Инструкция по выполнению работы




Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2

содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите по приведённым ниже

Царство Растения
образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.


Часть 1

 
 

 
Рассмотрите предложенную схему классификации растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.


 

Плауновидные
Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение,

Покрытосеменные
Папоротниковидны
Хвощевидные
описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его

полное решение.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи


в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

 

Желаем успеха!


Ответ:.

 

 
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод используют для

 

1) изучения влияния воспитания на онтогенез человека

2) получения генных и геномных мутаций

3) изучения этапов эволюции органического мира

4) выявления наследственных заболеваний в роду

5) исследования наследственности и изменчивости человека

 

Ответ:


 


 

 
Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующей этот белок. В ответе запишите только количество нуклеотидов.

 

Ответ:.


 

Женщина со светлыми(а) прямыми(b) волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим темные кудрявые волосы. Запишите генотип их ребенка, имеющего тёмные прямые волосы.

 

 
Ответ:.


 


 
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, реакции, происходящие в ходе энергетического обмена у человека. Определите два признака,

«выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) образование кислорода из воды

2) синтез 38 молекул АТФ

3) расщепление глюкозы до двух молекул пировиноградной кислоты

4) восстановление углекислого газа до глюкозы

5) образование углекислого газа и воды в клетках Ответ:

 
Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА

 

А) образование полимеров из мономеров 1) пластический Б) расщепление АТФ 2) энергетический В) запасание энергии в клетке

Г) репликация ДНК

Д) окисление органических веществ Е) окислительное фосфорилирование

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

А Б В Г Д Е
           

 

Ответ:


Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания модификационной изменчивости. Определите два признака,

 
«выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) не связана с изменением хромосом

2) носит индивидуальный характер

3) носит обратимый характер

4) передается по наследству

5) носит массовый характер Ответ:

 
Установите соответствие между методом селекции и его использованием в селекции растений и животных. К каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

МЕТОД ОБЪЕКТ

 

А) массовый отбор 1) селекция животных

Б) отбор по экстерьеру 2) селекция растений В) получение полиплоидов

Г) искусственный мутагенез

Д) испытание родителей по потомству

 

 

А Б В Г Д
         

 

Ответ:


 


 

 
Клетки цветкового растения отличаются от клеток организма животного наличием

1) оболочки из клетчатки

2) хлоропластов

3) оформленного ядра

4) вакуолей с клеточным соком

5) митохондрий

6)

     

 

эндоплазматической сети Ответ:

 
Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных. К каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОСОБЕННОСТИ КЛАСС

А) в сердце венозная кровь 1) сельдь атлантическая

Б) в сердце четыре камеры 2) большой пестрый дятел В) два круга кровообращения

Г) один круг кровообращения

Д) венозная кровь из сердца поступает к легким Е) в сердце две камеры

 

А Б В Г Д Е
           

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

 

 
Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. Запишите в таблицу соответствующую

последовательность цифр.

1) оплодотворение

2) развитие листостебельного растения

3) развитие коробочки на ножке

4) развитие половых органов и гамет

5) развитие спор

6)

           

 

прорастание протонемы

 

Ответ:


 

Что из перечисленного образует внутреннюю среду организма человека. Выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)

 
кровь

2) лимфа

3) органы брюшной полости

4) содержимое пищеварительного канала

5) тканевая жидкость

6)

     

 

кровеносная и дыхательная системы Ответ:

 
Установите соответствие между свойствами нервной системы и ее типами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СВОЙСТВА ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

А) иннервирует кожу и скелетные мышцы 1) соматическая Б) иннервирует все внутренние органы 2) вегетативная В) действия неподвластны сознанию

(автономны)

Г) действия подконтрольны сознанию (произвольны)

Д) способствует поддержанию связи организма с внешней средой

Е) регулирует обменные процессы, рост организма

 

А Б В Г Д Е
           

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:


 

 

 
  Установите, в какой последовательности происходит процесс созревания женских половых клеток, оплодотворение и начало развития зародыша Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.   1) овуляция 2) начало формирования многоклеточного зародыша 3) созревание фолликула в яичнике 4) прикрепление зародыша к стенке матки 5) оплодотворение 6) образование плаценты   Ответ:

 

Установите соответствие между примерами и фактором антропогенеза, для которого он характерен. К каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА

А) трудовая деятельность 1) биологический

Б) изоляция 2) социальный

В) мутационная изменчивость Г) абстрактное мышление

Д) популяционные волны

Е) вторая сигнальная система

 

А Б В Г Д Е
           

 

  Прочитайте текст. Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.   1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными. 2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах 3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы 4) Листья шиповника непарноперистые, с 5-7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают. 5) Корневая система проникает на глубину до 5 м. 6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.   Ответ:

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

 
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит

 

1) наличие воскового налета на листьях

2) глубоко уходящая в почву корневая система

3) цветение до распускания листьев

4) ярусное расположение организмов

5) образование многочисленных устьиц на листьях

6)

 
 

     

 

способность накапливать воду в тканях Ответ:


 


 

 
Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФАКТОР СРЕДЫГРУППА

А) искусственное орошение земель 1) абиотические Б) падение метеорита 2) антропогенные В) распашка целины

Г) весенний разлив вод Д) сооружение плотины Е) движение облаков

 

А Б В Г Д Е
           

 

Ответ:

 

 

 
Установите последовательность организмов в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. Запишите в таблицу

соответствующую последовательность цифр.

1) гусеница непарного шелкопряда

2) липа

3) обыкновенный скворец

4) ястреб перепелятник

5)

         

 

жук пахучий красотел Ответ:


 

Проанализируйте таблицу «Направления эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки,

 
обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Направления эволюции

Направление эволюции Путь эволюции Пример
(А) Общая дегенерация Отсутствие органов пищеварения у плоских червей
Биологический прогресс (Б) Появление цветка и плода
Биологический прогресс Идиоадаптация (В)

Список терминов:

1) биологический прогресс

2) наличие перепончатых конечностей у водоплавающих птиц

3) наличие теплокровности у хордовых животных

4) ароморфоз

5) дивергенция

6) биологический регресс

 

  Ответ: А Б В
     

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


 


 

 
Проанализируйте таблицу "Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха"

 

  Воздух Содержание газов (в %)
Кислород Углекислый газ Азот
Вдыхаемый 20,94 0,03 79,03
Выдыхаемый 16,3 4,0 79,7
Альвеолярный 14,2 5,2 80,6

 

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава

вдыхаемого воздуха: в нем меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота практически одинаково, так как он не принимает участия в дыхании.

2) В выдыхаемом воздухе кислорода содержится меньше, чем в альвеолярном.

3) Количество углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе практически не меняется.

4) Количество азота во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.

5) Пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащенное дыхание.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений. Ответ:.

 

 
Часть 2

 
 

Кровососущие насекомые - обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков.


 

Какие части изображенной на рисунке почки человека обозначены цифрами 1 и 2? Укажите их функции.

 
 

 

 
 
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 
 

 

 
В чем состоит сходство грибов и животных? Укажите не менее трех признаков.

 

 
Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного. Приведите не менее трёх обоснований.


 


 

 
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТТГ-ГАА-ААА-ЦГГ-АЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте. Какой кодон иРНК будет соответствовать центральному антикодону этой тРНК? Какая аминокислота будет транспортироваться этой тРНК? Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу

генетического кода.

Генетический код (иРНК)

 
 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: