Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов как дипломат.




Цель: Отразить роль адмирала флота Советского Союза Кузнецова Н.Г. как дипломата.

Для чего автору необходимо было решить следующие задачи:

Осветить, по имеющимся в открытой литературе источникам, его деятельность по м за время службы в рядах ВМФ СССР с предвоенного периода по окончание 2-й мировой войны.

Родился будущий Главнокомандующий Военно-Морским Флотом 24 июля 1904 года. В октябре 1919 он поступил на работу в военный порт Северодвинской флотилии, навсегда связав свою судьбу с флотом. В 1926 году Кузнецов окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе, а в 1932 - Военно-Морскую Академию. Служил на кораблях Черноморского флота. С августа 1936 по август 1937 года был военно-морским атташе и главным военно-морским советником в республиканской Испании. 15 августа 1937 г.,– назначен заместителем командующего Тихоокеанским флотом. 10 января 1938 года он командующий Тихоокеанским флотом. В 1939 году, в возрасте 35 лет, Кузнецов стал Наркомом ВМФ СССР.

Итак, 15 марта 1936 года, Кузнецову, тогда командиру крейсера «Червона Украина», было присвоено звание капитана 2 ранга, а 19 августа 1936 года его вызвали в Москву.

22 августа 1936 года в Наркомате обороны он получает назначение от начальника Разведуправления РККА комкора С. П. Урицкого, а 23 августа 1936 г. Кузнецов отправляется в Испанию. В Наркомате приняли во внимание и то, что он владеет иностранными языками (немецким и французским). Кроме того, в годы учёбы он бывал в Германии. Итак, он стал третьим официальным советским представителем в революционной Испании. Первым туда выехал посол Советского Союза М. И. Розенберг, вторым – военный атташе В. Е. Горев. Прибыв в Испанию, Николай Герасимович Кузнецов был назначен главным военно-морским советником. В его обязанности входила организация по приёмке транспортов с военным снаряжением и оружием, которые прибывали из СССР. Он постоянно был в контакте с послом СССР в Испании Потёмкиным В.П.1и авиационным атташе СССР в Испании Б. П. Свешниковым. Оба они получали необходимую информацию о сложившейся ситуации от военного советника В. Е. Горева. Уже в апреле Кузнецов принимает участие в походе испанской эскадры по уничтожению баз франкистов. В это время морским министром республиканской Испании был Индалиес Прието. Кузнецов сумел найти с ним общий язык, что способствовало улучшению координации действий между советниками и представителями морских властей Испании. В результате было успешно проведено 20 транспортов из СССР с важными грузами для армии и флота Испании. Тогда же было налажено испытание торпед и их доставка на эсминцы, а при содействии специалистов из СССР испанцы ввели в строй подводную лодку «С-1». 2. В 1937 годуКузнецов возвращается из Испании, и продолжает службу, но уже на Тихом океане. А в марте 1939 года он в Москве. Международная обстановка была очень напряжённой. В марте 1939 года Германия захватила Чехословакию и угрожала Польше. СССР 23 июля 1939 года предложил Франции и Англии начать военные переговоры по подготовке совместных мер по отражению агрессии, которая уже нависла над Польшей. Франция и Англия приняли это предложение СССР. 11 августа в Москву прибыла английская и французская военные миссии. Переговоры в Москве продолжались с 12 августа до 21 августа. Советскую военную миссию возглавлял – К.Е. Ворошилов, английскую – адмирал Дракс, французскую – генерал Думенк. Они начались в 11 часов 30 мин. утра 12 августа и были логическим продолжением политических переговоров. Проходили они в особняке на Спиридоновке, в здании готического стиля,. построенным в начале века. Оно принадлежало Наркомату Иностранных дел, и служило традиционным местом дипломатических переговоров. Находилось оно недалеко от Кремля и Народного комиссариата обороны. С советской стороны кроме руководителей присутствовали народный комиссар ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов, Шапошников Б.М. – начальник Генерального штаба, от ВВС командарм 2-го ранга А.Д. Локтионов, член делегации зам. Начальника Генерального штаба И.В. Смородинов. С английской стороны вместо начальника Генерального штаба лорда Горта, прибыл адмирал Дракс, он и был главой делегации, с ним маршал авиации Чарлз Барнет и генерал-майор Хейвуд, а также посол в Москве Сидс. А с французской были генерал Думенк, который являлся и членом высшего военного совета и генерал авиации Вийом. 1 Прошедшие переговоры не привели ни к каким соглашениям.

23 августа договор Молотовым и Риббентропом был подписан германо-советский секретный, позднее, получивший название «Пакт Риббентропа-Молотова». А 27 сентября 1939 года в Москву вновь прибыл министр иностранных дел Германии фон Риббентроп. Начались переговоры о заключении германо-советского договора о дружбе и границе между СССР и Германией. Н. Г. Кузнецов в составе советской делегации принял участие и в этих переговорах. Проходили они в том же особняке на Спиридоновке. А на следующий день 28 сентября был подписан германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией сроком на 10 лет, т.е. до 1949 года. В соответствии с IV статьей этого договора, предусматривалось, что ВМФ СССР будет оказывать содействие германским военно-морским силам. Газеты того времени писали: «В начале октября 1939 г. в 35 км северо-западнее Мурманска была создана немецкая военно-морская база…» 2

В ноябре 1939 года В.М. Молотов посетил Германию. Вернулся он 15 ноября. В печати сообщалось, что он встречался с Гитлером и Риббентропом («обмен мнениями протекал в атмосфере взаимного доверия») и установил «взаимное понимание по всем важнейшим вопросам, интересующим СССР и Германию» 3.

Секретный договор, подписанный Молотовым и Риббентропом в августе, сентябрьский договор о дружбе и границе между СССР и Германией, заключенный в 1939 г., а также результаты ноябрьской 1940 г. поездки Молотова в Берлин вполне удовлетворяли Сталина. Совершенно ясно, что услуги, которые в те годы Советский Союз оказывал Германии, были связаны, именно, с этими договорами. Сталин и Молотов в детали своих отношений с Германией Кузнецова не посвящали, но он, как нарком ВМФ знал о том, что для этой страны делалось в Северном флоте. Наркому ВМФ докладывали, что военно-морской атташе Германии Норберт Баумбах интересуется деятельностью советского флота и выясняет условия плавания по Северному морскому пути, прилагая усилия к тому, чтобы получить навигационные карты, лоции и описания знаков не только морей Северного Ледовитого океана, но и Балтийского и Черного морей. Николай Герасимович распорядился категорически отказывать Баумбаху.

В конце января 1941 года Кузнецову доложили о разговоре с японским военно-морским атташе Ямагути, состоявшемся в Отделе внешних сношений Наркомата ВМФ. Он только что вернулся из Берлина, и делясь своими впечатлениями, уверял, что немцы, сконцентрировав 200 тысяч человек в Румынии, продолжают сосредоточивать там свои силы, якобы, для того, чтобы через Болгарию двинуться на Босфор, в Дарданеллы и дальше, в колониальные владения Англии, но почему-то оговорился:

– Не исключено столкновение между Берлином и Москвой.

30 января адмирал Кузнецов проинформировал об этом разговоре Ворошилова. 7 февраля он доложил Сталину и Молотову о том, что, по поступившим к нему сведениям, в болгарские порты Варна и Бургас прибыли немецкие военные специалисты, береговые орудия и зенитные пушки.

Поток информации о подозрительном поведении фашистов все нарастал. Николай Герасимович анализировал данные, характеризующие повышение активности Гитлера в Румынии, Финляндии, Болгарии, Швеции, а также в районах, находившихся в непосредственной близости от советских морских границ. Обо всем этом он систематически докладывал Сталину. Данная информация обобщалась, анализировалась, включалась в оперативные сводки Главного морского штаба и направлялась в Генеральный штаб.

В начале февраля 1941 года Н. Г. Кузнецов доложил Молотову о том, что попытка послать советских моряков на обучение в Германию на один из кораблей, однотипных «Лютцову», не удалась. Ему доложили также, что военно-морской атташе Баумбах предложил прислать в СССР инструкторов для обучения личного состава на месте. Отказ в обучении советских моряков в Германии значил, что немцы хотят получить льготу, в том числе, на переброску самолета через территорию СССР во Владивосток для рейдера, оперирующего в Тихом океане. А также использовать Главный Северный Морской путь для проводки своих рейдеров в текущую навигацию на родину с Тихого океана и др. Фон Баумбах уже неоднократно зондировал почву через Отдел Внешних Сношений» 1. На флотах тем временем штабы, корабли, части и соединения боролись за сокращение нормативов перехода с одной степени оперативной готовности на другую, более высокую, старались экономить каждую минуту. Эту систему оперативных готовностей адмирал А. Г. Головко называл «очень продуманной и досконально разработанной».

В это же время военно-морскому атташе в Берлине капитан 1 ранга М. А. Воронцов докладывал Наркому о том, что русский эмигрант и бывший белогвардейский полковник Каульбарс, в конфиденциальной беседе сообщил, что гитлеровцы собираются использовать проживающих в Германии белогвардейских офицеров в войне против Советского Союза. Он – Каульбарс – противник этого, а потому и предупреждает советского дипломата. 2. Вскоре от Воронцова в Наркомат ВМФ поступило новое сообщение. Узнав, что Сталин первое сообщение не получил, Кузнецов направил ему записку следующего содержания:

«6 мая 1941 г. СОВ. СЕКРЕТНО № 48582сс ЦК ВКП(б). Тов. СТАЛИНУ И. В.

Военно-морской атташе в Берлине капитан 1 ранга Воронцов доносит:

Советско-подданный Бозер (еврей, бывший литовский подданный) сообщил помощнику нашего моратташе, что, со слов одного германского офицера из ставки Гитлера, немцы готовят к 14 мая вторжение в СССР через Финляндию, Прибалтику и Румынию. Одновременно намечены мощные налеты авиации на Москву и Ленинград и высадка парашютных десантов в приграничных центрах.

Попытка выяснить первоисточник сведений и расширить эту информацию пока результатов не дала, т. к. Бозер от этого уклонился. Работа с ним и проверка сведений продолжаются. Полагаю, что сведения являются ложными и специально направлены по этому руслу, с тем, чтобы дошли до нашего Правительства и проверить, как на это будет реагировать СССР.

п. п. адмирал КУЗНБЦОВ» 1. В начале мая помощник военно-морского атташе в Германии Воронцова В. Смирнов доложил о том, что фашистское руководство, якобы, намерено развязать войну против СССР 14 мая 2.

Адмирал Кузнецов не мог проигнорировать сомнения нашего дипломата, поэтому счел необходимым изложить их в сообщении. 7 мая Николай Герасимович, отдал приказ, – Северному флоту: «Вести один раз в сутки воздушную разведку до мыса Нордкап, не нарушая территориальных вод Норвегии; усилить корабельный дозор на подходах к Кольскому заливу; установить дежурство в базе одного эскадренного миноносца, одной подводной лодки и на аэродромах – звена бомбардировщиков, звена гидросамолетов и двух звеньев истребителей; установить дежурство батарей ПВО, увеличить состав боевого ядра частей Военно-воздушных сил» 3. Соответствующие указания были даны и другим флотам. Однако, 9 мая ТАСС опровергло появившиеся провокационные сообщения японского агентства Домей цусин, согласно которым на западных границах Советского Союза, якобы, концентрируются крупные военные силы. Японская печать приводила «устрашающую» статистику мнимой готовности СССР к нападению на Германию. 10 июня, по приказанию Кузнецова, разрабатывался план экстренного вызова руководящего состава Наркомата ВМФ.11 июня нарком ВМФ отправил донесение Сталину 4.

13 июня Кузнецов доложил Сталину о том, что немцы вывели свои суда из советских портов, и просил разрешения вернуть наши транспорты из немецких портов. Это обращение наркома ВМФ привело Сталина в крайнее раздражение. В докладе он упомянул, предоставив даже статистические данные, о выводе всех немецких кораблей из советских портов и просил разрешения вывести все советские корабли из немецких. «Хозяин» выпроводил его вон… 5.

При очередной встрече со Сталиным Кузнецов сообщил ему о новых данных разведки, о начавшихся больших учениях Черноморского флота и о прекращении немцами всех поставок для крейсера «Лютцов». Сталин никак не отреагировал.

На него никак не повлияло и сообщение о том, «что, по указанию из Берлина, немецкое посольство должно подготовиться к эвакуации в течение семи дней и что 9 июня там начали сжигать документы», доложенное ему 11 июня. Весь состав немецкого посольства убыл из Москвы 20 июля 1941 года.

График захода германских судов в советские порты, приближался к нулю; Кузнецову сообщили о подозрительно поспешном намерении немецкого военно-морского атташе Баумбаха покинуть Россию. Он также был в курсе быстрого отъезда адмирала Фойга и его «спецов», переставших достраивать «Лютцов». Таковы были факты.

Войны избежать не удалось. 22 июня 1941 года гитлеровцы напали на СССР. Началась Великая Отечественная война. В 1941 году собственных сил в борьбе с немцами не хватало. По приглашению Правительства СССР в конце июля в Москву прибыл специальный представитель президента США Гарри Гопкинс. Из Москвы он должен был улетать на Британские острова через Архангельск. Обеспечение его встречи и проводов поручили наркому ВМФ. Использовав эту возможность, Николай Герасимович договорился с Гопкинсом о поставке в Советский Союз моторов «Паккард» для строившихся торпедных катеров. В дальнейшем эти моторы с успехом применялись не только на торпедных катерах типа «Комсомолец», но и на малых охотниках за подводными лодками и на катерах. Это был один из небольших вопросов, которые сумел решить на переговорах Н.Г. Кузнецов, используя свой дипломатический опыт. На переговорах с американцами был решен ряд крупных вопросов о поставках в СССР из США военной техники, вооружения и других грузов.

Гопкинс предупредил о большом потоке грузов, которые пойдут в Архангельск. Он интересовался, также и тем как сможет советская сторона обеспечить одновременную проводку двадцати транспортов в Белое море в зимнее время»1.

Николай Герасимович учел это и приказал сформировать Беломорскую военную флотилию с главной базой в Архангельске. Командующим БВФ стал М. М. Долинин, членом Военного совета флотилии – бригадный комиссар Ф. И. Демидов, начальником штаба – капитан 1 ранга М. Н. Попов. Флотилия сумела обеспечить безопасность американских караванов с военными и другими грузами.

Сводки сообщали об угрожающем положении под Севастополем, Николаевом, Ростовом-на-Дону... В это время страна нуждалась в помощи союзников. И она, наконец-то, стала поступать. 29 сентября – 1 октября в Москве прошла конференция представителей СССР, Англии и США о взаимных военных поставках. С целью обеспечения начавшихся морских перевозок Нарком ВМФ создал в Главном морском штабе Отдел внешних коммуникаций. С этого времени приходящим с Запада северным конвоям Николай Герасимович стал уделять особое внимание. О них он докладывал в Ставку, а информацию о ходе поставок наркому докладывал советский уполномоченный в Англии контр-адмирал Н. М. Харламов.

В конце войны будет подсчитано, что союзники поставили Советскому Союзу по ленд-лизу 13 тыс. танков, 501 тыс. автомобилей, около 22 тыс. самолётов и многие тысячи тонн продовольствия, а также алюминия, молибдена, броневой стали, нужных военной промышленности.

4 апреля 1942 г адмирал Кузнецов утвердил План предохранительных мер на случай внезапного нападения Японии, который был разработан начальником ГМШ И. С. Исаковым совместно с Военным советом Тихоокеанского флота. В декабре 1941 года после победы под Москвой в Россию прибыл министр иностранных дел Великобритании Иден, в сопровождении посла СССР в Великобритании И. М. Майского, который был ознакомлен с результатами битвы под Москвой. После этого Майский встретился с адмиралом Кузнецовым и обсудил проблемы, связанные с флотом, которые имели для Майского важное значение. Адмирал Кузнецов и начальник Генштаба маршал Шапошников часто встречались и решали различные вопросы. Иногда они затрагивали более глобальные темы. Так, весной 1942 г. они размышляли о возможной высадке союзных войск во Франции.

Оценивая трудности десанта, они все же считали, что такую акцию можно провести в 1942 г. 1.

По этому поводу Николай Герасимович несколько раз беседовал с английским контр-адмиралом Д. Майлсом. В первых числах июля 1942 года стало известно о трагической гибели части союзного конвоя «PQ-17». Сталин вызвал наркома ВМФ Кузнецова Н.Г. и приказал разобраться. Дело в том, что до Архангельска дошло 11 из 36 судов, было потеряно 430 танков, 210 самолётов, 3350 автомашин, и до 100 тыс. тонн военных грузов. Переговоры по поручению Кузнецова вёл и/о. начальника Главного морского штаба контр-адмирал Алафузов. Он пригласил к себе представителя Англии контр-адмирала Майлса, в беседе с ним принял участие и Кузненцов. После этого сам Кузнецов подготовил по указанию Сталина письмо Черчиллю. Резкое письмо Сталина английскому премьер-министру относительно брошенных британцами в северных водах беззащитных транспортов возымело действие. В августе Уинстон Черчилль поспешил в Москву для переговоров с Верховным Главнокомандующим. Вскоре по московскому радио прозвучало обещающее выступление главы английского правительства. В честь прибывшего гостя правительство СССР дало официальный обед. На этой церемонии присутствовал и адмирал Кузнецов.

Отношения с союзниками, в том числе и с Соединенными Штатами, укреплялись. К осени I942 г. Наркомат ВМФ скомплектовал специальную группу для приемки в США кораблей, вооружения, аппаратуры и другого военного имущества, которое передавалось СССР по ленд-лизу.

Этой же осенью I942 г. Кузнецов участвовал в проводах членов Государственной закупочной комиссии, пожелал советским военным представителям успехов в их непростой миссии, подчеркнул важность порученного им дела. Нарком внешней торговли А. И. Микоян, не раз бывавший в США, обрисовал некоторые особенности американского образа жизни, дал отъезжающим практические советы. В 1943 году в Тегеране состоялась конференция глав государств-союзников. Нарком принял активное участие в её подготовке.

4 сентября 1944 года правительство Финляндии, объявило о разрыве с фашистской Германией. Начались переговоры о заключении перемирия.

Контр-адмирал Ю. В. Ладинский, выполняя дипломатическое поручение, встречал на Кронштадтском аэродроме прибывающего для переговоров командующего военно-морскими силами Финляндии Сундмана. Балтийский флот начал готовиться к освоению передаваемых Советскому Союзу островов в Финском заливе и арендованной у Финляндии военно-морской базы Порккала-Удд. Командующий КБФ В. Ф. Трибуц совершал поездки по местам предстоящего базирования кораблей 1

Осенью 1944 года Балтийский флот по указанию Николая Герасимовича должен был обеспечить безопасность плавания судов из Швеции в Ленинград. Дело в том, что Наркомат внешней торговли СССР разместил в Швеции крупные и важные заказы. В связи с этим финским транспортам предстояло доставить в Ленинград 20 тысяч тонн импортных грузов. Финская сторона передала СССР карты финского прибрежного фарватера и предложила услуги своих лоцманов, которые и проводили транспорты. Таким образом, было проведено 160 транспортов в СССР и обратно, погиб только один, подорвавшись на немецкой мине.

Наступил 1945 год. Пришла Победа. Николай Герасимович, как все руководители Партии и Правительства принял участие в параде Победы, который состоялся 24 июня 1945 г.

Но в Баренцевом море еще продолжалась война. Лишь 5 июня в этих и соседних водах была отменена система конвоев, и торговые суда теперь могли самостоятельно совершать рейсы. Весомый вклад в победу внес и Военно-Морской Флот. В приказе Верховного Главнокомандующего от 22 июля 1945 г., посвященном Дню ВМФ, отмечалось, что Военно-Морской Флот с честью решил все поставленные перед ним задачи. Морякам было чем гордиться: более 350 тысяч матросов, старшин, офицеров и адмиралов получили правительственные награды, около 600 моряков – звание Героя Советского Союза, а семеро из них – дважды. Почетными званиями и наградами были отмечены и корабли: 78 стали гвардейскими, а 238 орденоносными.

В середине мая Сталин вместе с членами ГКО и высокими военачальниками уже решал дальневосточные проблемы.

23 мая Сталин направил согласованное с Кузнецовым послание Трумэну в США и Черчиллю в Англию. Он сообщал, что немцы «отказались сдать хотя бы один военный или торговый корабль». Верховный требовал выделить СССР часть трофейных кораблей и судов.

В середине января в Ялте готовилась встреча глав правительств антигитлеровской коалиции. В состав советской делегации вошел и нарком ВМФ. Он отвечал за подготовку крымского аэродрома и обеспечение безопасности самолетов, на которых должны прибыть высокие представители из США и Англии. Кроме того, адмирал флота Кузнецов отвечал за безопасность британских и американских кораблей, которые прибывали в Севастополь и Ялту.

Союзники настаивали на вступлении Советского Союза в войну против Японии, для чего предполагалось усилить Тихоокеанский флот. Запрос СССР на поставку кораблей из США по ленд-лизу получил специальное название – «Майлпоуст». Планировалось принять 180 кораблей, для чего в пункт передачи предполагалось отправить несколько тысяч советских моряков для обучения эксплуатации иностранной техники и вооружения. Николай Герасимович держал на контроле подготовку к этим работам. Для решения вышеназванного вопроса, он приказал Главному морскому штабу откорректировать заявки на необходимое количество кораблей, а также «исподволь готовить личный состав, который мог бы быть в случае необходимости немедленно направлен в порты или бухты США, где предполагалась передача этих судов Советскому Союзу» 1. 2 февраля Николай Герасимович Кузнецов вместе с другими советскими представителями встретил специальный поезд, на котором в Ялту приехали И. В. Сталин и В. М. Молотов. На следующий день прибыли У. Черчилль и Ф. Рузвельт. Николаю Герасимовичу поручили «опекать» английского адмирала флота Э. Канингхема и главнокомандующего американским флотом адмирала флота Э. Кинга. «Я понимал, что именно от него больше всего зависит решение важного вопроса о получении кораблей для Тихоокеанского флота», – писал позднее о Кинге Кузнецов 1. В Ливадийском дворце за овальным столом заняли места Сталин, Черчилль, Рузвельт и другие участники конференции, среди которых и народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал флота Кузнецов. В дальнейшем в полном составе делегации собирались только на пленарных заседаниях. В остальное время военные представители союзных держав решали вопросы о том, как скорее и с меньшими потерями закончить войну, вырабатывали предложения и представляли их на утверждение главам государств.

В то же время Генштаб прорабатывал план боевых действий на Дальнем Востоке. В соответствии с этим планом Ставка в своей директиве от 28 июня поставила задачи фронтам и флоту.

Тихоокеанский флот должен был поддерживать прибрежные фланги сухопутных войск, не допускать высадки японских десантов на советское побережье, нарушать морские сообщения противника в Японском море, уничтожать его корабли в портах Северной Кореи, обеспечивать свои морские сообщения в Японском море и Татарском проливе. Краснознаменной Амурской флотилии следовало действовать совместно со 2-м Дальневосточным фронтом.

В июле Сталин получил ответы Трумэна и Черчилля относительно раздела трофейного немецкого флота. Кузнецову Сталин сказал, что на Потсдамской конференции глав правительств, куда поедет и он, должен состояться раздел германских кораблей и судов, к чему нужно готовиться.

Подготовив необходимые документы, адмирал флота вместе с начальником Главного морского штаба и несколькими офицерами вылетели в Берлин.

На аэродроме Темпельгоф главкома ВМС встретили командующий Днепровской флотилией В. В. Григорьев и другие официальные лица. С берлинского аэродрома они поехали во дворец Бабельсберг, где должна была проходить конференция, и где были подготовлены резиденции для правительственных делегаций СССР, США и Англии .

16 июля в Берлин приехал Сталин. Встречали его на Потсдамском вокзале маршал Жуков, главком Кузнецов, генерал армии Антонов и др.

Вечером состоялась первая встреча участников делегаций. Николай Герасимович увидел уже знакомых ему начальника штаба президента США адмирала Леги и главнокомандующего военно-морскими силами США адмирала флота Кинга.

Конференция открылась 17 июля во второй половине дня. Сталин предложил президенту США Гарри Трумэну председательствовать на первом пленарном заседании.

Наиболее острые разногласия по многим вопросам возникали между Советским Союзом и Англией; это же было и на Крымской конференции.

В своих воспоминаниях об этом моменте Николай Герасимович писал: «Между Сталиным и Черчиллем возник горячий спор. Мне до этого никогда не приходилось видеть их такими рассерженными. Если Сталин во время полемики сидел, то Черчилль, не выдержав, встал, бросая резкие реплики. Не оставалось ничего другого, как отложить решение этого вопроса на последующие заседания конференции. «Мы к этому вопросу обязательно вернемся», – сказал мне в перерыве В. М. Молотов..». 1 Раздел немецкого флота волновал его еще по одной причине. Кузнецову было известно, что с началом испанских событий 1936 - 1939 гг. Сталин стал заниматься вопросами, связанными с перспективами развития советского флота. По инициативе Сталина, были заложены линейные корабли и тяжелые крейсеры. Однако судостроительную программу пересмотрели в связи с начавшейся войной. Теперь же флот побежденной фашистской Германии подлежал разделу между союзниками, и то, как он будет разделен, Сталину, конечно, было не безразлично.

«Встреча в верхах» продолжалась. Пленарные заседания чередовались с совещаниями министров иностранных дел, где готовились решения. Главы делегаций устраивали приемы и встречи. Американского адмирала флота Кинга интересовало мнение Кузнецова о кораблях, полученных СССР по ленд-лизу. 25 июля на приеме у англичан, где присутствовали Сталин, Молотов, Антонов и Кузнецов решался вопрос о разделе флота. Кузнецов так описал эти события:

«Рядом со мной во время обеда сидел американский адмирал флота Кинг. Беседовали с помощью дочери Черчилля, миловидной Мери, говорившей по-французски, о том, о сем. Как бы между прочим я завел разговор о разделе немецкого флота на три равные части. Было очень важно заручиться согласием Кинга – предстояли решительные разговоры.

– Меня это совсем мало интересует, – ответил Кинг и, показывая на сидевшего напротив английского адмирала Кэнингхэма, посоветовал договариваться с ним, обещая со своей стороны «благожелательный нейтралитет» 2

Адмирал Кинг подробно рассказал Кузнецову об успехах американского флота в сражении с японцами у острова Мидуэй. (На следующий день японцы отклонили обращение Черчилля, Трумэна и Чан-Кайши о безоговорочной капитуляции).

Кузнецов постоянно думал о судьбе трофейного флота. «Я все носил в папке относящиеся к делу документы, но дни шли за днями, а о разделе немецкого флота будто совсем забыли, – писал он. – Не выдержав, я как-то спросил, когда же вновь будет поднят этот вопрос.

– Не будем спешить, – спокойно ответил Сталин. – Надеюсь, в составе английской делегации скоро произойдет изменение. Вот тогда и возобновим разговор». 1

Сталин действительно располагал необходимой информацией: После 3-дневного перерыва, вызванного парламентскими выборами в Англии, её делегацию в Потсдаме возглавили премьер-министр Эттли и министр иностранных дел Бевин. Но вопрос о разделе трофейных кораблей с ними решить также не удалось. В связи с чем в «Сообщении о Берлинской Конференции трех Держав», подписанном Сталиным, Трумэном и Эттли, о немецком флоте говорилось: «Было решено, что три Правительства назначат экспертов, которые совместно выработают детальные планы осуществления согласованных принципов».

В предпоследний день работы конференции 31 июля состоялось совещание экспертов в присутствии дипломатических советников, на котором присутствовали Н.Г. Кузнецов, Э. Кинг, и Э. Кэнингхэм.

Перед закрытием конференции были оформлены выводы военно-морских экспертов в виде указаний представителям от СССР, США и Великобритании. Они должны были на месте реализовать принятое решение о разделе трофейного флота. В январе 1946 года было подписано англо-советско-американское коммюнике. В соответствии с ним СССР получил боевых кораблей – 155, США –149, Англия – 148, судов СССР – 501, США – 441, Англия – 397. Приёмка и доставка вышеназванных кораблей и судов закончилась летом 1946 года. Однако Совет министров СССР своим постановлением поставил на вид главкому Н.Г. Кузнецову «за недостаточное внимание к руководству по переводу судов из Германии в СССР»2

.Следует подчеркнуть, что Военно-Морской флот единственным из родов Вооруженных Сил встретил Великую Отечественную войну в полной боевой готовности. Н. Г. Кузнецов как Нарком сумел за короткое время поднять боевую готовность флота на достаточно высокий уровень, и в годы войны советский флот с честью выполнил все возложенные на него задачи.

В 1948 г. по сфабрикованному «делу адмиралов» Кузнецов был понижен в звании до контр-адмирала, но служить на других должностях. В 1951 - 1956 годах он вновь возглавил флот, затем последовала очередная опала с разжалованием в звании до вице-адмирала. Кузнецов до последних лет жизни продолжал плодотворно трудиться на благо флота, вёл научную работу и занимался литературной деятельностью. Николай Герасимович Кузнецов скончался 6 декабря 1974 года. Звание Адмирала Флота Советского Союза было возвращено ему лишь в 1988 году. Именем Н.Г. Кузнецова названа Военно-Морская Академия и тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов». (Северный флот).

Выводы:

1. Адмирал флота Н.Г. Кузнецов проявил себя как великолепный организатор и дипломат, ибо дипломат – это представитель государства, наделённый определёнными полномочиями для решения вопросов в другой стране, имеющий дипломатический ранг и обладающий дипломатическим иммунитетом. Находясь за рубежами своей Родины, в период гражданской войны в Испании с 1936 по 1937 годы, он достойно представлял СССР, обеспечивая военные поставки в Испанию. Он неоднократно по просьбе испанской стороны оказывал помощь командованию Испанским флотом. Неоднократно находясь в экстремальных ситуациях в боевых условиях, он приобрёл бесценный опыт, который затем применил на практике в годы Великой Отечественной войны, когда он уже был на посту Наркома ВМФ СССР. Именно в предвоенные годы было положено начало его деятельности как дипломата. Тогда и проявились его лучшие качества: умение ориентироваться в сложной обстановке, правильно давать оценку происходящему и принимать соответствующие решения.

Все эти качества, опиравшиеся на фундаментальные знания, полученные им в годы учёбы и службы на флотах, в том числе и иностранных языков, позволили ему в будущем передать их своим подчинённым и правильно расставлять кадры. А также качественно управлять флотом, влиять на оперативную обстановку, уменьшая риски и потери в личном составе, выигрывать сражения и победить в этой войне.

В предвоенные годы Нарком ВМФ как официальный представитель СССР участвовал в переговорах с Англией и Францией по созданию коалиции по противодействию агрессору в Европе. Он хорошо был информирован о действиях военно-морских атташе Германии, военного атташе Чехословакии, Румынии и других стран. Это дало ему неоценимый опыт в оценке событий, которые могли развиваться в будущем.

2. Получая информацию от военно-морских атташе и разведывательных органов, Нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов, совмещая её с информацией, полученной из других источников, мог точно судить о положении, складывавшемся на международной арене, в частности, перед самым началом войны, и докладывал об этом Правительству СССР.

3. В 1941 и 1942 годы ярко проявился опыт «переговорщика», когда потребовалось быстро, умело, и главное, доказательно, убедить союзников в срочности начала поставок военных грузов в СССР, а также привлечь внимание союзников к вопросу охраны военно-морских конвоев.

4. В 1943 году перед конференцией союзников в Тегеране консультировал Правительство по военно-морским проблемам.

5. В 1945 году Н.Г. Кузнецов принимает участие в Ялтинской конференции, где обсуждались вопросы, связанные с вступлением Советского Союза в войну против Японии и поставкой кораблей из США по ленд-лизу.

6. В 1945 году Н.Г. Кузнецов участник Потсдамской конференции, где обсуждались вопросы, связанные с разделом флота побеждённой Германии.

7. Перед началом войны с Японией принимал активное участие в подготовке флота, консультировал Главнокомандующего И. В. Сталина по вопросам международного морского права.

8. Н.Г. Кузнецов изложил свой богатый опыт как Главкома ВМФ, полководца, в научных статьях, книгах, на которых обучаются молодые офицеры военно-морского флота России. Этот опыт имеет непреходящее значение.

ИСТОЧНИКИ:

Безыменский Л. «Особая папка «Барбаросса». М. АПН. 1972. С.342.

Боевой путь советского Военно-Морского Флота. 1988.

Военные разведчики докладывали. (Из архивов ГРУ РККА)//Военно-исторический журнал.1992. № 2. С. 39 - 40.

Военные разведчики докладывали. (Из архивов ГРУ РККА)//Военно-исторический журнал. 1992. № 3. С. 40 - 42.

Воронцов М. Перед войной//Морской сборник. 1985. №12. С. 50 - 52..

Гладков Т.«С места покушения скрылся». М. «Гея». 1998.С.399.

Кузнецов Н. Г. «На далеком меридиане». М.: Наука, 1966.

Кузнецов Н. Г. Военно-Морской Флот накануне Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1965. № 9.

Кузнецов Н. Г. Испанский флот в борьбе за республику. Воспоминания.// Военно-исторический журнал. 1962. № 3. С.52 - 72.

Кузнецов Н. Г. Крутые повороты. Из записок адмирала.

Кузнецов Н.Г. Курсом к победе. 1976.

Кузнецов Н. Г. Операции на море // США. Экономика, политика, идеология. 1970. №5.

Кузнецов Н. Г. Страницы былого. Ялта – Потсдам // Вопросы истории. 1965. №4.

Кузнецов Н. Г. Ялта – Потсдам // 9 мая 1945. М.,1970.

Кузнецов Н.Г. Во дворце Бабельсберг//Нева.1966.№5.

Кузнецов Н. Г. Курсом к победе. 1976.

Ладинский Ю. В. Военная вахта. М. Воениздат, 1983.

Майский И.И. «Испанский народ против фашизма». 1936 - 1939 гг. Сб. статей / Под ред. И. И.. М.: Издательство АН СССР, 1963.

Некрич А. 1941, 22 июня, 2-е изд., М., 1996.

Зав. Сектором Советского флота, ст. н. с. Филатов О.В.

4 июля 2007 года.

ССЫЛКИ:

1 Военно-исторический журнал. 1962. № 3. С. 52-72 СТР. 1

1 Военно-исторический журнал. 1962. № 3. С. 52-72 СТР. текста 22 Испанский народ против фашизма. 1936 -1939 гг. Сб. статей / Под ред. И. И. Майского. М.: Изд-во АН СССР, 1963. СТР 2 С. II. Кузнецов Н. Г. На далеком меридиане. М.: Наука, 1966. С. 32 СТР 2

1 Безыменский Л. «Особая папка «Барбаросса». М. АПН. 1972. С 64 – 66. СТР 3

2 Некрич А. 1941, 22 июня, 2 – е изд., М., 1996., С. 37 – 38 СТР 3

3 Там же. С. 37 – 38 СТР 3

1 Гладков Т. «С места покушения скрылся». М. «Гея». 1998.С 87, 88. СТР 52 Морской сборник.1985.№ 12.С.51СТР 5

1 Военно-исторический журнал.1992. № 2. С 39 – 40. СТР.6

2 Морской сборник. 1985. «12. С 51 СТР.6

3 Кузнецов Н. Г. Военно-Морской Флот накануне Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1965. № 9. С. 70.СТР.6

4 Военно-исторический журнал. 1992. № 3. С. 40-42.СТР.6

5 Кузнецов Н. Г. Крутые повороты. Из записок адмирала. С. 214 СТР, 6

1 Кузнецов Н.Г. Курсом к победе. 1976. С. 72. СТР.7

1 Кузнецов Н. Г. Операции на море // США. Экономика, политика, идеология. 1970. №5. С. 31 СТР.8

1 Ладинский Ю. В. Военная вахта. М. Воениздат, 183. С. 222. СТР. 10

1 Кузнецов Н. Г. Страницы былого. Ялта—Потсдам // Вопросы истории. 1965. №4. С. 124. 253 СТР. 11

1 Кузнецов Н. Г. Ялта—Потсдам // 9 мая 1945. М.,1970. С. 235 СТР 13

2 Кузнецов Н.Г. Во дворце Бабельсберг//Нева.1966.№5. С. 164 СТР.13

1 Кузнецов Н.Г. Во дворце Бабел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: