Безопасность жизнедеятельности и экологическая безопасность




Литературный обзор

1.1. Кинопленки

Киноплёнка - фотоматериал, предназначенный для съёмки кинофильмов и изготовленный в виде ленты с перфорацией по краям. Состоит из прозрачного и гибкого материала (подложки), которая предназначена для записи движущегося изображения и звука. На подложку нанесен слой фотоэмульсии, поскольку запись изображения и звука на кинопленке производятся, главным образом, фотографическим способом, за исключением гидротипного процесса. Кинопленка содержит изображение и фонограмму кинофильма. Выпускается шириной 8, 16, 35, 65 и 70 мм. Киноплёнка может быть цветной и чёрно-белой, негативной, обращаемой и позитивной. Киноплёнка шириной 35, 65 и 70 мм выпускается с двухсторонней перфорацией, киноплёнка шириной 16 мм - как с двухсторонней, так и с односторонней перфорацией, киноплёнка шириной 8 мм - только с односторонней перфорацией. Основные форматы кинопленки с параметрами можно посмотреть в табл. 1.1 (размеры указаны в миллиметрах) /1/.

Таблица 1.1

Основные форматы кинопленки

Ширина плёнки Формат Размеры кадра Шаг Размеры перфорации Ширина фоно- граммы
ширина высота кадра перфо- рации ширина высота
                 
    4,4 3,25 3,81 3,81 1,83 1,27 0,69
супер-8 5,36 4,01 4,23 4,23 0,91 1,41
  с оптической фонограммой 10,26 7,49 7,62 7,62 1,83 1,27 1,5

 

 

Продолжение табл. 1.1

  с магнитной фонограммой             2,35
Super-16 12,52 7,41 нет
  обычный 21,77     4,75 2,8 1,98 1,9
широкоэкранный 18,6
с кашетированным кадром 1:85 12,8
65 и 70 широкоформатный 49,7   23,75 4,75 2,8 1,98 6×1,6

 

1.1.1. Современные черно-белые кинопленки

В настоящее время в отечественной профессиональной кинематографии для получения черно-белых негативов применяются черно-белые негативные кинопленки различных фирм, например «Kodak», а для печати черно-белых позитивов и массовых фильмокопий с черно-белых негативов и контратипов наиболее часто используются кинопленки, выпускаемые фирмой «Kodak», «Orwo». Основные характеристики некоторых черно-белых кинопленок приведены в табл. 1.2 /2/.

Таблица 1.2

Основные характеристики некоторых черно-белых кинопленок

Название материала (фирма-изготовитель) Светочувствительность (ASA) Среднеквадратическая гранулярность σD*1000 Коэффициент передачи модуляции Tv=30мм-1
       
черно-белые негативные кинопленки
НК-2 (Тасма)     0,75
5231/7231 (Kodak)     0,50
5222/7222 (Kodak)   9,0 0,65
А-2 (Тасма) 400* - -
черно-белые позитивные кинопленки

Продолжение табл. 1.2

       
МЗ-3 (Тасма) 4,0 – 6,0   0,60
5302/7302 (Kodak) 2,0 – 2,5   0,65
2302 (Kodak)** 2,0 – 2,5   0,65
5363/7363 (Kodak) 10 - 12   0,65
5369/2369/3369 (Kodak) 10 - 12   0,98
2238 (Kodak)** для изготовления архивов разделенных позитивов с цветных негативов - 6,5 09,0
черно-белые контратипные кинопленки
DN-2 (Orwo) 0,1 9,0 0,85
DP-3 (Orwo) 1,5 – 3,0 9,0 0,85
2234/3234 (Kodak)** - - -
5234/7234 (Kodak) - - -
5360 (Kodak) - <5 -
5366/7366 (Kodak) -   -
2366/3366 (Kodak)** -   -
черно-белые звукотехнические кинопленки
2374/3374**(Kodak) - - -
2378Е/3378Е** (Eastman EXR) - 69,0 0,80
2376/3376**(Kodak) - - -
ST 8.D (Agfa Sound) - - -
ST 9 (Agfa Sound) - - -

* - приопределенииSDmin+0,85

**- пленки на ПЭТФ основе

1.1.2. Ассортимент выпускаемых кинопленок

В настоящее время в мире кинопленки для фильмопроизводства изготавливают четыре компании: Eastman Kodak Company (США), Fujifilm Corporation(Япония), Agfa-Gevaert Group (Германия-Бельгия) и FILMOTEC GmbH -торговая марка ORWO (Германия). Среди указанных фирм ведущим производителем является Eastman Kodak Company, выпускающая практически полный ассортимент кинопленок, необходимый для различных целей кинопроизводства. Продукция компании Fujifilm представлена преимущественно цветными кинопленками, включающими также достаточную номенклатуру для профессионального фильмопроизводства. Более ограниченный ассортимент кинопленок выпускают Agfa-Gevaert и ORWO. Продукция Agfa - это звукотехнические кинопленки и цветная позитивная. ORWO специализируется на производстве различных черно-белых кинопленок.

1.1.3. Кинопленки Eastman Kodak Company (черно-белые) /3/

Eastman Kodak Company - американская компания, всемирно известный производитель фототехники и фото- и кинотоваров. Американская компания, основанная в 1881 году изобретателем Джорджем Истменом (George Eastman), совместно с бизнесменом Генри Стронгом (HenryStrong). Изобретение Истмена заключалось в особом способе нанесения фотоэмульсии на специальные пластины, а позже и на пленку. В 1884 году в американском городе Рочестере появилась компания Eastman Dry Plate Company, занимавшаяся производством пленки. В 1988 году произошло знаменательное событие - появился первый фотоаппарат Kodak. Он продавался уже заряженным пленкой на 100 кадров. В том же году в сентябре название «Kodak» было зарегистрировано как торговая марка. Никогда еще до этого фотография не была так проста и доступны непрофессионалам. Появляется еще более дешевый фотоаппарат с пленкой на 6 кадров, по цене в 1 доллар. При этом стоимость дополнительной пленки для него составляла 15 центов.Добившись признания производимой ей продукции, в 1892 году компания меняет название Eastman Kodak Co. Первый логотип Eastman Kodak Company появился в 1900-х годах - буквы «E», «K» и «C», вписанные в круг. Столь внимательное отношение к логотипу и рекламе - отличительные черты компании Kodak, заложенные еще ее основателем. Джордж Истман всегда сам составлял тексты рекламных объявлений, а придуманный им слоган, посвященный выходу первой камеры «Вы нажимаете на кнопку, а мы делаем все остальное», остается актуальным по сей день.

Основные принципы компании:

· массовое производство с низким уровнем себестоимости продукции;

· поставка продукции на международный рынок;

· развитие широкой рекламы;

· ориентация на удовлетворение спроса потребителя;

· рост и развитие производства за счет постоянного проведения научно-исследовательских работ

Таблица 1.3

Кинопленки Eastman Kodak Company (черно-белые)

Тип кинопленки Краткая характеристика
1. Кинопленки для киносъемки
EASTMANPLUS-X NegativeFilm 5231 / 7231 Панхроматическая негативная кинопленка низкой чувствительности (индекс экспозиции 64T/80D). Эта черно-белая пленка обеспечивает отличный баланс между максимумом желаемой чувствительности и мелким зерном. Подходит для съемки как на натуре, так и в павильоне.
EASTMAN DOUBLE-X Negative Film 5222 / 7222   Панхроматическая высокочувствительная негативная кинопленка (индекс экспозиции 200T/250D). Данная пленка имеет прекрасную структуру изображения и четкость. Она предназначена как для съемки на натуре, так и в помещении в условиях низкой освещенности. Эту кинопленку можно также использовать тогда, когда необходима более высокая глубина резко изображаемого пространства без увеличения освещенности.
KODAK PLUS-X Reversal Film   Черно-белая панхроматическая обращаемая кинопленка средней чувствительности подходит, для натурной съемки, а также для съемки в помещении с искусственным освещением.

Продолжение табл. 1.3

KODAK TRI-X Reversal Film   Высокочувствительная панхроматическая обращаемая черно-белая кинопленка (индекс экспозиции 160T/200D). Обеспечивает малую зернистость и повышенную четкость изображения. Пленка характеризуется отличной передачей тональных градаций, позволяет получить насыщенный черный цвет и высокий контраст. Обладает улучшенными антистатическими свойствами. Имеет противоореольный подслой.
2. Лабораторные кинопленки
ASTMAN Fine Grain Duplicating Panchromatic Negative Film 5234 / 7234 / 2234 / 3234   Дубль-негативная мелкозернистая черно-белая кинопленка с панхроматической чувствительностью и высокой четкостью. Эта низкочувствительная кинопленка предназначена для производства дубль-негатива с промежуточного негатива с оригинальной обращаемой кинопленки.
EASTMAN Fine Grain Duplicating Positive Film 5366 / 7366 / 2366 / 336 Дубль-позитивная синечувствительная черно-белая мелкозернистая кинопленка.
EASTMAN High-Contrast Positive Film II 5363 / 7363   Высококонтрастный черно-белый позитив средней чувствительности, который подходит для производства позитивных и негативных титров, спецэффектов - силуэтов, блуждающих масок.
EASTMAN High-Contrast Panchromatic Film 5369 / 2369 / 3369 Высококонтрастная панхроматическая кино пленка имеет ультравысокую разрешающую способность, отличную резкость и четкость.
KODAK PanchromaticSeparation Film Панхроматическая цветоделительная кинопленка предназначена для получения архивных черно-белых цветоделенных позитивов с оригинального негатива.
KODAK Panchromatic Sound Recording Film 2374 / 3374 / 2376 Панхроматическая звукотехническая кинопленка является высококонтрастным черно-белым киноматериалом, предназначенным для записи негативной фонограммы переменной ширины в аппаратах с лампами накаливания и/или записи негативной цифровой фонограммы.
3. Кинопленки для печати копий
KODAK Black-and-White Print Film 2302 / 3302   Черно-белая позитивная синечувствительная кинопленка обладает низкой чувствительностью и высоким разрешением. Эта кинопленка разработана для печати фильмокопий.

Продолжение табл. 1.3

EASTMAN Fine Grain Release Positive Film 5302 / 7302   Кинопленка является низкочувствительным, черно-белым, позитивным киноматериалом высокого разрешения для печати фильмокопий.  

 

1.1.4. Кинопленки Agfa-Gevaert Group (черно-белые) /4/

Таблица 1.4

Тип кинопленки Краткая характеристика
1. Лабораторные кинопленки
AGFA OrthochromaticSound RecordingFilm ST8.D   Звукотехническая кинопленка предназначена для оптической записи цифровых фонограмм, таких как Dolby SR.D, а также для аналоговых фонограмм. Эта зукотехническая черно-белая ортохроматическая кинопленка обладает очень высокой контрастностью, чрезвычайно высокой четкостью и ультратонкимзерном.
AGFA Panchromatic Sound Recording Film ST9   Черно-белая панхроматическая кинопленка предназначена специально для записи всех типов фонограмм. На эту высококонтрастную кинопленку могут быть записаныаналоговая фонограмма переменной ширины, обычно экспонируемая светом лампы накаливания, а также современные цифровыефонограммы, экспонируемые красным или зеленым источником света.

 

1.1.5. Кинопленки FILMOTEC GmbH (торговая марка ORWO) /5/.

Таблица 1.5

Тип кинопленки Краткая характеристика Применение
1. Кинопленки для киносъемки
ORWO Universal-Negativfilm UN 54   Универсальная негативная кинопленка UN54 является черно-белым киносъемочным материалом средней чувствительности для различных применений. Она имеет Индекс экспозиции 100 ISO; ТАЦ основа

Продолжение табл. 1. 5

  панхроматическую сенсибилизацию и может использоваться для съемок как вне, так и внутри помещений. Кинопленка UN54 также может быть обработана по процессу ORWO 4185 как черно-белая обращаемая и служить для изготовления непосредственно позитивов.  
ORWO Negativfilm N 74 plus Негативная кинопленка N 74 plus -высоко-чувствительная черно-белая кинопленка для различных применений. Она имеет панхроматическую сенсибилизацию и может использоваться для съемок как вне, так и внутри помещений. Благодаря своей высокой светочувствительности и большой фотографической широте, N 74 plus особенно пригодна для киносъемок в условиях низкой освещенности. Предпочтительными областями использования являются съемка документальных фильмов,репортажей, подводные съемки и съемки в промышленной кинематографии. Применение N 74 plus также рекомендовано, если при съемках в нормальных условиях освещения требуется большая глубина резкости. Кинопленка N 74 plus отличается от своей предшественницы существенно улучшенными фрикционными свойствами, крайне низким износом и отличными антистатическими свойствами. Индекс экспозиции 400 ISO; ТАЦ основа
2. Лабораторные кинопленки
ORWO Duplikat-Positivfilm DP 3 Дубль-позитивная кинопленка DP 3 служит для изготовления промежуточных позитивов. Благодаря своей панхроматической сенсибилизации, кинопленка пригодна не только для использования в процессе черно-белого контратипирования, но и для изготовления правильных по тону черно-белых дубль позитивов с цветных негативов. Отличительными особенностями кинопленок этого типа являются отличная разрешающая способность и чрезвычайно низкая зернистость. ТАЦ основа
       

Продолжение табл. 1. 5

ORWO Duplikat-Positivfilm DP 31 Дубль-позитивная кинопленка DP 31 служит для изготовления промежуточных позитивов. Благодаря своей панхроматической сенсибилизации, кинопленка пригодна не только для использования в процессе черно-белого контратипирования, но и для изготовления правильных по тону черно-белых дубль-позитивов с цветных негативов. Отличительными особенностями кинопленок этого типа являются отличная разрешающая способность и чрезвычайно низкая зернистость. Дополнительный светоотражающий противоореольный слой, обесцвечивающийся в процессе проявления, гарантирует высокую резкость и позволяет применять прозрачную основу из полиэстера.   ПЭТФ основа
ORWO Duplikat-Negativfilm DN 2 Дубль-негативная кинопленка DN 2 служит для изготовления черно-белых дубль-негативов. Благодаря своей панхроматической сенсибилизации, кинопленка пригодна не только для использования в процессе черно-белого контратипирования, но и для изготовления правильных по тону черно-белых дубль-негативов с цветных позитивов.   ТАЦ основа
ORWO Duplikat-Negativfilm DN 21 Дубль-негативная кинопленка DN 21 служит для изготовления черно-белых дубль-негативов. Благодаря своей панхроматической сенсибилизации, кинопленка пригодна не только для использования в процессе черно-белого контратипирования, но и для изготовления правильных по тону черно-белых дубль-негативов с цветных позитивов. Отличные фотографические и физические свойства DN 21 делают возможным изготовление черно-белых копий лучшего качества. Благодаря своей полиэфирной основе, DN 21 идеально подходит для длительного хранения в архивах.   ПЭТФ основа
       

Продолжение табл. 1. 5

ORWO Ton-Negativfilm TF 12d Кинопленка TF 12d является ортохроматической черно-белой негативной кинопленкой для звукозаписи. Покрытие нового типа обеспечивает одновременно транспортирование кинопленки без царапин.   ПЭТФ основа
3. Кинопленки для печати копий
ORWO Positiv-Kinefilm PF 2 ORWO Positiv-Kinefilm - это стандартный копировальный материал для изготовления черно-белых копий. PF 2 является чрезвычайно мелкозернистой позитивной кинопленкой с отличной разрешающей способностью. С кинопленкой PF 2 высокое качество копий со сбалансированными оттенками серого достигается во всех технологиях печати черно-белого кинематографа.   ПЭТФ основа
ORWO Positiv-Kinefilm PF 2 plus ORWO Positiv-Kinefilm PF 2 plus - это копировальный материал для изготовления черно-белых копий. PF 2 plus является мелкозернистой позитивной кинопленкой с отличной разрешающей способностью. С кинопленкой PF 2 plus высокое качество копий со сбалансированными оттенками серого достигается во всех технологиях печати черно-белого кинематографа, но, в первую очередь, если данная пленка сочетается с негативными и контратипными кинопленками ORWO. Кинопленка ORWO PF 2 plus на полиэфирной основе соответствует самым высоким требованиям, предъявляемым к материалам для печати, что предопределяет ее использование в архивах. Она снабжена покрытием, которое имеет крайне малую чувствительность к царапинам.   ПЭТФ основа
       

 

1.2. Химико-фотографическая обработка черно-белых материалов

1.2.1. Процесс проявления

Проявление - избирательный процесс восстановления экспонированных микрокристаллов галогенида серебра в эмульсионном слое фотоматериала, способствующий превращению срытого изображение в видимое. Специальные растворы, применяемые для этих целей, называются проявляющими и проявителями. Они представляют собой сложную многокомпонентную систему, состоящую из одного проявляющего вещества или нескольких, щелочи, антиоксиданта, антивуалента и других веществ /6/.

Проявляющие вещества:

Проявляющие вещества – химические соединения, легко отдающие электрон и восстанавливающие ионы серебра до металлического серебра. В фотографии применяются только те проявляющие вещества, которые обладают свойствами избирательного восстановления – способностью восстанавливать только те микрокристаллы AgHal, на которых имеется серебряный центр скрытого изображения (катализатор процесса проявления).

В черно-белой кинематографии используют такие органические проявляющие вещества как гидрохинон (1), метол (2) и фенидон (3):

 

В последнее время широко распространен в фотографии 1-фенил-3-пиразолидон или фенидон – синтезированное из пиразолидона проявляющее вещество. Фенидон сам проявляет слабо и только до оптической плотности . Однако при добавлении его в гидрохиноновый проявитель скорость процесса проявления существенно возрастает. Фенидон практически не чувствителен к к накоплению ионов брома в проявляющем растворе. Этим объясняется его применение в машинной обработке кинофотоматериалов. Благодаря этому он полностью вытеснил метол, который в свою очередь чувствителен к накоплению бромидов в проявителе.

Природа активных групп и их положение в молекуле проявляющего вещества влияют на скорость процесса проявления. К примеру, проявляющие вещества, имеющие функциональные группы в параположении, активнее, чем имеющие те же заместители в ортоположении.

Проявляющие вещества с двумя гидроксильными группами требуют использования в проявителе сильной щелочи. Вещества же при двух аминогруппах или активных группах и не требуют высокого значения pH при проявлении /6/.

Щелочи:

Роль щелочи в проявляющем растворе заключается в следующем:

· необходима для увеличения скорости процесса проявления, так как водные растворы большинства проявляющих веществ сами по себе почти не обладают проявляющей способностью. Это объясняется тем, что в присутствии щелочи существенно возрастает степень диссоциации проявляющих веществ. Это в свою очередь приводит к увеличению концентрации активной формы проявляющего вещества в проявителе и в дальнейшем обеспечивает повышение скорости процесса восстановления AgHal;

· создает определенную концентрацию ионов и является регулятором этой концентрации в процессе проявления, способствуя при этом смещению равновесия в системы: молекулярная форма ионная форма проявляющего вещества в сторону увеличения концентрации ионной (активной) формы;

· нейтрализует бромистоводородную кислоту, образующуюся в процессе проявления и накапливающуюся в проявителе (ее количество пропорционально металлическому серебру, выделяющемуся в процессе восстановления AgHal):

· связывает кислоту, вводимую с проявляющим веществом в проявитель. Это необходимо, так как большинство проявляющих веществ плохо растворимы в воде и для повышения растворимости их обычно применяют в виде солянокислых или сернокислых солей;

· некоторое количество щелочи расходуется и на титрование желатина фотографического слоя до значения pH, обеспечивающего начало процесса проявления AgHal проявляющим веществом;

Для быстрой или скоростной обработки кинофотоматериалов проявитель готовят на едкой щелочи (NaOH, KOH). Но едкая щелочь полностью диссоциирована в проявителе. Поэтому по мере ее расходования через определенное время наступает понижение pH проявителя и замедление процесса проявления.

При использовании углекислых щелочей (K2CO3, Na2CO3), тринатрийфосфата (Na3PO4) и буры (Na2B4O7) по мере расходования щелочи на титрование HBr и желатина эмульсионного слоя в процессе проявления все новые порции указанных щелочей подвергаются гидролизу. Это и обуславливает поддержания постоянного уровня pH проявляющего раствора за счет образования едкой щелочи.

Антивуалирующие вещества:

Антивуалирующие вещества необходимы для предотвращения образования вуали на изображении:

· эмульсионные стабилизаторы (7-гидрокси-5-метил-1,2,4-триазаиндолицин) уменьшают эмульсионную вуаль, препятствуя дальнейшему росту центра светочувствительности в процессе хранения фотоматериала

· антивуаленты (KBr, KI, NaBr,бензотриазол) уменьшают вуаль проявления, возникающую в результате восстановления ионов серебра из проявляющего раствора и последующего осаждения образовавшихся вновь высокодисперсных частиц на неэкранированных участках слоя.

Специальные добавки:

К специальным добавкам относятся водоумягчающие вещества, такие как трилон Б, калгон (смесь гексаметафосфата натрия (NaPO3)6 и пирофосфата натрия Na4P2O7). Эти вещества предназначены для предотвращения образования известковых соединений (осадков CaCO3, Cax(OH)y(SO3)z), которые могут возникать в случае применения воды повышенной жесткости /6/.

1.2.2. Процесс фиксирования

1.2.2.1.Назначение процесса фиксирования

При химико-фотографической обработке кинофотоматериалов после процессов проявления и первого промывания проводится фиксирование, которое делает фонографический материал нечувствительным к дальнейшему действию света, благодаря чему проявленное изображение не изменяется под действием света и хорошо сохраняется во времени.

Сущность фиксирования как химического процесса состоит в переводе различных плохо растворимых солей серебра в хорошо растворимые комплексные соединения, достаточно легко удаляемые из слоя еще в фиксажной системе.

Чаще всего в процессе фиксирования из слоя удаляют не подвергшиеся действию света и непроявленные кристаллы галоидного серебра. Иногда фиксирование проводят с целью удаления нерастворимых солей серебра, образующихся в процессе отбеливания. В некоторых случаях фиксирующие раствора выполняют функции останавливающих или дубящих ванн /7/.

1.2.2.2. Растворители солей серебра

Если фотографический материал, содержащий кристаллы галоидного серебра, погрузить в воду, довольно быстро установится следующая система динамических равновесий:

AgHal твердое ↔ AgHal в растворе ↔ [Ag+] [Hal-]

Как только в растворе будет достигнуто произведение раcтворимости галогенида серебра Пр =[Ag+] [Hal-] - процесс растворения соли прекратится. Поскольку произведения растворимости галоидных солей серебра очень малы и чрезвычайно быстро устанавливаются в растворе, эти соли являются практически нерастворимыми в воде.

Для того, чтобы процесс растворения галоидной соли протекал непрерывно слева направо, необходимо выводить из растворе июни серебра или галоида по мере их образования. В этом случае произведение растворимости AgHal достигаться не будет и процесс сможет продолжаться до полного перевода в раствор всего галогенида серебра. В процессе фиксирования из раствора обычно выводят ионы серебра, связывая их в комплексные ионы с низкими константами нестойкости (диссоциации). Совершенно ясно, что произведение растворимости галоидной соли не будет достигаться в растворе лишь в том случае, если константа диссоциации комплексного иона, в состав которого входит серебро, будет ниже произведения растворимости соответствующей галоидной соли серебра /7/.

Однако к веществам, используемым в фиксирующих растворах, кроме способности образовывать с ионами серебра прочные слабодиссоциирующие комплексы, предъявляется ряд дополнительных требований. Они не должны:

- оказывать вредное влияние на желатин;

- быть агрессивными по отношению к серебряному или красочному изображениям;

- быть токсичными и дефицитными.

Этим требованиям вполне удовлетворяет пятиводный тиосульфат натрия – NA2S2O3*5H2O (гипосульфит). Поэтому именно он и используется в качестве растворителя галогенидов серебра в большинстве фиксирующих растворов.

В последнее время за рубежом в качестве фиксирующего вещества стали широко применять тиосульфат аммония. Однако в нашей стране это вещество пока достаточно дефицитно /7/.

1.2.2.3. Требования к условиям проведения процесса фиксирования

От правильного выбора режима фиксирования в большой мере зависят:

· эффективность окончательного промывания фотоматериала;

· сохраняемость цветных и черно-белых изображений.

· безвозвратные потери серебра.

Режим фиксирования считается оптимальным, если:

- продолжительность фиксирования в два-три раза превышает время осветления

- фиксирование заканчивается в свежем фиксаже с низкой концентрацией солей серебра.

Задача процесса фиксирования состоит в том, чтобы перевести нерастворимые соли серебра в хорошо растворимые серебряно-тиосульфатные комплексы и вымыть последние из эмульсионного слоя еще в фиксирующем растворе.

В момент, когда наступает осветление слоя, все нерастворимые соли серебра переходят в комплексные соединения, концентрация которых внутри эмульсионного слоя достаточно велика. Если сразу после осветления фотоматериал перенести в воду, из эмульсионного слоя начнут диффундировать как серебряно-тиосульфатные комплексные ионы, так и ионы тиосульфата натрия. Поскольку размер тиосульфатных ионов гораздо меньше, а градиент концентраций выше, чем у комплексных ионов, первые диффундируют из слоя гораздо быстрее вторых. Следовательно, концентрация тиосульфата натрия в слое уменьшается больше, чем концентрация солей серебра. Уменьшение содержания тиосульфата натрия в слое может явиться причиной перехода хорошо растворимых комплексных солей серебра в труднорастворимые,которые практически не удается вымыть из слоя. Чтобы этого не происходило, после осветления слоя необходимо продолжать процесс его фиксирования. При этом комплексные соли серебра будут переходить из эмульсионного слоя пленки в фиксирующий раствор, а концентрация тиосульфата натрия в слое будет оставаться постоянной. Таким образом, в фиксирующем растворе пленка отмывается от комплексных солей серебра, а в воде последующего промывания ее нужно будет отмыть только от тиосульфата натрия. Для обеспечения достаточно полного вымывания комплексных солей серебра из эмульсионного слоя процесс фиксирования следует заканчивать в свежем фиксаже с низкой концентрацией серебра (С = 0,2-0,3 г/л).

Важнейшей характеристикой любой фиксажной системы являются потери серебра. Они возникают в результате разбрызгивания серебросодержащего фиксирующего раствора и уноса его пленкой.

Потери серебра за счет уноса тем ниже, чем меньше объем уносимого пленкой фиксирующего раствора и концентрация серебра в нем. Для уменьшения уноса раствора пленкой следует применять тонкослойные, хорошо загубленные материалы и устанавливать каплеснимающие устройства на выходе пленки из фиксажной системы.

Чтобы уменьшить потери серебра при разбрызгивании, необходимо поддерживать достаточно низкую среднюю концентрацию серебра в фиксирующем растворе. Кроме того, полы помещений, в которых работают с фиксирующими растворами, должны иметь трапы, куда будут стекать все случайныепереливы фиксирующих растворов /7/.

1.2.2.4. Кинетика процесса фиксирования

Процесс фиксирования, как и другие операции химико-фотографической обработки пленки, протекает по экспоненциальному закону (рис.1.1). В начале процесса, когда в слое содержится большое количество галогенида серебра, подлежащего растворению, значительное количество его переходит в раствор в единицу времени. По мере протекания процесса в слое остается все меньше вещества, подлежащего растворению, и скорость фиксирования начинает постепенно уменьшаться.

Скорость процесса фиксирования оценивают либо по количеству остающегося в слое галогенида серебра, либо по времени осветления слоя. Чем выше градиент кривой, выражающей зависимость количества оставшегося в слое серебра от продолжительности фиксирования, тем больше скорость этого процесс /7/.

 

Продолжительность

Рис.1.1. Изменение содержания серебра в эмульсионном слое кинопленки в процессе фиксирования:1-цветная позитивная пленка ЦП-8Р, 2-черно-белая позитивная пленка МЗ-3

1.2.3. Процесс промывания

От качества окончательного промывания зависит дальнейшая сохранность кинопленок. Процесс промывания заключается в удалении из слоя тиосульфата натрия и продуктов реакции, поглощенных слоем в процессе химико-физической обработки. В физическом отношении процесс промывки представляет собой диффузию растворенных веществ из фотослоя в промывную воду и проходит в две стадии:

· диффузия вещества из фотографического слоя;

· удаление диффундирующих веществ сменяемой водой.

Существует несколько способов промывания кинофотоматериалов:

· Каскадный способ

Промывные ванны расположены уступом и свежая проточная вода поступает в верхнюю ванну, где кинопленка проходит последнюю стадию промывания. В нижнюю ванну вода поступает уже с небольшой концентрацией тиосульфата, в ней производится первая стадия промывания. По мере промывания, кинопленка подается из нижней ванны в верхнюю. Каскадный способ является противоточным, так как продвижение кинопленки происходит против движения воды. Метод экономичен.

· Интенсивный способ, при котором в бак постоянно подается свежая вода, удаляемая после использования.

· Душевой способ, при котором большая скорость промывания достигается путем разрушения пограничного слоя струями воды.

Скорость промывания кинопленок зависит также от температуры воды, от которой в свою очередь зависит скорость диффузии и набухаемость желатина эмульсии. Наилучшая скорость промывания незадубленных или слабо задубленных слоев достигается при температуре 14-20°С. Повышение температуры до 20°С и выше вызывает излишнее набухание желатина. Хотя коэффициент диффузии с повышением температуры увеличивается, но существенного выигрыша в скорости промывания не дает, так как увеличивается путь диффундирующих частиц. Поэтому лучшим режимом промывания считается вышеуказанный интервал температур /8/.

1.3. Госфильмофонд Российской Федерации

Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации (Госфильмофонд России) является одной из крупнейших в мире коллекций фильмов, сокровищницей киноискусств за всю историю его существования – с конца XIX века до начала XXI столетия. Одной из задач Государственного фильмофонда Российской Федерации является обеспечение надежного долгосрочного хранения огромной коллекции, включающей 29 тысяч названий отечественных игровых, анимационных и научно-популярных кинокартин, около 40 тысяч названий зарубежных фильмов /9/.

С каждым годом коллекция продолжает непрерывно пополняться. Для активного использования данной коллекции в России и при обмене файлами с зарубежными странами необходимо осуществлять контроль и реставрацию фонда.

В последние годы в Госфильмофонде России произошло техническое переоснащение в связи с внедрением новых технологий, в том числе и цифровых, которые широко стали использоваться в процессе получения и хранения фильмовых материалов. Изображение на кинопленке переводится на цифровые носители, создаются электронные библиотеки. При всем изобилии цифровых файлов, форматов и технологий проблемы с цифровыми файлами начинаются уже через 5 лет. Опасность потерять носитель особенно высока для хроникально-документальных фильмов, большинство архиваторов уверены в необходимости хранения фильмовых материалов на кинопленке как носителе, который служит уже более 100 лет. Технологический прогресс не остановить, и в будущем, вероятно, цифровые технологии будут преобладать, но не стоит пренебрегать традиционными методами хранения.

Обеспечение сохранности архивных фондов на пленочной основе включает большой комплекс взаимосвязанных работ, цель которых – создать оптимальные условия хранения с тем, чтобы не нарушать физические свойства документов и создать возможность изготовления рабочих копий особо ценных экземпляров. Этим в России занимаются специалисты различного профиля – материаловеды, химики, физикохимики, специалисты по физико-механическим свойствам полимерных материалов, исследователи структурных изменений материалов и другие. Для обеспечения длительного хранения фильмовых материалов в архивах необходимо также своевременно проводить их реставрационно-профилактическую обработку /9/.

Основными задачами фонда являются:

· хранение коллекции отечественных и зарубежных фильмов и других материалов;

· осуществление исследовательской и собирательской деятельности;

· осуществление информационной, издательской и культурно-просветительской деятельности;

· сотрудничество с киноорганизациями Российской Федерации;

· осуществление международных связей в уставной сфере деятельности, в том числе в рамках сотрудничества с Всемирной федерацией синематек и Ассоциацией синематек Европы;

· взаимодействие с другими зарубежными киноорганизациями;

· проведение работ по контролю фильмов, перевода их с кинопленки на цифровые носители информации;

· проведение работ по реставрации и печати копий фильмов;

· внедрение нов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: