МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №7»
МАСТЕР-КЛАСС
НА ТЕМУ
«ЛЭНД-АРТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила и провела:
педагог дополнительного образования
по изобразительной деятельности
Тонких Ольга Егоровна
Курск – 2020 г.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть
Цель: Расширение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, а также познавательно-исследовательского интереса при помощи техники «Ленд – арт».
Задачи:
Познакомить педагогов с новым видом творческой деятельности – Ленд – артом.
Стимулировать педагогов к поиску наиболее выразительных средств в создании образов, используя природные материалы.
Способствовать развитию коммуникативных и социальных качеств, созданию благоприятной психологической атмосферы в процессе совместной творческой деятельности.
Оснащение: мультимедийное оборудование, презентация, природные материалы в ассортименте.
Актуальность.
В современных условиях и с активным развитием интернет ресурсов, которыми всё больше и больше увлекается молодое поколение, возникает всё больше необходимости поиска новых средств для развития творческих способностей и познавательно-исследовательского интереса у детей. В связи с этим хочется переключить внимание дошкольников на природные ресурсы, их красоту и многообразие. А главное, экологичность и безопасность.
Приветствие.
- Добрый день, дорогие коллеги. Сегодня я хочу познакомить вас с новым увлекательным творческим направлением Ленд – арт. Изначально лэнд-арт взрослые придумали для себя. Он стал выражением их протеста против чрезмерной искусственности во всем и засилия пластика. Это был крик души художников, жаждущих близости к природе, желающих творить не ради коммерции. «Мы против ваших каменных галерей, наши выставочные залы - сама земля и небо», - провозглашали они, сооружая захватывающие дух, но недолговечные произведения искусства. Очень скоро пейзажные проекты определили целое направление в искусстве - лэнд-арт. А умные учителя и педагоги быстро взяли его в свой арсенал средств, которые помогают сделать учебу увлекательной и полезной.
Практическая часть
- Дорогие друзья, прежде чем начать наше увлекательное занятие, я хочу загадать вам загадки, чтобы угадав их, вы сказали мне – где и из чего мы с вами будем черпать вдохновение и материалы для работы.
- Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва, Называется… (трава)
Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями. (Дерево)
Его весной и летом Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели В меха его одели. (Дерево)
Стоят столбики белены,
На них шапочки зелены. (Береза)
Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того. (Кустарник)
Стоит старик над водой,
Качает бородой. (Камыш)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
- И последняя загадка для самых догадливых участников:
– На берёзе 6 больших шишек и 3 маленьких. Сколько всего шишек на берёзе? (ни одной)
- Замечательно. Вы справились с этим сложным заданием.
- А теперь скажите мне, пожалуйста, куда же мы пойдём за вдохновением?
- Да, конечно же, это природа.
Гипотеза
- Какие же преимущества даёт нам природа в данном направлении?
- Какие её дары мы можем использовать в работе с детьми?
- В каких областях мы можем использовать данный вид деятельности?
- Можно ли назвать ленд-арт игрой в рамках работы с дошкольниками?
Презентация творческой деятельности в технике «Ленд – арт» (трансляция фотографий в данной технике, а также презентация опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО)
ЛЭНД-АРТ В ИСКУССТВЕ
Листья, шишки, веточки, камни - это все такие же материалы для создания картин как краски или карандаши. С лэнд-артом можно изучать разные стили и смыслы в искусстве, особенно хорошо даются абстрактные. Попробуйте выложить градиент из листьев, чтобы увидеть всю палитру возможных цветов в природе. Прекрасно выкладываются такие вещи как мандалы, спирали Фибоначчи, прорабатываются понятия симметрии, ассиметрии, пропорции, композиции…
Искусство можно создавать в любой момент пребывания на природе. Да даже не обязательно выбираться в парк или за город, чтобы сотворить что-то лэндартовое: во дворе тоже можно собрать и художественно выложить на земле гальку, веточки, листву.
Нужно только не забыть сфотографировать свой маленький шедевр перед уходом, ведь это единственный способ сохранить объект лэнд-арта надолго.
ЛЭНД-АРТ В БИОЛОГИИ
Можно замечательно совмещать создание художественного проекта с изучением природных материалов. Чьи это листья и семена? Из каких материалов можно будет создавать лэнд-арт объекты в ноябре, из каких - в мае? Попробуем сделать фруктовую композицию, используя только то, что имеет отношение к фруктам? Что произойдет с арт-объектом после того, как мы уйдем? Какой цикл жизни у растения? Какие животные могут питаться нашими «красками»?
ЛЭНД-АРТ В ГЕОЛОГИИ
Увлекательно рассказать можно и о камнях, из которых собран арт-объект. Попытаться определить породу камней, узнать их историю, узнать, как определить возраст камней, пофантазировать, как этот камень попал к вам в руки.
ЛЭНД-АРТ В ФОТОГРАФИИ
Фотография - это обязательно. Иначе как вы покажите свои творения друзьям? И вот на примере фотографий лэнд-арта можно тренироваться в съемке, обработке фотографий, работе со светом, контрастом… Ведь даже один и тот же снимок при обработке в фотошопе может выглядеть по-разному. Выбирайте тот, который больше всего соответствует вашей задумке.
ЛЭНД-АРТ В ЛИТЕРАТУРЕ И ПИСАТЕЛЬСКОМ МАСТЕРСТВЕ Лэнд-арт композиции можно создавать после прочтения каких-то произведений, словно иллюстрируя свои чувства и образы. Можно наоборот - тренироваться в писательском искусстве, описывая фотографии лэнд-арта, свои или найденные в интернете. Можно сочинить небольшую историю и создать лэнд-арт картинки для нее.
ЛЭНД-АРТ В СОЦИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
В процессе командной работы и при активной поддержке взрослых, можно давать детям задания: создать композицию, несущую смыслы «дружба», «любовь», «общество», «семья». Так же хорошей мыслью будет создание постера, символично говорящего о какой-то проблеме в обществе.
Природные материалы хорошо подходят теме экологии. И как итог, можно устроить конкурс постеров в стиле лэнд-арта.
И как заключение ко всему вышесказанному можно сделать вывод - лэндарт помогает детям раскрыть свой творческий потенциал, а общение с природой и свежий воздух, безусловно, только положительно влияют на психику и здоровье детей. Так что это отличный повод почаще выбираться в парки и в леса, в ботанические сады и на берега рек. Пока еще не лег снег, можно успеть набрать много интересного природного материала, чтобы заниматься лэнд-артом уже зимой, выкладывая мыслеформы прямо на снегу… Или припасти материал для тех времен, когда погода не позволит нам выйти на улицу и создать шедевр на долгую память.
- А теперь я предлагаю разделиться на три команды по возрастным группам – педагоги младших групп, средних - первая команда, - старших –
2-я команда и подготовительных групп – 3-я команда.
- Каждая группа для начала сделает свой проект на бумаге для создания будущего шедевра, после чего мы выйдем на свежий воздух для реализации своих проектов.
Педагоги делают наброски и выходят на улицу, где подбирают необходимые материалы (заранее для них приготовленные) и воплощают свои задумки.
Рефлексия.
- И в завершении ответьте мне, пожалуйста, на вопрос – хотите ли вы сфотографироваться на фоне своих работ?
- Покажете ли эти фотографии детям своей группы?
- Предложите ли своим воспитанникам во время прогулки заняться лэнд-артом?
- Расскажете ли о данной технике своим коллегам?
- Благодарю за внимание.