Лекция 2
1. Кто создал алфавитный тип письма?
1) русские 2) греки 3) славяне 4) арабы 5) древние семиты
2. Устным, разговорным на Руси 10 века был
1) Старославянский язык 2)Древнерусский язык
3. Какой знак является рисунком?
1) логограмма 2) пиктограмма 3) идеограмма
4. В каком веке возникло греческое письмо?
1) 1 2) 5 в. н.э. 3) 9 в. н.э. 4) 8 в. до н.э.
5. Что такое бустрофедон?
1) Направление древнего греческого письма
2) Направление древнесемитского письма
3) Речевая ошибка
4) Скрытое многословие
6. В каком типе письма каждый знак передает не слово, а последовательность звуков?
1) Силлабический 2) Идеографический 3) Алфавитный 4) Пиктографический
7. Как называется русская письменность?
1) Латиница 2) Кириллица 3) Глаголица 4) Санскрит
8. Назовите первоначальную форму книжной русской речи.
1)Устная 2) Письменная
9. Кто по национальности создатели славянской письменности?
1) Греки 2) Славяне 3) Древние семиты 4) Болгары
10. Какие народы пользуются словесно-слоговым типом письма?
1) Русские 2) Китайцы 3) Корейцы 4) Индийцы 5) Японцы
11. В каком веке появилась славянская письменность?
1) 1 2) 5 3) 9 4) 10
12. Кто привез славянскую письменность на Русь?
1) Древние финикийцы.
2) М.В.Ломоносов
3) А.С.Пушкин
4) Князь Владимир
5) Кирилл и Мефодий
13. Какой язык на Руси 10 века был книжный, письменный?
1) Древнерусский 2) Старославянский
14. Иероглифы – это
1) логограмма 2) пиктограмма 3) идеограмма
15. Как называется знак алфавитного типа письма?
1) логограмма 2) пиктограмма 3) идеограмма 4) буква
Лекция 3
1. Кто считается основателем современного русского литературного языка?
1) Кирилл и Мефодий 2) Князь Владимир 3) М.В.Ломоносов 4) А.С.Пушкин
2. На каких языках велось преподавание в первом русском университете?
|
1) На французском 2) На английском 3) На латинском 4) На древнерусском
3. Что, язык как система или речь, имеет иерархические отношения, уровневую организацию?
1) Язык 2) Речь
4. Назовите самую маленькую единицу языка.
1) фонема 2) морфема 3) лексема
5. Что изучает лингвистика?
1) Языковые системы. 2) Теорию речевой деятельности.
3) Теорию текста
6. В каком веке появились языковые нормы в России?
1) В 5в. 2) В 10в. 3) В 18в.
7. Что такое кодификация норм?
1) Особый вид шифрования
2) Занесение всей информации о слове в словари
8. Кто считается создателем языка как системы в России?
1) А.С.Пушкин 2) В.В.Путин 3) А.Б.Пугачева 4) Кирилл и Мефодий 5) М.В.Ломоносов
9. Найдите лишнюю характеристику речи с точки зрения ее смысловой структуры.
1) Бессмысленная 2) Содержательная 3) Долгая 4) Пустая
10. Что является свободной творческой деятельностью человека?
1) Язык как система. 2) Речь как говорение.
11. С чем связано возникновение языка как системы?
1) С приказом Петра 1
2) С возникновением языковых норм
3) С появлением А.С.Пушкина
12. Какие языковые нормы не могут быть закодифицированы в словарях?
Морфологические 2) Стилистические 3) Синтаксические 4) Орфографические
13. Какие языковые нормы закодифицированы в этимологическом словаре?
1) Лексические в области семантики
2) Лексические в области происхождения
3) Лексические в области системных свойств и отношений
14. Назовите год появления официальной письменности на Руси.
1) 863г. 2) 1755г. 3) 988г.
Лекции 4, 5
1. Влияет ли древнерусское или старославянское происхождение слова на его стилистическую окраску?
|
1) да 2) нет
2. Назовите преобладающую форму существования разговорной речи
1) устная 2) письменная
3. Какой стилистической окраски в основном могут быть заимствованные слова?
4. Отметьте цифрой разговорный стиль речи
1) охота пуще неволи
2) желание сильнее принуждения
5. Общедоступность и общепонятность – это признаки
1) диалекта
2) жаргона
3) литературного языка
4) арго
6. Назовите наименьшую единицу территориального членения языка
1) диалект 2) говор 3) наречие
7. Номинатив – это
1) предположение
2) приказание
3) называние
4) предложение
8. Какой лексический пласт русского языка принадлежит к книжной лексике?
1) термины 2) профессионализмы
9. Стилистика – это раздел языкознания, изучающий
1) грамматические категории и формы слова
2) происхождение языковых единиц
3) значение языковых единиц
4) функционирование языковых единиц в различных условиях языкового общения
10. Какие языковые нормы являются специфичными для письменной формы речи?
1) орфографические, пунктуационные
2) орфоэпические, интонационные
11. Укажите слово, в котором орфоэпическая норма является диспозитивной
1) петля
2) звонит
3) обеспечение
4) квартал
12. Из приведённых типов внелитературной лексики отметьте цифрами социальные разновидности речи
1) диалект 2) жаргон 3) арго 4) наречие 5) говор 6) профессионализм
13. Найдите лексический пласт, который не относится к книжной лексике:
1) возвышенная
2) стилистически нейтральная
3) официальная
4) специальная
14. Стилистически языковая норма предписывает:
|
1) правильный выбор слова в соответствии с его стилистической окраской
2) правильное произношение
3) правильное написание слова
4) правильный выбор слова в соответствии с его значением
15. Что такое канцеляризм?
1) приветствие, которым пользуются работники канцелярии
2) слова работника канцелярии, произносимые при прощании
3) комплимент работнику канцелярии
4) слова официально- делового стиля, употребленные в другом стиле речи
16. Ирон., бран., шутл., груб. – стилистические пометы, обозначающие в словаре
1) книжную специальную
2) возвышенную лексику
3) разговорную и просторечную
17. Слова, обладающие номинативной функцией, называются
1) эмоционально окрашенными 2) стилистически нейтральными
18. В каком веке на Руси появилась книжная письменная речь?
1) 1 2) 8 3) 9 4) 10
19. Назовите основные особенности официально-делового стиля.
20. Найдите языковую норму, незакодифицированную в толковом словаре:
1) орфографическая
2) орфоэпическая
3) стилистическая
4) лексическая
5) синтаксическая
6) морфологическая
21. Какие окончания имеют числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах?
22. Для научного стиля речи характерна
1) книжная и разговорная лексика
2) книжная специальная и стилистически нейтральная
3) арготизмы и жаргонизмы
4) разговорная и просторечная
23. Простые неполные предложения характерны для
1) научного стиля
2) разговорного стиля
3) публицистического стиля
24. Как переводится на русский язык корень «авто»?
1) машина 2) двигатель 3) сам
25. Допишите неназванный стиль литературного языка:
1) научный 2) публицистический 3) разговорный 4) художественный
26. Как переводится на русский язык корень «астро»?
1) небо 2) звезда 3) птица
27. Архаизмы – это
1) новые слова
2) устаревшие слова
3) слова, обозначающие предметы или явления, которые ушли из жизни
Практические задания для контрольной работы
1) Паронимия
С. 6 – читать
Выполните упражнение
Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.
1. (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением. 2. Один берег реки луговой, а другой (глинистый, глиняный). 3. (Соседний, соседский) кот важно прошел на кухню. 4. После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное, искусственное) вскармливание. 5. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах. 6. В жаркий день приятно походить по (теневым, тенистым) аллеям. 7. В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт. 8. На поляне мы увидели высокий (земельный, земляной) холм. 9. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная, бережливая). 10. Давайте найдем в себе (скрытые, скрытные) резервы и доберемся до вершины. 11. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент, абонемент). 12. У девушки были пухлые (чувствительные, чувственные) губы. 13. В этот день я услышал много (обидных, обидчивых) слов. 14. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.
2) Тавтология и плеоназм
С. 8-9 – читать
Выполните упражнения
а) Устраните речевые ошибки, связанные с наличием тавтологии и плеоназма.
1. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости населения в новых социально-экономических условиях России. 2. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 3. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива перфекта, что исключает возможность сделки. 4. Реформа ведётся при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 5. Внезапно погода испортилась и начался проливной ливень. 6. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 7. Армия и народ тогда стали единой монолитной массой. 8. Комплекс нерешённых проблем надо решать комплексно. 9. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье. 10. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.
б) Устраните речевые ошибки, связанные с наличием плеоназма.
1. Рождество я отмечал у коллеги по работе. 2. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 3. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. 4. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. 5. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого. 6. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты. 7. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями.
3) Лексическая сочетаемость
Выполните упражнение
Устраните речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова (семантики) и лексической несочетаемостью слов.
1. Это своенравное объяснение. 2. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 3. Подготовка к ярмарке началась заблаговременно, поэтому к её открытию все службы находились в состоянии спокойного ажиотажа. 4. В парке стоит архитектура. 5. Большая половина игры уже прошла. 6. В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 7. Все дети страшно обрадовались. 8. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 9. В моей жизни это было самое памятливое событие. 10. Отец сидел, облокотившись спиной на стол.
4) Имя существительное
Трудные случаи склонения фамилий
Выполните упражнение
Выпишите словосочетания, в которых встречаются имена существительные-фамилии, раскрывая скобки (т.е. ставя существительное – фамилию или имя, взятые в скобки, в нужный падеж!).
1. Он мог и не упускал случая рассказать вам из чего состоит вода, в чем суть теории (Спиноза) (муж., евр.), как зовут младшего лакея в доме мистера (Г. Маккей Тумли) (муж., америк.) и когда лучше всего сажать курицу на яйца. (О. Генри). 2. Они встретились у (Козинец) Насти. 3. Вот что грозит каждому из нас из-за (Джордж (муж., англ.), Мэри (жен., англ.), Хендс (муж., англ.), Эндерсон (муж., англ.)) и других идиотов! (Р.Л. Стивенсон). 4. Приём, оказанный этому человеку под кровом (Седрик Сакс) (муж., шотл.) удовлетворил бы требованиям самого ярого противника израильского племени. (Вальтер Скотт) 5. Сведения по медицине она получила от Мириам (еврейск.), дочери одного из знаменитейших раввинов и докторов. (Вальтер Скотт) 6. Едва процессия поравнялась с (Хаккет) (муж., америк.), он встал и сказал несколько слов о святости брачных уз. (О. Генри). 7. Все любили Григория (Колено). 8. Жизнь индейцев – эта любимая тема романов (Фенимор Купер) (муж., америк.) 9. «Декамерон» - великое произведение итальянского писателя эпохи Возрождения (Джованни Боккаччо). 10. Рука (Бэзил Холлуорд) (муж., англ.) так тряслась, что свеча выпала из подсвечника и потрескивала на полу. (Оскар Уайльд)
5) Имя числительное
С. 28-34 – читать
Выполните упражнения
а) В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.
1. Раны были на обоих руках. 2. Из троих дочерей любимой была старшая. 3. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 4. Перед медицинским осмотром из школы исчезли пятеро подростков. 5. Двое котят играли на полу. 6. На обеих берегах реки раскинулись поля. 7. Давление прыгает от сто двадцать до сто шестьдесят. 8. Семеро суток понадобилось им, чтобы раскрыть преступление. 9. Изъято более трехста граммов наркотиков. 10. Нас было три. 11. Расследуется дело о хищении пяти миллионов шестиста девяносто тысяч рублей.
б) Запишите предложения, правильно употребив числительные (цифры замените словами).
1. Разность между 291 и 74 составляет 217. 2. Прибыл океанский лайнер с 1362 пассажир…. 3. Пробег машины равен 5371 километр... 4. Вес синего кита равен 150 тонн... 5. Ассортимент товара ежемесячно пополняется 280 наименован... 6. Событие датировано 1600 годом.
6) Местоимение
С. 37 – читать
Выполните упражнение
Укажите правильный и неправильный варианты употребления местоимений в предложениях.
1. У ей нет имени. 2. У неё нет имени. 3. Ихний ребёнок. 4. Их ребёнок. 5. Она писала дочери в письме, что ей следует приехать. 6. Она писала дочери, что той следует приехать. 7. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 8. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 9. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок. 10. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершенных им ошибок. 11. Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к себе. 12. Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к нему. 13. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 14. Мальчик теперь сирота. Ребёнку было три года, когда умер его отец. 15. Жилец попросил дворника отнести вещи к себе. 16. Жилец попросил дворника отнести вещи к нему. 17. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад. 18. Профессор предложил ассистенту, чтобы тот прочитал свой доклад. 19. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в начале месяца. 20. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать её в начале месяца. 21. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они ждали их с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть. 22. Во время каникул, надеясь хорошо отдохнуть, студенты поехали к своим родным, которые ждали их с большим нетерпением. 23. Больной попросил сестру налить себе воды. 24. Больной попросил сестру налить ему воды. 25. Первое выступление молодого артиста принесло ему большой успех, и от него можно ждать многого в дальнейшем. 26. Первое выступление молодого артиста принесло ему большой успех. Критики считают, что от этого актёра можно ждать многого в дальнейшем. 27. Адъютант скомкал записку, закурил сигарету, потом бросил её в мусорную корзину. 28. Адъютант закурил сигарету, скомкал записку, потом бросил её в мусорную корзину.
Заполните таблицу (в столбики заносите номера предложений)
НЕВЕРНО | ВЕРНО |
7) Деепричастные обороты
С. 42 – читать
Выполните упражнение
Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов, укажите номер нарушенного правила.
1. Размышляя о судьбах писателей, у меня родилась интересная догадка. 2. Фотографируя звездное небо, необходим штатив. 3. Находясь за рулем в условиях ограниченной видимости, водителю рекомендуется включить противотуманные фары. 4. Составляя план научной работы, очень важен совет научного руководителя. 5. Изучая историю России, у французских студентов возникали все новые и новые вопросы. 6. Подавив мятеж гвардии, по указу царя были повешены пятеро зачинщиков этого бунта.
8) Стилистическая языковая норма
Выполните упражнение
Сравните лексико-фразеологический состав и грамматический строй и сделайте вывод о функционально-стилевой принадлежности каждого текста. В отрывке из рассказа А.П. Чехова «Степь» выделите тропы (метафоры, олицетворения, эпитеты) и другие средства образной речи.
1. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. Нанесен значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.
3. Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжающаяся около получаса. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб жителям деревень Ивановка, Щепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание восьмилетней школы в деревне Курково, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.
4....Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.
Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные... В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется – рукой подать, загорелась школа. И стар и млад – все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет – вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.
5. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное место граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. (...)
Вдруг рванул ветер и со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни шума колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (...)
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром. (...)
Дождь почему-то долго не начинался... Было страшно темно. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. (...)
Вдруг над самой головой Егорушки со страшным оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.