ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ МАТЕРИАЛА




Письменная творческая работа на программу «Журналистика»

Методические рекомендации

 

При проверке письменной творческой работы главное внимание уделяется тому, насколько аккуратно и точно абитуриент умеет обращаться с информацией и создавать на её основе логичные, связные и интересные широкой аудитории тексты.

Какие типы творческих работ мы приветствуем

Расширенная новость

Она всегда отвечает на вопросы: что случилось, как это развивалось, что происходило. Доминантой подобного материала всегда являются факты, в том числе официальные сведения, статистика, свидетельства участников. Мнения наблюдателей и экспертов играют здесь второстепенную роль и могут вообще отсутствовать. Главное в материале – точность, полнота информации и доступная форма её подачи.

Обзор мнений

Он всегда содержит явным образом информационный повод – событие, актуальную проблему и т.п., но строится вокруг противопоставления существенных мнений участников события, экспертов по проблеме. Именно оценки и мнения являются в нём доминантой и определяют внутренний конфликт. Главное в материале – точно атрибутированные оценки проблем, вызывающих общественную дискуссию. В небольшой мере возможно проявление личной позиции автора.

3) Очерк или портрет

Для целей письменного творческого испытания очерк – это композиционно выстроенное эссе об известном человеке, включающее факты из жизни героя, высказывания героя и оценки его деятельности третьими лицами. В результате должен получиться лёгкий для чтения портретный материал, дающий яркое представление о личности и о том, чем она интересна и важна. Приветствуется микс фактического материала и эмоциональных высказываний.

Критерии оценки работ (0 - 50 баллов):

● Точность и полнота раскрытия темы (0-20 баллов)

Абитуриент должен показать, что он точно понял тему, сфокусировался на ней, в достаточной мере владеет информацией по теме (без существенных упущений в фактическом материале, который можно найти в открытых web-источниках). Автор материала отвечает сам за каждый приведённый факт, за каждую использованную цифру и может подтвердить свои слова ссылкой на некоторый «немусорный» источник (источник, содержащий проверенную информацию, например, сайты СМИ, официальные страницы организаций и персоналий). Баллы могут быть повышены за высокую информационную плотность текста (количество элементов информации на общий объем текста). Баллы могут быть снижены за неполное освещение темы, неоправданный отход от главной темы, скудость информации и рыхлую фактуру, сильно разбавленную рассуждениями.

 

● Разнообразие источников и корректность их использования (0-10 баллов)

Для написания журналистского материала во время творческого испытания необходимо выбирать различные источники, оптимально описывающие явление или проблему. В информационном материале должны быть представлены все значимые источники сведений, в аналитическом – все значимые точки зрения на происходящее. Количество ссылок не должно быть слишком малым (тогда пострадает «весомость» материала) или чересчур большим (есть опасность превратить журналистский материал в базу данных). Оптимальное число источников для данного объема работы составляет примерно от 5 до 8. Оценка может быть снижена за отсутствие ссылок или слишком малое их число, а также за некорректные ссылки (например, неправильный адрес ссылки или ссылка на весь web-ресурс, а не на конкретную его страницу). Баллы могут быть повышены за точное соответствие фактов и высказываний информационным источникам, за использование первоисточников, а не агрегаторов, за оптимальное количество ссылок на источники информации.

 

● Композиция и логика построения материала (0-10 баллов)

Умение выстроить композицию материала во многом определяет способность журналиста удержать интерес аудитории. Экзаменаторы, как и читатели, любят яркое начало, логичное или парадоксальное построение материала, убедительное его окончание. За это оценка может быть повышена. Снижение оценки возможно за логические нарушения в рассуждениях, неумение излагать мысли последовательно, не перескакивая с одной на другую, неверные выводы из приведённых посылок и т.д.

 

● Стиль (0-5 баллов)

В своей работе абитуриент должен продемонстрировать свободу владения письменным языком. Она включает в себя отсутствие «канцеляризмов», «штампов» и «клише». Оцениваются также точность и яркость изложения мыслей, богатство лексики. Оценка может быть повышена за точно выдержанный стиль (информационный, аналитический, очерковый). Недочётами являются как излишне заштампованный и клишированный язык, отсутствие в речи образности и выразительности, так и, напротив, чрезмерное изобилие неоправданных метафор, гипербол и т.д. Возможно снижение оценки за субъективное ощущение скуки при прочтении материала.

 

● Грамотность (0-5 баллов)

Оценка снижается за наличие орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок, а также за множественные опечатки. Не стоит абсолютно доверять встроенным в текстовый редактор средствам проверки правописания – они не всегда работают идеально.

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ МАТЕРИАЛА

При написании работ чаще прочих встречаются две ошибки. Первая - неумение сконцентрироваться на теме. Любой факт, любая отобранная деталь, любое цитируемое высказывание должны работать на общую идею творческой работы, а не уводить читателя в сторону от неё. Если тема представляется вам слишком обширной для вашего короткого материала, постарайтесь взять какой-то один (но важный или необычный) её поворот, сфокусируйтесь на нём, объясните читателю, почему вы избрали именно его. Возможны обобщения, помещение проблемы в более широкий контекст, но недопустимы неоправданные отступления от главной идеи и тем более подмена заявленной темы.

Вторая ошибка - отсутствие или рыхлость композиции. Структурирование - важная часть работы над материалом. Сюжетная линия и последовательность частей материала должны быть понятны читателю без объяснений. Приветствуются (хотя и не являются обязательными) такие элементы организации материала как заголовок, подзаголовок, деление на главки, конечные выводы. Каждый новый факт и каждое новое мнение должны добавлять что-то существенное к предыдущим, а не просто повторять уже сказанное. В информационных материалах желательно описывать события в той последовательности, в которой они происходили. Любые попытки излагать события в другом порядке должны быть объяснены.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: