Введение. Краткая биография.




Американский архитектор Луис Кан родился в 1901 году в Эстонии на острове Сарема. В возрасте шести лет он с родителями переехал в США и стал жить в Филадельфии. Луис обладал уникальными способностями к музыке и рисованию и решил поступить в Пенсильванский университет на архитектурный факультет, который и закончил в 1923 году.

Старт его творчества многообещающим не показался. Познакомившись с "авангардистской" европейской архитектурой в 1928-29 годах, он призадумался о своих убеждениях во всемогуществе доктрин классицизма. Самое запоминающееся впечатление Луис Кан получил от работ Ле Корбюзье, что и подтолкнуло его к переходу на функционализм.

Особый перелом в карьере и жизни архитектора произошёл в сорокасемилетнем возрасте, когда он стал преподавать в Йельском университете. Общаясь со студентами, Луис стремился им дать доскональные ответы, что его мысли направило на отвержение установившихся представлений. Он старался осмыслить истоки архитектуры, проникая в ее суть, и разработать абсолютность теоретической концепции зодчества.

Педагогическая карьера Кана дала мощнейший толчок его творчеству, что позволило ему перешагнуть рутину, уйти от наборов известных ранее элементов и добиться нового уровня качества в своих сооружениях.

Работы Луиса Кана к 60-м годам снова возвращают себе зрительную массивность, весомость конструкций, применение цветовых и фактурных контрастов, которые присущи естественным строительным материалам, уравновешенность и симметричность в организации пространства и объема. А вот создание света для Кана было особой работой, которая выражалась в важнейшем средстве образования пространства.

Первыми с отличительным стилем Кана постройками были здания федерации медработников США в Филадельфии (1954-56гг.) и Художественного музея, прилегающего к Йельскому университету в Нью-Хейвене (1951-53гг.). Именно в этих работах проявляется авторское стремление к выдержке композиций с ощущаемой весомостью.

Известность к Луису пришла после возведения здания лабораторий при Пенсильванском университете (Филадельфия, 1957-61гг.). В последующие годы Кану удаётся единовременно спроектировать целый ряд крупных объектов по всему миру.

Основной материал – монолитный бетон, на стыках щитов – деревянная опалубка, а наружная отделка из тикового дерева, что подчёркивало особый дух этих пространств.

Для сохранения концептуальной логики и гармонии в совсем нелогичном и негармоничном мире буржуазии, Луис превратил их в некую замкнутую систему, которая толкала к творческой абстракции, принося свои плоды. Постепенно натуральность "ранних" работ Луиса Кана, которые казались воплощением человеческой деятельности и природных закономерностей, ушла. Луис Кан умер в Нью-Йорке в марте 1974 года.

 

ЛУИС КАН ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ
Название Место Время Подробности
Художественный музей Йельского университета США, Нью-Хейвен 1951-1953  
Американская федерация медицинских работников США, Филадельфии 1954-1956  
Институт биологических исследований Солка США, Сан-Диего, Калифорния 1959–1966  
Завод «Оливетти» в Харрисбурге, США, Пенсильвания 1960-е гг.  
Проект синагоги конгрегации «Микве Исраэль» США, Филадельфия, Пенсильвания 1961–1970   Не построен
Библиотека Академии Филлипса США Нью-Гэмпшир Эксетер 1965-1971  
Реконструкция синагоги «Хурва» в Старом городе Израиль Иерусалим    
«Мемориал шести миллионам» США, Нью-Йорк 1967–1969  
Здание Центра еврейской общины Трентона США, Нью-Джерси 1954–1959  
Синагога «Бет-Эль» в районе Чаппаква США, Нью-Йорк 1966–1972  
Музей искусств Кимбелла. США Форт-Уэрт, штат Техас (1966 - 1972гг.)  
Центр Вольфсона на территории университета Израиль, Тель-Авив Факультет машиностроения и инженеров транспорта.
Центр британского искусства, Йельский университет Нью-Хэйвен, Коннектикут 1969–1974гг Yale Center for British Art, Yale University
Дворец конгрессов Италия, Венеции 1968-1969гг.  
Художественный колледж США. Филадельфия    
Институт управления Индия. Ахмадабад    
Здание национального парламента Бангладеш. Дакка. 1962 - 1982 гг.  
Парк Четырех Свобод Франклина Д. Рузвельта США. Нью-Йорк 1974г. Открытие 2012г  

Луис Кан и проект Института Солка

 

В 1965 году в Калифорнии появилась постройка Луиса Кана — Институт Солка. Все этапы его создания отмечены глубоким взаимопониманием между архитектором и заказчиком проекта. Со временем это здание приобрело вес как в архитектурном, так и в научном сообществе. Теперь ему дали вторую жизнь.

Архитектор Юй Мин Пэй вспоминал, как однажды похвалил Кана за создание Лаборатории медицинских исследований Ричардса. Но тот ответил: «Лучшее еще впереди». Этим лучшим и был Институт Солка.

Джонас Солк, разработчик вакцины от полиомиелита, впервые встретился с архитектором в 1959 году. Он пришел в бюро Кана в Филадельфии и спросил, кого тот может порекомендовать для проекта института-лаборатории. Но увидев работы Кана, Солк понял, что искать никого не нужно.

Их симпатия была обоюдной. О Солке архитектор отзывался как о лучшем заказчике в своей жизни. Перед началом работ Солк сказал Кану, что не хотел бы видеть здесь деревья или траву. «Это должна быть каменная площадь, а не сад», — объяснял ученый. «И мы оба чувствовали, что это будет очень правильно», — рассказывал Кан в одном из интервью.

Джонас Солк и Луис Кан

Солк также признавался Кану, что хотел бы лабораторию, «достойную посещения Пикассо». Архитектор воспринял его слова буквально: здание получилось минималистичным и символичным одновременно, хотя и содержало в себе значительные отступления от первоначального замысла.

Кан не видел большой разницы между замкнутым интеллектуальным сообществом и монахами, а потому стремился сделать Институт Солка похожим на монастырский двор. Впоследствии от этой идеи пришлось отказаться, и от первоначального плана осталась только травертиновая площадь с водоемом. Вокруг нее расположились два приземистых блока лабораторий. На уровне первого этажа протянулись крытые галереи с колоннами — так Кану все же удалось сделать отсылку к архитектуре монашеских орденов.

В первоначальном плане двор замкнутый, а водоем находится в отдалении от лабораторий. Реализованное здание получилось совсем другим: двор разомкнутый, блоки лабораторий стоят параллельно друг другу. Источник с водой стал центральным объектом всего комплекса и делит пополам пустынную площадь между зданиями.

Внутреннее пространство Института поделено на общие лаборатории и личные кабинеты ученых, которые архитектор называл «портиками исследований». Они развернуты во внутренний двор под углом 45 градусов — их зубчатые края

разбавляют минималистичную композицию здания. Окна кабинетов выходят на Тихий океан.

И здесь мы подходим к самому интересному: связи этого здания с водой. Первое, что видит человек, пришедший во двор института — это источник, заключенный в узкую прямоугольную форму. Вода стекает в бассейн на другом конце пустынной площади, но его не видно — он находится достаточно низко, чтобы оставаться незаметным для взора; из-за этого кажется, что тоненький ручеек не завершает свой путь на другом конце двора, а течет дальше и возвращается к своему истоку — океану.

Комплекс после реставрации

Природное окружение в институте совмещено с индустриальными методами строительства. Окна и верхние галереи отделаны тиковым деревом — архитектору нравилось, как натуральный материал сочетается с монолитным бетоном, из которого состоят корпуса. Кан оставил внешние стены голыми: «Мы должны делать это — проявлять суть процесса», — считал он и намеренно сохранял архитектуре все ее врожденные «шрамы».

Более ранняя институтская постройка — та самая Лаборатория медицинских исследований Ричардса — оказалась не столь удачной. Студенты жаловались, что в помещениях не хватает места и сложно поддерживать постоянную температуру. Техническая начинка на деле оказалась массивнее, чем в проекте, воздуховоды вылезали за пределы технической зоны и загромождали пространство.

Кан извлек из этого уроки: в Институте Солка лаборатории стали более просторными. Оконные рамы и деревянная обшивка закреплена на специальных балках; их можно открутить, чтобы втащить через окно массивное оборудование. Все коммуникации выведены на отдельные этажи, которые чередуются с рабочими.

Единственное, чего архитектор не учел — это влияние океанического климата. Комплекс сильно пострадал от высокой влажности. Хуже всех пришлось деревянной отделке — окна и облицовочные панели рассохлись, а внутри поселились грибковые организмы и насекомые. Но теперь у Института Солка появится вторая жизнь. Фонд Getty, курирующий реставрацию, настоял на том, чтобы оставить как можно больше оригинальных материалов. Даже прихотливые панели из тикового дерева удалось сохранить на 70%.

Здание нравилось ученым тогда, в 1965 году, и нравится до сих пор. Многие из них говорят, что эта архитектура не только прекрасна, но и умеет настраивать на рабочий лад. Факты это подтверждают: за годы существования в Институте Солка успели поработать 11 человек, ставших нобелевскими лауреатами. Вероятно, он и в дальнейшем сохранит свое значение и как исследовательский центр, и как архитектурное чудо, которое помогает делать открытия и спасать человеческие жизни.

 

 

ЛЬЮИС КАН и ПРОЕКТ БИБЛИОТЕКИ АКАДЕМИИ ФИЛЛИПСА

 

Библиотека Академии Филлипса в Эксетере - признанный шедевр мировой архитектуры. Это одна из ключевых работ Луиса Кана, в которой он впервые отходит от демонстрации функциональной структуры здания и отдает предпочтение классической строгости метафизической схемы. В соответствии с пониманием Кана, библиотека была задумана не просто хранилищем книг, но лабораторией для исследований, тихим местом для чтения и размышлений, интеллектуальным центром сообщества.

Академия Филлипса - элитная старшая школа в городе Эксетер, штат Нью-Гэмпшир, США. В библиотеке школы к 1950 году насчитывалось 35 тыс. томов, и коллекция стремительно расширялась. Возникла необходимость новых помещений для хранения большого количества книг и журналов, и было принято решение построить отдельное здание на территории кампуса. Но в течение следующих 15 лет строительство откладывалось, так как ни один из предложенных вариантов не устраивал Академию.

В 1965 году для строительства библиотеки был приглашен известный американский архитектор Луис Кан.

Новая библиотека должна была располагаться на Западной улице Вязов (West Elm street) - в среде, в которой доминируют здания из красного кирпича в нео-георгианском стиле. С одной стороны, библиотека должна была вписаться в окружающую застройку кампуса, с другой стороны, новый ректор Академии Ричард В. Дэй хотел современный проект, который превосходил бы исторический характер окружающей застройки и соответствовал бы новым запросам современного образования. Предложенный Каном проект библиотеки с использованием кирпича и его большой опыт в проектировании университетских зданий удовлетворяли требованиям Академии.

Каном было разработано три варианта новой библиотеки с октября 1966 года по ноябрь 1968 года. А уже в 1971 году строительство здания было завершено. В какой-то момент архитектор был вынужден изменить проект и даже убрать верхний этаж, так как стоимость строительства превзошла первоначальный бюджет на 2.5 миллиона долларов. Но после ряда встреч с комитетом Академии, Кану удалось уговорить собрать больше средств и вернуться к исходным проектным идеям, восстановить верхний этаж.

Библиотека в Эксетере - одна из первых работ Луиса Кана, в которой он вместо демонстрации функциональной структуры здания отдает предпочтение классической строгости метафизической схемы. Библиотека предоставляет собой идеальное пространство куба, образованного идеальными же геометрическими фигурами (квадрат, круг, диагональ) и их соотношениями. Квадратный план здания разделен на 9 равных квадратов поменьше. Центральный квадрат - пустое пространство, вакуум, большой многосветный холл. В его бетонных стенах - круглые отверстия на высоту нескольких этажей, через которые можно видеть ряды металлических книжных полок и деревянные балконы этажей. Завершают холл две огромные бетонные, пересекающиеся балки зенитного фонаря, повернутые диагонально по отношению к квадратному плану здания. Естественный солнечный свет проникает через проемы и падает на балки - освещает пространство холла. Луис Кан так описывает значение света для архитектуры здания: "Элемент архитектуры становится необходим, исходя из того какие возможности он дает для света. Пространство возникает благодаря свету, который в него проникает. Выбор конструкции есть выбор типа света, который необходим пространству".

Архитектура с большими пустыми центральными пространствами, освещенными верхним светом, имеет свои примеры в проектах библиотек. Этьен-Луис Булле называл такое решение "spherical vacuum", в котором здание организовано "обёртыванием вокруг пустоты". В его рисунках для национальной библиотеки 1785-ого года, а также в общественной библиотеке Стокгольма архитектора Гуннара Асплунда проекта 1927-ого года можно наблюдать такой способ организации центрального пространства.

Библиотека в Эксетере в ширину имеет 33 метра, а в высоту 24 метра. По сравнению с окружающими невысокими зданиями библиотека выглядит как огромный куб из кирпича. При помощи создания двойных оконных приемов на фасадах Кан добивается уменьшения масштаба постройки: восьмиэтажный объем визуально трансформируется в четырехэтажный. Архитектор также срезает углы куба, что позволяет обнаружить внутреннюю структуру здания и артикулировать разрыв между фасадами и гранями куба. Фасады Кан понимает как наружную, независимую оболочку, которая как контейнер наполняется внутренней структурой и функционированием здания.

На уровне первого этажа библиотеки устроена открытая галерея, которая по замыслу архитектора позволяет войти в здание, еще находясь снаружи: является переходным состоянием экстерьера и интерьера. По аналогии была запроектирована галерея-терраса и на последнем этаже здания, по которой также есть возможность совершить прогулку. Попав внутрь библиотеки, посетитель поднимается по большой циркульной, каменной лестнице на первый этаж. Простой квадратный план и лестницы в углах дают возможность любому легко ориентироваться в здании, понять структуру и способ функционирования здания, едва войдя в него.

 

 

На втором, третьем и четвертом этажах по периметру здания, в пространствах между колоннами размещены столы для чтения. На последующих этажах находятся стеллажи с книгами и журналами, компьютерные классы, зоны просмотра видеокассет и DVD-дисков, зоны прослушивания музыки, кабинеты для профессорско-преподавательского состава и 210 специально спроектированных для обучения студентов кабинок. На всех этажах в совокупности располагается почти 450 различных типов рабочих мест, разбросанных по зданию в разных пространствах.

 

Если в экстерьере восьмиэтажного здания библиотеки Кан использовал кирпич, то в интерьере он в основном использует бетон. Для некоторых фрагментов, книжных полок и мебели - дерево, металл и кожу. Эти материалы контрастируют с бетоном, что дает пространству ощущение свечения при попадании в интерьер солнечного света.

 

В библиотеке разместилось 250 000 томов главной коллекции: журналы, книги, редкие собрания, а также учебные классы для проведения семинаров. Библиотека должна была стать не просто хранилищем книг и журналов. По мнению Кана "современная библиотека должна быть лабораторией для исследований и экспериментирования, тихим местом для обучения, чтения и размышлений, интеллектуальным центром сообщества…". Библиотека Академии Филлипса в Эксетере - одна из самых известных построек Луиса Кана в Соединенных Штатах и признанный шедевр мировой архитектуры.

 

 

ЛЬЮИС КАН и ПРОЕКТ ПАРЛАМЕНТА В ДАККЕ

 

Монументально, искусно и просто. Эта группа величественных зданий в Дакке была создана по заказу Исламской Республики Пакистан в 1961 году. Десять лет спустя, после кровавой освободительной войны, бывший Восточный Пакистан стал государством Бангладеш.

Главное здание, которое стоит на берегу искусственного озера, кажется единым строением, но на самом деле состоит из восьми корпусов из бетона и известняка, где находится в том числе неземного вида молельная комната.

Здания тесно связаны между собой великолепными переходами, словно сотканными из света и тени, и расположены вокруг девятого сооружения - высокой восьмиугольной палаты парламента, места депутатов в которой расположены полукругом, а не друг напротив друга. Здание венчает стальная крыша параболической формы, напоминающая звезду.

Проектировал этот монументальный и не подвластный времени комплекс эстонско-американский архитектор Луис Кан, черпавший вдохновение в шотландских замках и древних руинах Европы.

 

Правообладатель иллюстрацииALAMY

 

ЛЬЮИС КАН и ПРОЕКТ СИНАГОГА "ХУРВА"

 

Луис Кан умер всего за несколько недель до очередной поездки в Иерусалим для обсуждения своего проекта реконструкции синагоги "Хурва" в еврейском квартале Старого Города. Многие эксперты считают этот проект величайшим нереализованным произведением 20 века.

Здание синагоги было построено в начале 18 века последователями Иегуды Хасида. В 1721 году оно было разрушено мусульманами и находилось в руинах более 140 лет, поэтому приобрело название "Хурва" (ивр. "руины").

После Шестидневной Войны 1967 года, в результате которой Израиль получил восточную часть Иерусалима, снова возникла идея по восстановлению и заселению разрушенного еврейского квартала и реконструкции синагоги. Компанию по восстановлению "Хурва" возглавил праправнук Шломо Залмана Зорефа, известный адвокат, Яков Саломон. Он обратился к молодому тогда израильскому архитектору Раме Карми с просьбой разработать план строительства новой синагоги на ее прежнем месте. Карми от предложения отказался и рекомендовал пригласить для этой цели Луиса Кана - известного еврейского американского архитектора эстонского происхождения.

Луис Кан дал согласие на просьбу Саломона и вскоре приехал в Израиль для изучения места предполагаемого строительства. Архитектор настоял на походе в Иудейскую пустыню, так как хотел пережить опыт древних евреев, "которые пришли на эту землю, после 40 лет в пустыне". Так его группа посетила два отдаленных монастыря: Монастырь Святого Георгия в Вади Кельт и Мар Саба в долине Кидрон. По словам сестры Рамы Карми, Ады Карми-Меламид, когда Кан вышел из Мар Саба, он был под таким впечатлением, что "говорил, не останавливаясь, 12 часов".

Для Кана это была прекрасная возможность построить великий еврейский памятник в центре еврейского государства. Архитектор осознавал огромную ответственность этой задачи. В письме заказчикам в 1969 году он писал, что сильно взволнован тем фактом, что должен выразить дух истории и религии Иерусалима, что ощущает "вдохновение, которого он не чувствовал раньше". По мнению исследователя Кенета Ларсона, "Хурва была для Кана первая и, пожалуй, единственная возможность построить в контекст древних руин" Руины в жизни Луиса Кана занимали особое место, вдохновляли его работу. Карьера Кана

расцветает после того, как он в 1950-51 провел несколько месяцев в Риме, где изучал древнюю архитектуру. Кан стремился воплотить в синагоге и других своих проектах силу и монументализм руин через простые геометрические формы. Благодаря такому подходу, позже исследователи будут сравнивать проект синагоги "Хурва" с сооружениями древних миров: с зиккуратами древней Месопотамии, египетским Храмом в Луксоре, постройками характерными для сефардских евреев из Центральной Азии.

История синагоги "Хурва" - это судьба руин, так как большую часть своей жизни здание было разрушено. Также как и реконструкция башен Всемирного Торгового Центра, проект восстановления синагоги поднимает вопрос о строительстве на территориях, которые в значительной степени определены историей своего уничтожения.

По замечанию Карми: "Мы должны помнить, что Луис Кан увидел еврейский квартал разрушенным. Ничего не было, были только следы". Поэтому Луис Кан в проекте синагоги создает руины, но не в буквальном смысле. Он демонстрирует специфический способ своего мышления: "В каждой вещи, что природа создает, она записывает, как это было сделано. Гора - это запись, как гора была сделана. Человек - это то, как человек был сделан". Руины для Кана приобретают определенный смысл записи, следа разрушения здания природой и историей. Архитектор стремится записать в архитектуре то, "как" она была сделана, здание для Кана изначально является руиной, человеческим следом.

За время между 1968 и 1973 годами Кан представил три варианта реконструкции. В каждом из них Кан предлагал строить новое здание не на месте старого, а рядом с ним; оставить развалины в качестве мемориального сада. Между синагогой и Стеной плача Кан хотел создать грандиозный променад "дорогу Пророков" ("the Route of the Prophets").

Размышляя о проекте синагоги, Кан делает свое знаменитое и загадочное замечание о руинах и свете: "Я думал о красоте руины… вещи, которая не живет после… так я думал обернуть руины вокруг здания, понять руины как оболочку здания… так, что вы можете смотреть сквозь стены будто бы случайно... я чувствовал, что это было ответом на проблему яркого, прямого света".

Так, по его мнению, синагога должна состоять из двух зданий: "наружное будет поглощать свет и тепло солнца, а внутреннее будет давать эффект отдельного, но связанного с внешним миром пространства". Наружная структура-оболочка оборачивает внутреннее здание. Она представляет собой 16 опор-пилонов высотой 12 метров из блоков иерусалимского камня. Внутренняя структура представляет собой четыре огромные колонны из железобетона и установленные на них перевернутые пирамиды, которые поддерживают крышу здания. Внутри колонн находятся ниши для индивидуальной молитвы или медитации. Таким образом, внешние пилоны функционируют как контейнер, а внутренние колонны как содержимое.

Проект синагоги "Хурва" так и не был реализован. Это произошло по стечению разных обстоятельств: политические причины, чиновничье бездействие, эстетическая робость. Искусствовед Михаил Левин из Израильского Технологического Института утверждает, что "проект был слишком радикален для правительственных чиновников, в результате чего мы пропустили один из великих шедевров 20-го века".

Мэр Иерусалима, Тедди Коллек, когда увидел масштабы задумки Кана, заявил: "Следует ли нам в еврейском квартале иметь здание, которое конкурирует с Мечетью и Гробом

Господнем, должны ли мы строить здание, которое будет важнее Стены Плача?" Даже Яков Саломон, который работал над осуществлением проекта Кана до самой своей смерти в 1980 году, был обеспокоен: в 1968 году он писал Кану, что здание вышло "гораздо больше, чем я себе представлял".

Защитники проекта Луиса Кана считали, что Иерусалиму не была нужна еще одна синагога, там, где их и так слишком много. Они говорили, что городу необходимо здание для общественной активности. Знаменитый архитектор Моше Софди также поддерживал проект Кана. Он утверждал, что "абсурдно реконструировать Хурва как ни в чем не бывало. Если у нас есть желание восстановить синагогу, нужно иметь мужество позволить великому архитектору сделать это".

В 1977 году на месте разрушенной синагоги была возведена 16-метровая каменная арка, которая обозначала пространство, где когда-то находилась синагога "Хурва". А в 2000 году правительством был утверждён план строительства на этом месте новой синагоги, которая должна была стать копией здания 19 века. Новая синагога в неовизантийском стиле была открыта 15 марта 2010 года.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Луис Исидор (Израэль) Кан – один из пионеров современной американской архитектуры. Американец неамериканского происхождения прошел долгий путь от исполнительской работы до созданных им шедевров мировой архитектуры. Его теории преподают студентам архитектурных вузов по всему миру. А те кому посчастливилось воочию увидеть его работы, не перестают удивляться и восхищаться их величием, простотой и странной легкостью, которая и сегодня вдохновляет людей.

Льюис Кан, по мнению многих историков, один из выдающихся и значимых американских архитекторов второй половины ХХ столетия. Его архитектура стала в своем роде революционной. Сам по себе он был человеком вдумчивым, философом с богатым внутренним миром, который находил свое проявление в его работах. Параллельно Льюис Кан стал весомым архитектурным критиком.

В своем творчестве он придерживался и утверждал вечные ценности. Выдающийся его вклад в архитектуру заключается в возвращении ей архитектурного пространства, дающего ясное представление о том, как оно создано. Он был убежден, что всякое крупное здание должно начинаться с того, что не поддается измерению; в процессе проектирования, пройдя сквозь измеряемые средства, оно становится в конечном итоге вновь неизмеримым. Создавать пространства, по Луису Кану, значит создавать и свет; без организованного света разрушается ритм, музыка архитектуры, без которых она мертва.

«Композитор записывает ноты, чтобы услышать звуки, – писал зодчий. – В архитектуре ритм создается, чтобы родилась музыка соответствий между светом и пространством. Символы музыки и архитектуры поэтому очень близки. Я верю в то, что архитектура – разумный способ организации пространства. Она должна быть создана так, чтобы конструкция и пространство проявлялись в ней самой. Выбор конструкции должен учитывать организацию света. Структура обслуживающих помещений должна дополнить структуру обслуживаемых. Одна – грубая, брутальная, другая – ажурная, полная света». Свет для него – важнейшее средство формирования пространства. Как-то в своем дневнике Кан написал: «Утром я выглянул в окно, солнце было жёлтое, а тени синие. Вечером солнце было красным, тени зелёные. Солнце – лучший живописец».

Наиболее значительные постройки Луиса Кана 1960-х годов – здание медицинских лабораторий Пенсильванского университета в Филадельфии, принесшее ему известность; Биологический институт д-ра Солка в Сан-Диего (Калифорния); Правительственный центр в Дакке (Бангладеш); Индийский институт управления в Ахмадабаде – отмечены ясностью архитектурных форм, простотой и суровой монументальностью. Они-то и стали постройками с ярко узнаваемыми характерными чертами Кана, в которых проявилось авторское стремление к выдержке композиций с акцентированной весомостью формы, геометрической четкостью ее трехмерной структуры, подчеркнутой цветом и грубой фактурой материалов, которые присущи естественным строительным материалам, уравновешенностью и симметричностью в организации пространства, объема и света.

Однако, несмотря на то, что знаменитого архитектора вот уже больше чем 40 лет нет в живых, его проекты продолжают воплощаться в жизнь. Так, пять лет назад в Нью-Йорке был реализован один из проектов Луиса Кана – мемориальный Парк Четырех Свобод на острове Рузвельта. Он был воплощен практически без изменений, так как архитектор успел продумать все до мелочей. Поэтому совсем не факт, что так и останутся лишь в чертежах другие нереализованные проекты Луиса Кана, среди которых, например, есть синагога в Филадельфии и «Мемориал шести миллионам» на острове Манхэттен.

Сын Льюиса Кана, Натаниэль Кан, размышляя об отце, его жизни и творчестве в своем фильме «Мой архитектор», сказал: -- «Люди, пишущие об архитектуре, очень часто попадают в ловушку: они просто описывают здания как объекты. Когда вы видите архитектуру Кана, вы чувствуете, вы переживаете ее.»

 

 

Использованные источники:

1. https://www.archandarch.ru

2. Энциклопедия Барановского

3. https://museum-design.ru/louis-kahn//

4. Материал © ARCHITIME.RU

5. 2006-2013 "История США в документах"

6. https://www.bbc.com/russian/vert-cul-36845397

7. Архитектура и Архитекторы

8. https://www.archandarch.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: