1. В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога».
· Выделите новые мысли о природе и сущности человека, которые здесь прозвучали.
· Каков идеал человека вообще и ренессансного в частности?
· Как называется данная концепция и как она соотносится с пантеистической картиной мира?
2. Высшим критерием нравственной жизни Д. Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, - писал он, - должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».
· В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской?
· Как эта нравственная позиция Бруно согласуется с жизнью и смертью мыслителя?
· Выскажите свое отношение к жизненному подвигу Д. Бруно.
3. Сравнивая «Книгу Писания» и «Книгу природы», Г. Галилей подчеркивал, что первая должна истолковывать лишь библейские тексты. Главное же назначение «Книги природы» - раскрыть тайны божественного творения с помощью наблюдений и разума. «Природа есть совокупность объективных законов, которые человек познает с помощью эксперимента и математики». Она должна быть настоящим предметом философии.
|
· Как Галилей решает вопрос о соотношении разума и веры (ортодоксально-теологическая концепция, рационалистическая или двойственности истины)?
· К какому философскому направлению тяготеют его размышления?
· Как Галилей относится к Богу?
4. В философско-политическом трактате Н. Макиавелли анализирует мир человеческих отношений, политическую деятельность, способы и методы ее осуществления, называя главной ее целью всяческое содействие укреплению государства. Здесь же итальянский мыслитель провозглашает закон политической морали: «Цель оправдывает средства», говоря о политическом деятеле следующее: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими».
· Сравните этот подход с христианскими социально-политическими идеалами.
· Как соотносятся политика и мораль, власть и нравственный облик правителя у Макиавелли?
· Под каким нарицательным названием его идеи вошли в социальную философию?
· Как вы относитесь к этому? Приведите известные вам примеры, когда идея Макиавелли «Цель оправдывает средства» была реализована в политической жизни.
5. Коперник высказывал гипотезу о том, что Земля отнюдь не является неподвижным центром Вселенной. Прокомментируйте оценку Ф. Энгельса, назвавшего новое воззрение «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости» и постепенном отказе от бытовавшей ранее геоцентрической картины мира.
|
2.Заполните таблицы
- Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды
Мыслитель | Основные произведения | Гуманистические идеи и жизненные принципы |
2. Проблема человека в эллинистической, средневековой и возрожденческой философии (продолжите работу над таблицей, приведенной в др. темах)
Философия | Философ (по выбору) | Сущностные характеристики человека | Идеал личности |
1. Эллинистическая | |||
2. Христианская | |||
3. Эпоха Ренессанса |
3. Образ человека в христианстве (икона) и искусстве Возрождения (живопись Леонардо да Винчи, Микеланджело)
Эпоха | Основные черты, идеалы, отношение к телу и духу | Предназначение человека, цель его бытия в мире |
1. Средневековье | ||
2. Возрождение |
3. Тематика творческих заданий.
1. Достоинство личности.
2. Гуманизм сегодня.
3. Героизм, героический энтузиазм вообще и в жизни Д. Бруно в частности.
4. Мировоззрение и искусство.
Дополнительная литература
1. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984.
2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. – М., 1990.
3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. М. Баткин. – М., 1989.
4. Горфункль А.Х. Гуманизм и натурфилософия Итальянского Возрождения / А. Х. Горфункль. – М, 1977.
|
5. Горфункль А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункль. – М., 1991.
6. Ильин В. В. Философия Средневековья и эпохи Возрождения / В. В. Ильин. – М., 1992.
7. Монтень М. Об искусстве жить достойно. Философские очерки / М. Монтень. – М., 1975.
8. Рутенберг В. И. Титаны Возрождения / В. И. Рутенберг. – М., 1991.
9. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII. Веков / В. В. Соколов. – М., 1999.
10. Юсим М. А. Эпоха Макиавелли / М. А. Юсим. – М., 1990.
11.Сергеев К. А.Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев. СП6., 1993.(https://history.philosophy.pu.ru/forum/index.php?download=576)
12. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Гл.1 (www.philosophy.ru/library/gaid/02/0.html)