Критерии оценки выразительного чтения




ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Выразительное чтение относится к основным и наиболее активным приемам изучения литературного произведения и занимает значительное место в работе учителя, особенно с учащимися среднего возраста.

«Самой природой звучащего слова, – подчеркивала М.А. Рыбникова, – определен основной метод проникновения слова в сознание – метод его выразительного произнесения». Известный ученый-методист была убеждена, что «только художественное чтение вскрывает произведение во всей его глубине и его эмоциональной природе, во всей силе его воздействия на читателя и слушателя».

Обучение выразительному чтению, особенно поэтических текстов, сливается с их анализом, помогая учащимся осваивать произведения в единстве формы и содержания, раскрывать его подтекст, глубже понимать художественную идею автора. В то же время выразительное чтение является итогом, следствием аналитической работы над произведением, приемом, который на завершающем этапе изучения восстанавливается целостность, свежесть его восприятия учащимися и обеспечивает более глубокое проникновение в авторский замысел. Таким образом, обучение учащихся выразительному чтению произведений различной тематики, жанра и стиля – необходимое условие формирования читательской и речевой культуры, художественного вкуса учащихся.

Один из ведущих современных методистов Ю.И. Лыссый обращает внимание на роль выразительного чтения в уяснении учащимися специфики художественной литературы: «Выразительное чтение позволяет дать знания об эмоционально-выразительной стороне художественного произведения (авторском отношении к изображаемому), формируется сам подход учащихся к изучению художественного произведения: происходит осознание того, что произведение не может быть постигнуто чисто рациональным путем, осознание единства познания и оценки в художественной литературе».

Выразительное чтениеучителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию. Иногда хорошее чтение учителя дает больше для понимания, чем тщательный анализ текста. В практике преподавания используются два основных вида выразительного чтения учителя: чтение с целью эмоционального воздействия произведения на учащихся и чтение, которое включает в себя также различного рода комментарии.

Известный специалист в области выразительного чтения Б.А. Буяльский видит специфику выразительного чтения учителя «в умении сдержанно и убедительно, просто, но искусно (мастерски), искренне и доходчиво преподнести учащимся раздумья, чувства, переживания, настроения автора, воссоздавая эстетическое своеобразие произведения, особенности его художественной формы, жанр, стиля, и в то же время отразить своё личное отношение к произведению, которое им исполняется».

Выразительное чтениеучащегося заключает анализ, подытоживает всю работу, служит показателем глубины проникновения в текст.

«Можно без конца слушать и анализировать поэтические творения Пушкина, Лермонтова, Некрасова…, но если их не читать вслух (пусть даже и не очень совершенно) то многое из того, что принято называть эстетической сущностью произведения, останется для учащихся на всю жизнь непонятным и непрочувствованным» (Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Эстетика речи: книга для учащихся).

Развитие культуры чтения стихов и художественной прозы – процесс сложный и длительный. Работа должна вестись планомерно.

Важны предварительные тренировочные упражнения:

– чтение одного предложения с различной интонацией,

– чтение вслед за образцом,

– прослушивание нескольких различных исполнений одного произведения и обсуждение их манеры,

– конкурс чтецов.

 

Основные приемы обучения выразительному чтению.

1. Показ (на первоначальной стадии обучения– наиболее эффективный прием работы).

Осуществляется в разных формах:

– образцовое чтение учителя;

– повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения;

– слушание записи с чтение мастеров художественного слова;

– показательные чтения лучших учеников.

2. Расстановка партитурных значков (см. приложение). Разметку текста условно называют «нотами» выразительного чтения или партитурой.

К.С. Станиславский советовал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность.

 

Работая с детьми, нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры:

– дети читают, следуя составленной учителем партитуре;

– учащиеся составляют партитуру совместно с учителем;

– дети самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения.

3. Прием сопоставления. Данный прием побуждает к обсуждения, оценке, предупреждает от формального копирования, подражательства.

Б.А.Буяльский выделяет следующие его разновидности:

1. Сопоставление исполнения учащегося с исполнение учителя, когда после показа учителя читает ученик.

2. Сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся.

3. Сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя.

Условия эффективности работы по развитию навыков выразительного чтения:

1.Предварительный тщательный идейный анализ произведения.

2. Работа над языком произведения.

3. Сочетание работы над выразительным чтением с разнообразными видами деятельности.

Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, т. е. на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор.

Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация.

Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.

См. видеозапись урока Л.А. Фоминой (5 класс) https://www.youtube.com/watch?v=z7yidN5icWI

В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и группами исполнителей. М.А. Рыбникова высоко ценила данный прием. «Заставьте отдельного ученика прочитать стихотворение – до многоголосного чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным».

Хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать. Однако в этом можно усмотреть не только недостаток, но и достоинство. По утверждению Б. Буяльского, «известно признание школьников, что они чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Но в хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней,… хор заражает общим подъемом, общим настроением, тоном, который задает учитель своим показом».

При заучивании наизусть можно использовать прием построчного рисования (предложен В.А. Лазаревой). Этот прием основан на наглядно-образном мышлении и способствует развитию абстрактного мышления, умению “видеть” образы в системе, т.е. в их взаимоотношениях, позицию автора и его место в произведении без иллюстративного материала.

Для того чтобы ученики могли увидеть движение чувств в стихотворении (нарастание эмоциональной волны, эмоциональные колебания, перепады настроения автора) можно составлять партитуру чувств. Наблюдение за движением настроения автора помогает понять идею стихотворения.

 

Партитура чувств к стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро»

 

«Картинный план» Партитура чувств
мороз и солнце вечор, ты помнишь а нынче лес один вся комната утренний снег поля пустые, леса не давно столь густые бодрость тоска, грусть, печаль радость одиночество восторг новизна легкая грусть

Структура урока обучения выразительному чтению

1.Вступительное слово учителя (создает атмосферу заинтересованности изучаемым произведением, объясняются выражения, слова, без которых не будет понятен смысл текст).

2.Образцовое чтение (учитель, чтение мастеров в записи, подготовленный ученик).

3. Анализ текста, определение в связи с ним исполнительской задачи.

4.Деление текста на части, звенья (самостоятельно, коллективно с помощью учителя).

5.Обучение чтению отдельных отрывков текста:

– комментарий к части – идейный, исторический, биографический, лексический, ритмический;

– упражнения в произнесении трудных слов, словосочетаний;

– разметка самых трудных мест в партитуре;

– обсуждение возможных вариантов исполнения части, определение частных исполнительских задач.

6. Начитывание текста целиком несколькими учениками, выявление достоинств и недостатков в их манере исполнения.

7. Выразительное чтение всего текста.

 

Программой в каждом классе предусмотрены произведения, которые учат наизусть. Заданное наизусть опрашивается, однако нецелесообразно целый урок опрашивать. Варианты:

– 5-6 человек с комментарием учителя, учащихся, самоанализ;

– в индивидуальном порядке (до/ после урока, во время самостоятельной работы);

– взаимопроверка с выставление оценок в парах;

– группа сдает в течение определенного срока назначенному ученику;

– в старших классах – знание текста фронтально в письменной форме.

 

Критерии оценки выразительного чтения

1.Знание текста.

2. Громкое и логически правильное чтение.

3. Передача в исполнении мыслей и чувств поэта или лирического героя.

4. Степень воздействия словом на ауди­торию.

5. Верное деление стихотворения на части и передача в чтении подтекста каждой из них.

6. Соблюдение логических пауз и ударе­ний, рифмы, ритма и других элементов стиха.

7. Орфоэпическая гра­мотность.

8. Правильный выбор способов общения с аудиторией.


Приложение

Б.А. Буяльский. Искусство выразительного чтения. М.,1986.

В самых трудных местах текста размещаются партитурные знаки. По месту в тексте они классифицируются на три группы: строчные, надстрочные, (отмечены звездоч­кой), подстрочные (отмечены двумя звездочками).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: