Работа с таблицей «Типы экономических систем»




Фрагмент урока

Тема урока: Влияние организационно-экономических отношений общества на формирование экономических систем.

Цель урока: Определить роль организационно-экономических отношений общества в формировании основных типов экономических систем.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятиями «экономическая система», «рыночная экономическая система», «традиционная экономическая система», «командная экономическая система» и «смешанная экономическая система», а также с организационно-экономическими элементами, влияющими на формирование данных типов экономических систем.

2. Развитие речи учащихся, умения выделять главное и лаконично формулировать устный и письменный ответ.

3. Воспитание межличностных отношений, умения слушать и уважать мнение товарищей.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний и УУД.

Форма урока: Урок-практикум.

Основные понятия: экономическая система, рыночная экономическая система, традиционная экономическая система, командная экономическая система, смешанная экономическая система.

Методы: метод Алфавит, работа с экономическим понятием «экономическая система», работа с сообщениями «Рыночная экономическая система», «Традиционная экономическая система», «Централизованная экономическая система», работа с учебником (с. 32-44 глава 2 «Типы экономических систем»), работа с раздаточным материалом «Смешанная экономическая система», работа с таблицей «Экономические системы», работа в группах при заполнении таблицы.

УУД:

Общеучебные познавательный УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (беседа, заполнение таблицы «Экономические системы», формулировка определения «экономическая система»),

- умение работать с информацией и выделять главное (работа с терминами «экономика» и «система», работа с раздаточным материалом, с учебником, заполнение таблицы «Экономические системы»).

Регулятивные УУД:

- способность организовывать учебную деятельность, распределяя время на выполнения задания (заполнение таблицы «Экономические системы»),

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (работа в группах, беседа),

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (работа в группах).

Личностные УУД:

- ценностно-смысловая ориентация учащихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

План урока:

1. Понятие «экономическая система» и факторы, влияющие на типологию экономических систем (беседа, работа с экономическим понятием «экономическая система»).

2. Характеристика экономических систем: рыночной, традиционной и централизованная (работа с сообщениями «Рыночная экономическая система», «Традиционная экономическая система», «Командная экономическая система», работа с таблицей с таблицей «Экономические системы», работа в группах).

3. Понятие «смешанная экономическая система» (работа с учебником, работа с таблицей «Экономические системы»).

4. Характеристика современной экономической системы в России (сообщение ученика «Современное состояние экономики в России», «Алфавит»).

Материалы к уроку и ТАСО: сообщения учеников по темам «Рыночная экономическая система», «Традиционная экономическая система», «Командная экономическая система», раздаточный материал «Смешанная экономическая система», презентация «Типы экономических систем».

Домашнее задание к уроку:

1. Повторить определения «экономика», «система» (работа со словарем «Экономические термины и понятия»).

2. Подготовить сообщения «Особенности традиционной экономической системы», «Особенности рыночной экономической системы», «Особенности централизованной экономической системы», опираясь на план:

1. Какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе.

2. Какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой.

3. Какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ.

4. Каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Литература:

1. Королева, Г.Э. Экономика: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2014.

2. Липсиц, И.В. Экономика. Базовый уровень: учебник для 10, 11 классов общеобразоват. орг. - М., ВИТА-ПРЕСС, 2016 (основной).

3. Экономическая теория: методическое пособие / сост. Л.А. Николаева. - [Электронный ресур]. - Режим доступа. - https://bibliotekar.ru/economicheskaya-teoriya/27.htm (дата обращения 16.12.2015)


Ход урока

время содержание урока характеристика этапов урока, методы работы УУД
8.10- 8.22 2 этап. Характеристика экономических систем: рыночной, традиционной и централизованной.
2 мин.   5 мин.   5 мин. У.: Дома вы должны были подготовить материал об экономических системах: первая группа готовила характеристику традиционной экономической системы, вторая – рыночной экономической системы, третья – централизованной. Ваша задача, работая в группах – заполнить таблицу на основе приготовленного Вами материала, также можно использовать материалы учебника страница 32 глава 2 «Типы экономических систем». Образец таблицы Вы видите на слайде. В первой колонке представлены факторы (или организационно-экономические отношения), влияющие на тип экономической системы, в следующих колонках представлены типы экономических систем. Группа заполняет ту колонку, которой соответствует приготовленный дома материал. Время на выполнения задания – 5 мин.     У.: Ребята, продолжаем работу. Внимательно меня слушаем и вместе заполняем таблицу. У.: Какая форма собственности преобладает в традиционной экономической системе и как она влияет на основную форму экономической деятельности? О.: В традиционной экономической системе или патриархальной преобладает коллективная форма собственности. Главной формой деятельности становится натуральное хозяйство, охота и собирательство. У.: Какая форма собственности преобладает в рыночной экономической системе и как она влияет на основную форму экономической деятельности? О.: В рыночной экономической системе преобладает частная собственность юридических и физических лиц на факторы производства. Свободой выбора в условиях частной собственности пользуются домашние хозяйства (фермерство), фирмы и государственные учреждения. У.: Какая форма собственности преобладает в централизованной системе и как она влияет на основную форму экономической деятельности? О.: В централизованной системе, которую также называют командной, административной, плановой, основной формой собственности является государственная собственность. У.: Как происходит распределение экономических ресурсов в данных экономических системах? О1.: В традиционной экономической системе распределение экономических ресурсов осуществляется согласно традиций и обычаев, сложившихся на протяжении долгого существования общества. О2.: Основой рыночной экономической системы является индивидуальная свобода в принятии и реализации экономических решений. О3.: При централизованной или командной экономической системе большая роль в распределении экономических ресурсов принадлежит государству.     У.: Каким способом происходит установление цен на товары и услуги? О1.: В традиционной экономической системе цены на товары и услуги устанавливаются согласно традиций. О2.: В рыночной экономической системе цены на товары и услуги устанавливаются производителями, т.е. характеризуются экономической свободой, что влияет на нестабильность ценовой политики. О3.: При централизованной экономической системе цены устанавливаются государством, что определяет устойчивость цен.   У.: Охарактеризуйте уровень производства в данных экономических системах. О1.: В традиционной экономической системе преобладает ручной труд, который влияет на низкий уровень производительности труда. О2.: В рыночной экономической системе осуществляется внедрение передовых технологий, которые обеспечивают конкурентоспособность фирм, право экономических свобод и как следствие повышение производительности труда. О3.: Уровень производства централизованной экономической системы характеризуется слабым внедрением передовых технологий и низкой производительностью труда.   У.: Охарактеризуйте качество товара и оказание услуг в данных экономических системах. О1.: В традиционной экономической системе качество товара удовлетворяет потребности населения. О2.: Рыночная экономическая система характеризуется широким выбором товаров и услуг, за счет конкуренции и внедрение новых технологий повышается качество товаров и услуг за которые необходимо платить. Следовательно, увеличивается количество платных услуг. О3.: При централизованной экономической системе ощущается нехватка товаров, отсутствие личной заинтересованности людей в производстве товаров и оказании услуг приводит к ухудшению качества товаров. Плюсом является то, что основные услуги оказываются бесплатно. У.: Охарактеризуйте уровень жизни населения в данных экономических системах. О1.: Уровень жизни населения в низкий уровень жизни в традиционной экономической системе низкий, характеризуется стабильностью, отсутствием безработицы и социальной защищенности граждан. О2.: Уровень жизни населения в условиях рыночной экономической системы характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, что определяется наличием безработицы в обществе и инфляцией, а также отсутствием социальной защищенности граждан. О3.: В условиях централизованной экономической системе у населения формируется уверенность в завтрашнем дне, т.к. оно ощущает социальную защищенность со стороны государства, своевременную выплату заработной платы, в обществе отсутствует безработица. У.: Назовите государства, в которых преобладали данные экономические системы. О1.: Традиционная экономическая система в России в хозяйственном укладе народов Севера, в основном была распространена в развитых древних государствах: Вавилон, Ассирия и др. О2.: К числу стран с развитой рыночной экономикой можно отнести такие государства как Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Румыния, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Чешская Республика. О3.: Командно-административная экономическая система преобладала в СССР в 20-80 гг. XX века, в некоторых странах Востока, например, в Китае.   У.: Ребята, посмотрите на таблицу и дайте определение данным экономическим системам. Первая группа, дайте определение, централизованная экономическая система, вторая группа – что такое традиционная экономическая система, третья – рыночная экономическая система. О1.: Традиционная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при котором преобладающей формой собственности является коллективная, а также традиции и обычаи влияют на распределение экономических ресурсов и экономических отношений. О2.: Рыночная экономическая система – это способ организации экономической жизни, характеризующийся правом частной собственности, экономической свободой и конкуренцией. О3.: Централизованная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение экономических ресурсов осуществляется по указанию государственных органов власти. Показ презентации. На слайде № 3 «Типы экономических систем», представлен макет таблицы «Типы экономических систем».   Учитель объясняет правила выполнения задания, ученики распределяют обязанности в группе.     Самостоятельная работа в группах с таблицей «Типы экономических систем»; работа с информацией, приготовленной дома; работа с учебником (с. 32-44 глава 2 «Типы экономических систем»). Беседа. Заполнение таблицы «Типы экономических систем»   Показ презентации. На слайде № 4 «Типы экономических систем», представлен фрагмент макета таблицы «Типы экономических систем» (пустые строки «форма собственности» и «форма деятельности»).   Учащиеся походу обсуждения заполняют таблицу.   Показ презентации. На слайде № 5 «Типы экономических систем», представлен фрагмент таблицы «Типы экономических систем» (строки «форма собственности» и «форма деятельности»).   Показ презентации. На слайде № 6 «Типы экономических систем», представлен фрагмент макета таблицы «Типы экономических систем» (пустая трока «форма собственности распределение экономических ресурсов»).     Учащиеся заполняют таблицу.   Показ презентации. На слайде № 7 «Типы экономических систем», представлен фрагмент таблицы «Типы экономических систем» («форма собственности распределение экономических ресурсов»). Показ презентации. На слайде № 8 «Типы экономических систем», представлен фрагмент макета таблицы «Типы экономических систем» (пустая строка «ценовая политика»).   Показ презентации. На слайде № 9 «Типы экономических систем», представлен фрагмент таблицы «Типы экономических систем» («ценовая политика»). Показ презентации. На слайде № 10 «Типы экономических систем», представлен фрагмент макета таблицы «Типы экономических систем» (пустая строка «уровень производства»).   Показ презентации. На слайде № 11 «Типы экономических систем», представлен фрагмент таблицы «Типы экономических систем» («уровень производства»). Показ презентации. На слайде № 12 «Типы экономических систем», представлен фрагмент макета таблицы «Типы экономических систем» (пустая строка «качество товаров и услуг»).   Показ презентации. На слайде № 13 «Типы экономических систем», представлен фрагмент таблицы «Типы экономических систем» («качество товаров и услуг»).   Показ презентации. На слайде № 14 «Типы экономических систем», представлен фрагмент макета таблицы «Типы экономических систем» (пустая строка «уровень жизни населения»).     Показ презентации. На слайде № 15 «Типы экономических систем», представлен фрагмент таблицы «Типы экономических систем» («уровень жизни населения»).     Показ презентации. На слайде № 16 «Типы экономических систем», представлен фрагмент макета таблицы «Типы экономических систем» («примеры»).     Показ презентации. На слайде № 17 «Типы экономических систем», представлен фрагмент таблицы «Типы экономических систем» («примеры»). Показ презентации. На слайде № 18 «Типы экономических систем», представлен фрагмент макета таблицы «Типы экономических систем» (заполненные колонки «Традиционная экономическая система», «Рыночная экономическая система», «Централизованная экономическая система»).     Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками (работа в группах). Личностные УУД: формирование межличностных отношений и распределение социальных ролей (работа в группах).  
   
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: