В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Лермонтова.




Факультет культуры и искусства

 

 

ЭССЕ к VIII Межрегиональному смотру-конкурсу письменных творческих работ по отечественной хоровой музыке «РОССИИ СЛАВНЫЕ СЫНЫ»

(к 215-летию А. С. Пушкина и 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова), посвященном ГОДУ КУЛЬТУРЫв России

 

НАЗВАНИЕ

 

Выполнила:

студентка 2 курса

специальности

«Музыкальное образование»

Краснова О.Ю.

 

Преподаватель:

Саркисян

Клара Борисовна.

 

 

Самара, 2014

 


 

Кто не знает в лицо знаменитых писателей наших? Во всю длину школьного коридора висят их портреты - от Ломоносова до Фадеева. Все тут есть: Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Белинский… Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить другого, столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. Лермонтов погиб - не дожив до двадцати семи лет. А поэзия его составила целый этап в развитии русской литературы. Мы давно привыкли, что имя Лермонтова стоит вторым в ряду имен величайших русских поэтов 19 века: первое - Пушкин, а второе всегда Лермонтов. Один из исследователей жизни и творчества Лермонтова — Ираклий Луарсабович Андроников в своей работе как-то написал: судьба Лермонтова заставляет задумываться миллионы людей, наводя их на мысль, что, достигши в двадцать шесть лет величайших высот в поэзии лирической, эпической, драматической, философской, и не меньших высот в своей удивительной прозе, от которой пошел психологический русский роман и психологическая русская повесть, Лермонтов явился одним из величайших выражений человеческой гениальности.

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов русский поэт, писатель, драматург. Родился Москве в семье офицера Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Воспитывала его бабушка. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями.
Лермонтов начала писать стихи четырнадцатилетним подростком. И очень скоро, освободившись от прямых подражаний старшим, научился воплощать свой собственный душевный и умственный опыт. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта. Особую роль в развитии Лермонтова - поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение. Так в шестнадцать лет Лермонтов писал:

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали;
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о Вас да, о небе...

 

Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы, Чем барского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтова Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Здесь, среди русских просторов, прошли первые тринадцать лет его жизни. В Тарханах он слышал народные песни, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о волжских разбойниках, об атамане Разине, о Емельяне Пугачеве. Лермонтов, можно сказать, был воспитан на песнях народных. С детских лет он слышал песни – протяжные и плясовые, колыбельные и хороводные, любовные и величальные, ямщицкие, солдатские, «разбойничьи». У народной учился чистой русской речи. Надо ли удивляться тому, что именно он написал потом единственную в своем роде «Песню про царя Ивана Васильевича…», колорит которой, по словам Белинского, «весь в русско-народном языке»?

В Тарханах жили крепостные Арсеньевой, и поэтому с малых лет стоят в глазах Лермонтова картины насилия и несправедливости, горького, унизительного рабства и безудержного произвола.

В 1828 г. Лермонтов поселился вместе с бабушкой в Москве и поступает в пансион при Московском университете. Пансион этот окончили многие юноши, принявшие потом участие в восстании 1825 года. Немало пансионеров втайне сочувствовали декабристам; им были известны подробности восстания, их волновали цели тайного общества. Уже в первых стихах Лермонтова, которые он начал писать в пансионе, громко зазвучали темы декабристской поэзии. Он не только славил героев, но и мечтал уподобиться им, мечтая о подвиге во имя отчизны. Его поэзия исполнена призывом к мужеству, к действию, к свершению героических подвигов во имя свободы и родины:

 

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным делать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

 

После Пансиона Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение (1830 - 1832), где обучался вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, будущим автором «Обломова» Гончаровым, Пироговым – будущим великим хирургом…

Напуганное событиями 14 декабря 1825 года, правительство Николая I пуще всего опасалось, как бы Московский университет не превратился в «рассадник возмутительных мыслей», и поэтому ставило целью не просвещать и не образовывать юношество, а воспитывать в университете верных престолу чиновников. Самостоятельно мыслившие студенты составляли дружеские объединения, читали запрещенную литературу, рассуждали о деспотизме, о подвигах, совершенных ради свободы.

В 1832 г. из-за столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден был покинуть университет. По словам современника, обучавшегося в университете одновременно с Лермонтовым, поэт вместе с другими студентами «был выгнан из университета» за «нарушение университетского устава». Такими нарушениями назывались любые проявления вольномыслия. Месяц спустя за политическую неблагонадежность был исключен из Московского университета Белинский. Тем самым для них закрывался доступ и в другие университеты России. Выйдя из Московского университета, ему ничего не оставалось, как поступить в Петербурге в юнкерскую кавалерийскую школу. Из аудиторий Московского университета он попал в обстановку бессмысленных маршировок и бесконечных парадов, его окружал разгульный и грубый быт. Но по ночам, тайком, забираясь в пустые классы, Лермонтов зажигал свечу и писал – роман о горбатом Вадиме, поэму о Демоне, «восточную повесть «Хаджи Абрек»…

В конце 1834 года он вышел офицером в лейб-гвардии Гусарский полк, квартировавший в Царском Селе, и окунулся в полковую и светскую жизнь. Однако смысл и цель его жизни по-прежнему составляли занятия поэзий. С 1838 по 1840 год Лермонтов находился в Петербурге - это время поэтического расцвета его таланта, поэт восстанавливает светские связи, посещает литературные салоны семьи Карамзиных, В. Одоевского, бывает на балах и приемах у аристократии (Валуевы, Репнины, Смирнова-Россет).

Лермонтов выступил в русской литературе как наследник и продолжатель А.С. Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825 году) искала новые пути развития. Уже юношеская поэзия Лермонтова была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художественные принципы Пушкина, Лермонтов выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное В.Г. Белинским: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества»

По сложности и богатству своих мотивов поэзия Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. В ней, по выражению Белинского, сосуществуют все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия: несокрушимая мощь духа, смирение жалоб, благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдание страсти и тихие слезы, льющиеся вполноте умиренного бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося от самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева - всё, всё есть в этой поэзии: и небо, и земля, и рай, и ад.

В Благородном пансионе при Московском университете воспитанников обучали не только языкам и наукам, но и искусствам: стихосложению, декламации, рисованию, музыке, танцам. Он легко решал сложные математические задачи, слыл сильным шахматистом. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Природа наделила Лермонтова разнообразными талантами. Она одарила его подлинным талантом живописца, рисовальщика. Его рисунки необычайно выразительны, динамичны, живописные полотна великолепны по колориту. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. Автопортрет один из его лучших живописных работ (см. приложение рис.1). Пусть рисунки Лермонтова и его картины – творения дилетанта, но от них веет духом лермонтовской поэзии. Нам известны имена его любимых художников – Рембрандт, Рафаэль, Пьетро Перуджино, Гвидо-Рени. Рисунки Лермонтова и созданные по ним картинки – замечательные хроники его путешествия. Глубока и неразрывна связь этих работ с «Демоном», «Мцыри», «Героем нашего времени».

Что за звуки! Неподвижно внемлю Сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю, Самого себя. Всемогущий! Что за звуки! Жадно Сердце ловит их, Как в пустыне путник безотрадной Каплю вод живых! И в душе опять они рождают Сны веселых лет И в одежду жизни одевают Всё, чего уж нет. Принимают образ эти звуки, Образ милый мне; Мнится, слышу тихий плач разлуки, И душа в огне. И опять безумно упиваюсь Ядом прежних дней, И опять я в мыслях полагаюсь На слова людей.

 

Это стихотворение «Звуки» написано в 1830 году под впечатлением игры гитариста С. Т. Высоцкого. Оно интересно, прежде всего, как автобиографический документ, свидетельствующая о том сколь сильно музыка потрясла Лермонтова, как он умел в нее вслушиваться.

Поэт обладал редкой музыкальностью - играл на скрипке, фортепиано, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. «Лермонтов имеет особенную склонность к музыке, живописи и поэзии, почему свободные у обоих нас часы проходили в сих занятиях», - свидетельствовал друг поэта Святослав Раевский. «Сел за фортепиано и пел презабавные русские и французские куплеты», - вспоминал родственник поэта М. Лонгинов. Ранние страсти и потрясающие душу впечатления от музыки были знакомы ему с раннего детства. «Когда я был трех лет, записывает шестнадцатилетний Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал: я не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела бы прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Он любил слушать Россини, Паганини, Бетховена, Шуберта.

Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом гражданственно, философско-психологического романтизма. Добавим: поэты-романтики утверждали, что над смыслом слова в стихе должна господствовать мелодия, музыка слова, ибо музыка – это язык сердца, способный выражать идеи и чувства, недоступные слову. Поэзия Лермонтова, именно в силу его исключительной музыкальности, являет собою высочайшее торжество музыки слова, мелодии стиха, музыкального движения речи. Музыкальный тон влияет на нас глубочайшим образом, а слово «музыкальное» имеет колоссальное воздействие.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых

И дышит непонятная,

Святая прелесть их.

 

В те времена русская гимназия давала знания английского, немецкого, французского, греческого, латыни, поэтому зарубежная литература была доступна в подлиннике. Кроме сочинения стихотворений, поэм, рассказов, повестей, Лермонтов переводил стихи зарубежных поэтов. Стихи, датируемые 1829 — 1831 гг., свидетельствуют о том, что он был достаточно хорошо знаком с творчеством Гете. Скажем сразу: лермонтовские переводы особенные. Поэт никогда не ставил задачи простого изложения содержания, копирования образов и перенесения в русский текст ритма немецкого оригинала.Переводы Лермонтова, наверное, можно назвать перепевами, или стихотворениями, созданными на мотив стихотворений немецких поэтов.

Иоганн Вольфганг Гете - признанный в Европе создатель «Новейшей литературы». Переводы его произведений начали появляться в России в 1795. Почти каждый поэт того времени считал непременной для себя обязанностью перевести хотя что-нибудь из Гете... Обращаясь к списку переводчиков, мы находим тут десятки имен, среди которых Жуковский и Грибоедов, Тургенев, Тютчев и Брюсов, в том числе Лермонтов. Вот некоторые из них:


Брюсов

На всех вершинах
Покой;
В листве, в долинах
Ни одной
Не дрогнет черты;
Птицы спят в молчании бора.
Подожди только: скоро
Уснешь и ты.

Анненский

Над высью горной
Тишь.
В листве уж черной
Не ощутишь
Ни дуновенья.
В чаще затих полет...
О, подожди!.. Мгновенье –
Тишь и тебя... возьмет.

Пастернак

Мирно высятся горы.
В полусон
Каждый листик средь бора
На краю косогора
Погружен.
Птичек замерли хоры.
Погоди: будет скоро
И тебе угомон.

Лермонтов

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты


 

Нужно было иметь особый дар, для передачи неподражаемой прелести и лиризма немецкой миниатюры. Этот дар у Лермонтова был, несомненно. В книге Макса Волошина «Лики творчества» прекрасно сказано о лермонтовских переводах: «Хороший же стихотворный перевод – чудо, неизъяснимое для самого переводчика. От переводчика стихов я требую, прежде всего, органической способности к чуду. Стихотворный перевод не есть точное изложение и передача художественного произведения на другом языке, а приобщение самому творческому чуду, создавшему это произведение. Ни одного стихотворения нельзя перевести, но можно создать еще раз на своем языке. Таковы лермонтовские переводы гетевских «Горных вершин» и гейневской «Сосны». Тут раскрывается область безграничного произвола, находящего оправдание только в сопричастии творчества». Например, «Ночная песня странника» у Гете, а у Лермонтова это «Горные вершины». Более того, по воспоминаниям Струговщикова, другого поэта-переводчика стихотворений немецкого поэта на русский, Лермонтов перевел не все стихотворение, а только вторую часть. При этом он существенно изменил ритмику немецкого стихотворения, удлинил строку, сделал стихотворение напевным.

 

 


Wanderers Nachtlied II

ÜberallenGipfeln
IstRuh,
In allenWipfeln
Spürest du
KaumeinenHauch;
Die VögeleinschweigenimWalde.
Wartenur, balde
Ruhestduauch.<1780>
Горные вершины

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты. <1840>


В русском прозаическом переводе этому соответствует:

Над всеми вершинами
Тишина (покой)
Во всех макушках (вершинах деревьев)

Не ощутишь (едва ощутишь)

Почти никакого дуновенья.
Птички молчат в лесу.
Подожди только (лишь), скоро
Отдохнешь (успокоишься) и ты.

У Гете — картина тихо сходящей ночи, покоя в природе. Когда все стихнет, уснет и сам странник. Простые колоритные фразы — простые и по использованию художественных приемов, выразительных средств: «...На всех вершинах покой...». Ночной пейзаж в лермонтовском переводе куда более сложный, более образный. Поэт «оживляет» природу, используя олицетворение:

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Такие же короткие, даже нераспространенные предложения, но благодаря олицетворению пейзаж становится более рельефным. Появляется эффект присутствия, ощущаешь эту тишину, само дыхание спящей природы... И человек у Лермонтова не просто существо, обитающее в окружающей среде, подчиненное ритмам смены дня и ночи, человек — часть этой природы.

В повести А. Гайдара «Судьба барабанщика» есть эпизод, когда сын просит отца спеть солдатскую песню: - Хорошо,- сказал он. – Положил вёсла, зачерпнул пригоршней воды, выпил, вытер руки о колени и запел:

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

 

- Папа! - сказал я, когда последний отзвук его голоса тихо замер над прекрасной рекой Истрой. – Это хорошая песня, но ведь она же не солдатская. Он нахмурился:- Как не солдатская? Очень даже солдатская. Ну вот: это горы. Сумерки. Идет отряд. Он устал, идти трудно. За плечами выкладка шестьдесят фунтов… винтовки, патроны. А на перевале белые. «Погодите, - говорит командир, - еще немного, дойдем, собьём… тогда и отдохнем. Кто до утра, а кто и на веки…».

Гете, Лермонтов, Гайдар — разделены временем. Но как много в них общего. Почему? А потому, что для настоящей поэзии не существует границ, связанных со временем, местожительством, национальностью. Всех людей соединяла и соединяет вечная и нетленная красота. И счастлив тот, кто это видит, кто это ценит и этим дорожит.

Перевод текстов Гейне «Сосна» и Гёте «Горные вершины» стали любимыми в России. История музыкальных интерпретаций лермонтовского творчества — неотъемлемая часть истории русской и мировой культуры. О музыкальных способностях Лермонтова мы уже выше упомянули, а музыкальность его лирики и поэм подтверждается тем, что его творения вдохновили музыкантов на создание более чем трех с половиной тысяч сочинений. Более 40 русских композиторов написали музыку на эти стихи. Назовем только некоторых из них: Александр Варламов (дуэт), Антон Рубинштейн (дуэт), Михаил Ипполитов-Иванов, Сергей Танеев (дуэт), Сергей Ляпунова, Николай Метнер, Георгий Свиридов, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов....

Поздний вечер в Ялте. Симфонический концерт закончился. Публика расходится-разъезжается по домам. - Эвелина Антоновна, Вам, не страшно ли в такую темень одной спускаться с трассы в свой Гурзуф? – Нет, - отвечает мне она, - я ведь не просто иду, я пою на всё небо любимого Рубинштейна: Горные вершины спят во тьме ночной... Пою сначала первый голос, а потом - второй.

 

«Горные вершины» Антона Рубинштейна – один из шедевров русской вокально-хоровой музыки. Восемь простых строк - неповторимый, образцовый, уникальный текст. 22 простых слова. И в них, кажется, заключен целый космос: бездна тишины и огромное зримое пространство...

Каждый композитор выбирает стихи, строки, в которых кроется не только смысл, но - музыка. Ее просто нужно услышать. Рубинштейн «услышал» – романс. Такое впечатление, что этот романс создан исключительно для того, чтобы мы учились петь и слушать, петь и думать. Свободная двухчастная форма, в которой отражаются все смыслы гениально простого стихотворения Лермонтова. Основная тональность произведения D-dur. Она остаётся неизменной в течение всего произведения. Темп – Andantino. Движение мелодии волнообразное. Размер сложный – 4/4, что придаёт мелодии широту дыхания, прозрачность.

Сопрано звучат в среднем и верхнем регистрах, альты используют практически весь диапазон. Партия сопрано требует широкого дыхания, красивого объёмного тембра в верхнем регистре. Во всем произведении динамика разнообразная – от p до f, что придает ей прозрачность, полетность. При исполнении для хора трудности составляют: пение альтов в унисон в первой части романса, чёткие вступления альтов после пауз во второй части, где имеется внезапное появление Es-dur (II пониженной). Для дирижёра трудности заключаются в жесте легато, тонкой нюансировке (например, crescendo в пределах одного такта), чёткий показ всех вступлений голосов, где не совпадает начало фраз. Поразительна простота, мелодичность, прозрачность и ясность гармонического языка во всем произведении.

Первая часть, назовем ее – экспозиция, в которой все строки, все мотивы прошли и всё рассказано: Горные вершины спят во тьме ночной. Тихие долины полны свежей мглой. Не пылит дорога, не дрожат листы, подожди немного — отдохнешь и ты... И вот теперь хочется об этом, обо всем думать, но текст уже весь «прошел»... И тогда наступает время второй части, назовем ее разработкой — это подголосочная полифония, диалог, дуэт и почти на тех же мотивах возникает прекрасный рисунок. Две плавно перетекающие друг в друга линии, взаимодополняющие, вторящие, подтверждающие все ту же мысль, то же настроение покоя и струящейся вечной жизни — «пластика смысла» во всей гармонической красоте. Этот романс может звучать и a cello, но у автора написано фортепианное сопровождение, в котором изложен прозрачный ясный язык, широта расположения аккордов, «много воздуха» - ничто не мешает голосам певцов.Вариант исполнения этого произведения может быть разным: и детский хор, и женский двухголосный хор, и сольно, и дуэтом, на мой взгляд, даже возможен вариант исполнения смешанным хором. «Горные вершины» исполняли также великие певцы, как. Муслим Магомаев, Сергей Лемешев, Иван Козловский. И поэтому истинное имя этого сочинения — с о в е р ш е н с т в о. И мы понимаем, что это музыкально-поэтический шедевр, который никто и никогда не сможет превзойти.

А. Г. Рубинштейн вошел в историю русской культуры как многосторонний музыкально-общественный деятель, один из величайших пианистов мира, композитор, педагог. Его кипучая творческая жизнь явилась примером патриотического служения отечественному искусству. Рубинштейн — основоположник профессионального музыкального образования в России. Общественная деятельность была смелой, размашистой, широкой: его усилиями было учреждено императорское Русское музыкально общество и в 1862 году первая русская консерватория в Петербурге, а спустя четыре года его же настояниями открылась под управлением Николая Рубинштейна вторая, Московская, консерватория. Благодаря их деятельности общий уровень музыки в России поднялся. С Петербургской консерваторией Антон Григорьевич был связан многие годы и как директор, и как педагог по классам фортепиано, композиции, истории фортепианной литературы, камерного ансамбля и оркестрового.

Музыкальному просвещению русского общества содействовали концертные выступления Рубинштейна в качестве симфонического дирижера и пианиста. Гениальный пианизм Рубинштейна сыграл громадную роль в утверждении славы русского искусства за рубежом.

Значителен вклад, внесенный в русскую музыку Рубинштейном-композитором. Ряд созданных им произведений (таких, как опера «Демон», многие романсы и фортепианные пьесы) занял почетное место среди классических образцов русского музыкального наследия и пользуется любовью слушателей до наших дней. Некоторые произведения Рубинштейна явились ступенями к высочайшим шедеврам, созданным его младшими современниками и композиторами последующих поколений. Так, например, Рубинштейн предвосхитил развитие русского симфонизма, будучи первым русским музыкантом, обратившимся к жанру четырех частной симфонии, а его «Демон» стал первой русской лирической оперой и оказал непосредственное влияние на «Евгения Онегина» Чайковского. Неутомимая энергия, идейная целеустремленность сближают Рубинштейна с другими выдающимися музыкантами эпохи.

Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894) - русский пианист, композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, публицист - оставил большой след в развитии русской музыкальной, духовной, литературной культуры. Все эти виды деятельности протекали параллельно и в тесной взаимосвязи. Как пианист и композитор Рубинштейн принадлежал не нам одним, русским, а всему цивилизованному миру. Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времен. Среди своих современников он может быть сопоставлен лишь с одним Листом, «единственным преемником и соперником» которого назвал Рубинштейна известный немецкий пианист и дирижер Г. Бюлов. «Он был гениальнейший, глубочайший по духу и поэзии, изумительнейший пианист — такой, выше которого никогда, конечно, не бывало, кроме его товарища и современника — Листа...» — писал о Рубинштейне Стасов В. В.

Грандиознейшим предприятием Рубинштейна-исполнителя явился проведенный им в середине 80-х годов цикл «Исторических концертов». Цикл этот состоял из семи концертов, демонстрировавших развитие фортепианной музыки от ее истоков в конце XVI — начале XVII века до современности. Программа последнего концерта включала произведения русских композиторов — Глинки, кучкистов, Чайковского, Лядова и самого Рубинштейна. Серия «Исторических концертов», проведенная параллельно в Петербурге и в Москве, была затем повторена в ряде крупнейших западноевропейских городов (Берлин, Вена, Париж, Лейпциг, Лондон), при этом дважды — с входной платой для обычной публики и бесплатно для учащейся молодежи. Этот цикл, неслыханный по масштабу в мировой концертной практике, свидетельствовал не только о широте репертуара гениального пианиста, но и о его из ряда вон выходящей неутомимости и энергии, одновременно ярко характеризуя его как музыканта-просветителя. Знаменитые «исторические концерты» и бесплатное повторение каждого из них для музыкантов неимущих и учащихся – это беспримерное приношение на алтарь музыкального развития России. Здесь же необходимо упомянуть об основанных 1887 году общедоступных симфонических концертах и собственном оркестре ИРМО. 7 апреля 1883 года Рубинштейн дал блестящий концерт, сбор с которого (5000 рублей) поступил на основании фонда для сооружения памятника русскому композитору — Михаилу Ивановичу Глинке. С исполнительской деятельностью Рубинштейна связана также организация в 1890 году международного конкурса пианистов и композиторов и их субсидирование средствами композитора. Конкурсы его имени проводились каждые пять лет, сначала в Берлине и Париже, затем в Петербурге. Большой интерес представляет оценка стиля музыки Рубинштейна Ференцем Листом, с большим уважением относящемся к нему как к музыканту. С. В. Рахманинов, замечательнейший продолжатель традиций Рубинштейна в русском пианизме, слышавший его в юности, писал: «По моему мнению, ни один современный пианист даже не приближается к великому Рубинштейну».

После выступлений с «Историческими концертами» Рубинштейн осуществил нечто сходное, но для более узкой аудитории: это был проведенный им в консерватории в двух учебных сезонах, специально для студентов и преподавателей, курс истории фортепианной литературы. Исполнению произведений предшествовали словесные пояснения самого Рубинштейна, содержавшие много метких и глубоких наблюдений и мыслей. Из литературного наследия А. Рубинштейна следует упомянуть его «Автобиографические рассказы», «Музыка и ее представители. Разговор о музыке», курс его лекций по истории фортепианной литературы, о которых мы выше упомянули, под названием «История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна».

Наряду с фортепианными концертами большое значение имели и его выступления как дирижера симфонических концертов. Рубинштейн-дирижер – это эпоха в концертной деятельности Русского музыкального общества. Он выступал и за рубежом. В основе его стиля - стремление к целостной передаче музыкального образа, широкий штрих, большая мелодическая выразительность. Основными чертами исполнительской индивидуальности Рубинштейна были полнокровное, мужественно-волевое начало, огромный темперамент и исключительная глубина проникновения в авторский замысел.

Многокрасочна была его звуковая палитра, одинаково поражавшая и колоссальной мощью и прозрачнейшими, воздушными звучаниями. Исключительны были также достижения Рубинштейна в искусстве «пения» на фортепиано. Замечательная кантилена Рубинштейна и необыкновенное богатство звуковых красок были связаны, между прочим, с особым, только ему свойственным применением педализации.

Творческое наследие А. Рубинштейна, насчитывающее 119 опусов, охватывает почти все музыкальные жанры. Как известно, нет области музыки, в которой он не попытался бы писать; среди его сочинений мы найдем все виды композиций, начиная с романса и мелкой фортепианной вещи, продолжая камерной, симфонической и концертной музыкой и кончая ораторией и оперой. При этой громадной продуктивности композитора творчество его, однако, очень неравноценно по своему художественному значению. Музыкальный стиль Рубинштейна объединил в себе различные элементы. Одним из его истоков была русская городская романсно-песенная и инструментальная бытовая музыка. Большую популярность в широких кругах любителей музыки приобрел еще при жизни композитора ряд его мелких фортепианных произведений и романсов. В этих жанрах более всего проявилась связь Рубинштейна с бытующими интонациями, и раскрылись сильные стороны его дарования — лирика и связанное с ней господство мелодического начала.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Биография Лермонтова - не биография человека в обычном ее понимании, а история души – сущности изменчивой в своих проявлениях и непостижимой в определениях. Вся жизнь Лермонтова – это никогда не прекращавшийся труд, непрерывные поиски совершенства, стремление выразить в поэзии еще не бывалое. Стихотворные строки рождались везде: в маленькой комнате, среди разговоров, в университетской аудитории избрав своим орудием поэзию, он не искал занять скромное место на журнальной странице. Только четыре года жил Лермонтов после гибели Пушкина. И в этот короткий срок создал то, что составляет лучшую часть его поэтического наследия – «Песню про царя Ивана Васильевича…», «Демона», «Мцыри», «Сказку для детей», «Героя нашего времени», книгу стихов и еще целый альбом стихотворений удивительных - по музыкальности, живописности, разнообразию, по совершенству воплощения, безграничной мощи таланта.

Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Лермонтова, по данным литературных исследователей, прослеживается в творчестве Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, В. В. Маяковского). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А. Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С. В. Рахманинова, «Три пальмы» А. А. Спендиарова) и романсного (А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу...»).

И воспринимаются его стихи как песенная, как народная речь, которая никогда не старее. Не только слово его не стареет – не стареет и его мир чувств: никогда не перестанут восхищать и наводить на глубокие думы вызывающие глубокую грусть отношения чинары с дубовым листком, спор горных вершин, грезы одинокой сосны и пальмы, сговор Терека с Каспием, плач старого утеса по золотой тучке и многое. И при этом не перестаешь удивляться «Бородино», «Памяти Александра Одоевского», «Три пальмы» - и все это создано почти юношей. И когда наиболее прозорливые современники сравнивали его с Байроном или называли «русским Гёте», современники старались не умалить его, а поставить в один ряд с величайшими поэтами века. Его стихи уже переводили на иностранные языки.

В день, когда закатилось солнце русской поэзии, на небосклоне взошло новое солнце – Лермонтов. Он явился как залог, как доказательство того, что никогда не замолкнет русское слово, не померкнет сияние русской поэзии, ее жар, ее животворящая сила, ее способность выражать мысли общества, формировать облик прогрессивного человека эпохи. Он стал частью нашей души – души каждого русского человека.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андроников Ираклий. А теперь об этом/М.: изд. Советский писатель, 1985

2. Айхенвальд Юрий. Силуэты русских писателей/М.: изд. Республика, 1994

3. Гайдар Аркадий. Судьба барабанщика

4. Волошин Максимилиан. Лики творчества. Ленинград: Наука, 1988

5. Полное собрание сочинений, том 4, 1954

6. Орлова Е. М. Очерки о русских композиторах XIX начала XX в.: учебное пособие. М: Музыка, 1982

7. Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи. Ленинград: Музыка,1971

8. Журнал «Наше наследие», V(11). М.: Искусство,1989

9. использованы материалы с сайта https://www.vevivi.ru/

10. Источник иллюстраций: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» – М.: Сов. Энцикл., 1981.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Рис. 1. Автопортрет М. Ю. Лермонтова, 1837 г.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: