В настоящее время стало уже понятным, что часть товаров в большей степени подходит для продвижения их через канал Интернет-торговли, другие в меньшей степени.
Очевидно, что в наибольшей степени подходящими для Интернет-торговли являются товары, торговый цикл для которых может быть полностью осуществлен посредством сети, начиная от рекламы и ознакомление с потребительскими свойствами товара и заканчивая заказом, оплатой, доставкой и непосредственно потреблением товара. К данной категории относятся такие товарные группы как: программное обеспечение, МP3, фильмы, аналитическая информация, электронные книги, игры и другой контент, который может быть полностью реализован через Интернет.
Что касается традиционных товаров, то это компьютеры и комплектующие, бытовая техника и электроника, туризм и бронирование билетов, билеты на развлекательные мероприятия, товары для дома и дачи и др.
Результаты исследования позволили сравнить отдельные группы товаров реализуемых через канал онлайновой торговли по таким показателям, как:
- cреднее количество выполненных заказов в день;
- cредняя стоимость заказа по товарной группе;
- средний коэффициент конверсии по товарной группе.
Итоговые данные по этим показателям представлены в табл. 2, 3, 4.
Таблица 2. Среднее количество выполненных заказов в день по товарной группе
№ | Товарная группа | Среднее количество покупок (выполненных заказов) в интернет-магазине, в день |
Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS | 468,5 | |
Билеты на культурные мероприятия | ||
Программное обеспечение | ||
Компьютерное оборудование и комплектующие | 49,1 | |
Товары и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда) и сада | 37,6 | |
Товары класса люкс, ювелирные изделия и часы | 22,7 | |
Товары по уходу, косметика, парфюмерия | 22,7 | |
Спортивные товары | 17,26 | |
Бытовая техника и электроника | 14,5 | |
Автомобили и запчасти | 2,94 |
По данным НАУЭТ и CNews Analytics
По показателю среднего количества покупок (выполненных заказов) в интернет-магазине в день лидирует товарная группа “Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS” (468 в день), при этом средняя стоимость заказа в этой товарной группе составила всего 130 руб.
Значительное количество покупок по сравнению с другими товарными группами совершается в категории “Билеты на культурные мероприятия ” (110 в день). При этом, средняя стоимость заказа в этой товарной группе значительно выше, и составляет 1200 руб.
Показатель среднего количества выполненных заказов в день позволяет оценить степень важности для компании, работающей в данной товарной нише, проблемы, связанной с организацией логистики (приемка заказов, доставка товаров, складирование и др.). Очевидно, что совершенная система логистики, минимизирующая расходы на один заказ, будет неоспоримым конкурентным преимуществом в данной товарной группе.
Действительно, многие компании, открывшие свои торговые сайты в Интернете, столкнулись с проблемой доставки заказов, что заставило их обращаться к услугам почты либо создавать свои службы логистики, чтобы сокращать запасы и приспосабливать продукты к индивидуальным потребностям покупателей, т.е. персонализировать их. Кроме того, многие организации снова вынуждены вернуться к использованию своих собственных складов, от которых они в свое время отказались в пользу крупных распределительных оптовых складов.
Таблица 3. Средняя стоимость заказа по товарной группе
№ | Товарная группа | Средняя стоимость одной покупки (выполненного заказа), тыс.руб. |
Автомобили и запчасти | ||
Бытовая техника и электроника | ||
Компьютерное оборудование и комплектующие | ||
Строительные материалы, инструмент | 11,2 | |
Товары класса люкс, ювелирные изделия и часы | 8,3 | |
Товары и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда) и сада | 7,3 | |
Спортивные товары | 5,3 | |
Программное обеспечение | 3,6 | |
Билеты на культурные мероприятия | 1,2 | |
Товары по уходу, косметика, парфюмерия | 0,72 |
По данным НАУЭТ и CNews Analytics
По средней стоимости заказа по товарной группе лидирует такая товарная группа, как “Автомобили и запчасти”, что объясняется тем, что в рейтинге Интернет-магазинов присутствуют сайты крупных автодилеров, а также магазинов специализирующиеся на продаже шин и дисков, а также специфических, нишевых товаров, в частности “праворульных” машин (www.prar.ru, www.tron.ru).
Сравнительный анализ данных средней стоимости заказа по товарной группе с аналогичным показателем по Интернет-магазинам США, приведенными ниже в табл. 4, показывает что в целом, несмотря на отставание в разы, по некоторым товарным группам (компьютеры, бытовая электроника)они сопоставимы.
Таблица 4. Средняя стоимость покупки по по интернет-магазинам США за 2004 год
№ | Товарная группа | Средняя стоимость одной покупки (выполненного заказа), долл. |
Компьютерное оборудование | ||
Билеты на различные мероприятия | ||
Автомобильные товары | ||
Офисные товары | ||
Бытовая электроника | ||
Товары для ухода за детьми | ||
Спортивные товары | ||
Дом и сад | ||
Обувь | ||
Цветы и подарки | ||
Программное обеспечение | ||
Ювелирные изделия и часы | ||
Здоровье/красота | ||
Оборудование для дома | ||
Игрушки, игры и хобби |
по данным Nielsen//NetRatings
Эффективность Интернет-торговли для отдельных товарных групп можно оценить по показателю конверсии, который показывает в %, сколько посетителей из числа посетителей сайта совершило покупки в данном магазине или розничной сети.
Таблица 5. Средний коэффициент конверсии по товарной группе
№ | Товарная группа | Средний коэффициент конверсии, % |
Товары и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда) и сада | 10,62% | |
Товары по уходу, косметика, парфюмерия | 7,23% | |
Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS | 7,11% | |
Билеты на культурные мероприятия | 5,73% | |
Товары класса люкс, ювелирные изделия и часы | 4,52% | |
Компьютерное оборудование и комплектующие | 2,78% | |
Спортивные товары | 1,46% | |
Программное обеспечение | 1,45% | |
Строительные материалы, инструмент | 1,22% | |
Бытовая техника и электроника | 0,91% |
По данным НАУЭТ и CNews Analytics
Наиболее предпочтительной товарной категорией, с позиции эффективности использования Интернет-сайта для привлечения покупателей является товарная группа “Товары и оборудование для дома и сада”. В среднем, каждый десятый посетитель Интернет-магазинов в данной товарной категории затем совершает покупку.
Достаточно эффективными являются также Интернет-магазины, работающие с такими товарными группами, как “Товары по уходу, косметика, парфюмерия” и “Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS”. Более 7% посетителей сайта Интернет-магазина затем совершают там покупку.
Низкий коэффициент конверсии для онлайновой торговли в такой популярной товарной категории как “Бытовая техника и электроника” может объяснятся тем, что достаточно большой процент посетителей сайтов использует их в основной для ознакомления и изучения потребительских свойств товаров, а покупку совершает в другом месте.
Сравнительный анализ средних коэффициентов конверсии с аналогичным показателем по Интернет-магазинам США, приведенными ниже в табл. 7, показывает что в целом они сопоставимы, несмотря на то, что пока отечественные онлайновые магазины еще отстают от зарубежных.