Краудсорсинг как социальная технология связей с общественностью




 

 

Новейшая история PR-деятельности отличается устойчивостью феномена утверждения некоторых заимствований и неологизмов в связях с общественностью. Лексический ряд неологизмов в профессиональной терминологии PR-специалистов наряду с терминами аутсорсинг, фандрайзинг, хипстер и др. дополнен во второй половине 2000-х гг. новым термином «краудсорсинг».

Непосредственно данный термин впервые был введен в научный и деловой оборот в июне 2006 г. американским писателем Джеффом Хау (Jeff Howe)в его статье «Рассвет краудсорсинга» (слайд 2).

Статья «Рассвет краудсорсинга» была посвящена сайту IStockPhoto (слайд 3), позволяющим находить фотографии по более низким ценам (по сравнению с ценами у профессиональных фотографов).

Впоследствии функцию сайта IStockPhoto стал выполнять супервостребованный Фликар (Flickr) – сервер, предназначенный для хранения и дальнейшего использования цифровых фотографий и видеороликов. По состоянию на 04.08.2011 г. Flickr имел в своей базе более 6 млрд. изображений, загруженных его пользователями.

Строго говоря, под «краудсорсингом» (от англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» + sourcing — «использование ресурсов») — понимают передачу конкретных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключения трудового договора (слайд 4).

В аутсорсинге компетентностный ряд профессионально значимых для базисного PR-субъекта функциональных параметров реализуется посредством оплаты труда профессиональных специалистов. В краудсорсинге вся необходимая работа выполняется неоплачиваемыми или малооплачиваемыми специалистами-любителями, непосредственно участвующими в формировании контента, решении возникающих PR-проблем, а также проведении ареала PR-исследований.

Краудсорсинг выступает в качестве важнейшего элемента явления, которое американский экономист и специалист в области инновационной деятельности Ерик фон Хиппель (Eric von Hippel) именует «инновацией в расчете на пользователя» и с учетом которого «производители полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении продуктов и совершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности.

Краудсорсинг возник в расчете на предсказуемое желание потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с компанией, исключительно из-за желания увидеть эти идеи воплощенными в производстве».

Таким образом, под «краудсорсингом» следует понимать социальную технологию, предполагающую передачу части или всех креативных задач на публичное обсуждение. Наиболее благоприятной средой для краудсорсинга явялется Интернет-пространство.

Профессор маркетинга университета Кобе (Токио) Сусуму Огава и профессор Бизнес-школы (Мюнхен) Фрэнк Пиллер провели обширное исследование на тему «уменьшение риска товарным производством». результаты исследования были опубликованы в январе 2006 года в журнале «MIT Sloan Management Review»

Информация о наиболее типичных технологиях краудсорсинга (С. Огава и Ф. Пиллер) представлена на (слайдах 5-10):

1. Публикация трудноразрешимых проблем на сайте «InnoCentive» компанией «Procter & Gamble» с предложением больших денежных вознаграждений за креативные идеи неофициальным бесплатным сотрудникам компании (свыше 160 тыс. лиц).

2. Организация он-лайн конкурсов по производству футболок Трэдлесс («Threadless») (Чикаго) с последующей публикацией поступающих предложений от любителей и профессиональных художников и соответствующей оценкой зарегистрированными пользователями предложенного дизайна футболок:

– процедура еженедельного запуска в производство новых четырех-шести дизайнерских образцов футболок, во избежание убытков, осуществляется только после предварительного их заказа достаточно большим числом покупателей;

– еженедельное поощрение победителей конкурсов призами и денежной суммой 2000 долларов;

– упоминание на этикетке каждой футболки Трэдлесс имени креативного разработчика.

3. Сбор посредством корпоративного сайта новых радикальных идей в интересах японской мебельной компании Muji и последующее тестирование рынка поступающих креативных предложений профессиональными дизайнерами (база участников крадсорсинговой процедуры компании Muji составляет около 0,5 миллионов членов).

В номинацию наиболее известных мегакраудсорсинговых проектов входят: свободная энциклопедия «Википедия» свободная карта мира «OpenStreetMap», а также Викимапия - проект, объединяющий информацию Google Maps с технологией вики. (в пер. с гавайского языка – «быстро»).

Применительно к российскому опыту современной PR-деятельности яркими примерами краудсорсинга явились процедуры обсуждения проекта закона «О полиции», проекта государственной программы «Информационный город» и др.

Убедительным примером эффективности технологии крадсорсинга явилась акция Сбербанка России. «Герма) Греф имел в Сбербанке очень сложную и важную проблему, он решил ее за $20 тыс., хотя на это в бюджете банка закладывалось по $2 млн. Он сформулировал проблему, разослал описание по сетям и сказал: «За лучший вариант ее решения вы получите $20 тысяч».

Предложений поступило много, и было найдено решение этой сложной технологической банковской проблемы. – замечает Газета.ру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: