Итак, в содержании документов образования определяются конкретные личностные характеристики, которые необходимо сформировать у школьников.




Задание 6

 

 

Какими, по -Вашему мнению, личностными качествами должен обладать вчерашний дошкольник, а сегодня-первоклассник, чтобы все-таки освоить ООП НОО?

В настоящее время, в период быстрых социальных изменений общество в целом и педагоги в частности столкнулись с проблемой, как лучше подготовить детей к жизни в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

В образовательной среде школы учителем начальных классов решаются две основные задачи: создание условий для освоения детьми образовательной программы, а также обеспечение возможностей для личностного развития обучающихся (в т. ч. формирование и развитие качеств).

Для решения второй задачи педагогам нужно знать, какие качества необходимы будут ребенку завтра для успешной адаптации в современных условиях жизнедеятельности и как их сформировать.

Актуальность подтверждается наличием социального заказа общества на воспитание личности в контексте национального идеала, определением конкретных личностных характеристик во многих документах образования

На основе положения, что требования к личности задаются государством, обществом и его субъектами, определен перечень конкретных характеристик, которые будут отвечать потребностям развития современного общества и соответствовать особенностям формирования личности младшего школьника.

Как известно качества — это характеристики чего-либо, которые призваны соответствовать конкретным потребностям.

А личностные качества — это психологические характеристики личности, проявляющиеся через отношения к окружающему и к самому себе в поведении и деятельности человека.

Отметим качества личности обучающегося, которые обозначены в документах образования: в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от «6» октября 2009 г. (далее — ФГОС НОО), в профессиональном стандарте педагога, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция), в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия), в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (далее — Программа «Развитие образования»).

ФГОС НОО предъявляет требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (помимо предметных и метапредметных результатов), в т. ч. личностным качествам как одним из их составляющих (их формирование в соответствие с системно-деятельностным подходом).

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» определено, что начальное общее образование направлено в частности на формирование личности обучающихся и формирование умений, необходимых в учебной деятельности. Личность рассматривается как ценность и приоритет образовательной политики РФ.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено, что воспитание нацелено на достижение конкретного «образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях». Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие нашей страны, поскольку от воспитания человека зависит развитие общества.

В основе определения образа конкретного человека как представителя общества, лежат ценности общества, социальные, религиозные, этические, культурные идеалы, которые зависят от исторических традиций, культурного, социально-экономического развития общества и др. И для формирования нравственного фундамента личности, нравственных ориентиров важно передать школьникам базовые национальные ценности (патриотизм, семья, труд и творчество, искусство и литература, природа, человечество и др.), опора на которые позволит детям противостоять разрушительному влиянию негативных проявлений агрессии, безнравственности.

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы качество образования должно соответствовать меняющимся запросам населения и перспективе развития российского общества и экономики. А одной из основных задач образования является создание условий для реализации человеком своего потенциала, раскрытие возможностей обучающихся. Это поможет детям раскрыть свои таланты, проявить себя в социальной практике, самореализоваться в научной, исследовательской, творческой деятельности (к которой планируется активно привлекать детей).

О воспитании нравственных качеств обучающихся упоминается в ФГОС НОО (качества «доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, уважительность, толерантность» — на основе требований к личностным результатам обучающихся; «уважающий, принимающий ценности семьи и общества», «доброжелательный» — в портрете выпускника начальной школы), в профессиональном стандарте педагога (толерантность), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (принцип «воспитания взаимоуважения»), в Стратегии («развитие высоконравственной личности», «готовой к мирному созиданию»), в Концепции (характеристика «высоконравственный»), в Программе «Развитие образования» («приоритет нравственного … воспитания»).

В частности о воспитании качеств патриотизма и гражданственности говорится в ФГОС НОО (качества гражданственности, патриотизма — на основе требований к личностным результатам обучающихся; «любящий свой народ, край и свою Родину» — в портрете выпускника начальной школы), в профессиональном стандарте педагога (гражданская позиция), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (гражданственность, патриотизм), в Стратегии («развитие личности, разделяющей традиционные духовные ценности нашей страны, готовой к … защите Родины»), в Концепции («гражданин России»), в Программе «Развитие образования» («приоритет … гражданского воспитания»).

О качествах, связанных с получением знания говорится в ФГОС НОО («любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться » — в портрете выпускника начальной школы), в Концепции («компетентный »), в профессиональном стандарте педагога (познавательная активность), в Стратегии («обладающая актуальными знаниями и умениями, способная реализовывать свой потенциал в условиях современного общества »).

О качестве трудолюбие указывается в ФГОС НОО (трудолюбие — на основе требований к личностным результатам обучающихся); в профессиональном стандарте педагога («способность к труду … в условиях современного мира»), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» («воспитание трудолюбия»), в Стратегии («ориентированная на труд личность»).

О воспитании волевых качеств личности заявлено в ФГОС НОО (качества самостоятельности, ответственности — на основе требований к личностным результатам обучающихся; «способный к самоорганизации »; «готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом» — в портрете выпускника начальной школы), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (принцип «воспитания ответственности», саморегуляция), в Концепции («ответственный»), о формировании самостоятельности указано в профессиональном стандарте педагога, в Программе «Развитие образования».

В частности, о формировании лидерских качеств заявлено в Концепции («инициативный»), в профессиональном стандарте педагога (инициативность), в Программе «Развитие образования» (инициативность, активность, лидерские качества). Эти качества необходимы для становления полноценной и успешной личности.

О творческих качествах упоминается в Концепции («творческий»).

О формировании качеств общительности указывается в ФГОС НОО (коммуникативность и коммуникабельность — на основе требований к личностным результатам обучающихся; «умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение» — по портрету выпускника начальной школы), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (культура речи), в Программе «Развитие образования» (способность к сотрудничеству).

О воспитании качеств, связанных с сохранением здоровья и безопасностью, упоминается в ФГОС НОО («выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни»), в профессиональном стандарте педагога («формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни»), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (основы личной гигиены и здорового образа жизни), в Стратегии (характеристика «здоровая»).

О формировании качеств бережливости обозначено в ФГОС НОО (бережливость к материальным и духовным ценностям — на основе требований к личностным результатам обучающихся; в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» («воспитания … бережного отношения к … окружающей среде»).

Также в качестве приоритета государственной политики по вопросу воспитания в Стратегии обозначены также характеристики личности: «счастливая, свободная.

Итак, в содержании документов образования определяются конкретные личностные характеристики, которые необходимо сформировать у школьников.

У детей предполагается формировать нравственные, волевые и др. качества. Отметим, что они соответствуют основным направлениям развития личности детей младшего школьного возраста (познавательному, физическому, этическому и др.).

 

Сегодня основными критериями, по которым определяется готовность ребенка к школе, и с содержанием программ дошкольного образования, обеспечивающим быструю адаптацию дошкольника к школе.

Если внимательно проанализировать ФГОС дошкольного образования, то можно выделить основные критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе:

  • интеллектуальная – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;
  • физическая – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;
  • мотивационная – ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), и не потому что, став первоклассником, он повысит свой социальный статус
  • (социальный мотив), а потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное;
  • социальная – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.

 

При условии соответствия ребенка всем этим критериям его адаптация к новым условиям обучения в начальной школе проходит намного легче и безболезненнее.

Согласно ФГОС дошкольного образования программы занятий в детских садах должны содержать в себе мероприятия, направленные на:

Развитие социально-коммуникативных навыков – усвоение общепринятых норм и ценностей, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, становление самостоятельности (в социуме, быту, природе), целенаправленности и саморегуляции своих действий, формирование положительного отношения к разным видам труда и творчества, а также уважительного отношения к семье и социуму.

Развитие познавательных навыков – формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, социокультурных ценностях нашего народа, наших традиций и праздников, развитие любознательности, воображения и творческой активности.

Развитие речевых навыков – обогащение словарного запаса, знакомство с детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности, развитие грамматически правильной, связной речи и речевого творчества.

Развитие художественно-эстетических навыков – формирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, музыки, фольклора, литературы, реализация самостоятельной творческой деятельности, становление элементарных представлений о видах искусства.

Развитие физических навыков – приобретение навыков двигательной активности (в том числе, выполнение упражнений, направленных на развитие гибкости и координации, опорно-двигательного аппарата, крупной и мелкой моторики), формирование первичных представлений об основных видах спорта, становление целенаправленности и ценностей здорового образа жизни.

Согласно ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен не столько уметь читать/считать/писать, сколько обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • готовность отвечать за свои поступки;
  • доброжелательность;
  • уважительное отношение к семье и социуму.

 

То есть, основная задача детского сада состоит не в том, чтобы дать ребенку определенный багаж знаний (эта задача возложена на школу), а в том, чтобы научить их добывать эти знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Другими словами, программа подготовки дошкольников в детском саду направлена преимущественно на эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие детей.

 

 

Из вышесказанного выше делаем вывод: На первое место мы ставим состояние здоровья, так как успешный школьник – здоровый школьник, например, известно, что ребятишки с нарушением осанки быстро утомляются и часто жалуются на слабость, а детям с нервно-психическими нарушениями труднее справляться со стрессовыми ситуациями и находить контакт со сверстниками.
Словом, чем раньше мамы и папы озадачатся вопросами физиологической готовности ребенка к школе, тем больших проблем им удастся избежать.

Ребёнок должен уметь общаться со взрослыми и сверстниками (этот пункт мы поставили вторым)

- быть коммуникабельным, в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; понимать, что хорошо, а что – плохо; признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Важным аспектом является самостоятельность, усидчивость, стремление доводить начатое до конца (в нашей пирамиде занимает третье место).
Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.
Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость, - этот пункт мы поставили на четвертое место.
Для решения интеллектуальных и личностных задач развитие памяти, речи, мышления должны соответствовать возрасту (пятый - шестой пункт).

Важным для ребёнка является, помнит о своих обязанностях, старательно доводить начатое дело до конца, Тогда можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата – эти пункты заняли в пирамиде седьмое-восьмое место.
Умение читать и писать, по нашему мнению, можно поставить на девятое место, так как нередко ребёнок, умеющий читать предложения в столь раннем возрасте, до конца не понимает смысл прочитанного им текста, для него изображение буквы – это лишь картинка, имеющая своё название, настоящее понимание письменной речи (чтения и письма) произойдёт намного позже.

Поэтому, несмотря на желание быть впереди или как минимум не хуже, призываем очень осторожно и ответственно отнестись к вопросу раннего обучения чтению 5–6-летнего дошкольника

 

 

Вывод: Чтобы заработала эта пирамида, в первую очередь в детском саду при подготовке к школе у ребёнка надо осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие, формировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

- В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: