Подводим итог прочитанному.




Урок литературы 7 класс (2 ноября).

Тема. А.С.Пушкин. Драма «Борис Годунов». Образ летописца. Анализ эпизода (сцена в Чудовом монастыре).

Цели урока:

- познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах;

- развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения.

Ход урока.

1. Сегодня речь пойдет о трагедии «Борис Годунов» великого поэта А.С. Пушкина. Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина:

Русь древнейшая, старинная нам открывается в «Песне о вещем Олеге», в сказках.

Русь крепостная в «Русалке», «Борисе Годунове».

Великие деяния Петра в «Медном всаднике», в «Полтаве».

Восстание Пугачева в «Капитанскойдочке»

Итак, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица?

2. Познакомьтесь с предысторией.

Предыстория.

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл его сын Фёдор, который отличался кротким нравом, благочестием. Он не обладал большими интеллектуальными способностями и очень мало походил на роль правителя огромной страны. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей»), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти, Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц. После того, как в 1598 г. царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство. Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому царствование Бориса оказалось несчастливым. Из – за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О.Ключевский, Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве». С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы. Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.

Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.

3. Прочитайте трагедию «Борис Годунов» (отрывок) в учебнике стр. 111- 117 и ответьте вначале на вопросы и проверьте себя.

Вопросы.

1.Кто такой Пимен?

2. Какой завет Бога он выполняет?

3. Как Пимен относится к своему труду летописца?

4.Какой сон видит Григорий? Не пророческий ли он?

5. Какое событие изменило судьбу Пимена?

6. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

7. Как Пимен относится к Григорию?

8. О чём спрашивает инок, т.е. молодой монах, Пимена?

9. Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?

10. Что же послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола?

11. Как Григорий оправдывает свои желания стать тем самым самозванцем?

12. Какие черты мы замечаем в Григории?

13. Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству?

5. Ответы для самопроверки.

1. (Это монах, который попал в опалу, то есть в немилость и вынужден творить в монашеских кельях.)

2. (Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил читать и писать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром добрых царей и молились о жестоких деяниях жестоких.)

3. (…долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.)

4. (Москва видится Григорию с высоты, а люди в нём как муравьи в большом муравейнике).

5. (С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

6. (Пимен вспоминает, что в этой самой келье он видел Грозного. Царь беседовал с монахами и плакал, он раскаивался в своих грехах, признавал их, считал себя преступником. «Приду к вам, преступник окаянный», — говорит он о себе. Летописец сравнивает Грозного с его сыном Федором, который «на престоле» воздыхал о мирном житии молчальника». Образ жизни Федора противопоставлен образу жизни Грозного: царствование Федора дало Руси утешение «во славе безмятежной» в то время как правление Грозного отличалось большим количеством войн и казней.)

7. (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

8. (Интересуется он с глубоким интересом: «Хотелось мне тебя спросить о смерти Дмитрия царевича; в то время ты, говорят, был в Угличе. Каких был лет царевич убиенный?»)

9. («…Зачем и мне не тешиться в боях,/ Не пировать за царскою трапезой?»; «А мой покой бесовскиое мечтанье тревожило,/ И враг меня мутил…»).

10. (Безусловно, в первую очередь, честолюбивые замыслы. А уже во вторую очередь, по словам Пимена, царь убиенный был тех же лет, что и Григорий.)

11. (Григорий мысленно обращается к царю Борису: «И не уйдёшь ты от суда мирского, как не уйдёшь от божьего суда». В этих словах желание восстановить справедливость. Но способ, выбранный Григорием, уже изначально был неправеден.)

12. (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

13. (А.С. Пушкин с уважением относится к собрату по перу, восхищается им, добровольным затворником, часто безвестным. Его желания донести его потомкам историю государства своего. Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

Послесловие.

-Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших... Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца. Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене "Келья в Чудовом монастыре"?

(Пимен прожил бурную жизнь, но теперь он «ведает блаженство», потому что осознал суетность жизни, оказавшись в монастыре. Пимен пишет летопись, у него нет тщеславия, он пишет, не оценивая события, «не мудрствуя лукаво». Его труд останется безымянным, но цель старца - донести правду до потомков, которые должны знать и о добрых делах царей, и об их грехах и «темных деяниях». Но Пимен имеет и свой взгляд на вещи: правление Бориса он считает страшным грехом.

Полной противоположностью Пимену является Григорий. Он молодой человек, его душа бунтует против того образа жизни, который он ведет, Григорий завидует бурной молодости Пимена. Те сны, которые видит Григорий, он сам называет «бесовским мечтанием», то есть его искушают бесы, и он поддается искушению. Личность Бориса Годунова он оценивает совершено иначе: Григорий размышляет о могуществе Бориса и записи Пимена называет «ужасным доносом».

Так проявились характеры героев в сцене «Келья в Чудовом монастыре»).

-Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру.

-В драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов известные русские художники В. И. Суриков, В. Л. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной нами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?

Подводим итог прочитанному.

-«Борис Годунов» - не только пьеса о личной трагедии царя, но трагедия народа, ввергнутого по его вине в пучину бед и испытаний.

В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа. В опере М.П.Мусоргский тоже звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки

Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.

8. Д.З. Жду отрывок из «Вещего Олега» с той четверти наизусть по видео. Выполните тест по теме урока (приложение), ответы вышлите на проверку. Прочитайте «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест по теме «А. С. Пушкин. "Борис Годунов": сцена в Чудовом монастыре»

Задание 1. Укажите, где правда, а где ложь. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

1) в трагедии "Борис Годунов" летопись вёл монах Пармен

2) Григорий стал монахом совсем недавно

3) царевича Дмитрия убили в Угличе

4) Григорию трижды снился один и тот же сон

Задание 2 В каком монастыре происходит действие в трагедии "Борис Годунов"? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) в Вознесенском

2) в Афанасьевском

3) в Андрониковом

4) в Чудовом

Задание 3 В каком возрасте был Григорий, герой трагедии "Борис Годунов", по вычислению монаха Пимена. Указать числом.

Запишите число:

Задание 4 Каких царей упоминает в беседе монах Пимен, герой трагедии "Борис Годунов"? Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Алексея Михайловича

2) Василия Шуйского

3) Ивана Грозного

4) Фёдора Иоанновича

Задание 5 Чем по замыслу монаха Пимена, героя трагедии "Борис Годунов", должен был заниматься после смерти Пимена Григорий? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) стать самым лучшим в монастыре монахом

2) покинуть монастырь и служить царю

3) хранить монастырскую библиотеку

4) стать летописцем

Задание 6 Чему в жизни монаха Пимена завидовал Григорий, герой трагедии "Борис Годунов"?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) что Пимен воевал под Азовом

2) что Пимен воевал под Казанью

3) что Пимен бывал при дворе царя Ивана Грозного

4) что Пимен воевал в Литве

Задание 7 Чем по совету монаха Пимена должен был смирять "младую кровь" Григорий, герой трагедии "Борис Годунов"? Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) бичеванием

2) постом

3) молитвой

4) покаянием

Задание 8 Какое из приведённых выражений в трагедии "Борис Годунов" повторяется дважды?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Еще одно, последнее сказанье

2) Добру и злу внимая равнодушно

3) Минувшее проходит предо мною

4) И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда

Задание 9 Правильно сопоставьте слова с их характеристиками. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти 2) постель 3) народное собрание в древней и средневековой Руси 4) документ публично-правового характера А) хартия Б) вече В) власяница Г) одр

Задание 10 Какой сон снился Григорию, герою трагедии "Борис Годунов"? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) он сражался с царём Борисом и побеждал его

2) он объезжал дикого коня и укрощал его

3) он видел ангела, повелевающего ему занять трон царя-убийцы

4) он поднимался по лестнице на башню и падал с неё

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: