Тема. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ




 

1. В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога».

 

· Выделите новые мысли о природе и сущности человека, которые здесь прозвучали.

 

· Каков идеал человека вообще и ренессансного в частности?

 

· Как называется данная концепция и как она соотносится с пантеистической картиной мира?

 

2. Высшим критерием нравственной жизни Д. Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, - писал он, - должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».

 

· В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской?

 

· Как эта нравственная позиция Бруно согласуется с жизнью и смертью мыслителя?

 

· Выскажите свое отношение к жизненному подвигу Д. Бруно.

 

3. Сравнивая «Книгу Писания» и «Книгу природы», Г. Галилей подчеркивал, что первая должна истолковывать лишь библейские тексты. Главное же назначение «Книги природы» - раскрыть тайны божественного творения с помощью наблюдений и разума. «Природа есть совокупность объективных законов, которые человек познает с помощью эксперимента и математики». Она должна быть настоящим предметом философии.

 

· Как Галилей решает вопрос о соотношении разума и веры (ортодоксально-теологическая концепция, рационалистическая или двойственности истины)?

 

· К какому философскому направлению тяготеют его размышления?

 

· Как Галилей относится к Богу?

 

4. В философско-политическом трактате Н. Макиавелли анализирует мир человеческих отношений, политическую деятельность, способы и методы ее осуществления, называя главной ее целью всяческое содействие укреплению государства. Здесь же итальянский мыслитель провозглашает закон политической морали: «Цель оправдывает средства», говоря о политическом деятеле следующее: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими».

 

· Сравните этот подход с христианскими социально-политическими идеалами.

 

· Как соотносятся политика и мораль, власть и нравственный облик правителя у Макиавелли?

 

· Под каким нарицательным названием его идеи вошли в социальную философию?

 

· Как вы относитесь к этому? Приведите известные вам примеры, когда идея Макиавелли «Цель оправдывает средства» была реализована в политической жизни.

 

 

5. Коперник высказывал гипотезу о том, что Земля отнюдь не является неподвижным центром Вселенной. Прокомментируйте оценку Ф. Энгельса, назвавшего новое воззрение «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости» и постепенном отказе от бытовавшей ранее геоцентрической картины мира.

 

 

2.Заполните таблицы

 

  1. Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды
Мыслитель Основные произведения Гуманистические идеи и жизненные принципы  
     

 

 

2. Проблема человека в эллинистической, средневековой и возрожденческой философии (продолжите работу над таблицей, приведенной в др. темах)

 

 

Философия Философ (по выбору) Сущностные характеристики человека Идеал личности
1. Эллинистическая        
2. Христианская        
3. Эпоха Ренессанса      

 

 

3. Образ человека в христианстве (икона) и искусстве Возрождения (живопись Леонардо да Винчи, Микеланджело)

 

Эпоха Основные черты, идеалы, отношение к телу и духу Предназначение человека, цель его бытия в мире
1. Средневековье      
2. Возрождение    

 

 

3. Тематика творческих заданий.

 

1. Достоинство личности.

 

2. Гуманизм сегодня.

 

3. Героизм, героический энтузиазм вообще и в жизни Д. Бруно в частности.

 

4. Мировоззрение и искусство.

Дополнительная литература

 

1. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984.

 

2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. – М., 1990.

 

3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. М. Баткин. – М., 1989.

 

4. Горфункль А.Х. Гуманизм и натурфилософия Итальянского Возрождения / А. Х. Горфункль. – М, 1977.

 

5. Горфункль А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункль. – М., 1991.

 

6. Ильин В. В. Философия Средневековья и эпохи Возрождения / В. В. Ильин. – М., 1992.

 

7. Монтень М. Об искусстве жить достойно. Философские очерки / М. Монтень. – М., 1975.

 

8. Рутенберг В. И. Титаны Возрождения / В. И. Рутенберг. – М., 1991.

 

9. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII. Веков / В. В. Соколов. – М., 1999.

 

10. Юсим М. А. Эпоха Макиавелли / М. А. Юсим. – М., 1990.

 

11.Сергеев К. А.Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев. СП6., 1993.(https://history.philosophy.pu.ru/forum/index.php?download=576)

 

12. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Гл.1 (www.philosophy.ru/library/gaid/02/0.html)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: