе Ирана. В обязанности Совета входит разрешение конфликтных ситуаций между Советом стражей конституции и Меджлисом.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ИРАНА
В соответствии со статьей 62 Конституции Ирана - Меджлис исламского совета образуется из представителей народа, избираемых прямым тайным голосованием.
Исламский консультативный совет, Меджлис — однопалатный: парламент Исламской республики Иран. Состоит из 290 депутатов (до 18 февраля 2000 — из 270).
До Исламской революции Меджлис являлся нижней палатой двхупалатного парламента Ирана (верхняя — Сенат). Он был создан в 1906 на основе новой конституции под названием Национальный консультативный совет. Конституция 30 декабря 1906 предоставила меджлису широкие полномочия (утверждение бюджета и всех законов и контроль за их исполнением, одобрение любых международных соглашений), но в то же время создала в качестве противовеса верхнюю палату. Меджлисом отныне стала называться лишь нижняя палата Иранского парламента.
До 1963 женщинам не разрешалось принимать участие в голосовании. После Исламской революции 1979 года верхняя палата парламента была распущена, а Национальный консультативный совет переименован в Исламский консультативный совет.
Депутаты парламента избираются всенародным голосованием на 4 года. Меджлис занимается составлением законопроектов и бюджета, ратификацией международных договоров. Кандидаты в депутаты утверждаются Советом стражей.
В настоящее время 54 % мест в Меджлисе занимают депутаты от консервативного союза «Абадгаран».
После проведения выбopoв зaceдaния Меджлиса исламского совета имеют право принимать решения при кворуме в две трети от общего числа депутатов. Законопроекты и постановления принимаются согласно утвержденному внутреннему регламенту, кроме тех случаев, когда Конституция устанавливает особый кворум для принятия решений. Во время войны и военной оккупации страны по предложению Президента и с согласия трех четвертей от общего числа депутатов, утвержденного Советом по охране Конституции, выборы на оккупированных территориях или во всей стране могут быть приостановлены на определенный срок. Если не будет выбран новый состав Меджлиса, он будет продолжать свою работу в прежнем составе.
Для утверждения внутреннего регламента необходимо, чтобы за него проголосовало две трети присутствующих депутатов.
В соответствии со статьей 69 Конституции Ирана дебаты в Меджлисе исламского совета должны быть гласными, полный отчет о заседания Меджлиса должен передаваться по радио и печататься в официальных газетах для всеобщего ознакомления. В чрезвычайных обстоятельствах, когда это необходимо для безопасности страны, по просьбе Президента, кого-либо из министров либо 10 депутатов Меджлиса может быть проведено закрытое заседание. Решения закрытого заседания имеют силу только в случае присутствия на нем Совета по охране конституции и принятия этих решений тремя четвертыми голосов от общего числа депутатов. После преодоления чрезвычайных обстоятельств отчет о закрытом заседании и принятые на нем документы должны быть напечатаны для всеобщего ознакомления.
Меджлис исламского совета имеет право разъяснять и толковать обычное право.
После одобрения кабинетом министров законопроекты поступают в Меджлис. Законопроекты могут рассматриваться в Меджлисе по предложению как минимум 15 депутатов Меджлиса исламского совета.
Законопроекты, а также предложения и поправки депутатов по законопроектам, которые ведут к уменьшению общественного дохода и увеличению общественных расходов, могут быть предложены на рассмотрение Меджлиса только в том случае, если в них будут предусмотрены пути компенсации уменьшения дохода или обеспечения финансирования новых расходов.
Так же необходимо отметить такой орган, как Совет стражей конституции - специальный надпарламентский орган власти в Иране. Совет стражей состоит из 12 членов, 6 из которых (представители исламского духовенства) назначаются Высшим руководителем, а другие 6 (юристы) — Меджлисом.
Основная функция Совета стражей — проверка законопроектов, законов и чиновников на соответствие конституции. Совет утверждает кандидатов на ключевые посты в стране, в том числе президента, депутатов Меджлиса, членов Совета экспертов и министров правительства. Совет имеет право отправить любой законопроект на доработку в Меджлис или наложить вето на любое его решение, а также вносить поправки в конституцию.
Члены Совета стражей конституции выбираются сроком на 6 лет. Без Совета решения Меджлиса исламского совета не имеют законной силы, кроме случаев утверждения мандатов депутатов и выборов 6 юристов в Совет по охране конституции.