МЕТОДИКА «КОНТУРНЫЙ С. А. Т. - Н»




 

Автор Э. Крис, авторская модификация Н. Я. Семаго.

Цель Методика предназначена для исследования особенностей личностной (эмоционально-волевой) сферы детей

Результаты диагностики позволяют понять существующие отно­шения между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травмирующих ребенка жизненных ситуациях.

Описание методики: Стимульный материал состоит из восьми сюжетов с контур­ным.

изображением человеческих фигур. Его диагностическая ценность основывается на существовании в человеческой психи­ке двух ярко проявляющихся тенденций:

1. выражается в стремлении каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается человек, истолковывать в соответствии со своим жизненным опытом, своими личными потребностями;

2. опираясь на свои переживания, ребенок отражает собст­венные потребности, страхи, тревогу, иные чувства через описа­ние поведения и чувств персонажей своих рассказов.

Стимульный материал необходимо предъявлять в определен­ной последовательности в соответствии с порядковым номером:

1. Три вертикально стоящие фигуры, расположенные на не­котором расстоянии друг от друга в разных позах.

2. Одна вертикально стоящая фигура в неопределенной позе.

3. Группа из четырех стоящих фигур справа и одной фигуры слева.

4. Одна стоящая фигура в центре справа и сидящее рядом жи­вотное слева.

5. Внизу слева лежащая фигура, одна стоящая фигура чуть выше, стоящая фигура справа (все в неопределенных позах).

6. Фигуры, находящиеся на наклонной плоскости на четве­реньках, головой вправо.

7. Две фигуры в полусидящих позах, лицом друг к другу, меж­ду ними что-то круглое.

8. Сидящая фигура в центре слева и стоящая рядом с ней фи­гура в неопределенной позе справа.

Процедура проведения

При использовании методики «Контурный С. А. Т. — Н» не­обходимо обратить внимание на особенность применения подобного рода тестов для детей. Нужно установить контакт с ре­бенком. Для этого лучше с ним предварительно познакомиться.

В качестве инструкции лучше сказать ребенку, что мы будем играть в игру, в которой он должен представить историю по ри­сункам, где нужно рассказать, что произошло, что делает челове­чек на картинке, что было до этого, что потом, чем закончится история. Ответы записываются дословно, а затем анализируются.

Необходимо обратить внимание на важность информации о реальной жизни ребенка, его семье, его поведении в различных ситуациях.

Важно выяснить в ходе исследования, отражает ли история (или некоторые ее детали) реальный порядок вещей или пред­ставляет желаемое.

Интерпретация:

Рассказывая по картинке, ребенок вынужден выйти за преде­лы объективных сведений, предлагаемых изображением. Он де­лает это в своей манере, которая зависит от его эмоционального жизненного опыта, от сиюминутного эмоционального состояния и проявляется под влиянием предложенного стимульного мате­риала.

При интерпретации существует несколько особенностей, на ко­торые психолог должен обратить внимание:

1. Основная тема

В целом экспериментатора интересует, что «берет» ребенок из изображения и почему рассказывает именно такую историю. Интерпретация будет полнее, если анализировать темы не одной отдельно взятой истории, а определить ее повторяемость или связь с темами историй, рассказанных по всем картинкам.

2. Основной герой

Так как история ребенка может включать несколько персона­жей, необходимо понять, который из них главный герой, жела­тельно уточнить критерии для выделения героя из остальных пер­сонажей, совпадает ли он по возрасту и полу ребенка, история рассказывается от лица героя или о нем. Все это является важной информацией о ребенке, особенно рассказы о героях, в которых история является компенсаторным удовлетворением желания.

Здесь же необходимо проанализировать то, как ребенок видит окружающих главного героя персонажей, как он реагирует на них.

3. Остальные персонажи

Включение в рассказ ребенком не нарисованного на карточке персонажа является крайне значимым. Это необходимо отметить отдельно и проанализировать, так как это дает сведение о среде, в которой ребенок живет, и о его эмоциональном отношении к данной среде.

С другой стороны, если ребенок пропускает некоторых персо­нажей, нарисованных на карточке (не включает их в свой рассказ), необходимо рассмотреть принадлежность этих персонажей к ре­ально существующим лицам, так как основное объяснение данно­му факту — это желание ребенка (осознанное или бессознательное) ликвидировать, убрать этот объект (реальное лицо) с картинки (из своей жизни).

4. Идентификация

Очень важно отметить то, с кем идентифицирует себя ребе­нок. Необходимо исследовать реальность и характеристику со­гласованности объекта идентификации и самого ребенка.

В некоторых случаях объект идентификации — персонаж вто­ростепенный. В некоторых случаях причиной этого может быть бессознательное подавление ребенком некоторых своих интере­сов, желаний, недостатков, оплошностей, приписываемых глав­ному герою, которыми ребенок либо обладает и не желает этого, либо хочет, но боится обладать.

5. Тревожность (страхи)

Нет необходимости настаивать на определении основного ти­па тревожности и/или страхов у детей. Важно, присутствует ли тревожность у ребенка вообще и насколько интенсивно. То же и в отношении страхов.

Необходимо отметить то, какую форму защиты выработал ре­бенок в тревожных и пугающих его ситуациях: избегание, регрес­сивное поведение, пассивность, оральное проявление, отказ от реальности и прочее. Подобный анализ дает возможность изу­чить начальное формирование защитных механизмов, особенно с точки зрения их социальности и адаптивности поведения ре­бенка при проявлении защит.

6. Наказание за поступок

В рассказанной истории соотношение между совершенным поступком и связанным с ним наказанием позволяет оценить уровень развития «сверх-Я» ребенка. Полезно изучить обстоятельства, при которых осуществляется наказание, и то, кем оно налагается и исполняется.

Необходимо расспросить о чувствах и ощущениях наказывае­мого и то, с кем ребенок идентифицирует себя.

7. Развязка истории

Важно, чем заканчивается история: имеет ли счастливый ко­нец, реалистичен ли он, оптимистичен или наоборот. Эти дан­ные могут свидетельствовать об общем эмоциональном настрое ребенка (подавленный или оптимистичный). Необходимо оце­нить уместность наказания в истории и на картинке, частоту его повторения в разных рассказах.

 

 

Стимульный материал:

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: