Система целей государственного управления




(по учебнику Е. В. Охотского)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — это целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — деятельность по анализу общественных проблем, выявлению потребностей управляемого объекта и построению древа целей с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

ЦЕЛЬ ГОС. УПРАВЛЕНИЯ — это конечный или конкретный промежуточный результат развития общества (или его подсисте- мы), полученный в соответствии с запрограммированными перспективами его развития.

Построение организационно - функциональной структуры любой управленческой системы начинается с определения ее це­лей. Напомним, что цель - это мысленное предвосхищение ре­зультата каких-то усилий, какого-то вида человеческой деятель­ности. Это продукт субъективного отражения объективной ре­альности с выходом на желаемый конечный результат.

Согласно Конституции, Российская Федерация провозглаше­на демократическим правовым социальным государством. Построение такого общества рассматривается в каче­стве магистрального направления внутренней и внешней политики российского государства, в качестве главной стратегической его цели. Главная цель государственного управления - максимальное удовлетворение по­требностей людей и формирование цивилизованного образа жизни, создание надлежащих условий для спокойной жизни и созидательной деятельности людей, формирование рациональ­ных отношений между человеком, государством и обществом.

Реализация же этой цели может быть обеспечена посредством решения целого ряда тактических и стратегических задач:

а) формирования дееспособного гражданского общества;

б) построения государства, обеспечивающего безопасную и достойную жизнь людей;

в) становления свободного и социально ответственного предпринимательства;

г) усиления борьбы с коррупцией и терроризмом;

д) модернизации Вооруженных Сил и правоохранительных органов;

е) укрепления позиций России в международных делах.

Основные характеристики целей государственного управле­ния можно представить следующим образом:

1) цели государственного управления по своей сущности и базовым источникам носят объективный характер. Источни­ком их возникновения является общество. Они зарождаются «внизу», идут от потребностей и интересов народа и поэтому но­сят объективный характер.

2) цели государственного управления по форме и своему внеш­нему выражению субъективны. Это продукт сознательного выбора и мыслительного предвосхищения будущего. Цели осознаются и формулируются людьми, выдвигаются институтами граждан­ского общества, нормативно закрепляются органами государ­ственной власти в соответствующих управленческих решениях;

3) цели государственного управления отличаются иерархич­ностью, системностью. Есть цели главные, базовые, глобальные, а есть второстепенные, подчиненные. Сложность же управленче­ского целеполагания состоит в том, что из огромного множества возможных вариантов целевых установок движения вперед, не­обходимо выбрать те из них, которые реальны и непременно должны быть реализованы.

4) достижение стратегической цели разбивается на этапы и временные интервалы, в течение которых с учетом меняющих­ся обстоятельств и наличия определенных ресурсов определяют­ся соответствующие стратегические подцели и т.д. Затем выдви­гаются оперативные цели, которые в свою очередь подразделя­ются на множество целей-задач частного характера.

В зависимости от иерархии государственного управления це­ли делятся на главные (генеральные, стратегические), которые определяются высшими органами власти, и подцели первого, второго, третьего и т.д. уровней. Цели первого уровня определя­ются министерствами, второго - субъектами Федерации. Далее идут цели муниципального и корпоративного уровней.

По мас­штабам они могут быть глобальными, межгосударственными и государственными, региональными и муниципальными, межотраслевыми и отраслевыми.

По объему - общими и частными,

по результатам - конечными и промежуточными,

по времени - долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, перспек­тивными (отдаленными, близкими) и непосредственными.

По содержанию цели могут быть выстроены в определенной последовательности: общественно-политические - экономичес­кие - социальные - духовные - организационные - информа­ционные – разъяснительно - пропагандистские.

Цели общественно-политического характера имеют особую значимость, их реализация обеспечивает комплексное, целост­но - сбалансированное и качественное развитие общества. В них выражена общая направленность государственного курса на дол­гую перспективу по обеспечению социального мира и динамич­ного развития социума. Конституция Российской Федерации, закрепив федеративную форму государственного устройства и демократический строй, коренным образом изменила полити­ческую парадигму общественного развития и предопределила новые стратегические цели: демократическое развитие страны, создание эффективной правовой и политической системы, фор­мирование цивилизованного гражданского общества и самое главное - повышение уровня жизни народа на основе гаранти­рованных прав и свобод каждого.

