РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет (курс) русский язык.
параллель(класс) 9 класс.
уровень базовый.
учитель Самарина О.А. Юрченко М.А. Захарова Е.Г.
Количество учебных часов в неделю 3 часа.
Срок реализации рабочей программы 2016-2017 учебный год
ФИО автора и название примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа: Программа курса «Русский язык» 5-9 классы. Автор-составитель Л.В. Кибирева, Е.А.Быстрова », М. «Русское слово». Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Название УМК: Учебно-методический комплект по русскому языку под редакцией Е.А.Быстровой; (Русский язык: учебник для 9 класса ОУ. -М.: ООО"Русское слово", 2014.
Севастополь
Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании №3266-1 от 10.07.1992г. с последующими изменениями;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004г. № 1089);
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденных приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
По авторской программе выделяется 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Из школьного компонента ОО выделяется 1 час для расширения содержания программы по предмету (102 часа в год, 3 часа в неделю).
В связи с этим считаем целесообразным увеличить количество часов на изучение тем синтаксиса сложного предложения, а также на уроки развития речи и повторения. Данное решение позволит более продуктивно подготовить выпускников к сдаче ОГЭ.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, консолидации и единения народов России.
|
Русский язык в системе общего среднего образования в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения занимает особое место. Он является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.
Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе, помогает их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Русский язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы русского народа, к достижениям мировой науки и культуры.
Русский язык является одним из важнейших каналов социализации личности учащихся, способствует формированию гражданской идентичности и толерантности.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. В ней учтены основные идеи преемственности с программами для начального общего образования.
Требования к уровню обучения:
В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен знать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
|
•признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (офоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
• фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
• формулировать вопросы по содержанию текста;
• замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
• понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
• составлять конспект прочитанного текста;
• оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
• прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
• создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
•знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте.
владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
• строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
|
письмо:
•знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
• писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
• вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
• писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
• составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
• совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
•проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
• правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
• анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
• владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
• толковать значение слова, исходя из его морфемного состава;
• пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
• опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
• разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
• пользоваться разными видами толковых словарей;
• верно использовать термины в текстах научного стиля;
• оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
• проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
• и их формы в трудных случаях;
• правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
• определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
• опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и
пунктуационного анализа;.
орфография:
• применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
• пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
• проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
• различать изученные виды простых и сложных предложений;
• интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
• составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
•уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
• правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
• проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
• устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
•использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности
речи;
•применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
•строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
• самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
•проводить пунктуационный анализ текста;
•аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Тематический план
по предмету «Русский язык» для 9 класса рассчитан на 102 часа
(3 часа в неделю)
Название раздела | Кол-во часов | Развитие речи | Контр. работы | ||
1. | Вводный урок | ||||
Речь. Текст (повторение) | |||||
3. | Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах | ||||
4. | Синтаксис сложного предложения. Пунктуация | ||||
5. | Союзные предложения Сложносочиненное предложение (ССП) | ||||
6. | Сложноподчиненное предложение (СПП) | ||||
7. | Бессоюзное сложное предложение | ||||
8. | Сложные предложения с различными видами связи | ||||
10. | Обобщение и систематизация изученного в 9 классе | ||||
Всего |