Кафедра БЖДиООС
Контрольная работа
по дисциплине «Надежность технических систем
И техногенный риск»
Выполнил:Кондратенко Р.О.
Группа: БТП09-1
Проверила: Монахова З.Н.
Тюмень 2012
Содержание
1. Введение………………………………………………………3
· Значение проблемы и предмета науки о надежности…..3
· Цель и задачи дисциплины «Теория надежности» ……..6
· Методы повышения надежности объектов……………..7
· Человек – оператор как звено сложной системы………..11
2. Общая часть ………………………………………………….16
· Расчеты основных показателей опасности риска………17
ВВЕДЕНИЕ.
1.1.ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫИ ПРЕДМЕТА НАУКИ О НАДЕЖНОСТИ.
В нашей стране уделяется большое внимание решению актуальных проблем ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности машин и систем, совершенствования методов управления и планирования народного хозяйства. Научно-техническая революция способствовала бурному росту сложности машин и систем, что особенно характерно для современных летательных аппаратов, нефтехимических и металлургических комплексов, ядерных энергетических установок (ЯЭУ). Это привело к тому, что проблема обеспечения их надежности стала ключевой проблемой современной техники. Современные сложные системы (СС) отличаются большой разветвленностью технологических подсистем, большим числом и разнотипностью оборудования, сложностью алгоритмов управления.
Научно-технический прогресс приводит к появлению все более сложных конструктивно и чрезвычайно опасных для обслуживающего персонала и окружающей среды уникальных систем. Тяжелая авария на II блоке АЭС TMJ (США) в марте 1979, г., утечка ядовитых газов на химическом комбинате в Бхопале (Индия, 1984), взрыв многоразовых космических аппаратов «Челленджер» (1986) и «Колумбия» (2003), разрушение 4-гб блока на Чернобыльской АЭС (1986), гибель атомной подводной лодки «Курск» (2001) показали, что проблема обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации СС еще далека от своего решения. Человеческие жертвы, радиоактивное заражение больших участков местности, огромные экономические потери — вот характерные результаты отказов СС. Здесь также необходимо учитывать моральные, психологические и политические аспекты ненадежности СС.
Особо следует подчеркнуть значение проблемы надежности атомной энергетике. Размещение атомных станций в густонаселенных районах, разработка новых видов ЯЭУ ставит новые задачи по обеспечению высокой эффективности, безопасности и надежности оборудования атомной энергетики. Простой по вине отказов оборудования таких гигантов энергетики, какими являются энергоблоки-миллион-ники, приводит к огромным экономическим потерям. Последствия от ненадежной работы элементов ЯЭУ и оперативного персонала могут привести к тяжелым отрицательным воздействиям на окружающую среду. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты аварий на АЭС TMJ-2, общий ущерб которой
оценивается
по различным источникам от 2 до 4—5 млрд. долл., и Чернобыльской АЭС. Поэтому дальнейшее повышение надежности СС является задачей государственной важности.
Теория надежности как научная дисциплина изучает закономерности возникновения и устранения отказов объектов. В Большой Советской Энциклопедии (т. 17, с.602) теория надежности определяется так: «научная дисциплина, в которой разрабатываются и изучаются методы обеспечения эффективности работы объектов в процессе эксплуатации». Теория надежности изучает:
• критерии и характеристики надежности;
• методы анализа надежности;
• методы синтеза СС по критериям надежности;
• методы повышения надежности;
• методы испытаний объектов на надежность;
• методы эксплуатации объектов с учетом их надежности. Теория надежности является прикладной технической наукой. Она изучает общие закономерности, которых следует придерживаться при проектировании, изготовлении, испытаниях и эксплуатации объектов для получения максимальной эффективности и безопасности их использования.
В теории надежности исследуются закономерности возникновения отказов объектов, восстановления их работоспособности, рассматривается влияние внешних и внутренних воздействий на процессы, происходящие в объектах, разрабатываются методы расчета систем на надежность, прогнозирования отказов, изыскиваются способы повышения надежности при проектировании и эксплуатации объектов, а также способы сохранения надежности при эксплуатации, определяются методы сбора, учета и анализа статистических данных, характеризующих надежность.
В теории надежности вводятся показатели надежности объектов, устанавливается связь между ними и экономической эффективностью и безопасностью, обосновываются требования к надежности с учетом различных факторов, разрабатываются рекомендации по обеспечению заданных требований на этапах проектирования, изготовления, испытаний, хранения и эксплуатации, решаются эксплуатационные задачи надежности: обоснование сроков и объема профилактических мероприятий и ремонтов, обеспечение запасными элементами, узлами, инструментом и материалами, диагностический контроль и отыскание неисправностей и т.д.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ“ТЕОРИЯ НАДЕЖНОСТИ”
Цель курса: обучение основам теории надежности элементов и систем на всех этапах их проектирования, изготовления, монтажа, наладки и эксплуатации.
В результате изучения курса студенты должны ЗНАТЬ:
• основные понятия теории надежности;
• математические методы, используемые в теории надежности;
• методы выбора и обоснования количественных показателей надежности;
• научные основы и практические методы использования теории надежности при проектировании, изготовлении и эксплуатации элементов и систем;
• методы расчета систем на надежность;
УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
• этапы расчета надежности при решении практических вопросов исследования систем;
• характеристики надежности при расчете показателей эффективности, экономичности, безопасности и живучести систем;
• методы испытаний элементов и систем на надежность;
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О:
• причинах появления теории надежности;
• этапах становления теории надежности;
• существующих и перспективных методах повышения надежности объектов.
1.3.МЕТОДЫПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ОБЪЕКТОВ.
При анализе факторов, влияющих на надежность, отмечается, что надежность объектов закладывается при проектировании, реализуется при изготовлении и расходуется при эксплуатации. Поэтому естественным является рассмотрение методов повышения надежности на этих трех этапах жизненного цикла объектов.
Напомним, что надежность является комплексным, сложным свойством, состоящим в общем случае из безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Следовательно, и методы повышения надежности должны рассматриваться с позиции повышения этих четырех составляющих надежность свойств.
Все методы повышения надежности оборудования принципиально могут быть сведены к следующим основным:
• резервированию;
• уменьшению интенсивности отказов элементов системы;
• сокращению времени непрерывной работы;
• уменьшению времени восстановления;
• выбору рациональной периодичности и объема контроля систем.
Реализация указанных методов может осуществляться при проектировании, изготовлении и в процессе эксплуатации оборудования.
Очевидно, что надежность систем, в основном, закладывается при проектировании, конструировании и изготовлении. От работы проектировщика и конструктора, в первую очередь, зависит, как будет работать оборудование в тех или иных условиях эксплуатации. Из этого вовсе не следует, что организация процесса эксплуатации не влияет на надежность объекта. При эксплуатации обслуживающий персонал может существенным образом изменить надежность систем как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
В процессе проектирования и конструирования используются схемные и. конструктивные методы повышения надежности систем.
Схемные методы включают в себя:
• создание схем с минимально необходимым числом элементов;
• применение резервирования;
• разработку схем, не допускающих опасных последствий отказов их элементов;
• оптимизацию последовательности работы элементов схемы;
• предварительный расчет надежности проектируемой схемы.
Уменьшение числа элементов при прочих равных условиях приводит к увеличению вероятности безотказной работы системы, а также благоприятно сказывается на ее массе, габаритах и стоимости. Однако при этом необходимо помнить, что сокращение числа элементов не должно увеличивать коэффициент нагрузки у оставшихся элементов, в противном случае эффект может быть прямо противоположным.
Резервирование — это один из наиболее эффективных методов повышения надежности объектов. При резервировании в конструкции заранее предусматривается замена неисправного элемента исправным.
При создании схем с ограниченным последствием отказов применяется включение всхемы специальных защитных и предохранительных устройств, которые предотвращают аварийные последствия отказов.
Под оптимизацией последовательности работы элементов схемы понимается согласование тактов автоматической работы схем не только по времени, но и по достижении тем или иным параметром заданного значения.
В число конструктивных методов повышения надежности входит:
• использование элементов с малой величиной интенсивности отказов при заданных условиях эксплуатации;
• обеспечение благоприятного режима работы элементов;
• рациональный выбор совокупности контрольных параметров;
• рациональный выбор допусков на изменение основных параметров элементов и систем;
• защита элементов от вибраций и ударов;
• унификация элементов и систем;
• разработка эксплуатационной документации с учетом опыта применения системы, подобной конструируемой;
• обеспечение эксплуатационной технологичности конструкции (применение встроенных контрольных устройств, автоматизация контроля и индикация неисправностей, удобство подходов для обслуживания и ремонта).
Среди способов повышения надежности при производстве основными являются следующие:
• совершенствование технологии и организации производства, его автоматизация;
• применение инструментальных методов контроля качества продукции при статистически обоснованных выборках;
• тренировка элементов и систем.
Перечисленные методы повышения надежности должны применяться в совокупности с учетом влияния каждого из них на работоспособность системы. В тех случаях, когда меры противоречивы, нужно принимать компромиссное решение.
Методы повышения надежности систем, применяемые в эксплуатации, могут быть разбиты на две группы. В первую группу входят все изложенные методы. На основе изучения опыта эксплуатации инженер-эксплуатационник имеет возможность разработать ряд рекомендаций для проектировщиков и конструкторов, направленных на улучшение качества систем (изменение схемы, замена элементов, изменение конструкции, материалов и т.п.). Эти рекомендации согласовываются с конструкторами и вводятся специальными указаниями (доработками).
Однако нельзя считать, что в эксплуатации только устраняются ошибки конструктора и производства, хотя доля таких ошибок еще велика.
Вторая группа мероприятий, повышающих качество систем при эксплуатации, относится к воздействию обслуживающего персонала. К этим мероприятиям относятся:
• повышение квалификации обслуживающего персонала;
• применение инструментальных методов контроля технического состояния систем;
• обоснование объема и сроков проведения профилактических мероприятий, основанных на применении методов теории надежности;
• обоснование сроков службы элементов и состава ЗИПа;
• разработка и внедрение способов прогнозирования неисправностей.
Ряд мероприятий по повышению надежности систем может быть отнесен к категории организационных. Такими мероприятиями являются:
• постановка широких экспериментальных исследований надежности объектов на всех этапах их разработки, изготовления и эксплуатации;
• создание единой системы информации о работоспособности объектов;
• обоснование, выбор и включение в ТЗ норм надежности;
• организация доработок и рекламационная практика.
Очевидно, что приведенный перечень путей по повышению надежности объектов представляет собой весьма широкий комплекс мероприятий, в том числе требующих проведения в государственном масштабе. Большая часть этих мероприятий частично уже реализована либо находится в стадии реализации.
1.4.ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР КАК ЗВЕНО СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ
“ЧЕЛОВЕК–МАШИНА – СРЕДА”.
Крупные аварии и катастрофы последней четверти XX века, происшедшие непосредственно или косвенно по вине человека, в очередной раз обратили внимание общества на проблему человеческого фактора. Появление во второй половине XX в. в результате научно-технического прогресса сложных конструктивно и чрезвычайно опасных для обслуживающего персонала, населения и окружающей среды уникальных комплексов заставило по-новому посмотреть на тенденции развития этих систем и роль человека при их эксплуатации. Аварии и катастрофы на атомных станциях TMI в США в 1979 г. и Чернобыльской АЭС (Украина) в 1986 г., утечка ядовитых газов на химическом комбинате в Бхопале (Индия, 1984 г.), взрывы многоразовых космических аппаратов «Челленджер» и «Колумбия» (США, 1986 и 2003 гг.), взрывы на атомных п одводных лодках «Комсомолец» и «Курск», столкновение и гибель парохода «Адмирал Нахимов» (СССР, Новороссийск), череда авиационных катастроф и другие показали, что проблема надежности оперативного персонала сложных систем далека от своего разрешения.
Мы рассмотрим ряд основополагающих вопросов теории эргатических систем: роль оператора в системе «человек — машина — среда», центральные понятия и определения надежности оператора, характерные ошибки и отказы оперативного персонала, методы повышения надежности оператора. Это позволяет серьезно задуматься о возможных последствиях необученности, халатности и недисциплинированности специалистов при проектировании, производстве и эксплуатации сложных систем.
Рассмотрение любой системы требует тщательного изучения всех ее разнообразных компонентов и их взаимодействия — именно такой путь анализа сложных систем получил название «системный анализ». Заметим, что компоненты системы (под компонентами здесь понимаются результаты членения системы до любого рассматриваемого уровня — подсистемы, агрегаты, элементы и др.) могут иметь самую разнообразную природу (например, живую и неживую) и предназначение (управляющие и управляемые). Их соединение в целостную систему далеко не всегда возможно, а если и возможно, то создатели и эксплуота-
ционники таких Систем могут испытать немало самых неожиданных трудностей. Системы, где человеку приходится работать со сложной техникой — яркое тому подтверждение.
С одной стороны (схема 1) мы имеем техническую систему, объединяющую множество связанных и взаимодействующих друг с другом подсистем, механизмов, агрегатов, трубопроводов и веществ. С другой стороны — человека, представляющего собой биологическую систему, элементами которой являются части тела, рецепторы (глаза, уши, кожа и др.), головной мозг. Отметим, что человек и техническая система (как совокупность технологического оборудования) не взаимодействуют друг с другом непосредственно. Взаимодействие человека с СС составляет по сути еще один компонент системы. Этот компонент — математическая, физическая или какая-либо иная система знаний {интеллектуальная система), описывающая закономерности функционирования и управления СС. Данная система может быть как субъективной, отражающей опыт и представление человека-оператора, так и объективной, являющейся формализованным обобщением проектирования, эксплуатации и анализа СС. Субъективная и объективная системы знаний в чем-то пересекаются, а в чем-то и дополняют друг друга. Так, субъективное знание каждого конкретного человека может оперировать неформализуемыми понятиями, слабо связанными явлениями и высокой степенью неопределенности, что недоступно точному объективному знанию, основанному на четких критериях и мерах (таких как число) и воплощенному в виде систем автоматического управления.
Итак, мы ввели в рассмотрение три крайне разнородных компонента — технический, биологический и интеллектуальный, составляющие вместе некий единый и целостный организм сложной системы. Серьезное изучение подобного объекта не может обойтись лишь узкой теоретической и практической базой — инженерной наукой, биологией, психологией и др., позволяющей исследовать каждый из упомянутых аспектов в отдельности. Для качественного и эффективного решения системных проблем необходима единая методологическая основа, объединяющая и систематизирующая рассмотрение
Схема 1
всех указанных компонентов (вообще, подобные «системные» науки сегодня не редкость, например экология, объединяющая рассмотрение техники, человека и биогеосферы).
В нашем случае (соединения техники, биологии и психологии) такая научная дисциплина получила название «Эргономика». Сегодня эргономика определяется как междисциплинарная область науки и практики, направленная на интеграцию знаний о требованиях и нуждах человека в системе «человек—техника—среда» при проектировании технических компонентов и рабочих систем (Дж. Эк-
лунд). Объектами исследований эргономики являются так называемые
эргатические системы или системы «человек—машина» (СЧМ) (в раз
личных источниках можно встретить другие, несущественно отличаю-
щиеся друг от друга названия: человеко-машинные системы, системы
«человек—техника», системы «человек—техника—среда» и др.). Дадим
определение СЧМ.
В государственном стандарте,[23] за этим термином закреплено довольно узкое понятие: система «человек—машина» — это такая система, в которой субъект труда находится не непосредственно у объекта труда, а удален от него и осуществляет управление, используя информационную модель, т.е. субъект управления — оператор.
Другое определение, данное известным американским исследователем в области человеческого фактора Мэйстсром, расширяет класс СЧМ и указывает на наличие у системы общей одной или нескольких целей: система «человек—машина» — это организация, состоящая из операторов мужского или женского пола, и машин, на которых они выполняют определенные действия, обеспечивающие реализацию тех целей, ради которых и была разработана система.
Один из основателей отечественных эргономических исследований профессор А.И. Губинский рассматривает СЧМ как подмножество гуманистических систем, т.е. любых систем, в составе которых есть человек. Введя понятие «эрготехнические (эргатические) системы», он определяет их как класс гуманистических систем «человек—техника», состоящих из совокупности эргатических и неэргатических элементов, взаимодействие которых благодаря деятельности эргатических элементов объединяется в единый целенаправленный процесс функционирования, имеющий конечной целью получение конкретного продукта труда с заданным качеством.
Вообще, эргатические системы крайне разнородны и могут значительно отличаться друг от друга размером (от системы «программист — персональный компьютер» до таких комплексов, как аэропорт или химический комбинат), конечной целью, характером деятельности человека, требованиями, предъявляемыми к качеству функционирования и т.д. Значимость каждого из перечисленных признаков различна, в зависимости от характера и цели исследования СЧМ. Одним из наиболее существенных критериев классификации СЧМ является вид конечной цели, определяющей поведение системы (напомним, что СЧМ — целенаправленная система, целью которой является получение некоторого продукта труда). Этот признак предлагается в качестве основного критерия классификации, в соответствии с которым эргатические системы делятся на:
• производственные, результатом функционирования которых является новый материальный продукт (например: прокатный стан — стальной прокат; строительный комплекс — жилой дом; угледобывающий комбайн — добытый уголь);
• эксплуатационные, результатом функционирования которых является новое состояние материального объекта (например: автомобиль — новое положение перевозимого груза в пространстве; противоракетная установка — уничтоженная цель);
• информационные, продуктом труда в которых является новая ин-
формация (например: система автоматизированного проектирования - проект; автоматизированные системы управления предприятием или технологическим процессом – управляющая информация.)
![]() |
ОБЩАЯ ЧАСТЬ.
2.1 «Таблица исходных данных»
Виды строит. работ элементы подсистемы «Технологии» | Число н/с | Дни нетрудоспособности без учета смерт. исходов | Удельное время риска,% | Численность работающих (р) | З/п работающих е | |
всего | из них со смерт. исходом | |||||
1.земляные | 5,5 | |||||
2.Бетонные | 7,8 | |||||
3.Монтажные | 19,4 | |||||
4.Каменные | ||||||
5.Кровельные | 13,4 | |||||
6.Отделочные | 8,3 | |||||
7.Погрузо-разгрузочные | 3,2 | |||||
8.Плотничные | 11,1 | |||||
9.Вспомогательные | 14,3 |
2.2 РАСЧЕТЫОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПАСНОСТИ И РИСКА
1. Коэффициент частоты:
Кч = - без учета несчастных случаев со смертельным
исходом
Кчс = - с учетом смертельных исходов;
где Т - число несчастных случаев без учета смертельных исходов;
Пс - число н/с со смертельным исходом;
р - численность работников.
Без учета несчастных случаев со смертельным исходом:
Кч1 = =32,4
Кч2 = =38,1
Кч3 = 132,1
Кч4 = =125,9
Кч5 = =80,7
Кч6 = =45
Кч7 = = 19
Кч8 =
=54,9
Кч9 = =101
С учетом смертельных исходов:
Кчс2 = =2,4
Кчс5 = =2,9
Кчс6 = =9
Кчс8 = =6,5
2. Коэффициент тяжести:
Кт = - без учета смертельных исходов;
Ттс = - с учетом смертельных исходов;
где Д - число человеко-дней нетрудоспособности у всех пострадавших за определенное время без учета н/с со смертельным исходом.
Последствия н/с со смертельным исходом, согласно рекомендациям международной организации труда, условно приравнены к 7500 дням потери трудоспособности.
Без учета смертельных исходов:
Кт1 = =10
Кт2 = =10.6
Кт3 = =10
Кт4 =
=10
Кт5 = =10,4
Кт6 = =12
Кт7 = =10
Кт8 = =10,9
Кт9 = =10
С учетом смертельных исходов:
Ттс2 = =7670
Ттс5 =
=7790
Ттс6 = =7560
Ттс8 = =7620
3. Потенциал опасности:
Lu= - без учета смертельных исходов
Luc= - с учетом смертельным исходом
Без учета смертельных исходов:
Lu1=120/371=0,3
Lu2=170/420=0,4
Lu3=420/318=1,3
Lu4=370/294=1,3
Lu5=290/347=0,8
Lu6=180/333=0,5
Lu7=70/369=0,2
Lu8=240/401=0,6
Lu9=310/307=1
С учетом смертельным исходом:
Luc3= =18,2
Luc4= =22,5
Luc7= =68,1
Luc8= =38
4. Индекс риска без учета и с учетом смертельных исходов:
R = -без учета смертельных исходов;
Rиc= - с учетом смертельных исходов;
где L, Lc - выплаты пострадавшим в результате несчастного случая на производстве без учета и с учетом смертельных исходов, руб.:
L = Д 16
где 16 - принятый тариф по средней дневной заработной плате, руб.
Lc=
q- удельное время риска, %
выплаты пострадавшим в результате несчастного случая на производстве без учета смертельных исходов, руб.:
L1 = 120 16=1920
L2 = 170 16=2720
L3 = 420 16=6720
L4 = 370
16=5920
L5 =290 16=4640
L6 = 180 16=2880
L7 = 70 16=1120
L8 = 240 16=3840
L9 = 130 16=4960
Индекс риска без учета смертельных исходов:
R1 =1920/5,5=349
R2 =2720/7,8=349
R3 =6720/19,4=346
R4=5920/17=348
R5 =4640/13,4=346
R6 =2880/8,3=346
R7 =1120/3,2=350
R8 =3840/11,1=346
R9 =4960/14,3=346
выплаты пострадавшим в результате несчастного случая на производстве с учетом смертельных исходов, руб.:
Lc2= =122720
Lc5= =124640
Lc6= =362880
Lc8= =243840
Индекс риска с учетом смертельных исходов
Rиc2= 122720/7,8=15733
Rиc5= 124640/13,4=93002
Rиc6= 362880/8,3=43721
Rиc8= 243840/11,1=21968
5. Класс опасности без учета и с учетом смертельных исходов:
К=
Кс =
где е - заработная плата всех застрахованных работников за одинаковый (обычно пятилетний) период времени.
Без учета смертельных исходов:
К1= =5,2
К2= =6,5
К3= =21,1
К4=
=20,1
К5= =13,4
К6= =8,7
К7= =3
К8= =9,6
К9= =16,2
С учетом смертельных исходов:
Кс2 = =292,2
Кс5= =359,2
Кс6 = =1089,7
Кс8 = =608,1
Виды строит. работ элементы подсистемы «Технологии | Кч | Кчс | Кт | Ттс | Lu | Luc | R | Rиc | К | Кс |
1.земляные | 32,4 | 0,3 | 5,2 | |||||||
2.Бетонные | 38,1 | 2,4 | 10.6 | 0,4 | 18,2 | 6,5 | 292,2 | |||
3.Монтажные | 132,1 | 1,3 | 21,1 | |||||||
4.Каменные | 125,9 | 1,3 | 20,1 | |||||||
5.Кровельные | 80,7 | 2,9 | 10,4 | 0,8 | 22,5 | 13,4 | 359,2 | |||
6.Отделочные | 0,5 | 68,1 | 8,7 | 1089,7 | ||||||
7.Погрузо-разгрузочные | 0,2 | |||||||||
8.Плотничные | 54,9 | 6,5 | 10,9 | 0,6 | 9,6 | 608,1 | ||||
9.Вспомогательные | 16,2 |
2.3 ДИАГРАММЫРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КЛАССА
ОПАСНОСТИ И РИСКА
Без учета смертельных исходов:
Из показателей класса опасности без учета смертельных исходов следует, что самым опасным видом строительных работ являются монтажные работы
С учетом смертельных исходов:
Из показателей класса опасности с учетом смертельных исходов следует, что самым опасным видом строительных работ являются отделочные работы
2.4 ДЕТАЛИЗАЦИЯ НАИБОЛЕЕ ОПАСНОГО ВИДА РАБОТ.
Технологические процессы.
задача
На испытании находилось №=1000 образцов некоторой невосстанавливаемой аппаратуры и отказы фиксирования через каждые 100 часов работы. Требуется построить зависимости p(t), f(t). λ(t) в интервале времени, равном 1000часов было распределено так как показано в таблице 1.
Варианты | ∆ni/ штук | |||||||||
0-100 | 100-200 | 200-300 | 300-400 | 400-500 | 500-600 | 600-700 | 700-800 | 800-900 | 900-1000 | |
∆ni/ штук | |||||||||
0-100 | 100-200 | 200-300 | 300-400 | 400-500 | 500-600 | 600-700 | 700-800 | 800-900 | 900-1000 |
0,96 | 0,968 | 0,95 | 0,98 | 0,983 | 0,983 | 0,985 | 0,984 | 0,986 | 0,987 |
где N0 - число образцов производственной системы (элемента) вначале испытания (эксплуатации), n – число вышедших из строя образцов в интервале времени t.
Определить вероятность безотказной работы для всего диапазона времени данных занести в таблицу. Построить зависимость вероятности безопасной работы аппаратуры от времени (t).
Для построения зависимости f(t) и λ(t) также необходимо строить гистограмму с последующими их усреднением главной кривой. Для простоты построения можно полагать, что f(∆t) и λ(∆t) вычисляются для середины каждого промежутка. На основании формулы:
∆ni/ штук | |||||||||
0-100 | 100-200 | 200-300 | 300-400 | 400-500 | 500-600 | 600-700 | 700-800 | 800-900 | 900-1000 |
0,0002 | 0,00036 | 0,00041 | 0,00035 | 0,00019 | 0,00017 | 0,00016 | 0,00016 | 0,00015 | 0,00014 |
где f(t) – частота отказов, n(t) – число отказавших элементов в интервале времени от до
, ∆t – интервал времени, N0 – число образцов аппаратуры, первоначально поставленных на испытание.
где λ(t) – интенсивность отказов, n(t) – число отказавших образцов в интервале времени