Трубопроводный транспорт




По территории Украины проходят международные газопроводы в страны Европы: «Братство» – из Долины (Ивано-Франковская область), «Союз», Уренгой – Памары – Ужгород и «Прогресс» из России. Крупными газопроводами Украины являются: Шебелинка - Киев, Шебелинка - Днепропетровск -Кривой Рог - Одесса и др.

Морской транспорт выполняет каботажные и международные перевозки грузов и пассажиров. Главный порт Черного моря - Одесса. Быстро растет порт Ильичевск, через который транспортируется промышленное сырье, машины, оборудование, сельскохозяйственная продукция. На берегу Бугского лимана расположен крупный порт Николаев, где осуществляется перевалка зерна, марганцевой и железной руд. Значительное место занимают также Херсон (речной и морской порт), Керчь, Измаил, Рени. Крупнейший порт на Азовском море - Мариуполь.

К основным водным путям помимо рек Днепр и Дунай также принадлежат Десна и Припять, Южный Буг, Северский Донец, Днестр. Крупные речные порты - Киев, Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Измаил, Рени.

Воздушный транспорт используют для пассажирских, грузовых и почтовых перевозок. Самые большие аэропорты Украины - Борисполь и Жуляны (Киев), Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Винница, Львов, Луганск, Запорожье, Симферополь, Черновцы, Херсон, Николаев, Ивано-Франковск.

Электронный транспорт объединяет транспорт, которые работают, используя электроэнергию и транспортировку электрической энергии. Линии электропередачи. Связь является отраслью, обеспечивающей передачу и прием почтовых, телеграфных, телефонных, радио и других сообщений. Связь бывает внутренняя и внешняя.

Государственные предприятия электросвязи объединились по технологическому принципу и вошли в Украинское объединение электросвязи "Укртелеком". Главным оператором на почтовом рынке государства является объединение «Укрпочта». Internet.

26. Этапы развития отечественных региональных исследований.

1 этап: 70-е гг. 20 века Исследования проблем региональной экономики этого периода на территории Украины были связаны с реализацией плана ГОЭЛРО, в соответствии с которым в Украине осуществлено строительство Днепровской ГЭС. На основе имеющейся возможности производства электроэнергии сформировался Запорожский региональный хозяйственный комплекс. Так происходило становление прикладной региональной экономики. В рассматриваемый период теоретической базой изучения региональных проблем служила конструктивная основа экономической географии – прототип будущей региональной экономики.

2 этап: 70-90-е гг. XX века - коренная перестройка территориально-экономических исследований, зарождение и начало развития региональной экономики в условиях планового хозяйства. Научным центром территориальной организации производительных сил стал Совет по изучению производительных сил (СОПС). На него было возложено руководство подготовкой крупных научно-теоретических, методологических исследований и, прежде всего, впервые – разработкой генеральных схем развития и размещения производительных сил страны, включавших региональные и отраслевые схемы. Схемы развития и размещения производительных сил наряду с народнохозяйственными планами становились важнейшими инструментами территориального прогнозирования и планирования, обоснования территориальных пропорций и связей народного хозяйства. Углубленное исследование процессов территориального разделения труда, повышение роли предплановых работ в территориальном планировании вызвали постановку вопроса о формировании особой ветви экономической науки в составе ее территориального цикла – региональной экономики.

4этап: нач. 90-х гг. 20 века - адаптация экономики к рыночным условиям. Практические вопросы управления социально-экономическим развитием регионов вышли на государственный уровень. Итоги региональных разработок реализовывались, прежде всего, в Схемах развития и размещения производительных сил, охватывавших как Украину в целом, так и все ее области и экономические районы. Схемы - это предплановые (прогнозные) научные разработки экономического развития отдельных территориальных единиц, разрабатываемые на 15 и более лет. Они давали наиболее полное представление о региональных особенностях экономического и социального развития Украины, отражали проблемы, которые могут возникнуть в будущем и намечали пути их решения.

 

Современный период характеризуется дальнейшим развитием исследований проблем региональной экономики.

 

27. Классификация проблемных регионов. Принципы санации территорий.

Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства.

Число выделяемых проблемных регионов должно быть невелико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.

Основные качественные признаки проблемных регионов:

1) особая кризисность проявления той или иной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию

2) наличие ресурсного потенциала, использование которого особенно важно для национальной экономики

3) особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны

4) недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.

Выделяются 4 главных типа проблемных регионов: - отсталые (слаборазвитые), депрессивные и кризисные, приграничные.

 

Система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования называется санацией (оздоровлением) территории.

Принципы санации территорий требуют соблюдения:

1) целевой ориентации мероприятий;

2) системности воздействия;

3) концентрации ресурсов;

4) упреждающих действий;

5) реальности выполнения;

6) контролируемости;

7) гласности.

Средства санации проблемного региона включают:

1)действия органов власти по социальной защите населения;

2) мероприятия по банкротству предприятий;

3) регулирование миграции;

4) воздействие на чрезвычайные ситуации;

5) поддержку отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ;

6)заключение многосторонних соглашений.

28. Сущность государственной региональной политики.

Ее назначение – в обеспечении сбалансированного в территориальном масштабе развития страны на основе экономической самостоятельности регионов.

Сущность региональной политики состоит в эффективном управлении региональным развитием страны с учетом объективных процессов, которые происходят в регионах, и реализации интересов государства относительно регионов.

Государственная региональная экономическая политика – целенаправленная деятельность государства по управлению социальным, экономическим, экологическим развитием регионов. Эта политика предусматривает учет широкого спектра национальных, политических, социальных факторов, которые позволяют влиять на тенденцию регионального развития.

Главное направление ГРЭП – это обеспечение рационального использования природных ресурсов регионов, нормализация жизнедеятельности населения, достижение экологической безопасности и усовершенствование территориальной структуры экономики.

Предпосылкой осуществления региональной политики Украины является наличие территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии.

Основные направления региональной политики:

* определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимоотношения (государственного и частного секторов экономики, внутренних и внешних факторов развития региона);

* взаимоотношение общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

* подъем экономики отсталых регионов и освоение новых регионов ресурсов;

* проблемы урбанизации;

* демографическая политика государства;

* аграрная политика страны.

Государственная региональная экономическая политика Украины формируется таким образом, чтобы обеспечить территориальную целостность государства, создать равноправные условия функционирования региональных хозяйственных комплексов.

Она основывается на таких основных принципах:

* конституционность и законность;

* обеспечение целостности территории;

* приближение услуг органов власти и местного самоуправления к непосредственным потребителям;

* стимулирование сотрудничества между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

29. Объекты и субъекты государственной региональной политики.

Среди ученых нет однозначных мнений по поводу определения субъекта и объекта ГРЭП.

В широком понимании объектами ГРЭП в рыночных условиях выступают регионы. В узком понимании объектами выступают административно-территориальные единицы разных уровней (области, АР Крым, районы, города, села).

С целью формирования и реализации эффективной региональной политики осуществляют типологию регионов как объектов этой политики.

По уровню социально-экономического развития выделяют высоко, средне ислабо развитые регионы:

В зависимости от структуры экономики региона выделяют индустриальные, с преобладанием добывающих или обрабатывающих отраслей промышленности, индустриально-аграрные и аграрные территории.

С точки зрения протекания процессов реформирования региональной экономики выделяют территории адаптированные и неадаптированные к новым условиям государства.

Для успешной реализации государственной региональной экономической политики необходимо учитывать межрегиональные и межгосударственные экономические связи. В этой связи выделяют экспортно-, импортно-ориентированные территории.

Под экспортно-ориентированными регионами понимают территории, продукция которых не только обеспечивает в полном объеме собственные потребности этих территорий, но и вывозится за пределы страны.

Импортно-ориентированные регионы ввозят значительные объемы продукции с других территорий или производят продукцию из привозного сырья.

Важное значение имеют приграничные и приморские территории.

Субъектами ГРЭП выступают центральные региональные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые в границах своей компетентности решают вопросы регионального социально- экономического развития.

30. Цели и задачи ГРЭП.

Целями региональной экономической политики являются:

1. Увеличение национального богатства страны путем эффективного использования природно-ресурсного, трудового и научно-технического потенциалов каждого региона и тесного сотрудничества между ними.

2. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов с учетом эффективности территориального разделения труда, рационализации системы расселения.

3. Поддержка внутрирегиональной сбалансированности экономического развития, экологического состояния, социально-демографического и общественно-политического процессов.

4. Создание необходимых организационно-правовых и экономических условий, которые предоставляют относительно равные возможности каждому региону для эффективного экономического развития, рационального использования природных, трудовых, финансовых ресурсов и удовлетворения потребностей населения.

Задачи государственной региональной политики:

1. Структурная перестройка экономики регионов, в первую очередь, промышленных регионов и центров с чрезмерной концентрацией предприятий тяжелой индустрии и сложной экологической ситуацией (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Луганская области и г. Киев, Харьков, Одесса, Кривой Рог, Мариуполь, Макеевка).

2. Усовершенствование региональной структуры экономики.

3. Улучшение функционирования отраслей производства в рыночных условиях.

4. Усовершенствование экономического районирования и узаконивание границ экономических регионов.

В социальной сфере:

1. Обеспечение полной занятости населения.

2. Улучшение уровня благосостояния и стабильного уровня жизни населения.

3. Предотвращение ухудшения демографической ситуации и депопуляции населения.

В экологической сфере:

1. Предотвращение загрязнения окружающей среды.

2. Эффективное использование природных ресурсов.

3. Ликвидация последствий загрязнения среды.

4. Сохранение уникальных территорий и природных объектов.

31. Типы регионального развития: ассиметричный, гармоничный и нейтральный.

Асимметричный (дисгармоничный) – тип регионального развития, при котором регионы, имеющие преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие относительное отставание, - его усугубляют.

Гармоничный (Симметричный) – тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показателей сокращается.

Нейтральный – тип развития, при котором соотношение в уровне региональных показателей в течение периода остается неизменным.

 

32. Типология регионов как объектов региональной политики.

С целью формирования и реализации эффективной региональной политики осуществляют типологию регионов как объектов этой политики.

По уровню социально-экономического развития выделяют высоко, средне ислабо развитые регионы:

Их основные показатели:

ВВП на душу населения;

показатели демографического развития и качества жизни;

техногенная нагрузка;

финансовое состояние;

инвестиционная активность;

бюджетное обеспечение.

В зависимости от структуры экономики региона выделяют индустриальные, с преобладанием добывающих или обрабатывающих отраслей промышленности, индустриально-аграрные и аграрные территории.

С точки зрения протекания процессов реформирования региональной экономики выделяют территории адаптированные и неадаптированные к новым условиям государства.

Для успешной реализации государственной региональной экономической политики необходимо учитывать межрегиональные и межгосударственные экономические связи. В этой связи выделяют экспортно-, импортно-ориентированные территории.

Под экспортно-ориентированными регионами понимают территории, продукция которых не только обеспечивает в полном объеме собственные потребности этих территорий, но и вывозится за пределы страны.

Импортно-ориентированные регионы ввозят значительные объемы продукции с других территорий или производят продукцию из привозного сырья.

Важное значение имеют приграничные и приморские территории. Субъектами ГРЭП выступают центральные региональные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые в границах своей компетентности решают вопросы регионального социально- экономического развития.

33. Концепции ГРЭП

Дж. Кейнс - «Защитная концепция регионального развития». Основные положения этой концепции:

* удержать экономическое равновесие регионов без вмешательства государства невозможно;

* участие государства в региональном развитии необходимо с целью уменьшения диспропорций в уровнях развития отдельных территорий;

* целесообразно использование экономических средств влияния – финансовых трансфертов (передача права владения государственными ценными бумагами).

Цель трансфертов – выравнивание:

а) бюджетной обеспеченности разных территорий в расчете на душу населения

б) прямых инвестиций;

в) изменений в системе налогообложения.

В центре внимания такой политики находится экономика депрессивных территорий, которая характеризуется обострением проблем безработицы и резким снижением уровня жизни населения

М. Фридман - неоклассическая теория экономического развития. По этой модели вмешательство государства в сферу хозяйствования – минимальное, а главная задача региональной политики состоит не в преодолении региональных диспропорций, а в общем повышении эффективности регионального хозяйственного комплекса. Считается, что наиболее острые проблемы депрессивных территорий должны решаться не приоритетно, а по мере накопления необходимых средств, вследствие повышения эффективности функционирования хозяйственных комплексов других территорий.

В Украине необходима разработка новой концепции ГРЭП в связи с усилением процессов глобализации и региональной интеграции.

В этой связи необходимо осуществить:

* реформу административного территориального устройства страны;

* четко определить статус регионов;

* отработать механизм взаимодействия соответствующих институтов

на местном и региональном уровнях.

34. Определение системы регионов Украины.

К системе регионов Украины относят:

1) Административно-территориальные единицы в составе автономной республики, областей, районов, городов, поселков городского типа и сел. Это наиболее распространенные регионы, охватывающие экономическую деятельность, социальные процессы и управление.

Указанное деление территории Украины на регионы проведено в соответствии с целями административного управления. Однако, в пределах каждого выделенного региона решаются, прежде всего, различные экономические вопросы, поэтому это деление заслуживает внимание региональной экономики.

2) Интегральные экономические районы. Их в Украине - 8. Они выделяются на основе особенностей экономического развития разных частей территории Украины и являются объектами экономического анализа, прогнозирования и частично государственного регулирования. Их роль в перспективе может значительно возрасти, и они могут составить научную базу усовершенствования административно-территориального устройства Украины.

3) Регионы разных типов, возникшие в последний период.

Среди них такие, как:

а) еврорегионы «Буг» (с Польшей) - один из первых в Украине и «Карпатский» (в составе Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой областей и приграничной территории Венгрии); приграничные регионы с Россией, которые активно привлекаются в процесс формирования экономических транснациональных отношений

б) регионы, имеющие статус свободных экономических зон, территорий приоритетного развития или особого финансирования, проблемных территорий (Чернобыльская зона, депрессивные территории) и т.д. Сейчас в Украине создано 12 свободных экономических зон (СЭЗ) и 5 территорий приоритетного развития – ТПР), из которых, по существующим оценкам успешными с точки зрения привлечения дополнительных инвестиций являются только 3 (Донецкая, Закарпатская и Львовская обл.)

4) Специфические региональные экономические части хозяйства: формы территориальной организации хозяйства – промпункты, промцентры, промузлы, агломерации, специализированные зоны.

 

 

35. Прогнозирование и программы социально-экономического развития регионов.

Важное место в государственной региональной экономической политике занимает разработка прогнозов и программ экономического и социально- экономического развития страны и ее регионов.

Законом Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины», принятым в

2000 г., закреплены принципы формирования и реализации прогнозных и программных документов социально-экономического развития отдельных отраслей и территорий страны. Они содержат конкретные цели, задачи, приоритеты по таким направлениям и сферам: национальные интересы Украины в контексте развития мировой цивилизации; национальная идея социального прогресса.

Генеральная схема развития и размещения производительных сил представляет собой документ, который складывается из таких разделов:

* прогноз ресурсного потенциала Украины и ее регионов;

* прогноз развития материального производства;

* прогноз развития научно-технического потенциала, производственной и рыночной инфраструктуры, инновационной и инвестиционной деятельности;

* прогноз социального развития и уровня жизни населения.

Важное место в системе прогнозирования перспектив регионального развития принадлежит разработке государственных программ развития и размещения производительных сил отдельных территорий Украины.

В основу разработки программы положена необходимость решения проблемы, нерешенность которой создает реальную угрозу природной среде региона и социальному состоянию населения.

Территориальные программы классифицируют по таким признакам:

* уровень программы - общегосударственные, региональные, местные;

* характер решения проблемы - комплексные, функциональные;

* время реализации – долгосрочные (более 10 лет), среднесрочные (5–10 лет), краткосрочные (меньше 5 лет);

* характер мероприятий – нацелены на реструктуризацию хозяйственного комплекса региона, его дальнейшее развитие или освоение новых территорий.

По рекомендациям Министерства экономики Украины программа социально-экономического развития региона должна состоять из таких разделов:

* аналитико-прогнозного;

* системы основных показателей;

* балансовых расчетов.

Все разделы программы социально-экономического развития территории взаимосвязаны между собой и нацелены на достижение основных целей и задач.

36. Экономика региона – звено национального хозяйственного комплекса.

С географической точки зрения регион всегда является частью какой-то территории, по масштабам превосходящей его. С хозяйственной точки зрения экономика региона – это звено хозяйственного комплекса страны, размещенное на определенной части ее территории.

Характерные черты экономики региона как звена единого хозяйственного комплекса:

1) учет наиболее эффективных действий местных факторов производства: рабочей силы, природных ресурсов, экономических связей конкретных предприятий и т.д. Экономике региона присуща микроэкономическая производственная функция.

2) саморегуляция через спрос и предложение, уровень конкуренции в пределах региона, формы собственности.

3) комплексность и сбалансированность развития, широкое взаимодействие между всеми субъектами хозяйствования.

4) способность разных экономических субъектов эффективно осуществлять хозяйственную деятельность на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях.

Особенности экономики региона (характерные черты) позволяют обосновать ее отличия от региональной экономики (РЭ):

- по отношению к экономике региона – РЭ – это макроэкономическая среда, создаваемая на национальном уровне единой монетарной системой, функционированием транспортной системы, установлением валютных курсов и др.;

- РЭ решает вопросы пространственного развития национального хозяйства, в том числе и выравнивания уровней развития отсталых и депрессивных регионов в пределах общегосударственной экономической системы;

- если РЭ охватывает наиболее общую картину пространственного развития, то экономика конкретного региона – локальный уровень, выступая составляющей РЭ;

- экономика региона не может претендовать ни на роль субъекта международного права с полными функциями, ни выполнять функции хозяйственного регулирования для других регионов, иметь полномочия в правовой сфере, присущие национальной хозяйственной системе;

- регион как низовое звено хозяйства реализует социально-экономическую политику государства;

- через регионы осуществляется управление экономикой страны с учетом местной специфики.

Экономические отношения региона с общенациональными в значительной мере регулируются через систему управления. Исходной позицией управления хозяйственным комплексом региона является его комплексное развитие и удовлетворение на этой основе социально-экономических потребностей.

Экономика каждого региона имеет свою внутреннюю структуру, механизмы управления и функционирования. Благодаря межрегиональным связям экономика отдельного региона является частью экономик других регионов и таким образом национальной экономики в целом.

 

37. Дифференциация регионов по уровню развития производительных сил.

На территории Украины происходят определенные изменения в территориальной организации материальных и социальных производительных сил, их территориальных пропорциях – существует дифференциация регионов Украины по уровню развития и результативности хозяйственной деятельности. За основу анализа чаще всего принято брать показатель валовой добавленной стоимости в расчете на одного человека в регионе (как в странах Евросоюза).Целесообразно также учитывать показатели, отражающие качество жизни населения, рост которых и должен быть основной целью политики регионального развития Украины

Валовая добавленная стоимость (ВДС) - это наиболее общий показатель экономической деятельности. Она включает оплату труда наемных работников, налоги за исключением субсидий, связанных с производством, и валовую прибыль.

Наиболее результативным является функционирование хозяйственных комплексов в Донецком и Приднепровском экономических районах. В них производится более 1/3 валовой добавленной стоимости (ВДС) Украины, сосредоточено более 1/3 производственных фондов, более 1/3 общегосударственных инвестиций в основной капитал, 1/3 населения Украины. Это означает, что в этих экономических районах сложился фондо- и капиталоемкий комплекс индустриального производства, производящий половину промышленной продукции страны.

На 2-м месте по результативности экономической деятельности – Причерноморский, Восточный и Центральный экономические районы. В них производят почти 1/3 промышленной, 40% сельскохозяйственной продукции и 43% ВДС. Эти районы дают почти 35% экспорта товаров Украины.

На Карпатский, Подольский и Полесский районы приходится 23% производства ВДС,

15,5% промышленной и более 40% сельскохозяйственной продукции страны. В экспорте товаров их удельный вес – незначительный.

Наибольшим размахом асимметрии в 2005 году характеризуются прямые иностранные инвестиции на одного человека – соотношения лучшего показателя (г. Киев) и наихудшего (Черновицкая область) составляло 44,3 раза, в экономических районах – 23,1 (между Центральным и Подольским) (табл. 4.1)

Наблюдается стойкая тенденция уменьшения количества регионов, в которых увеличивается доля региона в ВВП Украины. Результатом этого стала ситуация, когда уже с 2004 года пять регионов Украины (Донецкая, Днепропетровская, Одесская, Харьковская области и г. Киев) концентрировали более 50 % ВВП всей страны.

Таким образом, усиление межрегиональной асимметрии сопровождается расширением депрессивных и отсталых территорий, постоянным ростом отрыва г. Киева от части регионов, что обусловливает миграцию экономически активной части населения в направлении: регионы – Киев и регионы – заграница. Диспропорции в экономическом развитии Украины увеличиваются, что приводит к дальнейшей дифференциации регионов по уровню развития производительных сил.

38. Социально-экономические проблемы регионов и пути их преодоления.

Проблемы развития регионов:

– высокий процент безработицы,

– чрезвычайно изношенные, морально и физически устаревшие основные производственные фонды;

– демографический кризис, двукратное повышение смертности над рождаемостью, интенсивная эмиграция людей молодого возраста, высокий уровень безработицы;

– неэффективная социальная политика;

– скопление экологически опасных предприятий;

– нерациональное использование ресурсов;

– экстенсивное развитие производства;

– преобладающее развитие тяжелой промышленности и высокий уровень ее концентрации;

– высокий уровень загрязнения городов, воды и почв из-за чрезмерной концентрации металлургической, химической и др. отраслей промышленности.

– деградация почв (эрозия, истощение);

– неравномерность территориального развития района;

– недостаточное использование рекреационных ресурсов;

– низкий уровень жизни населения.

Пути преодоления проблем:

- улучшение демографической ситуации и повышение эффективности использования трудоресурсного потенциала;

- увеличение мощности легкой и пищевой промышленности;

- внедрение эколого-безопасных технологий;

- эффективное использование вторичных ресурсов;

- привлечение инвестиций во все сферы производства.

- структурная перестройка промышленности;

- создание свободных экономических зон и территорий приоритетного развития;

- стимулирование экспорта готовой продукции, а не сырья;

- структурная перестройка хозяйственного комплекса;

- создание и развитие наукоёмких производств;

- внедрение научно-технических достижений в производство.

- использование рекреационного потенциала района;

- достижение сбалансированности сырьевых и перерабатывающих отраслей АПК;

- реабилитация части земель, отчужденных после аварии на ЧАЭС и привлечение их к хозяйственной деятельности;

- расширение геологоразведочных работ в шельфовой зоне Чёрного и Азовского морей;

- расширение внешних экономических связей.

 

39. Экономика Донецкого региона.

Состав: Донецкая, Луганская; 53,2 тыс.км., 8,8% площади страны.

Дон-я и Луг-я обл-ти явл-ся ведущими по уровню развития ПС, занимают 1 место в структуре экспорта, облают наибольшей плотностью населения, здесь сосредоточены основные производств-е фонды.

1. Район имеет выгодное экономико-географическое положение, чем обуславливается: развитая сеть железных и шоссейных дорог, богатство природных ископаемых, выход к Азовскому морю, выгодное соседнее положение, граница с Российской федерацией и экономич-ки развитыми регионами, близость к рынкам сбыта, разнообразие природно-сырьевой базы, высокая степень обеспеченности природными ресурсами, развитая транспортная система. Эти факторы повлияли на развитие этого экономического района, определили его специализацию и роль в хоз-м комплексе Украины.

2. ПРП составляет 21,7% общеукраинского. Район расположен в степной природно-геогр-й зоне, равнинный рельеф, пложородные почвы. Климат: умеренный пояс с недостаточно влажной, но теплой зоной. Специфич-е особенности рельефа и климатические условия способствовали формированию почвенного покрова с преобладанием черноземов. Богатство минеральных ресурсов. Рудные: кам.уголь – Донбасс, газ – Днепровско0Донец-я нефтегазоносная обл. и акватории Азовского моря; ртутные – Никополь, полиметаллич-е – Нагольный кряж, алюминийнефелиновые сиениты Приазовья). Нерудные: кам. соль – Артемовск, Новокарфаген, Славянск; калийная соль – возле Славянска; фосфориты – Дон. Обл.; доломиты, флюсовые – Еленовка, Новотроицкое; угнеупорные глины – Часов-Яр, Новорайское; кварциты – Красногоровка, Резниковское; гипс – Артемовск, Курдюмовск, Михайловское; облицовочный камень – Волноваха; цементы – Амбросиевско-Кутейниковское месторожд; мергель – Амбросиевка.

Водными ресурсами регион недостаточно обеспечен. Крупнейшая река – Северский Донец и Кальмиус.

Рекреац-е ресурсы: лечебные грязи, живописные ландшафты, азовское побережье.

3. Один из наиболее густонаселенных и урбанизированные районов. Числен-ть населения на 2008г. – 6,9 млн. чел. плотность населения наибольшая в Украине (Дон-я: 173 чел/кв.км.; Луг-я: 89 млн.чел/кв.км). Многонациональный состав (более 100 наций). Наблюдается естеств-я убыль населения, основные особенности демограф-й ситуации: 1. Старение нации; 2.низкая рождаемость; 3.урбанизация; 4.сложная экологич-я ситуация; 5.отриц-й естеств-й прирост; 5.Первое место по соц-м проблемам (наркомания, СПИД и т.д.), по заболеванию туберкулезом.

В регионе высокий уровень клалифициров-х кадров, однако в усл-х рынка возникает проблема безработицы. Отраслевая структура: материал-е произв-во – 76,9% (пром-ть – 42,5%, с/х и лесное хоз-во – 8,4%), транспорт и связь – 7%, непроизв-я сфера – 23,1%.

Соотношение пром-ти и с/х – 10:1.

4. Отрасли специализации:

· Производственная сфера: отрасли тяжелой пром-ти:

- металлургия (Приазовский, Донецкий районы), «Укрцинк » – Константиновка, медь цв. – Артемовск, чист. металлы – Свердловск (Луг. Обл.), тверд. сплавы – Торец.

- ТЭК – 70%: Углегорск, Курахово, Славянск, Краматорск. ВЭС – Новоазовск.

- химич-я: Горловка («Стирол»), Лисичанск, Северодонецк (краситель, синтетич-е вещ-ва и ткани); Константиновка (кислоты, удобрения), Славянск (сода, «Химпром»).

· - машиностроение: тяжелое – Краматорск (экскаваторы, горно-шахтное), Дружковка, Горловка, Мариуполь (краны, цистерны), Стаханов (вагоны), Луганск (тепловозы), Донецк (холодильники, кабели); станки – Луганск, Краснодон, Алчевск.

- другие отрасли: - мебельная (Донецк, Артемовск, Горловка, Константиновка), пищевая.

 

· Сельс-е хоз-во: 7,7% общегосуд-го показателя. Это выращивание зерновых (озимая и яровая пшеница, кукуруза) и технических (подсолнечник) культур. Рыболовство – Мариуполь и Новоазовск.

· Инфраструктура:

- железные дороги: Мариуполь-Донецк-Харьков-Москва, Луганск-Киев и др.

- международные автомагистрали: Курск-Харьков-Славянск-Константиновка-Артемовск-Дебальцево-Ростов-на-Дону и др.

- аэропорты: Донецк, Мариуполь, Луганск, Северодонецк

- морской торговый порт – Мариуполь;

- трубопроводный транспорт: газопровод «Союз», Мариуполь-Ростов-на-Дону-Ставрополь-Кременчуг и т.д.

5. Проблемы:

1. высокий процент безработицы

2. изношенные, устарешие производств-е фонды

3. демограф-й кризис

4. неэффективная соц-я политика

5. скопление экологич-ки опасных предприятий

Перспективы:

- улучшение демогр-й ситуации и повышение эффектив-ти использования трудоресур-го потенциала

- увеличение мощности легкой и пищевой пром-ти

- перепрофилирование предприятий

- внедрение экологически безопасных технологий

- эффективное использование вторичных ресурсов

- привлечение инвестиций во все сферы произв-ва

 

40. Экономика Приднепровского региона.

Состав: Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская обл.; 83,7 тыс.кв.км., 13,9% площади страны.

1. ЭГП: Район расположен по оба берега Днепра и имеет выход и Азовскому морю. Границы: на севере – с Центральным и Восточным районами, на западе и юге – с Причерноморским, на востоке – с Донецким.

2. ПРП: рельеф – равнинный. Умеренно-континентальный климат-й пояс, среди почв преобладают черноземы (95% площади). Топливные ресурсы: кам. уголь – Днепровский буроугольный бассейн; рудные ресурсы: железн. руды – Криворожский, Белозерский железорудные бассейны, марганцевые руды – Никополь, Великотокмак; никель – Кировогр-я обл.; уран – Ново-Константиновское месторождение. Водные ресурсы – Днепр с притоками, водохранилища. Рекреац-е ресурсы: минер-е в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: