картина мир религиозный наука
Горизонты нашего познания безграничны: мы никогда не можем знать окончательно, как устроен мир. Даже в самом отдаленном будущем, при значительном прогрессе науки можно будет говорить лишь о том, что наука дает нам только модели природных процессов, их научные «картины». Наши представления о пространстве и времени, движении и взаимодействии атомов - это просто картина, изображение реальности, но не она сама. Рано или поздно, но обязательно наступит время, когда в свете новых знаний то, что казалось незыблемым, отступит на второй план, и придет время заменить одну картину реальности другой, более верной.
Ответы на вопрос о мироустройстве могут сильно разниться у христианина и мусульманина, философа и естествоиспытателя, ученого семнадцатого века и современного. В истории человеческой мысли существовало и существует множество различных картин мира - мифологическая, религиозная, философская, естественнонаучная.
Что объединяет различные картины мира? Что означает само понятие «картина мира»? Какие представления, знания обязательно включает в себя любая картина мира?
Прежде всего, картина мира отвечает на важнейший мировоззренческий вопрос о сущности человека и его месте в мире. Именно от решения этого вопроса зависят наши ценностные ориентации, цели, направленность нашего развития.
Во-вторых, в каждой картине мира есть представления об объектах существующих в мире: их разнообразии (живые - неживые; люди - животные - растения; земные и сверхъестественные существа и т.д.), организации, взаимодействиях. Т.е. картина мира дает системное представление о существующих в пространстве и времени объектах.
|
В-третьих, исходя из вышеизложенного, картина мира обязательно включает в себя представления о пространстве и времени, их конечности и бесконечности, начале и конце.
В-четвертых, в картине мира присутствуют представления об основных законах, правилах, которым подчиняются все элементы мира (будь это божественные установления в христианской; закон кармы в буддистской или три закона Ньютона в классической научной картине мира).
В-пятых, ответ на вопрос о смысле и цели происходящих в мире процессов. В христианской картине цель мировой истории - достижение высшего блаженства и гармонии, слияние мира с Богом; в научной картине мира этот вопрос считается бессмысленным, но негативная точка зрения также ответ, пусть и отрицательный.
Таким образом, любая картина мира - это лежащие в основе познавательной деятельности, определяющие ее направленность фундаментальные мировоззренческие представления о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире процессов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует какая либо одна определенная картина мира. Мы можем выделить три исторически крупнейшие картины мира: мифологическую, преобладавшую на ранних стадиях человеческой истории; религиозную, господствующую в средневековой культуре; научную,постепенно, начиная с эпохи Возрождения, сменившую религиозную и господствующую в большинстве стран мира по сию пору. Рассмотрим кратко специфику каждой картины мира.
Картина мира - это целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер. В основе понятия лежат представления о мире как о некой упорядоченной целостности. Картина мира связана с потребностью человека найти ответы на «вечные» вопросы: о происхождении мира, его устройстве, месте человека в нём, смысле и цели человеческой жизни.
|
Мифологическое мировоззрение - первая картина мира, сложившаяся в людских умах. Мировоззрение начало складываться, когда человек начал задумываться не только над вопросами вроде «Как сделать?», но и над «Почему что-либо происходит?» и «Как оно происходит?», то есть предпринял первые попытки осмысления мира.
Мифы - первая попытка обобщить и объяснить явления природы и общества в те исторические эпохи, когда человеческие особи только начинали исследовать окружающий их мир, не выделяя себя из него (древний человек ощущал себя частью мира, т.е. границы Я и не - Я были размыты). Мифологическая картина мира представляет собой единую, нерасчленённую, универсальную форму сознания, соединяющую в себе религиозные верования, политических убеждений и знаний.
В то же время мифологическая картина мира носит объяснительный характер. Это связано с тем, что мифологическая картина мира строится на основе аналогий и ассоциаций. Второй особенностью является антропоморфизм - перенесение человеческих свойств на мифические существа и явления природы. Антропоморфизм основан на всеобщей упорядоченности, гармонии и мере. Элементы антропоморфизма присущи всякому человеческому сознанию, они необходимы для поэтического восприятия мира и ощущения связи с природой. Третья особенность - это образность (мифологическое мировоззрение отражает действительность в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов).
|
Четвёртым основополагающим фактором является то, что мифологическая картина мира обладает особой нелогичностью, не отражает истинную суть мира и процессов. Объяснение мира происходит через образы, Вселенная представляется как живое существо, предметы и явления связаны некоторыми особыми связями, проведёнными как через основополагающие, так и через второстепенные признаки предмета.
