Приведите классификацию и характеристику видов безопасности




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по направлению: 38.04.07

дисциплина: «Международные системы качества и безопасности товаров»

Вариант № 1

Выполнила студентка 2 курса

группы 17-ЗПМ-ТВ1

Гедуадже Джаннета Артуровна

 

 

Рецензент:

Кандидат технических наук. доцент

Воронцова Оксана Сергеевна

Дата поступления работы:

«____»__________2018 г.

Оценка: _______________

 

 

Краснодар

2018

Содержание

 

1 Теоретические вопросы………………………………………………………...3

1.1 Приведите классификацию и характеристику видов безопасности……….3

1.2 Политика и процедуры в области качества. Типовые компоненты политики в области качества: ориентация на общество, ориентация на покупателя, ориентация на работника, ответственность руководства. Примеры политики в области качества………………………………………………………………….

2 Практические задания……………………………………………………..

2.1 Опишите отечественные системы управления качеством: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП), Система «Качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ), Рыбинская система Научной организации труда, производства и управления (НОТПУ), Система бездефектного труда (СБТ); Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). Укажите основные этапы в виде блок схем. Дайте оценку каждой системы с указанием достоинств и недостатков……………

Список использованных источников…………………………………………..


 

1 Теоретические вопросы

 

Приведите классификацию и характеристику видов безопасности

 

Безопасность – важнейшее свойство, которым должны обладать все потребительские товары. Но в отличие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной.

В современном мире проблемы, связанные с безопасностью и качеством питания, возросли из-за роста урбанизации, загрязнения окружающей среды. С продуктами питания в организм человека поступает значительная часть веществ, опасных для его здоровья.

Безопасность пищевых продуктов – состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущего поколений. Безопасность пищевых продуктов означает отсутствие токсического, канцерогенного, мутагенного или иного неблагоприятного воздействия на организм человека.

Потенциально опасные для здоровья человека химические и биологические вещества попадают и накапливаются в пищевых продуктах по ходу как биологической цепи (обеспечивающей обмен веществ между живыми организмами, с одной стороны, и воздухом, водой и почвой – с другой), так и пищевой цепи, включающей все этапы сельскохозяйственного производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также хранение, упаковку и маркировку.

Различают электрическую, механическую, химическую, биологическую, физиологическую, акустическую, электромагнитную, радиационную, пожарную безопасность и безопасность транспортных средств.

Электрическая безопасность характеризует способность изделия эффективно противостоять утечке электроэнергии и защищать человека от действия электрического напряжения. Она характеризуется надежностью изоляции токопроводящих частей электроприборов, временем срабатывания средств защиты.

Механическая безопасность характеризует такие особенности конструкции материалов и изделий, которые позволяют защитить человека от выступающих, режущих и быстровращающихся деталей.

Свойства механической безопасности определяются состоянием поверхности металлических и деревянных деталей изделий, отсутствием на них заусенцев, максимальной защищенностью режущих деталей. Например, показателем механической безопасности является прочность крепления каблука обуви, степень защищенности молнии в одежде, степень открытости движущихся частей (например, лопасти вращающегося вентилятора).

Химическая безопасность характеризует степень защиты человека от воздействия вредных веществ. Вредные вещества попадают в организм человека через дыхательные пути (аэрозоли, лакокрасочные товары), через кожу (косметические товары, одежда), вместе с пищей.

При определении химической безопасности устанавливают значения предельно допустимой концентрации вредных веществ (ПДК). ПДК – это такая концентрация, которая при ежедневном контакте не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья сегодня или в отдаленные сроки жизни настоящего или последующего поколений.

Биологическая безопасность характеризует степень защиты человеческого организма от действия микро- и макроорганизмов. К микроорганизмам относятся бактерии, вирусы. Макроорганизмы – это животные, растения, насекомые, продукты их жизнедеятельности, а также культуры клеток и тканей.

Биологические воздействия способны вызвать у человека заболевания, состояния носительства заболеваний, интоксикацию, сенсибилизацию организма, а также травмы, вызванные макроорганизмами: растениями, животными и насекомыми.

Биологическая безопасность должна обеспечиваться процессом производства товаров, средствами защиты и системой профилактических мероприятий.

Свойствами биологической безопасности должны обладать все товары, например, они важны для продовольственных товаров, парфюмерно-косметических товаров, для игрушек, посуды.

Физиологическая безопасность характеризует отсутствие риска для жизнедеятельности целого организма человека или отдельных органов при использовании товаров. Решая, насколько физиологически безопасен тот или иной товар, изучают изменение различных функций живого организма (рост, дыхание), а также исследуют регулирующую и интегрирующую роль нервной системы в организме под влиянием различных товаров. Например, изучается действие витаминов и витаминных добавок на организм человека.

