Практические задания для контрольной работы




Лекция 2

1. Назовите первоначальную форму книжной русской речи.

1)Устная 2) Письменная

2. Кто по национальности создатели славянской письменности?

1) Греки 2) Славяне 3) Древние семиты 4) Болгары

3. Как называется русская письменность?

1) Латиница 2) Кириллица 3) Глаголица 4) Санскрит

4. Какие народы пользуются словесно-слоговым типом письма?

1) Русские 2) Китайцы 3) Корейцы 4) Индийцы 5) Японцы

5. В каком типе письма каждый знак передает не слово, а последовательность звуков?

1) Силлабический 2) Идеографический 3) Алфавитный 4) Пиктографический

6. В каком веке появилась славянская письменность?

1) 1 2) 5 3) 9 4) 10

7. Что такое бустрофедон?

1) Направление древнего греческого письма

2) Направление древнесемитского письма

3) Речевая ошибка

4) Скрытое многословие

8. Кто привез славянскую письменность на Русь?

1) Древние финикийцы.

2) М.В.Ломоносов

3) А.С.Пушкин

4) Князь Владимир

5) Кирилл и Мефодий

9. В каком веке возникло греческое письмо?

1) 1 2) 5 в. н.э. 3) 9 в. н.э. 4) 8 в. до н.э.

10. Какой язык на Руси 10 века был книжный, письменный?

1) Древнерусский 2) Старославянский

11. Какой знак является рисунком?

1) логограмма 2) пиктограмма 3) идеограмма

12. Иероглифы – это

1) логограмма 2) пиктограмма 3) идеограмма

13. Устным, разговорным на Руси 10 века был

1) Старославянский язык 2)Древнерусский язык

14. Как называется знак алфавитного типа письма?

1) логограмма 2) пиктограмма 3) идеограмма 4) буква

15. Кто создал алфавитный тип письма?

1) русские 2) греки 3) славяне 4) арабы 5) древние семиты

 

 

Лекция 3

1. Что такое кодификация норм?

1) Особый вид шифрования

2) Занесение всей информации о слове в словари

2. В каком веке появились языковые нормы в России?

1) В 5в. 2) В 10в. 3) В 18в.

3. Что изучает лингвистика?

1) Языковые системы. 2) Теорию речевой деятельности.

3) Теорию текста

4. Назовите самую маленькую единицу языка.

1) фонема 2) морфема 3) лексема

5. Что, язык как система или речь, имеет иерархические отношения, уровневую организацию?

1) Язык 2) Речь

6. На каких языках велось преподавание в первом русском университете?

1) На французском 2) На английском 3) На латинском 4) На древнерусском

7. Кто считается основателем современного русского литературного языка?

1) Кирилл и Мефодий 2) Князь Владимир 3) М.В.Ломоносов 4) А.С.Пушкин

8. Назовите год появления официальной письменности на Руси.

1) 863г. 2) 1755г. 3) 988г.

9. Какие языковые нормы закодифицированы в этимологическом словаре?

1) Лексические в области семантики

2) Лексические в области происхождения

3) Лексические в области системных свойств и отношений

10. Какие языковые нормы не могут быть закодифицированы в словарях?

Морфологические 2) Стилистические 3) Синтаксические 4) Орфографические

11. С чем связано возникновение языка как системы?

1) С приказом Петра 1

2) С возникновением языковых норм

3) С появлением А.С.Пушкина

12. Что является свободной творческой деятельностью человека?

1) Язык как система. 2) Речь как говорение.

13.Найдите лишнюю характеристику речи с точки зрения ее смысловой структуры.

1) Бессмысленная 2) Содержательная 3) Долгая 4) Пустая

14. Кто считается создателем языка как системы в России?

1) А.С.Пушкин 2) В.В.Путин 3) А.Б.Пугачева 4) Кирилл и Мефодий 5) М.В.Ломоносов

Лекции 4, 5

 

1. Влияет ли древнерусское или старославянское происхождение слова на его стилистическую окраску?

1) да 2) нет

2. Какой стилистической окраски в основном могут быть заимствованные слова?

1) разговорной и просторечной

2) разговорной и книжной

3) книжной и стилистически нейтральной

3. Общедоступность и общепонятность – это признаки

1) диалекта

2) жаргона

3) литературного языка

4) арго

4. Номинатив – это

1) предположение

2) приказание

3) называние

4) предложение

5. Стилистика – это раздел языкознания, изучающий

1) грамматические категории и формы слова

2) происхождение языковых единиц

3) значение языковых единиц

4) функционирование языковых единиц в различных условиях языкового общения

6. Укажите слово, в котором орфоэпическая норма является диспозитивной

1) петля

2) звонит

3) обеспечение

4) квартал

7. Найдите лексический пласт, который не относится к книжной лексике:

1) возвышенная

2) стилистически нейтральная

3) официальная

4) специальная

8. Стилистически языковая норма предписывает:

1) правильный выбор слова в соответствии с его стилистической окраской

2) правильное произношение

3) правильное написание слова

4) правильный выбор слова в соответствии с его значением

9. Найдите языковую норму, незакодифицированную в толковом словаре:

1) орфографическая

2) орфоэпическая

3) стилистическая

4) лексическая

5) синтаксическая

6) морфологическая

10. Какие окончания имеют числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах?

11. Как переводится на русский язык корень «астро»?

1) небо 2) звезда 3) птица

12. Архаизмы – это

1) новые слова

2) устаревшие слова

3) слова, обозначающие предметы или явления, которые ушли из жизни

13. Для научного стиля речи характерна

1) книжная и разговорная лексика

2) книжная специальная и стилистически нейтральная

3) арготизмы и жаргонизмы

4) разговорная и просторечная

14. Простые неполные предложения характерны для

1) научного стиля

2) разговорного стиля

3) публицистического стиля

15. Как переводится на русский язык корень «авто»?

1) машина 2) двигатель 3) сам

16. Допишите неназванный стиль литературного языка:

1) научный 2) публицистический 3) разговорный 4) художественный

17. Слова, обладающие номинативной функцией, называются

1) эмоционально окрашенными 2) стилистически нейтральными

18. В каком веке на Руси появилась книжная письменная речь?

1) 1 2) 8 3) 9 4) 10

19. Назовите основные особенности официально-делового стиля.

20. Что такое канцеляризм?

1) приветствие, которым пользуются работники канцелярии

2) слова работника канцелярии, произносимые при прощании

3) комплимент работнику канцелярии

4) слова официально- делового стиля, употребленные в другом стиле речи

21. Ирон., бран., шутл., груб. – стилистические пометы, обозначающие в словаре

1) книжную специальную

2) возвышенную лексику

3) разговорную и просторечную

22. Из приведённых типов внелитературной лексики отметьте цифрами социальные разновидности речи

1) диалект 2) жаргон 3) арго 4) наречие 5) говор 6) профессионализм

23. Какие языковые нормы являются специфичными для письменной формы речи?

1) орфографические, пунктуационные

2) орфоэпические, интонационные

24. Какой лексический пласт русского языка принадлежит к книжной лексике?

1) термины 2) профессионализмы

25. Назовите наименьшую единицу территориального членения языка

1) диалект 2) говор 3) наречие

26. Отметьте цифрой разговорный стиль речи

1) охота пуще неволи

2) желание сильнее принуждения

27. Назовите преобладающую форму существования разговорной речи

1) устная 2) письменная

 

Практические задания для контрольной работы

1) Паронимия

С. 6 – читать

Выполните упражнение

Устраните речевые ошибки, связанные с незнанием правильного значения слова и наличием слов-паронимов.

1. Проводится очень объёмистая работа по сбору необходимой информации. 2. Некоторые европейские и азиатские государства заявили нотацию протеста по поводу войны в Ираке. 3. Насекомые пользуются хорошо развитым обаянием. 4. Первокурсники пришли 1 сентября в светлую аудиенцию, где их встретили декан факультета и преподаватели. 5. Председатель собрания представил слово докладчику. 6. Служба первое время поддавалась нелегко. 7. Он был смешной парень; как начнёт смеяться, так не остановишь. 8. Можно начинать собрание: форум уже есть. 9. Пообедал я сегодня сыто. 10. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 11. Автор статьи пишет ещё об одном требовании Л.Н. Толстого к языку – о требовании простоты и ясности, понятливости. 12. Ни один укол, который делает медсестра Наташа, не бывает больным. 13. Она часто приглашала меня после официального приёма, чтобы угостить останками вчерашнего пиршества.

2) Тавтология и плеоназм

С. 8-9 – читать

Выполните упражнения

а) Устраните речевые ошибки, связанные с наличием тавтологии и плеоназма.

1. По сведениям из осведомлённых источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене. 3. Туристы посетили памятный мемориал на Пискаревском кладбище. 4. Художники фарфорового завода создали ряд уникальных изделий, расписанных в духе народного фольклора. 5. Тракторист напился пьяным и вместе с трактором двигался в неизвестном направлении.6. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 7. Герой целеустремленно стремится к своей намеченной цели. 8. Беседа, проведенная нами, подошла к своему завершающему концу. 9. Нанеся неизвестному лицу травмы на лицо, Жердин побежал. 10. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях.

б) Устраните речевые ошибки, связанные с наличием плеоназма.

1. Рабочие вновь возобновили работу в сентябре месяце. 2. Многие старые интеллигенты после революции эмигрировали за границу. 3. Эти успехи - следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур. 4. Ему мало на подготовку полчаса_времени. 5. Надо расширять кругозор знаний учащихся. 6. Новое кафе привлекает внимание своим внутренним интерьером. 7. Часами стоят у окон пассажиры, любуясь пейзажем местности, по которой мчится поезд.

3) Лексическая сочетаемость

Выполните упражнение

Устраните речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова (семантики) и лексической несочетаемостью слов.

1. Витражи собора были выполнены из дерева особых пород, и секрет их изготовления неизвестен. 2. Студенты нашей группы добились ухудшения успеваемости и дисциплины в этом полугодии. 3. Выпас собак запрещается. 4. Продаётся пожилой дом. 5. В руководстве нефтяной компании произошли благоприятные катаклизмы, вследствие которых к управлению пришли знающие, опытные менеджеры. 6. Его манера вычурно одеваться выдавала скромную и застенчивую натуру. 7. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 8. Комбинат «Московский» круглый год обеспечивает население столицы молодыми овощами. 9. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 10. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать фактами, я хочу изложить мои мысли о Базарове.

4) Имя существительное

Трудные случаи склонения фамилий

Выполните упражнение

Выпишите словосочетания, в которых встречаются имена существительные-фамилии, раскрывая скобки (т.е. ставя существительное – фамилию или имя, взятые в скобки, в нужный падеж!). (Все существительные - фамилии обозначают лиц мужского пола!)

1. Галатенко относится к (Лапоть) с религиозной преданностью. (А. Макаренко). 2. Мы увидели знакомых: Кузьму Ивановича (Магарыч) и Осипа Ивановича (Стому`ха). (А. Макаренко). 3. Разложение хуторского общества, начавшееся с ренегатства (Бровко, Серко и Кабыздох), продолжалось и дальше. (А. Макаренко). 4. Тут он вспомнил о завтрашнем дне, когда ему так необходимо быть с герцогом (де Гиз). (А.Дюма). 5. Лицо (Эппльярд) и цветом и морщинами напоминало скорлупу грецкого ореха. (Р.Л. Стивенсон). 6. Мне надо было позаботиться о мистере (Кросли). (Р.Л. Стивенсон). 7. Целыми вечерами колония хохотала до слёз, наблюдая на дворе широкую имитацию запорожской жизни, – для этого большинство как следует штудировало («Тараса Бульба»). 8. Мы с Митькой (Жевелий) выехали в ясный морозный бесснежный день в конце ноября. 9. Проводили мы (Опришко и Сорока). 10. Раздражали (Клямер) мои требования. (По А. Макаренко).

5) Имя числительное

С. 28-34 – читать

Выполните упражнения

а) Спишите предложения, заменяя цифры словами и раскрывая скобки (т.е. ставя существительные или числительные, взятые в скобки, в нужный падеж!).

1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2. Зимовщики пробыли на льдине около 482 часов. 3. Город находился в (полторы тысячи) милях отсюда. 4. Прибыл поезд с 361 (участники соревнований). 5. Поезд прошел более (полтораста) километров. 6. Я получил перевод на 90 (рубли). 7. Я ушел с 90 (рубли) 8. Я ушел с 900 (рубли). 9. Мы восхищаемся 163 выпускниками военного училища. 9. У голубя оказались кольца на (оба, обе) лапах. 10. В финал вышли (шесть, шестеро) претенденток на медаль.

б) Спишите текст, заменяя цифры словами.

Немного статистики. Большая часть из 784 дорожно-транспортных происшествий в этом году произошла по вине пешеходов. Из 1973 пострадавших получили травмы более 790 человек. 358 водителями, увы, совершены наезды в нетрезвом виде. Этим 358 водителям хотелось бы напомнить: «Меньше выпьешь - дальше будешь!»

6) Местоимение

С. 37 – читать

Выполните упражнение

Укажите правильный и неправильный варианты употребления местоимений в предложениях.

1. У ей нет имени. 2. У неё нет имени. 3. Ихний ребёнок. 4. Их ребёнок. 5. Она писала дочери в письме, что ей следует приехать. 6. Она писала дочери, что той следует приехать. 7. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 8. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 9. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок. 10. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершенных им ошибок. 11. Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к себе. 12. Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к нему. 13. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 14. Мальчик теперь сирота. Ребёнку было три года, когда умер его отец. 15. Жилец попросил дворника отнести вещи к себе. 16. Жилец попросил дворника отнести вещи к нему. 17. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад. 18. Профессор предложил ассистенту, чтобы тот прочитал свой доклад. 19. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в начале месяца. 20. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать её в начале месяца. 21. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они ждали их с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть. 22. Во время каникул, надеясь хорошо отдохнуть, студенты поехали к своим родным, которые ждали их с большим нетерпением. 23. Больной попросил сестру налить себе воды. 24. Больной попросил сестру налить ему воды. 25. Первое выступление молодого артиста принесло ему большой успех, и от него можно ждать многого в дальнейшем. 26. Первое выступление молодого артиста принесло ему большой успех. Критики считают, что от этого актёра можно ждать многого в дальнейшем. 27. Адъютант скомкал записку, закурил сигарету, потом бросил её в мусорную корзину. 28. Адъютант закурил сигарету, скомкал записку, потом бросил её в мусорную корзину.

 

Заполните таблицу (в столбики заносите номера предложений)

НЕВЕРНО ВЕРНО
   

 

7) Деепричастные обороты

С. 42 – читать

Выполните упражнение

Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов, укажите номер нарушенного правила.

1. Про­хо­дя мимо дуба, ухо­дя­ще­го вет­вя­ми да­ле­ко в небо, на меня сва­лил­ся жёлудь. 2. Со­хра­няя в своей ли­ри­ке пуш­кин­ский образ про­ро­ка, Не­кра­со­вым от­вер­га­ет­ся дру­гой важ­ный сим­вол по­э­ти­че­ско­го мира Пуш­ки­на – образ «поэта-жреца». 3. Поднявшись к ста­рому дому, на­хо­див­шему­ся на пу­сты­ре, вся деревня становится видна как на ладони. 4. По­вто­ряя одни толь­ко ста­рые ис­ти­ны, ло­ги­че­ским путем вы­во­дят­ся новые за­ко­ны. 5. Опре­де­ляя зна­че­ние не­по­нят­ных слов, вам надо об­ра­щаться к сло­ва­рю. 6. Оказавшись вне стен университета, бродя по улицам без всякой цели, у Раскольникова созревает план убийства.

8) Стилистическая языковая норма

Выполните упражнение

Сравните лексико-фразеологический состав и грамматический строй и сделайте вывод о функционально-стилевой принадлежности каждого текста. В отрывке из рассказа А.П. Чехова «Степь» выделите тропы (метафоры, олицетворения, эпитеты) и другие средства образной речи.

1. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. Нанесен значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.

3. Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжающаяся около получаса. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб жителям деревень Ивановка, Щепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание восьмилетней школы в деревне Курково, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

4....Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.

Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные... В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется – рукой подать, загорелась школа. И стар и млад – все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет – вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.

5. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное место граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. (...)

Вдруг рванул ветер и со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни шума колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (...)

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром. (...)

Дождь почему-то долго не начинался... Было страшно темно. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. (...)

Вдруг над самой головой Егорушки со страшным оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: