Дом Учителя Уральского федерального округа
XII Международная Олимпиада по основам наук
Третий этап. «Премьер лига»
Научный руководитель проекта по предмету: Балдина Людмила Ивановна, к.х.н., доцент кафедры неорганической химии ИЕН ФГАОУ ВПО УрФУ имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина города Екатеринбурга
Автор заданий: Синева Наталия Викторовна, к.б.н., научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН, г. Екатеринбург
Химия 9 класс
Проводится в честь Роалда Хоффмана
Время выполнения работы 1 час 30 минут
_____________ _______ ____________ ______________ ____________ _____ _________
Фамилия Имя Отчество Нас. Пункт Область ОУ № код
участника
Таблица ответов
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | 15.1 | ||||||||||||||||||
Задание | 15.2 | ||||||||||||||||||
Задание | 15.3 | ||||||||||||||||||
Задание | 15.4 | ||||||||||||||||||
Задание | 16.1 | ||||||||||||||||||
Задание | 16.2 | ||||||||||||||||||
Задание | 16.3 | ||||||||||||||||||
Задание | 16.4 | ||||||||||||||||||
Инструкция по выполнению работы
|
Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 3 балла. Задания закрытой формы с выбором трех ответов из шести.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6-10), оцениваемых в 5 баллов. Задания на соответствие -3 и на последовательность -2 с 5 элементами.
Часть 3 состоит из 5 наиболее сложных заданий (11 – 15), оцениваемых в 8 баллов. Задания на соответствие – 2, на последовательность - 2 с восемью элементами. Составное задание закрытого типа с 4 подзаданиями, которые оцениваются в 2 балла, с выбором одного правильного ответа из 4-5.
|
Часть 4 состоит из 1 составного задания (16) открытого типа, оцениваемого в 20 баллов. В составном задании 4 подзадания, оцениваемых соответственно в 5 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.
Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Ответы занесите в специальную таблицу ответов.
Часть 1. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 1-5 три правильных ответа из шести предложенных. Укажите их номера в таблице ответов.
1. Выберите уравнения реакций, которые не являются окислительно-восстановительными:
1) K2SiO3+ HCl → H2SiO3↓+ 2KCl | 4) NaCl + H2SO4(конц) → NaHSO4 + HCl |
2) Fe2O3 + 3CO → 2Fe + 3CO2↑ | 5) 2H2S + 3O2 → 2SO2 + 2H2O |
3) NH4Cl + NaOH → NH3↑ + H2O + NaCl | 6) 2NaCl + 2H2O → H2↑ + Cl2↑ + 2NaOH |
2. Выберите неметаллы, входящие в состав чугуна:
1) кремний | 2) азот | 3) бор | 4) фосфор | 5) селен | 6) сера |
3. Приведены заряды ядер атомов элементов. Укажите элементы, принадлежащие одной группе:
|
1) +19 | 2) +23 | 3) +33 | 4) +53 | 5) +73 | 6) +37 |
4. В схеме превращений Na (+H2O) → X1 (+H2SO4)→X2 (+BaCl2)→ X3. Укажите вещества X1, X2 и X3:
1) Na2O | 2) NaOH | 3) Na2O2 | 4) BaSO4 | 5) Na2SO4 | 6) HCl |
5. В уравнении реакции расставьте необходимые коэффициенты
Ca + HNO3(разб.) = 1NH4NO3 + 4Ca(NO3)2 + H2O:
1) 2 2) 3 3) 4 4) 6 5) 8 6) 10
Часть 2. Задания, оцениваемые в 5 баллов.
В заданиях 6-8 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца.
6. Установите соответствие между схемой уравнения реакции и окраской индикатора лакмуса в полученном растворе. Буквы могут повторяться.
Схема уравнения реакции | Цвет лакмуса |
1) NaOH + HCl → | A) красный |
2) P2O5 + H2O → | B) синий |
3) Cl2 + H2O → | C) фиолетовый |
4) Ca(OH)2 + CO2 → | |
5) Li + H2O → |
7. Установите соответствие между электронной конфигурацией атома элемента и принадлежностью элемента к определенной группе.
Электронная конфигурация атома | Группа |
1) 1s22s22p4 | A) щелочные металлы |
2) 1s22s22p63s23p64s2 | B) щелочно-земельные металлы |
3) 1s22s22p63s1 | С) галогены |
4) 1s22s22p63s23p64s23d104p6 | D) халькогены |
5) [Ar]4d105p5 | E) благородные газы |
8. Установите соответствие между общей формулой органического соединения и классом, к которому оно относится.
Формула органического соединения | Класс |
1) CnH2n-OH | A) углеводороды |
2) NH2-RCH-COOH | B) углеводы |
3) CnH2n | C) спирты |
4) Cn(H2O)m | D) карбоновые кислоты |
5) RCOOH | E) аминокислоты |
В заданиях 9-10 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).
9. На рисунке 1а приведены шаростержневые модели молекул неорганических и органических соединений. Расположите атомы, составляющие эти молекулы в порядке, приведенном на рисунке 1б.
Рис. 1а. Модели молекул | Рис. 1б. Атомы, составляющие молекулы на рис. 1а. | 1) азот; 2) водород; 3) кислород; 4) сера; 5) углерод |
10. Расположите соединения кремния в порядке увеличения массовой доли кремния в них.
1) карбид кремния 2) силицид магния 3) силан 4) кремнезем 5) силикат натрия