Акустическая безопасность характеризует степень защиты человека от действия шума. Шумом принято считать всякий нежелательный для человека звук. Длительное воздействие шума, инфра- и ультразвука приводит к расстройству центральной нервной системы. Действие ультразвука вызывает головные боли, быструю утомляемость. Звуковые волны начинают вызывать болевые ощущения при уровне интенсивности звука (звукового давления) 130 дБ.

Вибрационная безопасность характеризует особенности товаров, которые обеспечивают отсутствие неблагоприятного воздействия вибрации на организм человека. Проявление вибрации отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, комфорте и других условиях жизни.

По способу воздействия на человека вибрация может быть общая и локальная. Общая вибрация воздействует на все тело человека, например, вибрация от движения автотранспорта. Локальная вибрация может передаваться через руки или ноги человека, например, вибрация отбойного молотка.

Электромагнитная безопасность характеризует такие особенности товаров, которые приводят к снижению риска воздействия на человека электромагнитных излучений. Магнитное поле возникает вокруг любого прибора, работающего на электрическом токе. Источником электромагнитных излучений являются телевизоры, дисплеи компьютеров, выполненные на электронно-лучевых трубках, СВЧ-излучающие приборы.

Последствиями регулярной работы с изделиями, излучающими электромагнитные волны, могут быть сердечно-сосудистые заболевания, болезни эндокринной системы, заболевания желудочно-кишечного тракта, кожные заболевания, различные опухоли и др.

Радиационная безопасность характеризует степень защиты человека от радиоактивных излучений. Источником радиоактивных излучений могут быть зараженные продукты питания, радиоактивные строительные материалы, ювелирные камни и мрамор, асбест, радиоактивные элементы, радиоактивные отходы. К числу радиоактивных элементов относят уран и трансурановые элементы, радий, радон и радиоактивные изотопы.

Пожарная безопасность характеризует такие свойства изделий, которые способствуют защите потребителя от поражения огнем (воспламенения, взрыва). Наибольшую опасность при пожаре чаще всего представляет не столько высокая температура в очаге возгорания, сколько токсичные продукты горения, вызывающие удушье и отравление угарными газами. Показатели пожарной безопасности важны для электронагревательных приборов, напольных покрытий, ковров.

Безопасность транспортных средств – важное свойство для оценки качества автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и других средств передвижения. Все конструктивные элементы и системы безопасного транспортного средства должны способствовать предотвращению аварий или (в случае дорожно-транспортных происшествий) снижать травматизм водителя, пассажиров и пешеходов.

Безопасность транспортных средств предусматривает: повышенную устойчивость, эффективность тормозов, улучшенную управляемость, увеличенный обзор, безопасность сидения (наличие ремней безопасности, воздушной подушки), уменьшение вероятности травм о внутренние поверхности кузова, обеспечение удобного выхода.

Разрабатываются специальные стандарты на транспортные средства и на отдельные узлы (тормозные колодки, защитные приспособления от ослепляющего света).

 

Политика и процедуры в области качества. Типовые компоненты политики в области качества: ориентация на общество, ориентация на покупателя, ориентация на работника, ответственность руководства. Примеры политики в области качества

 

Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. В примечании к этому определению отмечено, что политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством.

Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, а также – общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия.

 

 

Практическое задание

 

2.1 Опишите отечественные системы управления качеством: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП), Система «Качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ), Рыбинская система Научной организации труда, производства и управления (НОТПУ), Система бездефектного труда (СБТ); Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). Укажите основные этапы в виде блок схем. Дайте оценку каждой системы с указанием достоинств и недостатков.

1. Система бездефектного изготовления продукции (БИП)

В 1950-е годы получила распространение саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления.

Цель этой системы – создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации.

Её основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи продукции с первого предъявления, который исчисляется как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных ОТК.

От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя.

Внедрение системы БИП позволило:

– обеспечить строгое выполнение технологических операций;

– повысить персональную ответственность рабочих за качественные результаты своего труда;

– более эффективно использовать моральное и материальное поощрение рабочих за качество их труда;

– создать предпосылки для широкого развертывания движения за повышение качества продукции.

Моральное стимулирование привело к появлению званий «Мастер золотые руки», «Отличник качества» и др. Со временем изменились функции ОТК – контроль велся выборочно, а в основе стал самоконтроль. Именно последний выявил дефекты, не зависящие от рабочего, что привело к проведению среди руководства «Дней качества» и созданию постоянно действующих комиссий по качеству. На ряде предприятии процент сдачи с первого предъявления партий продукции был заменен на процент числа рабочих дней без брака от общего числа рабочих дней.

Вместе с тем система БИП имела ограниченную сферу действия, она распространялась только на рабочие цехи основного производства.

Система работала, но принципу «есть дефект – нет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции.

В принципе БИП воплотилась в зарубежных программах «ноль дефектов» и сохранилась во всех отечественных. Более того, когда отмечалось десятилетие КСУКП, то она была зарегистрирована только на 30 тыс. предприятиях, а БИП к этому времени – на 60 тыс.

Принцип БИП, распространенный затем на функциональные подразделения завода и цеха, на НИИ и КБ, лег в основу системы бездефектного труда – СБТ.

2. Система бездефектного труда (СБТ)

Львовский вариант саратовской системы – система бездефектного труда впервые разработана и внедрена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова в начале 60-х годов.

Цель этой системы – обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой надежности и долговечности, путем повышения личной ответственности и стимулирования каждого работника предприятия и производственных коллективов за результаты их труда.

Основным критерием, характеризующим качество труда и определяющим размер материального поощрения, является коэффициент качества труда, который вычисляется для каждого работника предприятия, каждого коллектива за установленный промежуток времени (неделя, месяц, квартал) путем учета количества и значимости допущенных производственных нарушений. В системе устанавливается классификатор основных видов производственных нарушений: каждому дефекту соответствует определенный коэффициент снижения. Максимальная оценка качества труда и максимальный размер премии устанавливаются тем работникам и коллективам, которые за отчетный период не имели ни одного нарушения.

Внедрение СБТ позволило:

– количественно оценить качество труда каждого работника, каждого коллектива;

– повысить заинтересованность и ответственность каждого работника, каждого коллектива за качество своего труда;

– повысить трудовую и производственную дисциплину всех работников предприятия;

– вовлекать в соревнование за повышение качества продукции всех работников предприятия;

– сократить потери от брака и рекламации, повысить производительность труда.

Львовская СБТ, так же как и саратовская система БИП, заключалась в том, что она распространялась главным образом на стадию изготовления продукции. Известны попытки применения принципов бездефектного труда в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, однако широкое применение СБТ получила на промышленных предприятиях для оценки и стимулирования качества исполнительского (не творческого) труда.

БИП и СБТ устраняли отрицательные субъективные причины; устранение объективных причин началось со следующих модификаций систем.

3. Система КАНАРСПИ

Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) впервые разработана и внедрена на машиностроительных предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) в 1957 – 1958 гг. В этой системе был сделан упор на повышение надежности изделий за счет укрепления технической подготовки работы КБ и технологов производства, на долю которых приходилось 60 % – 85 % дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и проводились их исследовательские испытания. Значительное развитие получило опытное производство, стандартизация и унификация, общетехнические системы стандартов, такие, как Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП).

Характерным для системы КАНАРСПИ является то, что она выходит за рамки стадии изготовления продукции и охватывает многие виды работ на стадии исследования и проектирования и на стадии эксплуатации. На стадии исследования и проектирования при изготовлении опытного образца большое внимание уделяется выявлению причин отказов и их устранению в допроизводственный период.

Решение этой задачи осуществляется за счет развития исследовательской и экспериментальной базы, повышения коэффициента унификации, широкого применения методов макетирования и моделирования, ускоренных испытаний, а также конструкторско-технологической отработки изделий в процессе технологической подготовки производства. Результаты эксплуатации изделий рассматриваются в системе как обратная связь и используются для совершенствования конструкции изделия и технологии его изготовления.

В КАНАРСПИ широко используются принципы бездефектного труда и бездефектного изготовления продукции.

Внедрение системы КАНАРСПИ на ряде предприятий Горьковской области позволило:

– сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2 – 3 раза;

– повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5 – 2 раза, увеличить ресурс в 2 раза;

– снизить трудоемкость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,3 – 2 раза.

Планирование улучшения качества продукции и управления КП по этому критерию, а также распространение внимания к качеству по всему жизненному циклу продукции получили развитие в системе НОРМ.

4. Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП)

Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники. С 1978 года Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций УКП. В связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства (МОП), многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, на предприятиях и в объединениях стали разрабатываться программы качества, вводилась аттестация продукции, получила широкое развитие сеть головных и базовых организаций, а также – сеть учреждений по повышению квалификации специалистов в области УКП, в вузах были введены в программы обучения курсы по стандартизации и УКП. В 1985 г. отмечалось, что за десятилетие с помощью КСУКП удалось создать и успешно реализовать конкурентоспособную продукцию, повысить удельный вес продукции высшей категории качества в 2 – 3 раза, значительно сократить потери от брака и рекламаций, уменьшить в 1,5 – 2 раза сроки разработки и освоения новой продукции. Вместе с тем указывалось, что на многих предприятиях при создании систем управления качеством нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму в этой работе и, по существу, к отсутствию системы. Основные причины этого – экономическая незаинтересованность предприятий в улучшении качества продукции, а, следовательно, и в системе, внедрение систем управления качеством на предприятиях излишне административными методами. Это породило у многих мнение, что системы управления качеством себя не оправдали и ими не следует заниматься. Вместе с тем уже при перестройке экономики и переходе на хозяйственный расчет стало ясно, что качество продукции становится основным условием жизнеспособности предприятий, особенно на внешнем рынке.

Дальнейшее развитие систем управления качества шло в составе систем управления более высокого уровня: отраслевых и территориальных вплоть до государственной на базе разработки программ «качество» и включения их в народнохозяйственные планы. Таким образом, организовывалась внешняя среда систем управления качества продукции. В 1978 году были разработаны и утверждены Госстандартом Основные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции.

5. Система НОТПУ (научная организация труда, производства и управления)

Система научной организации труда, производства и управления (НОТПУ) была разработана в ПО моторостроения г.Рыбинска. Ее главной особенностью стало комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования, как для каждого рабочего места, так и для завода в целом.

Основными направлениями работ системы НОТПУ являлись:

- совершенствование внутризаводского планирования при использовании в серийном производстве непрерывного оперативно-календарного планирования;

- организацию работ по повышению качества продукции (внедрение системы бездефектного изготовления продукции и количественной оценки работы цехов и отделов предприятия);

- повышение культуры производства и создание благоприятных условий труда;

- специализация и концентрация вспомогательных производств;

- улучшение социально-бытовых условий трудящихся.

6. КСУКП и ЭИР

Внутри предприятий управление качеством продукции также шло по линии охвата более широкого круга проблем. Решение задач по улучшению качества выпускаемой продукции на многих предприятиях увязывалось с эффективным использованием ресурсов. Примером такой системы стала днепропетровская КСУКП и ЭИР.

Создавались комплексные системы повышения эффективности производства (КСПЭП) и, наконец, система управления предприятием и объединением. Вопросы управления качеством в этих экономических системах занимали от одной пятой до одной пятнадцатой доли (по числу целевых подсистем управления). Разумеется, Госстандарт в одиночку уже не мог руководить упомянутыми системами в целом, а другие ведомства (Госплан, ГКНТ, Госкомтруд и др.) не видели в этом необходимости.

При переходе к рыночным условиям исчезли директивные методы управления, появилась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.

Большой заслугой Госстандарта в переходный период к рынку явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на системы качества с международными, в которых нашел отражение и отечественный опыт по УКП. Несмотря на отрицательные последствия экономического кризиса в России, определенно делается ставка на улучшение качества продукции уже в период выхода из кризиса.

Проблема качества – комплексная, т. е. ее можно решить только при проведении одновременно соответствующей политики в сферах законодательства, экономики, техники, образования и воспитания, а также на основе скоординированной работы производителей, эксплуатационников и потребителей, научных и инженерных структур, законодательных и исполнительных органов управления. Координирующим федеральным органом исполнительной власти в трех важнейших для обеспечения решения проблемы качества сферах деятельности – стандартизации, сертификации и метрологии – является Госстандарт России.

Техническая политика Госстандарта в области управления качеством предусматривает содействие отечественным товаропроизводителям во внедрении систем качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО семейства 9000.

Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ИСО 9000, которые представляют более высокий уровень развития науки управления качеством. Основными отличиями систем качества (по ИСО 9000) от КСУКП являются следующие:

– ориентация на удовлетворение требований потребителя;

– возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей;

– проверка потребителем производства поставщика;

– выбор поставщика комплектующих изделий и материалов;

– сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилизацией продукции;

– маркетинг;

– организация учета и анализа затрат на качество;

– прослеживаем ость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства;

– решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации. Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу. На это должна быть нацелена создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества.

Таблица. Эволюция развития отечественных систем качества продукции

Название системы Год и место создания Основная суть системы Критерии управления Объект управления Область применения
БИП   1955, Саратов Строгое выполнение технологических операций Единичный: Соответствие качества результата труда требованиям НТД. Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления. Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей. Производство
СБТ (система бездефектного труда) 1961, Львов Высокий уровень выполнения операций всеми работниками Единичный: Соответствие качества результата труда установленным требованиям. Обобщенный: Коэффициент качества труда. Качество индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей. Любая стадия жизненного цикла продукции.
КАНАРСПИ   1958, Горький Высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства. Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям. Качество изделия и качество труда коллектива. Проектирование и технологическая подготовка производства, производство.
КСУКП   1975, Львов Управление качеством на базе стандартизации. Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники. Качество изделия и качество труда коллектива. Весь жизненный цикл продукции.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: