Тема: Методика орфографии.




Ф.И.О. студента (ки) Чугурова Кристина Валерьевна ЗБ-РНО-31

Задание 1: Осмыслить предложенный материал (см. презентации) и дать определения понятиям.

Орфография – (орфо – правильно, графо – пишу) – это раздел языкознания, в котором изучается правописание слов и словосочетаний в соответствии с правилами. https://multiurok.ru/index.php/files/mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-mietodika-pri.html

Методика орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков https://edu.vspu.ru/wp-content/uploads/gallery/user/3147/2190/Metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyika-v-shkole_pod-red.-Baranova-M.T_2001-368s.pdf

Принципы орфографии:

1. Морфологический принцип основан на единообразном, независимом от произношения написании морфем. В соответствии с этим принципом гласные и согласные в морфемах в сильной и слабой позиции пишутся одинаково. На морфологический принцип опирается правописание проверяемых безударных гласных в морфемах, проверяемых согласных, оглушение, озвончение).

2. В соответствии с фонетическим принципом графическое единство морфем не сохраняется, написание гласных и согласных в морфемах совпадает с произношением. На фонетическом принципе основывается написание приставок на З и С; букв Ы, И после приставок на согласную.

3. В соответствии с историческим принципом слова пишутся так, как их писали раньше, по традиции. На историческом принципе основывается написание гласных в слогах ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; непроверяемых гласных в корне в исконно русских словах (кОрова, сОбака); непроверяемых гласных и согласных в заимствованных словах (пЕйзаж, фуТбол) https://ppt-online.org/422233

Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными (двумя-тремя) графическими знаками. (М.Т. Баранов)

Написания в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами. Орфограммы в словах являются «точками»применения правил. (Учеб. русск. яз. 5 кл. / под ред. Н.М. Шанского) https://ppt-online.org/422233

Словарно-орфографическая работа проводится на уроках русского языка и включает в себя изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко - буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и пр. (М.Р.Львов)

Задание 2: Дать характеристику обучающих диктантов.

На уроках русского языка по каждой теме даются диктанты двух видов: обучающие (из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности офрограммами и пунктограммами) и контрольные, для которых в основном берутся связные тексты. Как обучающий диктант преследует цель контроля, так и контрольный диктант должен иметь обучающую цель.

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Выборочный диктант - письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже - предложения на закрепляемое правило.

Выборочно-распределительный диктант - это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.

Предупредительный диктант - это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту. При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске, затем разбираются, после этого написанное на доске закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.

Объяснительный диктант - включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют запись выполнения работы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: