Содержание
Введение………………………………………………………………………2
1. Теоретико – методические основы оценки деятельности организации в условиях конкуренции………………………………………………………..5
2. Оценка внешней и внутренней среды деятельности организации…….14
3. Оценка деятельности организации за 2016 – 2018гг…………………...23
4. Направление совершенствования методики оценки деятельности предприятия и ее улучшение в условиях конкурентной экономики…….37
Заключение…………………………………………………………………..45
Список используемой литературы…………………………………………48
Приложение………………………………………………………………….50
Введение
Конкурентная среда окружает все фирмы, существующие в условиях рынка, ведь лишь в единичных ситуациях конкуренты отсутствуют, например, так бывает, когда компания внедряет на рынок некий инновационный товар. Тем не менее в большинстве случаев каждый новый товар – это некая модификация уже имеющегося на рынке, следовательно, можно говорить о том, что он вступает в отношения косвенной конкуренции. Чтобы грамотно спланировать маркетинговую составляющую бизнеса, необходимо провести детальный анализ конкурентной среды.
Конкуренцию в экономической сфере можно определить так – «соперничество субъектов рыночных отношений за наилучшие условия коммерческой деятельности». Если брать в расчет более глобальные смыслы, можно сформулировать понятие конкуренции как борьбу за покупателя. Поэтому все аспекты конкурентной среды и конкурентные преимущества – это принципиальные показатели, отличающие одну фирму от других и позволяющие обратить на себя внимание клиентов.
Когда компанией не берется в расчет анализ конкурентной среды предприятия (а таких очень много), возникают вопросы в принятии маркетинговых решений. Например, такая ошибка характерна для стартапов.
|
ПАО «Химпром» – одно из ключевых предприятий отечественной химической индустрии, чья деятельность сосредоточена на крупнотоннажной химии. Химпром производит более 150 наименований и марок продукции, которая пользуется спросом на внутреннем и международном рынках.
Стратегия развития компании ориентирована на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, строительство новых и модернизацию существующих производственных мощностей на действующих площадках, реализацию инвестиционных проектов с коротким сроком окупаемости и высокой доходностью, создание новых перспективных продуктов и расширение ассортимента.
«Химпром» активно занимается научно-исследовательскими работами в области химии, повышения энергоэффективности и охраны окружающей среды, которые впоследствии применяются на производстве. Предприятие имеет свой научно-исследовательский центр и штат высококвалифицированных научных сотрудников.
Основные производственные комплексы – неорганический, органический, хлорорганический, фосфорорганический, кремнийорганический, резинохимикаты, поверхностно активные вещества, а также реагенты для теплоэнергетики, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Завод развивает крупнейшее в России производство пероксида водорода, которое соответствует международным стандартам и обеспечивает потребность текстильной и целлюлозно-бумажной промышленности в экологически чистых отбеливателях. С 2008 года ПАО «Химпром» – участник международной программы «Responsible Care – Ответственная Забота».
|
Цель работы:
1. Изучить теории и методики оценки деятельности организации в условиях конкуренции.
2. Оценить внешнюю и внутреннюю среду деятельности организации за 2016 -2018гг.
3. Рассмотреть методики для совершенствования оценки деятельности предприятия и ее улучшения в условиях конкурентной экономики.
4. Определить ключевые направления и особенности управления предприятия в конкурентной среде.
5. Оценить деятельность организации в условиях конкуренции.
ПАО «Химпром» ориентируется на высокий уровень бизнес-культуры – современные стандарты корпоративного управления, контроль качества производства и готовой продукции, сервиса для своих клиентов. Продукция предприятия конкурентна на мировом рынке – более 20% поставок идет на экспорт в более чем 37 стран мира. Система менеджмента качества компании проверена и признана соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2015.
Теоретика – методические основы оценки деятельности организации в условиях конкуренции
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением её анализировать. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
|
Анализ финансово–хозяйственной деятельности и финансовых результатов предприятия предполагает изучение технического уровня производства, качества, и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Они основаны на системном подходе, комплексном учёте разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и являются важной функцией управления.
Цель анализа финансовых результатов и хозяйственной деятельности предприятия – повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности. В процессе анализа исследуются совокупность технологических, социально–экономических, правовых и иных процессов, закономерности формирования, построения и функционирования систем управления: принципы построения организационных структур, эффективность применяемых методов.
Важную роль в решении возникающих проблем призвана сыграть рационализация информационного обеспечения, т.к. в сложившихся условиях хозяйствования предприятия испытывают всё большую потребность в получении всесторонней информации о финансовых и хозяйственных процессах.
В связи с этим наблюдается рост популярности различного рода систем управленческой информации, основу для которых составляют данные, формируемые в процессе бухгалтерского учета. Так, на Западе для удовлетворения разнообразных информационных потребностей обычно создают управленческую информационную систему, которая состоит из взаимосвязанных подсистем, выдающих информацию, необходимую для управления фирмой.
При этом бухгалтерская подсистема является наиболее важной, так как она играет ведущую роль в управлении потоком экономической информации и направлении её во все подразделения фирмы, а также заинтересованным лицам вне фирмы. В нашей стране разделение бухгалтерии на финансовую и управленческую, а, соответственно, и деление информации на используемую в целях управления и традиционно формируемую в бухгалтерии, не распространено. В соответствии с определением Американского института присяжных бухгалтеров функция учета заключена в следующем – обеспечить количественную информацию, главным образом финансового характера, о хозяйственных субъектах в целях использования этой информации для принятия управленческих решений.
Финансовый результат как интегрированный показатель деятельности организации определяет эффективность деятельности предприятия в целом.
Финансовый результат представляет собой прирост (уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период.
С точки зрения бухгалтерского учета конечный финансовый результат деятельности предприятия это разность между доходами и расходами. Этот показатель важнейший в деятельности предприятия и характеризует уровень его успеха или неуспеха.
С точки зрения бухгалтерского учета конечный финансовый результат деятельности предприятия выражается в показателе прибыли или убытка, формируемого на счете 80 Прибыли и убытки и отражаемого в бухгалтерской отчетности.
С точки зрения налогового учета бухгалтерская прибыль пересчитывается в связи с корректировками прибыли от реализации основных фондов и иного имущества (за исключением опционных и фьючерсных контрактов, ценных бумаг).
Для целей налогообложения учитывается разница (превышения) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью фондов с учетом их переоценки, увеличенной на индекс инфляции, исчисленной в соответствии с требованиями Правительства РФ. Пересчету на суммы превышения установленных лимитов подлежат до 10 видов затрат: затраты на командировки, компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок, представительские расходы (сверх установленных законодательством сумм) и др. С точки зрения управленческого учета можно исчислять несколько показателей прибыли для различных целей.
Конечный финансовый результат деятельности предприятий является предметом исследования многих авторов. Их понимание сущности этого понятия далеко неоднозначно.
Так, например, Козлова Е.П., Парашутин Н.В., считают, что сводным (интегрирующим) показателем, характеризующим финансовый результат деятельности предприятия, является балансовая (валовая) прибыль или убыток. Камышанов П.И. считает, что конечный финансовый результат деятельности предприятия выражается в показателе прибыли и убытка. По мнению Литвиненко М.И., в нормативных документах, регулирующих налогообложение, прибыль отождествляется с доходом. Она пишет, что это не одно и то же. Ведь доход трактуется как поток денежных средств, поступающих в резерв государства, предприятия или отдельного лица в процессе распределения национального дохода.
Доход в узком смысле можно рассматривать как синоним любой из его форм (прибыль, рента, заработная плата и процент). В широком смысле понятие доход охватывает все денежные средства, в различных формах поступающие в распоряжение предприятия.
Сегодня в доходах предприятия наряду с прибылью все большую роль играют поступления (проценты, дивиденды) от ценных бумаг других эмитентов. В связи с этим конечный результат его финансово-хозяйственной деятельности правильнее было бы назвать не балансовой прибылью, а доходом по балансу (балансовым доходом), поскольку название показателя должно отражать его экономическую сущность.
Весьма интересным в рассмотрении сущности понятия финансового результата является подход Н.А. Бреславцевой. Она пишет, что практикой продиктована необходимость поиска более общего показателя, чем финансовый результат, который отражал бы состояние имущества и динамику уставного капитала, дающего целостную картину финансовой состоятельности институционной единицы. Она называет таковым показатель глобальной финансовой результативности. С ее точки зрения, он позволяет понять, исчислить, проанализировать и исследовать следующие явления и процессы:
1. управление капитализацией;
2. формирование прибыли;
3. концепцию денежного и безденежного финансового результата;
4. концепцию прибыли в обеспечении благосостояния институционной единицы;
5. общую концепцию экономической прибыли;
6. управление финансовыми результатами;
7. управление финансовыми потоками;
8. использование системы налогового контроля.
Таким образом, финансовый результат определяется как прирост или уменьшение стоимости имущества при постоянном капитале на начало и конец периода.
Однако приходится часто сталкиваться с мнением, что чистая прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, это одно и тоже. Но это совсем не так. Попытаемся дать определения различным показателям, характеризующим финансовые результаты деятельности предприятия.
Важнейшая экономическая категория, характеризующая финансовый результат деятельности фирм, – прибыль. Прибыль – основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней, приращения капитала хозяйствующего субъекта, социального развития и роста благосостояния собственников. В рыночной экономике одной из целей предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово – хозяйственной деятельности. Поэтому максимизация прибыли – это первостепенная задача финансовых менеджеров. Получение прибыли позволяет не только поддерживать производственную деятельность коммерческой организации, но и удовлетворять ее различные социальные интересы. Поэтому организации стремятся к увеличению получаемой прибыли. Прибыль равна разнице между доходом и издержками производства. В микроэкономике различают следующие виды доходов: валовой (совокупный), средний и предельный доход.
Значительное количество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, создают методические трудности для их системного рассмотрения.
Различия в назначении показателей затрудняют выбор каждым участником товарного обмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности в информации о реальном состоянии данного предприятия. Например, администрацию предприятия интересует масса полученной прибыли и ее структура, а также факторы, воздействующие на ее величину. Налоговая инспекция заинтересована в получении достоверной информации обо всех слагаемых балансовой прибыли и т.д.
Таким образом, финансовые результаты, являющиеся одним из центральных показателей деятельности предприятий, используются сегодня в качестве ориентира, отражающего направление развития предприятия. Они входят в программу развития предприятия, показывая итоговое значение осуществления комплекса стратегических и тактических задач.
Особое значение в связи с вышесказанным приобретают порядок формирования и анализ финансовых результатов, прогнозирование результатов деятельности предприятий, а так же роль финансовых результатов применительно к задаче управления предприятием.
Следует отметить, что взгляды специалистов на проблему определения экономической сущности понятия финансовый результат весьма разнообразны. В современных условиях перехода России к рыночным отношениям проблема определения сущности различных показателей, относящихся к финансовым результатам деятельности предприятия, весьма актуальна, так как зачастую даже в нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет и налогообложение, даются различные трактовки одного и того же понятия.
В следующем параграфе рассмотрим информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Правовое регулирование управления хозяйственной деятельности предприятия:
Определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия являются главными моментами анализа финансового состояния. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Эффективность финансового анализа непосредственно зависит от полноты и качества используемой информации. В настоящее время в отдельных изданиях по вопросам финансового анализа присутствуют упрощенный подход к информационному обеспечению финансового анализа, ориентирующий на использование исключительно бухгалтерской (финансовой) отчетности или в несколько более широком плане – на данные бухгалтерского учета.
Анализ финансового состояния предприятия является составной частью общего финансового анализа. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль представляет собой реальную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Только после продажи продукт (работ, услуг) чистый доход принимает форму прибыли. Количество прибыли определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности предприятия (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и суммой всех затрат на эту деятельность.
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела. Получение прибыли является основной целью деятельности любого хозяйственного субъекта.
С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, т.к. она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, т.к. прибыль – основной источник производственного и социального развития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.
Экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений, поэтому его комплексность, глубина и эффективность во многом зависит от объема и качества используемой информации. Экономический анализ не столько выступает как потребитель информации, но и создает ее для собственных потребностей и принятия управленческих решений. Под информацией обычно понимают упорядоченные сведения о процессах и явлениях внешнего мира, совокупность каких-либо знаний, данных.
Ценность экономической информации может рассматривать в трех аспектах: потребительном – её полезности для управления, экономическом – её стоимости и в эстетическом – её восприятии человеком. Ценность информации обычно определяется экономическим эффектом функционирования объекта управления, вызванным её потребительной стоимостью. Основным требованием к информации является её полезность при принятии решений. Для обеспечения этого требования информация должна быть понятной, уместной, достоверной, а также отвечать идее гармонизации и стандартизации.
Важное место в организации экономического анализа на предприятии занимает его информационное обеспечение. При анализе используются не только экономические данные, но и техническая, технологическая и другая информация. Все источники данных для анализа делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.
К нормативно-плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, а также нормативные материалы, сметы и др. Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Внеучетные источники информации – это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся:
1. официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, приказы президента, постановления правительства, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей и т.д.;
2. хозяйственно–правовые документы: договоры, соглашения, решения судебных органов;
3. научно-техническая информация;
4. техническая и технологическая документация;
5. данные об основных конкурентах, информация о поставщиках и покупателях;
6. данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов) [24, с. 84].
Таким образом, информационной базой для проведения финансового анализа служит вся информационная система предприятия, в которую входят:
1. пакет статистической отчетности;
2. пакет финансовой отчетности;
3. внутренние документы предприятия;
4. бухгалтерские регистры;
5. первичные бухгалтерские документы;
6. учредительные документы;
7. плановая документация;
8. пояснительная записка к годовому бухгалтерскому отчету.
В настоящее время финансовая (бухгалтерская) отчетность организации формируется с учетом современных стандартов, поскольку бухгалтерский учет – это инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности хозяйствующего субъекта для того, чтобы заинтересованные стороны могли лучше инвестировать имеющиеся в их распоряжении средства.
В качестве информационного обеспечения экономического анализа может использоваться финансовая отчетность организации: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств.
Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:
уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа;
достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью;
информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни;
нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой;
понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без профессиональной специальной подготовки;
сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.
Анализ финансовых показателей следует проводить по таким источникам: «Отчет о финансовых результатах и их использования», «Баланс предприятия», а также по данным бухгалтерского учета, рабочих материалов финансового отдела (службы) и юрисконсульта предприятия. Для проведения сравнительного анализа рекомендуется использовать разностороннюю информацию других предприятий со схожей деятельностью, которая характеризует их финансовые показатели.
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменение величины его собственного капитала за отчётный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщено наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчётности.
К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчётного периода; нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода.
Непосредственно по данным формы №2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов; прибыль (убыток) от финансовых и прочих операций; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль); валовый доход от реализации товаров, продукции, работ, услуг. В форме №2 по всем перечисленным показателям приводятся также сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года.
Финансовые результаты предприятия выражаются в способности определенного предприятия наращивать свой экономической потенциал.
Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам (акционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям предприятий.
Таким образом, информационное обеспечение анализа эффективности деятельности предприятия – важнейшая характеристика при оценке экономической деятельности предприятия. Далее рассмотрим методы оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Подходы к оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
Основной целью проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности.
Оптимальный перечень показателей, наиболее объективно отражающих тенденции финансового состояния, формируется каждым предприятием самостоятельно.
Однако при всем возможном многообразии показателей все они, как правило, распределяются по четырем группам:
1.показатели финансовой устойчивости;
2. показатели ликвидности;
3. показатели рентабельности;
4. показатели деловой активности.
Разные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения.
Рассмотрим показатели финансовой устойчивости. Их подразделяют на абсолютные и относительные.
Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие степень обеспеченности товарно-материальных запасов источниками их формирования.
Для характеристики источников формирования товарно-материальных запасов определяют три основных показателя:
наличие собственного оборотного капитала. Этот показатель определяется как разница между собственным капиталом и долгосрочными активами. Он характеризует собственные оборотные средства. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии деятельности предприятия.
наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования товарно-материальных запасов. Этот показатель определяется путем увеличения предыдущего показателя, т.е. собственного оборотного капитала, на сумму долгосрочных обязательств.
общая величина основных источников формирования товарно-материальных запасов определяется путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных кредитов.
Вычисление трех показателей обеспеченности товарно-материальных запасов источниками их формирования позволяет классифицировать финансовое положение предприятия по степени его устойчивости на следующие четыре типа:
а) абсолютная устойчивость финансового положения складывается тогда, когда ситуация характеризуется неравенством:
З < СОС, (1)
где З – сумма запасов и затрат;
СОС – собственные оборотные средства, определяемые как разница между собственным капиталом и внеоборотными активами.
Из данного условия следует, что все запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами. Такая ситуация встречается на практике крайне редко и не рассматривается, как идеальная, т.к. означает, что внешние источники средств не используются для основной деятельности;
б) нормальная устойчивость финансового положения характеризуется неравенством:вый прибыль рентабельность управление
СОС< З<СОС+ДП, (2)
где ДП – долгосрочные пассивы.
Данное соотношение показывает, что сумма запасов и затрат превышает сумму собственных оборотных средств, но меньше суммы собственных оборотных и долгосрочных заемных источников. Для покрытия запасов и затрат используются собственные и привлеченные средства долгосрочного характера.
в) неустойчивое финансовое положение складывается тогда, когда сложившаяся ситуация характеризуется следующим неравенством:
Товарно-материальные запасы > Источники формирования запасов
Данное положение характеризуется нарушением платежеспособности предприятия, когда предприятие для покрытия запасов вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия, не являющиеся «нормальными», т.е. обоснованными;
г) критическое финансовое положение характеризуется ситуацией, когда в дополнение к предыдущему неравенству предприятие имеет кредиты и займы, не погашенные в срок, а также просроченную кредиторскую задолженность. Данная ситуация означает, что предприятие не может вовремя расплатиться со своими кредиторами, оно находится на грани банкротства, т.е. денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд.
Относительными показателями финансовой устойчивости предприятия являются:
Важнейшим показателем, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, является показатель удельного веса общей суммы собственного капитала в итоге всех средств, авансированных предприятию, т.е. отношение общей суммы собственного капитала к итогу баланса предприятия. Называется этот показатель коэффициентом независимости. По нему судят, насколько предприятие независимо от заемного капитала [26, с. 70].
Для коэффициента независимости желательно, чтобы он превышал по своей величине 50% (0,5). Рост его свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижении риска финансовых затруднений в будущих периодах.
Производными от коэффициента независимости являются коэффициент финансовой зависимости и коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств определяется отношением всего привлеченного капитала к собственному.
Этот коэффициент указывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в активы собственных средств. Нормальное значение этого коэффициента должно быть меньше единицы.
Коэффициент покрытия инвестиций характеризует долю собственных и долгосрочных заемных средств в общем (авансированном) капитале [16, с. 57].
Нормальное значение коэффициента равно 0,9, критическим считается его снижение до 0,75.
Коб.сос.=СОС/ТА (3)
Коэффициент обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами показывает, какая часть оборотных средств формируется за счёт собственного капитала, и равен отношению собственные оборотные средства к текущим активам.
Считается, что для обеспечения финансовой устойчивости оборотные средства предприятия должны быть не менее чем на 10% сформированы за счет собственных средств.
Коб.з=СОС/З (4)
Коэффициент обеспеченности товарно-материальных запасов собственными оборотными средствами показывает, в какой мере материальные запасы покрыты собственными источниками и не нуждаются в привлечении заемных средств. Рекомендуемое значение этого показателя – 0,5–0,8.
Км=СОС/СК, (5)
где СК-собственный капитал
коэффициент маневренности собственного оборотного капитала показывает, какая часть собственных средств используется в текущей деятельности для финансирования для финансирования оборотных средств, а какая капитализирована. Величина Км может значительно изменяться в зависимости от вида деятельности предприятия. В фондоемких производствах его величина более низкая, в материалоемких – наоборот. Вместе с тем с финансовой точки зрения рост этого коэффициента свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятия;
После анализа финансовой устойчивости проводится анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.
Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.
В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на группы.
Наиболее ликвидные активы (А1) – суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. К этой группе относятся также краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги), которые можно приравнять к деньгам.
Быстро реализуемые активы (А2) – активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) и прочие активы.
Медленно реализуемые активы (A3) – статья II раздела актива баланса «Товарно-материальные запасы» и статья «Долгосрочные инвестиции» (уменьшенные на величину вложения в уставный капитал других предприятий) раздела I актива баланса за минусом статьи «Расходы будущих периодов».
Трудно реализуемые активы (А4) – активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение продолжительного периода. В эту группу можно включить статьи I раздела актива за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.
Пассивы баланса группируются по степени срочности погашения обязательств.
Наиболее срочные обязательства (П1) – кредиторская задолженность, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу).
Краткосрочные пассивы (П2) – краткосрочные кредиты и займы, а также ссуды для работников.
Долгосрочные пассивы (ПЗ) – долгосрочные кредиты и займы.
Постоянные пассивы (П4) – статьи раздела I пассива «Собственный капитал». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы уменьшается на сумму величины по статье «Расходы будущих периодов» актива баланса.
Фирма считается ликвидной, если ее текущие активы превышают текущие обязательства. Фирма может быть ликвидной в большей или меньшей степени. Для оценки реальной степени ликвидности фирмы необходимо провести анализ ликвидности баланса. Ликвидность баланса определяется, как степень покрытия обязательств фирмы ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.