ВВЕДЕНИЕ
Модель системы менеджмента качества на основе международного стандарта ISO 9001:2000 является общепризнанной в мире. Она внедряется на предприятиях любых форм собственности и размеров, работающих в различных странах и отраслях экономики. Столь широкую популярность стандарт завоевал благодаря своей универсальности и подходам к менеджменту качества, показавшим на практике свою результативность.
Сегодня основой обеспечения конкурентного преимущества предприятия на рынке является непрерывное совершенствование его системы менеджмента и продукции. Стандарты ISO серии 9000 ориентируют организацию на постоянное улучшение деятельности и наиболее полное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон. СМК является важным фактором конкурентоспособности, хотя и не её гарантом. Наличие СМК у производителя означает на рыночном языке способность данного предприятия обеспечить выполнение требований потребителей, регулирующих требований со стороны государства и требований, предъявляемых организацией к собственной деятельности. В соответствии с общими положениями стандарта, это основное предназначение системы менеджмента качества. Таким образом, стандарт ISO 9001:2000 позволяет предприятию заложить фундамент своей конкурентоспособности и строить на его основе успешную стратегию развития.
Современные предприятия осуществляют свою деятельность в постоянно меняющихся рыночных условиях. В конкурентной борьбе способны выжить только те компании, которые могут быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде. В этой связи система менеджмента качества должна быть гибкой, быстро «настраиваемой» под изменения требований заинтересованных в деятельности предприятия сторон. Только такая система менеджмента может стать полезным инструментом в руках руководства предприятия. Поэтому стандарт требует развивать и улучшать СМК.
|
В основе улучшений СМК лежит процессное управление. В соответствии с этим любая деятельность может рассматриваться как процесс (вид деятельности, преобразующий «входы» в «выходы») и быть улучшена.
Традиционно выделяют три уровня управления процессами:
- результативностью выполнения процесса;
- результативностью управления процессом;
- эффективностью процесса.
Результативность выполнения процесса показывает, достигаются ли предварительно определенные нормативные показатели выполнения процесса. Результативность управления процессом характеризует, насколько улучшаются эти показатели со временем. Эффективностью процесса в соответствии с терминологией ISO 9000 считается отношение полученного результата и затраченных ресурсов.
Первые два уровня управления процессами обязательны с точки зрения ISO 9001:2000, так как обеспечивают выполнение требования стандарта постоянно улучшать процессы в организации. Управление эффективностью процессов СМК не является требованием стандарта, в этой связи оценка экономической составляющей качества говорит о выходе организации на высший уровень управления процессами, стремлении развивать СМК, получить максимум преимуществ от её функционирования и обеспечить конкурентоспособность организации на рынке. Как показывает практика, организация начинает интересоваться эффективностью внедрённой системы только через несколько лет работы по стандарту ISO 9001, когда процессное управление входит в норму работы, показатели результативности выполнения процессов планомерно достигаются, и показатели управления процессами удовлетворяют руководство.
|
Для оценки эффективности процессов СМК необходимо использовать экономические показатели. Таким образом, оценка ресурсной составляющей процессов подводит организацию к необходимости оценки затрат на качество. На данном этапе организация, как правило, задаётся вопросами: Какие затраты на качество есть в организации? Как их можно классифицировать? Какую часть в структуре затрат компании составляют затраты на качество? Зависят ли затраты на качество от объема продукции (являются переменными или постоянными)? Можно ли одновременно повышать качество продукции, развивать СМК и снижать затраты на качество?
Идея повышения качества продукции при одновременном снижении затрат на качество привлекательна для всех заинтересованных в деятельности организации сторон. Её реализация позволит организации достичь собственных целей в области развития бизнеса, повысить удовлетворённость клиентов поставляемой продукцией, инвесторов – высокой прибыльностью компании, партнёров – надёжностью и перспективностью взаимовыгодного сотрудничества, а общество – полезностью деятельности предприятия для экономики страны. На первый взгляд идея кажется неосуществимой, ведь для того, чтобы обеспечить высокое качество продукции производитель несёт затраты, которые повышают стоимость продукции, в ином случае предприятие будет терять прибыль. Где же экономический выигрыш?
|
На деле повышение качества продукции не требует больших затрат. Специалисты в области качества сходятся во мнении, что изготовителю приходится платить не за качество, а за его отсутствие. Повышение качества повышает производительность и снижает многие статьи затрат, связанные с устранением выявленных дефектов, разбором рекламаций, переработкой некачественной продукции и т. д. Идею экономического преимущества высокого качества наилучшим образом выразил Ф. Кросби в своём афоризме «Качество - бесплатно» (Quality is Free).
Идея «бесплатного качества» основана на процессном подходе и объясняется следующей логикой: улучшение качества ведёт к уменьшению затрат, связанных с низким качеством продукции и услуг (доработка несоответствий в продукции, работа с жалобами клиентов и т. д.), что в свою очередь повышает производительность. Высокое качество продукции и высокая производительность позволяют компании увеличивать долю рынка, создавать новые рабочие места, повышать прибыль на инвестированный капитал. За счёт этого предприятие получает возможность выиграть в конкурентной борьбе и успешно развиваться.
Дифференциация всей деятельности организации на отдельные взаимосогласованные процессы и постоянный контроль за ними и выпускаемой продукцией в рамках строгого соответствия принятой общей стратегии предприятия есть применение процессного подхода в управлении.
Говоря об управленческом подходе к производственным процессам, чрезвычайно важно его правильно идентифицировать.
Понятно, что любая организация в ходе достижения собственных целей включена в сотни различных процессов. Тем не менее, существует определенная совокупность стандартных для всех коммерческих организаций (предприятий реального сектора экономики) процессов:
- процесс управления как таковой (подробное его описание приводится ниже);
- процесс закупок (сырья, материалов, услуг других организаций);
- процесс производства, т. е. создания продукции (товаров, услуг);
- процесс сбыта, т. е. реализация основной цели предприятия - получения прибыли.
Кроме того, об использовании процессного подхода можно высказать следующие тезисы:
1 Процессный подход, как инструмент создания и совершенствования систем менеджмента качества на основе ISO 9001:2000 обладает высоким организационно-методическим потенциалом. Полноценное внедрение процессного подхода обеспечивает предприятию ряд возможностей и преимуществ. Оно позволяет:
- развертывать корпоративные цели по всем процессам и субпроцессам вплоть до рабочих мест и управлять процессами по степени достижения поставленных целей;
- взаимно увязывать и согласовывать все процессы, исключая потерю интерфейсов;
- строго обосновывать и выделять необходимые ресурсы;
- четко обосновывать структуры процессов, обеспечивая их адекватность корпоративным целям;
- реализовывать новое качество управления предприятием, основанное на прозрачности механизма функционирования и управления процессами, и получать на этой основе дополнительные возможности постоянного совершенствования;
- получить сертификат соответствия ИСО 9001:2000.
2 Процессный подход универсален. То есть с помощью данного подхода можно отлаживать менеджмент не только качества, но и бизнеса в целом.
3 Применимость процессного подхода для различных областей менеджмента предприятия может быть эффективно использована для построения интегрированных систем менеджмента применительно к близким по идеологии областям и направлениям деятельности. К таким областям, в частности, можно отнести менеджмент качества, менеджмент окружающей среды и менеджмент охраны труда. Подобные интегрированные системы в настоящее время успешно осваиваются зарубежными предприятиями. Внедряя стандарты ISO 9001:2000, отечественным предприятиям с самого начала работ по созданию Систем менеджмента качества следует не только присматриваться к данному опыту, но и предусматривать в своей стратегии шаги по созданию процессно-интегрированных систем менеджмента качества, экологии и охраны труда.
4 Сами процессы менеджмента (применительно не только к качеству, но и к любой другой области) могут являться объектом применения процессного подхода.
5 Хотя процессный подход подлежит применению всеми предприятиями, внедряющими ИСО 9001:2000, принять его во внимание и внедрять рекомендуется, в первую очередь, тем предприятиям, которые работают на внешний рынок, где законы конкурентной борьбы требуют наивысшей эффективности процессов предприятия и безукоризненного менеджмента качества.
6 Чтобы разобраться со своими процессами предприятию, даже небольшому, требуется немало времени. И, чем крупнее предприятие, чем сложнее его структура, тем этот процесс будет длительнее. Поэтому, чем раньше начать эту работу и чем рациональнее выстроить стратегию ее проведения, тем больше шансов, что к моменту сертификации она даст ощутимые результаты.
7 Применительно к производственным процессам разработка в рамках СМК их организационной составляющей во многих случаях должна быть поддержана также и совершенствованием технической (технологической) составляющей процессов. Такая увязка необходима потому, что обеспечить приемлемый уровень качества производимой продукции и эффективности производства многим предприятиям удается только с колоссальными издержками, связанными с внутрипроизводственным браком, а удержаться в данной ситуации в рамках окупаемости - только за счет низкой стоимости рабочей силы.
8 Стандарт ИСО 9001:2000 предоставляет предприятиям значительную свободу в выделении процессов СМК, а также в разработке их спецификаций, позволяющих, фактически, задавать качество процессов. Это обстоятельство порождает значительное разнообразие возможных моделей построения СМК, различающихся масштабами и глубиной охвата различных сторон деятельности предприятия, а также влиянием на эффективность бизнеса.
Из этого следует, что внедрение стандартов ИСО 9000:2000 предоставляет предприятиям, которые не удовлетворены своим местом в бизнесе, уникальную возможность в рамках работ по созданию либо модификации имеющейся СМК одновременно экономичным образом ставить и решать задачи совершенствования менеджмента и бизнеса.
На ОАО «Волжанин» разработана и успешно функционирует система менеджмента качества «Птица». Тем не менее, любую систему менеджмента качества нужно постоянно совершенствовать для того, чтобы она полностью отвечала требованиям международных стандартов. Для этого было решено повысить эффективность системы менеджмента качества ОАО «Волжанин» с помощью применения процессного подхода.
1 ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА АНАЛИЗА
1.1 Историческая справка
В 1971 году был разработан проект строительства птицефабрики «Волга» Рыбинского района на 400 тыс. кур-несушек, ныне ОАО «Волжанин».
В 1978 году была пущена первая очередь птицефабрики, в 1981 году птицефабрика начала действовать на полную мощность.
На балансе предприятия находятся производственные помещения функционального назначения:
промышленные цеха производства яиц; цеха выращивания молодняка; инкубатория; кормосклада, цеха сортировки и упаковки яиц; цеха убоя и переработки мяса птицы, оснащенный холодильным оборудованием; котельная; здание автогаража, РММ, складские помещения, административное здание.
Каждый год на предприятии разрабатывается программа организационно-технических мероприятий, как текущего характера, так и рассчитанных на перспективу с применением энерго- и трудосберегающих технологий.
Основными задачами реконструкции является выпуск безопасной продукции стабильного качества.
ОАО «Волжанин» имеет опыт производства яйца и переработки птицеводческой продукции. Реализуется продукция в виде диетического и столового яйца. Категория яиц обозначается: высшая В, отборная О, первая -1, вторая-2, третья-3.
ОАО «Волжанин» находится на достаточно удобном транспортном пути (коммуникации). По территории хозяйства проходит автомобильная дорога республиканского значения Ярославль – Рыбинск – Череповец – Санкт-Петербург, а также железнодорожная дорога Ярославль – Рыбинск – Санкт-Петербург.
Производственные и обслуживающие здания размещены в соответствии с генеральной схемой развития предприятия в едином производственном блоке с асфальтированной внутрипроизводственной дорожной сетью.
С целью активизации сбыта и разработки стратегии и тактики в условиях рынка на предприятии создан отдел маркетинга и сбыта.
Изучая требования потребителя, отдел маркетинга непрерывно разрабатывает новые виды продукции, направленные на целевые аудитории. Например, в 2005 году была создана серия «Почемучка», содержащая познавательную информацию для детей.
Специалистами ОАО «Волжанин» разработаны профилактические виды продукции:
- яйцо, обогащенное селеном «Овальное чудо»;
- яйцо, обогащенное йодом - «Умница»;
- яйца, обогащенные полиненасыщенными жирными кислотами «Омега-3».
1.2 Участие предприятия в выставках
ОАО «Волжанин» проводит активную деятельность по участию в российских федеральных, региональных, межобластных, областных и городских выставках и ярмарках. Свидетельством участия являются многочисленные благодарственные письма, награды и дипломы по номинациям в области качества, получая одобрение экспертных комиссий и привлекая интерес покупателей.
ОАО «Волжанин» принимает участие во Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая Осень», по итогам которой в 2005 году предприятие получило Серебряную медаль за яйцо с содержанием селена «Овальное чудо», в 2006 году - Золотую медаль за яйцо с содержанием йода «Умница» и золотую медаль за оригинальную упаковку к празднику Пасхи «Крашенки».
Эффективная работа предприятия неоднократно подтверждалась наградами на Российских, областных и районных мероприятиях. В 2006 году ОАО «Волжанин» было отмечено:
- дипломом по итогам конкурса «Лучшее предприятие Ярославской области» за динамичное развитие.
- почетной грамотой. Победитель областного соревнования в агропромышленном комплексе по результатам хозяйственной деятельности за 2006 год.
- почетной грамотой. Победитель соревнования 2006 года за звание «Лучшее предприятие Рыбинского муниципального района».
С 1999 года ОАО «Волжанин» входит в Клуб «Агро-300». Каждый год в рейтинге участвуют 19000 сельскохозяйственных предприятий, но только 300 наиболее успешных предприятий удостаиваются права входить в Клуб «Агро-300». В 2006 году по итогам работы за 2003-2005 гг. ОАО «Волжанин» заняло 81 место в общеотраслевом рейтинге среди 300 с/х предприятий (2005 г.- 92 место).
ОАО «Волжанин» также входит в состав 100 наиболее крупных и эффективных птицеводческих предприятий России по производству яиц. В 2006 году по итогам работы за 2003-2005 гг. заняло 15-е место (в 2005 г – 19 место).
Предприятие не стоит на месте. Новые технологии, технические решения и идеи превращаются в жизнь.
1.3 Фирменная марка предприятия
ОАО «Волжанин»
1.4 Производственная деятельность
В настоящее время Открытое акционерное общество «Волжанин» - самое крупное птицеводческое предприятие яичного направления в Ярославской области, до 40% общего объема производства. Имеет большой опыт производства яйца и переработки птицеводческой продукции, является предприятием с замкнутым циклом производства.
1.5 Перечень выпускаемой продукции птицеводства
- яйца куриные пищевые;
- яйца куриные пищевые «Деревенские узоры»;
- яйца куриные пищевые «Овальное чудо»;
- яйца куриные пищевые «Умница»;
- яйца куриные пищевые «Омега-3»;
- мясо птицы – тушки кур замороженные;
- субпродукты кур;
- полуфабрикаты рубленые из мяса птицы;
- полуфабрикаты натуральные;
- изделия колбасные вареные;
- изделия ветчинные вареные;
- продукты яичные жидкие пастеризованные.
2 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫМЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общие требования
Успешное руководство и управление организацией предусматривает наличие в ней систематического и открытого менеджмента, который наряду с другими аспектами деятельности включает менеджмент качества. Для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности и ожиданий заинтересованных сторон, в том числе потребителей, в организации разработана, документально оформлена, внедрена, поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества - главный инструмент для проведения политики и достижения целей в области качества, установленных высшим руководством.
Система менеджмента качества - это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов (процессов), управляемых в рамках нижеприведенной структуры СМК.
Процессы СМК определены, установлены их взаимосвязь и взаимодействие (приложение А),задокументированы, внедрены, поддерживаются в рабочем состоянии, ведется деятельность по постоянному улучшению их результативности.
Критерии оценки и методы, необходимые для обеспечения результативности выполнения и управления процессами определены и приведены в карте процессов (приложение Б).
Структура управления системой менеджмента качества показана на рисунке 1.
Обозначения: ------------ административное подчинение
- - - - - - - функциональное управление
Рисунок 1 - Структура управления системой менеджмента качества
Система менеджмента качества ОАО «Волжанин»:
- определяет процессы, необходимые для ее функционирования и обеспечивает их применение в рамках всего предприятия;
- устанавливает последовательность и взаимодействие этих процессов, как показано на схемах взаимосвязей процессов системы менеджмента качества;
- определяет критерии и методы, необходимые для обеспечения эффективности, как работы, так и управления этими процессами;
- обеспечивает наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания функционирования, а также контроля этих процессов;
- обеспечивает контроль, измерение и анализ этих процессов;
- обеспечивает принятие мер, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
ОАО "Волжанин" управляет этими процессами в соответствии с требованиями всех используемых стандартов.
Указанные процессы, необходимые для системы менеджмента качества, включают процессы ответственности руководства, управления ресурсами, выпуска продукции и измерения, анализа и улучшения деятельности.
Система создана для решения следующих задач:
- выпуск конкурентоспособной, натуральной, качественной и безопасной пищевой продукции, отвечающей требованиям современного рынка;
- продолжение модернизации технологического оборудования в цехах промышленного стада для повышения качества содержания птицы;
- продолжение реконструкции системы теплообеспечения предприятия с целью дальнейшего повышения эффективности использования энергетических ресурсов.
2.2 Документация системы менеджмента качества
Документация системы менеджмента дает возможность передать смысл и последовательность любой деятельности, влияющей на качество и безопасность. Для документации системы определен бумажный и электронный носитель.
Применение документации способствует:
- достижению соответствия продукции и оказываемым услугам требованиям потребителей и улучшению качества и безопасности;
- обеспечению соответствующей подготовки кадров;
- обеспечению объективных свидетельств;
- оцениванию эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.
Документация системы менеджмента качества включает:
- политику и цели в области качества;
- руководство по качеству;
- программы (планы) работ по качеству;
- должностные инструкции;
- стандарты организации, инструкции и методики;
- формы документов для регистрации записей.
Документация системы ХАССП включает:
- политику в области качества и безопасности продукции;
- руководство по качеству (п. 4.1.2 РК).
- документированные процедуры (СТП, инструкции);
- приказ о создании группы ХАССП;
- блок-схемы производств;
- описание продукта;
- анализ потенциально-опасных факторов;
- план ХАССП;
- записи – доказательства по системе ХАССП:
а) протоколы группы ХАССП;
б) данные мониторинга;
в) отчеты внутренних проверок;
г) обращения потребителей, связанные с нарушением требований безопасности продукции;
д) записи по выполнению плана ХАССП.
ОАО "Волжанин" поддерживает свою документацию на бумажных и электронных носителях. Управление документацией осуществляется в соответствии с РК 4.2.2-2007 и документированными процедурами: СТП-СМК-4.2.3-2007 «Управление документацией», СТП-СМК-7.3-2007 «Разработка новых видов продукции».
2.3 Руководство по качеству
Руководство по качеству содержит:
- область применения системы менеджмента качества организации;
- Миссию, Политику Цели в области качества и безопасности предприятия;
- описание структуры управления системой менеджмента качества;
- документированные процедуры, разработанные для СМК и ХАССП или ссылки на документы;
- описание взаимодействия и последовательности процессов, включенных в систему менеджмента качества.
Полномочия по утверждению Руководства по качеству возлагаются на Генерального директора.
Руководство по качеству вводится в действие приказом Генерального директора.
Ответственность за разработку, внедрение, рассылку, актуализацию и внесение изменений в Руководство по качеству возложена на руководителя СМК – представителя руководства по качеству (РК).
Внесение изменений в Руководство по качеству осуществляется представителем РК в соответствии с И-4.2.3-10.
Ответственность за хранение подлинника возлагается на руководителя СМК.
2.4 Миссия и Политика в области качества
Миссия организации устанавливает общее назначение организации.
Генеральный директор принимает решение о формировании Политики в области качества и безопасности, определяет цели и задачи организации в области качества.
Политика в области качества и безопасности соответствует целям, включает обязательства соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества, является основой для постановки и анализа целей в области качества, отвечает ожиданиям потребителей и согласуется с общей политикой организации в бизнесе.
Политика организации нацелена на полное удовлетворение потребностей потребителя, как выраженных, так и подразумеваемых, с учетом и выполнением всех нормативных и правовых требований.
Политика ежегодно анализируется с целью актуализации и в рамках анализа СМК высшим руководством пересматривается по мере необходимости.
Миссия и Политика в области качества организации оформлены отдельными документами.
Доведение Миссии и Политики до сведения персонала обеспечивается:
- размещением на информационных стендах;
- наличием копий в каждом подразделении предприятия;
- проведением специальных совещаний главными специалистами по разъяснению целей и задач Политики;
- ознакомление вновь поступающих работников на предприятие осуществляет начальник отдела кадров.
2.5 Цели в области качества
Высшее руководство определяет цели в области качества и безопасности, исходя из Политики в области качества. Цели в области качества измеримы и согласованы с Политикой в области качества.
Цели в области качества разработаны для всех направлений деятельности и подразделений предприятия, конкретизированы, обеспечены ресурсами, имеют количественный характер. Ответственность за их достижение несут руководители подразделений.
Цели в области качества оформлены отдельным документам, доведены до всех подразделений организации и обеспечено их понимание всеми сотрудниками.
Цели в области качества измеряются для анализа функционирования СМК высшим руководством, анализируются и принимаются ежегодно в соответствии с пересмотром стратегии и политики предприятия.
2.6 Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества
Для реализации Политики и достижения целей в области качества руководство организации осуществляет планирование деятельности путем разработки и реализации соответствующих программ и планов по всем направлениям деятельности в рамках системы менеджмента качества. Выполнение планов контролируется генеральным директором.
2.7 Ответственность руководства
Политика в области качества разработана на основе восьми принципов менеджмента качества, официально сформулирована и подписана генеральным директором предприятия, доведена до структурных подразделений и каждого исполнителя, является идеологической платформой в обеспечении качества продукции. На основе принятой Политики в области качества, высшее руководство предприятия разработало и приняло конкретные, измеримые цели, которые согласуются с Политикой в области качества и ведут к улучшению деятельности предприятия, а также мероприятия по их достижению.
2.8 Выводы по разделу
Система менеджмента качества ОАО «Волжанин» охватывает всю деятельность предприятия и содержит документированные методики управления процессами и деятельностью организации. Анализируя систему качества ОАО «Волжанин» можно говорить о её соответствии международному стандарту ИСО серии 9000.
3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫМЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСКОЛЬКИХ МЕТОДОВ КАЧЕСТВА
Как уже было сказано ранее на ОАО «Волжанин» разработана и успешно функционирует система менеджмента качества «Птица». Тем не менее, руководство решило повысить эффективность системы менеджмента качества с использованием процессного подхода.
На предприятии существует модель системы менеджмента качества (приложение А) и разработана карта процессов (приложение Б), но этого недостаточно для эффективного управления системой менеджмента качества. Поэтому была проведена детальная разработка основных процессов ОАО «Волжанин».
Покажем данную разработку более наглядно на примере некоторых основных процессов жизненного цикла продукции.
Для первого примера возьмем процесс инкубации.
3.1 Оптимизация процесса инкубации
В первую очередь была разработана подробная модель процесса (рисунок 2). В ней были идентифицированы входы, выходы, управляющие воздействия и ресурсы.
Технологические
Графики
Суточный молодняк
Производственное
|
Отходы инкубации
Инкубационное
Яйцо
| |||
| |||
|
|
|
Технологическое
Оборудование
Энергоресурсы
Сырье и материалы
Персонал
Рисунок 2 – Модель процесса инкубации
Затем была произведена детализация процесса: процесс был разбит на более мелкие этапы (работы).
Процесс инкубации:
1. Получение инкубационного яйца
2. Дезинфекция и обработка яиц
3. Отбор пробы на исследование
4. Проведение анализа инкубационного яйца
5. Рассортировка и укладка в лотки
6. Прогрев в камере, обработка озоном
7. Закладка в инкубационный шкаф
8. Проведение процесса инкубации, мониторинг
9. Перевод яиц в выводные машины
10.Вывод молодняка
11.Выборка цыплят по внешнему виду и критериям
12.Проведение вакцинации цыплят против болезни Марека
13.Обработка цыплят в камере молочной кислотой
14.Перевозка цыплят в цех молодняка
15.Оценка процесса инкубации
Для более наглядного представления процесса по нему была построена блок-схема (рисунок 3), которая позволила выявить потребности процесса, показала хозяев работ процесса, т.е. лиц, несущих полную ответственность за процесс и наделенных соответствующими полномочиями для управления процессом.
Рисунок 3 – Процесс инкубации
Продолжение рисунка 3
Окончание рисунка 3
Затем для процесса инкубации была построена карта потока создания ценности, показывающая ход процесса во времени (рисунок 4). На такой карте показываются все действия, выполняемые в ходе процесса инкубации, т.е. работы, на которые данный процесс был ранее разбит. Определяются работы, как создающие, так и не создающие добавленной ценности. Уточняются временные параметры потока: время выполнения работ, создающих ценность, время выполнения работ, не создающие ценности.
1 2 3 4 5 6 7
15 14 13 12 11 10 9 8
2 ч. 20 мин. 30 мин. 3 ч. 2 ч. 1 ч. 30 мин. 18 сут. 2 ч. 5 ч. 2 ч. 30 мин. 15 мин. 1 ч. 2 ч..
40 мин. 30 мин. 3 сут.6 ч.15 мин.
= 3 сут.375 мин.
Рисунок 4 – Карта потока создания ценности процесса инкубации