Логистика СБЫТА
Целью данной лекции является знакомство с теоретико-методологическими проблемами организации и способами практической реализации систем сбытовой логистики и управления ими. В связи с этим рассмотрим следующие вопросы: предмет, цель, объект изучения и понятийно-терминологический аппарат сбытовой логистики; современное состояние, недостатки и факторы развития сбытовых процессов в отечественной экономике; взаимосвязь и разграничение компетенций маркетинга и сбытовой логистики; объекты, субъекты и функциональное обеспечение систем сбытовой логистики; распределительные каналы: понятие, основные характеристики и виды; виды посредников; методология анализа и проектирования распределительных каналов; комплексная методика проектирования сбытовой логистической цепи.
Сбыт — начальная стадия процесса выхода товара в сферу использования; реализация продукции; купля-продажа.
Сбытовая логистика — область научных исследований системной штеграции функций, реализуемых в процессе распределения материаль-юго и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисно-о) потоков между различными потребителями, т. е. в процессе реали-ации товаров, основной целью которой является обеспечение доставки [ужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными за-ратами.
Дистрибьюция (распределение) — комплексная логистическая активность, заключающаяся в продвижении готовой продукции от производителей к конечным (или промежуточным) потребителям, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса.
Косвенный сбыт подразумевает продажу товаров через посредников. Выделяют одно-, двух- и трехуровневые каналы.
|
Логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) — упорядоченное (оптимизированное) множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).
Прямой сбыт — сбыт, не предполагающий наличия посредников, так;ак продажа товара осуществляется непосредственно потребителям на ос-гове прямых контактов с ними.
Распределительный канал — частично упорядоченное множество убъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).
Уровень распределительного канала — посредник, который выполняет работу по приближению товара к конечному потребителю.
Физическое распределение — обработка и исполнение заказов потребителей вплоть до непосредственной поставки товаров.
Функциональный метод построения распределительного каналa — последовательное построение схемы бизнес-процесса в виде декомпозиции функций до неделимых операций, на входе и выходе которых отчитаются: материальные и информационные объекты, используемые ресурсы, организационные единицы.
Предметом изучения является организация рационального процесса продвижсния продукции от продуцента (производителя) к конечному потребителю, а также управление им.
Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными защитами.
Объектом исследования и изучения в сбытовой логистике, по мнению большинства авторов, является материальный поток на стадии его движения от поставщика к потребителю. Здесь требуется расширенное толкование структуры этого потока за счет добавления отдельных составляющих, генерируемых им и (или) сопутствующих ему, т. е. информационного, финансового и сервисного потоков. Такой подход более точно соотносится с основными парадигмами логистики.
|
Таким образом, объектом изучения сбытовой логистики являются материальный и сопутствующие ему (генерируемые им) информационный, финансовый и сервисный
2. Современное состояние, недостатки и факторы развития сбытовых процессов в отечественной экономике
Сбыт (распределение) готовой продукции представляет собой промежуточное звено между производством материально-технических ресурсов и их потреблением, обеспечивающее непрерывность оборачиваемости оборотных средств в производстве и являющееся важным фактором процесса воспроизводства.
Следует сказать, что в отечественной экономике длительное время недооценивалась роль сферы обращения (сбыта продукции), которая на Западе всегда играла и играет ключевую роль. Долгое время бытовало понятие, что западное общество — это общество потребителей, а социалистическое общество — это общество производителей. Во многом благодаря этому развитие отечественной сферы обращения намного отставало от производственной сферы, особенно в организации сбыта товаров и услуг.
Отечественная сфера обращения характеризовалась замедленным продвижением товаров от производителей к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса и дефицита, низкой надежностью и недостаточным уровнем качества обслуживания потребителей.
|
Сфера обращения всегда финансировалась по остаточному принципу, и у руководящего управленческого персонала имелся стойкий психологический барьер недооценки роли сферы обращения в экономике.
Перечисленные недостатки сбытовой политики еще более углубились в условиях развала социалистической экономики и перехода на рыночные позиции. Именно поэтому Россия и сегодня значительно отстает от среднего мирового уровня развития инфраструктуры в сфере сбыта продукции.
Современную производственно-техническую базу сферы обращения и инфраструктуры отечественной экономики, связанную с управлением многоассортиментными материальными потоками, составили разобщенные технологические объекты государственных централизованных, отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции — бывших структур Госснаба СССР, Госстроя СССР, Госагропрома СССР и Госнефтепродукта СССР.
Несмотря на упразднение в 1993 г. всех форм государственного обеспечения и централизованного распределения материальных ресурсов, на территории Российской Федерации остались и функционируют уже в рыночных структурах объекты мощной складской системы и товаропроводящих сетей, крупные автоматизированные транспортно-складские комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские центры, объекты оптовой и розничной торговли и пр.
Классическим представителем новой рыночной структуры, основанной на старых связях и оборудовании, является АО «Росконтракт» — фактический правопреемник Госснаба СССР.
Следует отметить, что в российской практике организации сбыта логистические решения по-прежнему довольно редки. Дорогу здесь прокладывают новые компании, нередко с участием иностранного капитала, а также флагманы отечественной промышленности: АК «Алмазы России—Саха», «Норильский никель», «Газпром», «ЛУКойл» и др. Речь идет о разумной централизации закупок и распределения товарно-материальных потоков, рационализации схем их доставки, создании устойчивых кооперационных союзов и распределительных центров, аттестации поставщиков, освобождении от многозвенных схем посреднической деятельности и др.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, производители по-прежнему испытывают большие трудности со сбытом продукции, изучением конъюнктуры рынка, выбором наиболее экономичных источников и каналов распределения. В мировой практике эти задачи с успехом решают организации оптовой торговли, которые расширяют спектр своих услуг и переходят в ранг логистических центров. В наших условиях оптовое звено никак не может восстановить былой экономический потенциал, утрачена товарная специализация многих и многих оптовых организаций, разрушено их межрегиональное взаимодействие, крупные складские комплексы на две трети пустуют либо сдаются в аренду.
В этой связи показателен уровень логистических издержек в сфере товародвижения в Российской Федерации по сравнению с другими странами (табл. 1).
Из представленной таблицы видно, что затраты на товародвижение в России (логистические издержки) заметно выше, чем в развитых странах.
Таблица 1
Доля логистических издержек в сфере распределения продукции в ВВП в 2002г.
Страна | Доля логистических издержекв ВВП(%) |
США | 11,6 |
Япония | 10,2 |
Германия | 11,8 |
Великобритания | 12,2 |
Франция | 11,7 |
Италия | 12,6 |
Канада | 11,8 |
Испания | 12,1 |
Португалия | 13,6 |
Китай | 14,5 |
Австралия | 11,2 J |
Россия | 17,2 |
Такое положение нельзя объяснить только размерами страны. США. Канада, Китай обладают почти равнозначными территориями. Главные причины высоких издержек — медленное развитие инфраструктуры товародвижения, в том числе распределительной, отставание в применении современных технологий товародвижения, транспортировки, хранения и упаковки товаров, т. е. целая совокупность негативных факторов в данной области, выявленных и сгруппированных нами ниже.
Между тем в условиях рыночной экономики возрастает зависимость материального производства от указанных услуг. Популярная в настоящее время на Западе тенденция сосредоточения бизнеса на так называемых ключевых компетенциях распространяется и на отечественных производителей. Сегодня все большую популярность приобретает аутсорсинг логистических услуг, значительная доля которых падает именно на распределение готовой продукции. Без аутсорсинга логистических функций производство становится малоэффективным и даже невозможным, что уравнивает приоритетность материального производства и так называемой инфраструктурной деятельности, а во многих случаях меняет приоритеты местами.
Госкомстат РФ провел анкетирование оптовиков. В среднем 90% руководителей опрошенных организаций не считают свое положение благоприятным. Между тем за рубежом этот вид бизнеса является наиболее стабильным и выгодным, поскольку работает как на производителя, так и на потребителя.
По данным проведенного институтом товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (далее — ИТКОР) опроса широкое распространение получила практика повторных посреднических операций, которые заметно увеличивают логистические затраты и тем самым конечную цену продукции для покупателя.
Так, трехзвенная продажа (точнее, перепродажа) охватывает:
• 53.5% металлопродукции;
• 51,2% химических и лакокрасочных материалов;
• 56,3% электротехнической и кабельной продукции;
• 37,3% бумаги.
Выход видится в формировании крупных логистических центров, холдингов с эшелонированной системой организации продвижения товаров по принципу «центральный склад — региональные склады (распределительные центры) — магазины».
Список проблем сбытовой логистики можно было бы дополнить проблемами рационального использования вторичных ресурсов, преодоления теневого оборота на товарных рынках, формирования электронной оптовой торговли, построения национальной системы коммерческой информации.
Согласно определению сбытовой логистики объектами ее управления являются материальный и сопутствующие ему (или генерируемые им) потоки — информационные, финансовые и сервисные. Специфика сбытовой логистики и ее объектов в данном случае определяется этапом движения этих потоков в цепи жизненного цикла продукта, а именно на стадии обращения продукции. Так, на стадии обращения продукции производственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д. На стадии обращения готовой продукции материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного потребления.
Та же специфика сбытовой логистики определяет широкий диапазон субъектов управления процессами. В качестве агрегированных субъектов выступают:
• продуценты (производители);
• посреднические институты, агрегирующие широкий спектр функций продвижения товарно-материального потока (торговые и функциональные посредники);
• конечные потребители.
Именно наличие множества вариантов и критериев выбора посреднических институтов определяют основную сложность оптимизации сбытовых процессов.
С одной стороны, следует стремиться к ускорению процесса продвижения товарно-материального потока к конечному потребителю через сокращение числа звеньев логистической цепи, с другой — специализация логистических услуг увеличивает число посредников.
В этой связи показательно распределение доли доходов участников общественного производства (табл. 2).
Таблица 2
Дифференциация доли доходов участников общественного производства в ценах продукции (в целом по России в %) в 2002 г.
Вид продукции | Производители | Посредники |
Уголь | 25—50 | 10—25 |
Продукция черной металлургии | 30—45 | 15—35 |
Продукция машиностроения | 30—45 | 15—35 |
Продовольственные товары, в том числе: мясные продукты; молочные продукты | 25—50 20—60 | 50—75 40—80 |
Непродовольственные товары широкого потребления | 40—70 | 30—60 |
Как видно из табл. 2 в среднем 30-50% затрат аккумулируются именно на стадиях сервисного обеспечения производства, что опять же актуализирует роль логистического менеджмента. Например, в процессе производства и распределения продукции в США участвуют свыше 5 млн фирм. Более 2 млн из них предоставляют важнейшие услуги, обеспечивающие поступление материалов и продуктов в нужное место и в нужное время.
Показателен в этом ракурсе пример Г. Форда, ставший своего рода классикой логистического менеджмента.
Практически с самых первых шагов Г. Форд грезил абсолютно самодостаточной промышленной империей. Для реализации этих целей он построил гигантский промышленный комплекс с собственным портом и разветвленной сетью железных и шоссейных дорог. Целью Форда был полный контроль за движением своей продукции на протяжении всего ее жизненного цикла. И для того чтобы достичь этой цели, он создал первую в мире многоуровневую вертикально интегрированную компанию.
Желая наладить надежное и бесперебойное снабжение своих заводов сырьем и материалами, Форд инвестировал средства в угольные шахты, железорудные месторождения, участки строевого леса, стеклодувные фабрики и даже соевые плантации. Стремление Форда к самодостаточности было настолько велико, что он купил в Бразилии 2,5 млн акров земли и отвел этот участок под каучуковую плантацию, которую назвал Форд-ландией.
Но контроль Форда не ограничивался только производством сырья и материалов. Для транспортировки материальных ресурсов и готовой продукции в торговую сеть он вкладывал деньги в железные дороги, автомобильный транспорт и торговый флот. Он желал держать под контролем все товарно-материальные потоки, циркулирующие между более чем 40 его добывающими, сборочными и обслуживающими предприятиями в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Южной Африке и дилерами его продукции, разбросанными по всему миру.
Это был один из самых грандиозных в истории проектов вертикальной интеграции, но однажды Форд обнаружил, что нуждается в посторонней помощи. В расцвете своей вертикальной экспансии компания натолкнулась на преграды, порожденные и общеэкономическими условиями, и правилами государственного регулирования, и профсоюзными ограничениями, для преодоления которых со всей очевидностью требовалось привлечение многочисленной армии независимых поставщиков продуктов и услуг. В конце концов эффективный сбыт тоже был налажен благодаря надежной сети независимых торговых агентов — дистрибьюторов. С течением времени Форд пришел к выводу, что специализированные фирмы выполняют наиболее важные функции ничуть не хуже — если не лучше, — чем его собственный управленческий аппарат, а по качеству работ и издержкам такие специалисты зачастую оставляли позади собственные подразделения компании Форда. Вскоре независимые фирмы стали полноценными участниками сбытовой сети Форда, а приоритеты в общекорпоративной стратегии сместились от контроля на основе собственности к контролю на основе управления партнерскими отношениями. Такая смена стратегической ориентации позволила сосредоточить финансовые ресурсы компании на развитии ее ключевой сферы компетенции — производства. А сам Г. Форд из анализа всей этой ситуации вынес такой урок: ни одна фирма не может быть самодостаточной.
Таким образом, системная рационализация распределительных процессов через оптимизацию выбора посреднических институтов — вот основная задача сбытовой логистики и приоритетная сфера ее деятельности.
Все мнения по поводу функционального наполнения сбытовой логистики сконцентрировались в двух подходах:
1) состав основных и поддерживающих функций (отдельные автор включают в состав основных функций только куплю-продажу или функции обмена; другие, наоборот, только физическое распределение. При этом и те и другие игнорируют наличие поддерживающих функций);
2) идентификация и различие функций сбытовой логистики на микр и макроуровнях (некоторые авторы включают в состав сбытовой логист ки только функции сбыта на макроуровне).