Следует отметить, что подобная картина мира имеет свои особые пространство и время.
Мифологическое пространство представляет собой место, где обитают и действуют сверхъестественные силы, духи, тотем рода, боги.
Мифологическое время предполагает, что описываемые события прошлого происходят и сейчас, что и прошлое, и будущее с настоящим протекают одновременно, между ними нет особой разницы: из одной временной эпохи можно перейти в иную. Мифологическое время переходит в мифологическое пространство, они составляют единое целое. Этот образ символически представлен в общечеловеческом образе Мирового Змея, начиная от египетского Уробороса, соединяющего в себе и начало и конец Вселённой, Пространства и Времени, и заканчивая образами драконов, которые выступают в двойственной роли создателей - хранителей порядка и обитателей Хаоса.
Подобное удвоение мира, осуществляемое с помощью мифологической картины, характерно для человеческого общества начиная с самых ранних этапов его возникновения и заканчивая сегодняшним временем.
Мифологическая картина была характерна для всего общества в целом до XVII века, но это не значит что на сегодняшний день представители современного общества начисто лишены мифологического мировоззрения.
В мифологической картине мира все объекты живые, имеют душу. Все миры (например, мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии - мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь - выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир - поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону (Року). Смысл существования - стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю.
Року подчинены даже высшие боги, они не всесильны, их можно обмануть, попытаться свергнуть. Мифологическая картина мира синкретична - естественное и сверхъестественное в ней сливаются.
В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность - приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире - выражение воли Бога. Смысл жизни человека - свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира.
Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей.
Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это имеет первостепенное значение для понимания этого подхода. Дело в том, что религиозная концепция бытия дуалистична, поскольку она противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное с Богом, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием. По сути дела, эта картина предусматривает две, коренным образом отличные одна от другой онтологии: онтологию несотворенного бытия и онтологию бытия сотворенного. Абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем. Человек, осмысливающий мир как нечто самодостаточное, верит в возможности разума. Иное дело религиозное представление о мире. Единственное на что способен человеческий разум, - подчинить себя вере в существование Абсолюта, а каков Абсолют - это не дело разума. Отсюда следует и смысловое содержание мира. Он приобретает смысл не в силу того, как к нему относится человек, а в силу того, как в нем реализована воля Бога. Этим предопределяется и стратегия поведения человека. Исходя из особенностей религиозной картины мира, рассмотрим ее применительно к трем мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.
Разные представления о Боге неразрывно связаны с разными взглядами на человека. В христианстве человек создан "по образу и подобию Божию", но первородный грех Адама "повредил" природу человека - "искупительная жертва Бога. В исламе иные представления о человеке. Он не мыслится сотворенным по образу и подобию Божию, но он и не испытывает такого грандиозного падения. Человек скорее слаб, чем "поврежден". Поэтому он нуждается не в искуплении от грехов, а в помощи и водительстве Бога, указующему ему в Коране правильный путь.
Разные системы представлений о человеке предполагают и различия в этических ценностях. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки. Ислам также предполагает веру, но это несколько иная вера. Само слово "ислам" может быть переведено как покорность. Вера здесь - не вера в парадокс распятого Бога, не отделимая от любви к нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране. Эти указания ясны и понятны для людей. Они относятся к немногим и несложным (поэтому они и должны исполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям и относительно разработанным уже в Коране правовым нормам, касающимся брака, развода, наследования, наказаний за преступления. Все это реально и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни. Простота религиозных требований проистекает из фундаментальной идеи ислама о божественной предопределенности. Аллах действует в соответствии со своими планами и определяет все без исключения, даже самые незначительные события. Абсолютность божественного предопределения, исключающая возможность для человека каких бы то ни было поступков иллюстрируется таким примером. Когда, человек пишет пером, то это отнюдь не его действие, ибо в действительности Аллах создает одновременно четыре действия: 1) желание двигать пером, 2) способность двигать им, 3) само движение руки и 4) движение пера. Все эти действия не связаны друг с другом и за каждым из них стоит бесконечная воля Аллаха.
Философская картина мира опирается на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное целое, выходя на уровень понимания взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия включает в себя множество школ и направлений, каждое из которых предполагает собственное видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской картины мира идеалистической и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической, и других ее разновидностей.
Первая научная картина мира - классическая - складывается в ХVII-ХVIII вв., в ее основе представления об абсолютном пространстве и времени. В пространстве и времени существуют материальные тела, состоящие из мельчайших неделимых частичек - атомов, которые в отличие от самих тел вечны. Атомы закономерно двигаются в пустом пространстве (три закона физики Ньютона описывают это движение), эти же законы управляют всеми процессами в мировом пространстве, соответственно любое изменение имеет свою причину. Случайность - просто непознанная закономерность.
Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, история философии -- это гуманитарная наука, основной метод которой -- толкование и сравнение текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира -- не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов - всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии -- суть научного метода.
Действия человека, в конечном итоге, завуалированное выражение физических законов; человек и общество просто частные случаи природных объектов. Сущность человеческого разума, чувств, мыслей - понимается как электрические импульсы в его нервной системе. Цели у истории, человеческой жизни, природы нет; они лишь подчиняются вечным неизменным законам.
Вторая научная революция (связанная, прежде всего с открытиями А.Эйнштейна) внесла множественные изменения: появились представления о поле, как форме структурной организации материи, волновые теории С точки зрения классической картины мира волна и частица несовместимы, сегодня же они рассматриваются как две стороны единой материи. Пришло понимание относительности пространства и времени: их зависимости от материальных объектов (свойства пространства и времени для тела, зависят от того, как оно движется), а также сопряженности пространства и времени между собой. Наука открыла, что атом не является неделимым, а элементарные частицы обладают удивительными свойствами, например, находиться с определенной долей вероятности в любой точке пространства. Теория вероятности изменили представления о сущности случайности и необходимости, открытости мира - разуму. В связи с появлением кибернетики, таким же фундаментальной категорией как «материя» и «энергия» стала категория «информация»: речь идет о переходе не только вещества и энергии друг в друга, но и информации в энергию (падающий на сетчатку глаза луч света - энергия, порождает зрительный образ - информация).
Однако, несмотря на столь большие изменения, нельзя сказать, что неклассическая картина мира полностью заменила классическую картину мира. Судя по всему, мы вновь на пороге революционных изменений. Что принесет нам третья научная революция? Как изменится научная картина мира?
Как уже отмечалось выше, наряду с мифологической, религиозной и научной картинами мира существует философская картина мира. Она формируется в период распада мифологической картины мира, исторически оказывает заметное влияние на развитие, прежде всего, научной картины мира. При этом мы можем говорить о взаимовлиянии, т.к. изменение основ и содержания научной картины мира оказывает воздействие на развитие философии: примером может служить кризис в естествознании конца Х1Х - начала ХХ вв. и его последствия для философии, уже рассмотренные нами ранее. Это объясняется тем, что их история и логика формирования, принципы имеют общие основания, взаимосвязаны, поэтому философская и научная картина мира дополняют друг друга, что проявляется, прежде всего, в развитии методологии познания.
Мы говорили уже о разнообразии существующих философских картин мира, но их объединяет рациональность, стремление увидеть мир как целостность, и, самое главное, они все строятся вокруг отношения человек - мир. Традиционно в учебной литературе выделяют два наиболее существенных типа философских картин мира - субъективистские и объективистские. С точки зрения первого, каждый живет в своем мире, реальности своего сознания; истина субъективна; человек одинок в проживании своей экзистенциальной ситуации. С точки зрения объективистского подхода, мир существует, и его существование не зависит от воли и желания людей, т.е. объективно; мир познаваем, истина существует, и она для всех одна.
В заключении подчеркнем, что любая картина мира лишь изображение реальности, но не сама реальность. Более того, картина мира - это всегда и «портрет» человека, его взгляд на самого себя, опосредованный взглядом на универсум. Развитие и смена картин мира - закономерное явление в процессе познания, все более и более приближающего человека к пониманию собственной сущности и природы мира.