Цели социального развития являются своего рода отражением стратегии общественно-политического развития. Их реализация определяет социальную структуру общества, взаимоотношения всех его социальных слоев и классов, уровень, наконец, социаль­ной обеспеченности каждого человека. Этот блок целей включает в себя не только создание благоприятных условий для динамич­ного развития цивилизованной социальной структуры и создание «среднего класса» - опоры политической стабильности, но и:

- предупреждения социальных конфликтов через социаль­ное партнёрство, социальную сплочённость, непримиримое от­ношение к любым проявлениям политической, социальной, на­циональной и религиозной нетерпимости;

- решения демографической проблемы, сохранения и наращи­вания качества человеческого потенциала путем поддержки семьи, материнства и детства, вывода на принципиально новый уровень отечественного здравоохранения, образования, жилищно-комму­нального хозяйства, системы социального и пенсионного обеспе­чения, продовольственного комплекса, физкультуры и спорта;

- обеспечение общедоступности социально-бытовой инфра­структуры через адекватную политику доходов населения и опти­мизации системы финансирования социальной сферы;

- усиление мотивации к высокопроизводительному труду че­рез обеспечение реальной возможности честным трудом обеспе­чить себе и своей семье достойную жизнь на основе принципа равных возможностей и разумных личностных ограничений, воз­рождения базовых семейных и духовно-нравственных ценностей.

Весьма тонкой сферой государственного управления является духовная жизнь общества. Задача го­сударства другая - создание оптимальных условий, в том числе финансово-экономических, для сохранения духовно-культурной самобытности народа, динамичного развития художественного и изобразительного искусства, обеспечения свободного доступа широких слоев к его ценностям. В том числе путем поддержки теа­тров, кино, музеев и библиотек, защиты исторических памятников, активизации творческих союзов и институтов народного творчест­ва, создания фонда русского языка, введения грантов для музы­кальных, театральных, научных и других творческих коллективов.

Цели государственного управления в экономической сфере - это цели долгосрочной стратегии экономического развития стра­ны на рыночных основаниях до уровня лучших мировых дости­жений, прежде всего в таких отраслях, как энергетика, машино­строение, транспорт, строительный комплекс, сельское хозяйство. А далее - удвоение ВВП, повышение производительности труда на основе освоения высокотехнологичных производств, выход на мировые стандарты качества товаров и услуг, устранение инфра­структурных ограничений экономического роста.

Организационные цели государственного управления заключа­ются в создании оптимальной системы организационных инсти­тутов, способных обеспечить высокоэффективное влияние субъек­та на объект управления. С помощью организации происходит упорядочение и рационализация целей государственного управ­ления, а также объединение и сплочение людей для их достиже­ния.

Информационные цели предполагают установление социаль­ных коммуникаций через прямые и обратные связи между субъек­том и объектом управлени я, призванных обеспечить оптималь­ный объем и достоверность информации о состоянии управляе­мой системы, для оперативной корректировки управляющего воздействия на объект управления. Без этого условия принятие правильных решений абсолютно невозможно.

С информационными целями тесно связаны разъяснительно-пропагандистские цели. Поскольку в управлении всегда присутст­вует элемент принуждения и ограничения свободы, то аргументи­рованная информация о протекающих в обществе процессах, объясняющая их объективную необходимость и последствия, зна­чительно снижает социальную напряженность, оказывает моби­лизующее воздействие на объект управления.

Таким образом, цели государственного управления образуют систему, что позволяет построить соответствующее «древо це­лей». Далее действует своя логика: каждая предыдущая цель де­терминирует последующую, реализация одной цели становится плацдармом для постановки новой цели. Но при этом следует по­мнить, что в процессе целеполагания происходит так называемое «рассеивание целей» по различным ветвям и уровням власти, ми­нистерствам и ведомствам, отраслям и администрациям, служ­бам и агентствам. Важно только, чтобы рассеивание это было не спонтанно-хаотичным, а оптимальным и подконтрольным, не порождало бюрократизм и безответственность.

Чтобы этого не произошло, цели любого управленческого зве­на должны быть:

а) конкретными,

б) реальными,

в) контролируемыми и, самое главное,

г) системно увязанными между собой.

 

«Древо целей» управления как система

Для того чтобы расположить управленческие цели в иерархическом порядке, проследить взаи­мосвязи между целями разного уровня и содержания, строится «древо целей».

Построение такого древа - это формирование перспектив госу­дарственного развития, обеспечивающих органическую взаимосвязь целей и подцелей разной сложности, разного уровня и разного со­держания (социальных, политических, экономических, духовных и т.д.), а также их согласование для достижения запрограммирован­ных изменений. «Древо целей» обеспечивает согласованность и органическое единство множества целей, их жесткую ориенти­рованность на решение задач стратегического плана.

Идея представить систему целей государственного управле­ния в виде древа, уходящего корнями в социальную почву (соци­ум), родилась довольно давно. Не случайно также сравнение со­циума с «почвой», которая питает древо целей. В таком образном выражении находит подтверждение известная мысль о том, что «человечество ставит перед собой только те задачи, которые оно в состоянии решить». Если питательная среда не в состоянии обеспечить жизнедеятельность древа, последнее погибает, каки­ми бы прекрасными порывами ни руководствовались его созда­тели. Цель только тогда реальна и конструктивна, когда замыслы и потребности управляющего соответствуют интересам и ресурс­ным возможностям управляемого.

При формировании древа целей субъект управления должен:

- обладать исчерпывающей информацией о потребностях и интересах общества (регионов, социальных групп, классов, наций, граждан), о тех результатах, на которые, реализовав постав­ленные цели, государство рассчитывает выйти;

- развернуть главную цель в вертикальную и горизонтальную структуру подцелей таким образом, чтобы реализация данной це­ли обеспечивала реализацию целей более высокого уровня;

- помнить, что все подцели, расположенные на отдельных уровнях древа целей, должны быть независимыми и невыводи­мыми одна из другой;

- иметь отчетливое представление о ресурсной базе реализа­ции намеченного, включая материальную, финансовую, право­вую, интеллектуальную, кадровую, организационную и духовно-нравственную ее составляющие;

- знать сильные и слабые стороны правового пространства государственно - управленческой деятельности.

Публично-политической формой закрепления целей являются:

ежегодные послания президента парламенту,

□ государственные доктрины,

□ комплексные целевые программы,

□ приоритетные национальные и региональные проекты,

программы социально-экономического развития отрасли, ре­гиона.

Программы и приоритетные проекты, как инструмент государ­ственного управления, отличаются своими особенностями и ог­ромным разнообразием. При выборе программного метода уп­равления учитывается:

а) социальная значимость проблемы для страны или региона;

б) степень вероятности достижения запро­граммированных результатов;

в) комплексность и масштабность проблемы, невозможность ее решения рыночными методами

г) необходимость координации межведомственных отношений.

Программы можно классифицировать по многим критери­ям - содержанию, времени реализации, целевой направленно­сти. По объему и важности решаемых проблем программы быва­ют общегосударственными, функциональными, региональными и муниципальными.

Общегосударственные - это программы достижения крупных общенациональных целей, которые охватывают все сферы обще­ственного бытия (производственную, непроизводственную, фи­нансовую, социальную, духовную, международную).

Функциональные программы тоже разнообразны. Они быва­ют отраслевыми и межотраслевыми, ориентированными на ре­шение проблем развития отдельной отрасли или ряда отраслей. Например, программы развития агропромышленного, топлив­но - энергетического, оборонного, строительного, жилищно - коммунального комплексов, здравоохранения, науки, образо­вания и др.

Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях развития регионов и муниципальных образований.

Во всех программах такого рода в обязательном порядке со­держатся ответы на вопросы:

- какова главная цель программы;

- кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать;

- какие ресурсы для этого потребуются;

- кто, где и в чьих интересах в бу­дущем будет использовать полученные результаты?

Общими чертами программ, независимо от их содержания и объема, являются:

комплексный характер;

□ наличие конкретных количественных и качественных показа­телей, подчинение всех предусмотренных мероприятий полу­чению высокой общественно значимой цели (социальной, хо­зяйственной, политической, научно-технической и т.д.) без какого-либо местничества и ведомственности;

□ объединение под общим руководством исполнителей в опре­деленные организационные структуры независимо от их ве­домственной и территориальной принадлежности;

утверждение ответственных исполнителей по каждой пози­ции, распределение между ними прав, обязанностей и ответ­ственности, установление действенных форм их мотивации;

□ ориентация исполнителей, особенно руководящего звена, не только на промежуточные, а, прежде всего, на конечные ре­зультаты;

□ гибкая система управления проектом и систематический кон­троль его реализации.

Сегодня программно-целевой метод становится определяю­щим среди всех других методов государственного управления. Он широко используется в мировой практике и считается одним из самых эффективных. Он обеспечивает комплексный межведом­ственный и межотраслевой характер управления, позволяет предметно учитывать все многообразие интересов и потребнос­тей ведомств, территорий и государства в целом, получать, как говорится, нужный мультипликационный эффект.

Посредством этого метода комплексно реализуются практически все функции управления - познавательная, прогностическая и целеполагаюшая, информационная, организационная и контрольная. Поэто­му программно-целевое управление требует к себе самого серьез­ного отношения. Причем на всех его стадиях: познавательно-на­учной; информационно - аналитической; строительства «древа целей» и поиска его ресурсного обеспечения; выбора путей, средств и методов достижения намеченного; организационно-контрольной и результирующей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: