Содержание
1. Аспекты проблемы анализа. Классификация методов
2. Типы многомерных OLAPсистем
Аспекты проблемы анализа.
Классификация методов анализа.
Аспекты проблемы анализа. Вся проблема аналитической подготовки принятия решений имеет три аспекта:
•сбор и хранение необходимой для принятия решений информации;
•собственно анализ, в том числе оперативный и интеллектуальный;
•подготовка результатов оперативного и интеллектуального анализа для эффективного их восприятия потребителями и принятия на её основе адекватных решений.
Аспект, касающийся сбора и хранения информации с сопутствующей доработкой, оформился в концепцию информационных хранилищ (Data Warehouse).
В связи с большим объёмом и сложностью аспект проблемы собственно анализа имеет два направления - оперативный анализ данных (информации), широко распространена англоязычная аббревиатура названия - On - Line Analytical Processing - OLAP. Основной задачей оперативного или OLAP -анализа является быстрое (в пределах секунд) извлечение необходимой аналитику или ЛПР для обоснования или принятия решения информации.
Интеллектуальный анализ информации – имеет также широко распространённое в русской специальной литературе англоязычное название Data mining. Предназначен для фундаментального исследования проблем в той или иной предметной области. Требования по времени менее жёстки, но используются более сложные методики. Ставятся, как правило, задачи и получают результаты стратегического значения.
Жёстких границ между OLAP и интеллектуальным анализом нет, но при решении сложных задач приходится использовать весьма мощные специальные программные средства или, как говорят, инструменты.
|
Классификация методов анализа. Существует большое количество методов анализа, которые делятся на группы по различным признакам.
Рассмотрим систему признаков, характеризующих методы анализа. Их можно сгруппировать:
По целям - это:
- оценка состояния и результатов деятельности предприятия;
- постоянный контроль рациональности ведения хозяйственной деятельности, выявление резервов для обеспечения выполнения поставленных задач;
- прогнозирование хода внутренних процессов на предприятии и внешних факторов, влияющих на его деятельность.
По временному фактору анализ разделяют на:
- использующий прошлую информацию, отражённую в документации и на различных носителях и содержащуюся в информационной системе - анализ фактов;
- на базе как прошлой, так и обращённой в будущее, то есть прогнозной информации - анализ событий и отклонений;
- анализ будущей информации - по существу оценка бюджетов и планов, их альтернатив.
По масштабности решаемых или обслуживаемых задач:
- стратегический, сюда можно отнести оценку эффективности целей, долгосрочные прогнозы, исторические оценки процессов и явлений и т.д.;
- оперативный - это оценка текущего состояния, выявление узких мест и отклонений;
- система раннего предупреждения.
По предметным областям:
- в маркетинге;
- производственной или основной деятельности;
- в логистике;
- обеспечении ресурсами;
- финансовой;
- в сфере инвестиций и инноваций.
По методам различают:
- сравнительный по подразделениям, предприятиям, регионам, временным периодам и т.д.;
|
- анализ отклонений;
- функционально-стоимостный;
- анализ цепочки создания стоимости и конкурентный анализ по Портеру;
- анализ полей бизнеса (Profit Impact of Market Strategies - PIMS);
- бенчмаркинг (Beanchmarking);
- интеллектуальный анализ (Data mining).
Типы многомерных OLAP-систем
В рамках OLAP -технологий на основе того, что многомерное представление данных может быть организовано как средствами реляционных СУБД, так многомерных специализированных средств, различают три типа многомерных OLAP -систем:
- многомерный (Multidimensional) OLAP- MOLAP
-реляционный (Relation) OLAP - ROLAP
-смешанный или гибридный (Hibrid) OLAP - HOLAP
Выше по существу изложены существо и различия между многомерной и реляционной моделью OLAP -систем. Сущность смешанной OLAP -системы заключается в возможности использования многомерного и реляционного подхода в зависимости от ситуации: размерности информационных массивов, их структуры, частности обращений к тем или иным записям, вида запросов и т.д.
Рассмотрим подробнее достоинства и недостатки приведённых разновидностей OLAP -систем.