Дом Учителя Уральского федерального округа
XII Международная Олимпиада по основам наук
Второй этап. Премьер лига
Научный руководитель предметного проекта: Клишина Вероника Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МОУ «Лицей №6», г. Качканар.
Автор заданий: Синева Наталия Викторовна, к.б.н., научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН, г. Екатеринбург.
Биология 9 класс
Проводится в честь Мэй-Бритт Мозер и Эдварда Мозера
Время выполнения работы 1 час 15 минут
___________ ________ __________ ___________ ____________ __________ __________
Фамилия Имя Отчество Нас. Пункт Область ОУ № Код участника
Таблица ответов
Задания | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | 21.1 | |||||||||||||||||||||
21.2 | ||||||||||||||||||||||
21.3 | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание | 23.1 | |||||||||||||||||||||
23.2 | ||||||||||||||||||||||
23.3 | ||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||
Задание |
|
|
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий (1-5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6-10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях необходимо выбрать три правильных ответа из шести предложенных.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11-15) – на установление соответствия и 5 заданий (16-20) – на последовательность. В заданиях 11-15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16-20 – нужно установить правильную последовательность.
Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21-25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
|
В случае выполнения заданий на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов.
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.
В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Зародышевые листки многоклеточного организма закладываются:
1) на стадии нейрулы
2) на стадии гаструлы
3) на стадии бластулы
4) в момент оплодотворения
2. При приготовлении бифштекса с кровью человеку следует опасаться заражения:
1) яйцами аскариды
2) яйцами планарии
3) финнами бычьего цепня
4) личинками печеночного сосальщика
3. Вилочка у птиц – это:
1) сросшиеся грудные кости
2) сросшиеся ключицы
3) сросшаяся первая пара ребер
4) видоизмененный коракоид тетрапод
4. Плюрипотентные гемопоэтические стволовые клетки, которые дают начало как миелоидным клеткам (форменные элементы крови), так и лимфоидным, называются:
1) эритробласты
2) лимфобласты
3) гемоцитобласты
4) ангиобласты
5. В 2014 году выдающиеся норвежские ученые Мэй-Бритт и Эдвард Мозеры получили Нобелевскую премию в направлении:
1) Физика (присуждается с 1901 г., в Швеции)
2) Химия (присуждается с 1901 г., в Швеции)
3) Физиология и медицина (присуждается с 1901 г., в Швеции)
4) Содействие установлению мира во всём мире (присуждается с 1901 г., в Норвегии)
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
6. Демографические показатели – это:
1) вегетация
2) численность
3) рождаемость
4) встречаемость
5) смертность
6) плотность
7. Основными белками плазмы являются:
1) альбумины
2) глобулины
3) гемэритрин
4) гемоглобин
5) фибриноген
6) гемоцианин
8. Укажите экологические взаимодействия, которые являются взаимополезными:
1) протокооперация
2) паразитизм
3) комменсализм
4) симбиоз
5) конкуренция
6) мутуализм
9. Сердечная стенка состоит из трёх слоёв (оболочек). Укажите их:
1) экзокард | 2) эпикард | 3) мезокард | 4) миокард | 5) микрокард | 6) эндокард |
10. Выберите правильные суждения:
1) хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы и способен менять кривизну
2) сетчатка имеет два вида светочувствительных рецепторов: колбочки и палочки
3) в сетчатке больше колбочек, чем палочек
4) сосудистая оболочка глаза прозрачная
5) слепое пятно – это область, отличающаяся наилучшей светочувствительностью
6) «смотрим глазами, а видим мозгом»
Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.
В заданиях 11-15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца.
11. Установите соответствие между растением и центром его происхождения:
Растения | Центры происхождения культурных растений |
1) пшеница | А) Восточноазиатский |
2) сахарная свекла | B) Австралийский |
3) картофель | C) Африканский |
4) соя | D) Европейско-Сибирский |
5) эвкалипт | E) Южноамериканский |
12. Установите соответствие между гормоном и его влиянием на организм:
Влияние на организм | Гормоны |
1) Участвует в сохранении энергетических ресурсов организма | A) кортизол |
2) Повышает артериальное давление крови | B) дофамин |
3) Регулирует размеры организма | C) инсулин |
4) Регулирует углеводный обмен | D) адреналин |
5) Вызывает чувство удовлетворения, влияет на процессы мотивации и обучения | E) гормон роста |
13. Установите соответствие между витамином и его влиянием на организм:
Влияние на организм | Витамины |
1) Участвует в свертывании крови и обмене веществ в костной ткани | A) Витамин А |
2) Повышает сопротивляемость организма, укрепляет сосуды | B) Витамин В1 |
3) Важен для работы нервной и мышечной систем | C) Витамин С |
4) Нехватка вызывает замедление роста и развития организма | D) Витамин D |
5) Участвует в обмене кальция в организме | E) Витамин К |
14. Установите соответствие между тканью растительного организма и ее структурой:
Структура ткани | Ткань |
1) представлена сосудами, трахеидами и ситовидными трубками | A) покровная |
2) состоит из живых клеток с большим количеством хлоропластов или запасных питательных веществ | B) механическая |
3) содержит устьица и чечевички | C) проводящая |
4) состоит из недифференцированных клеток с крупными ядрами | D) меристема |
5) волокна из живых и мёртвых клеток с сильно утолщённой клеточной стенкой | E) паренхима |
15. Соотнесите классы животных с особенностями их кровеносной системы:
Особенности | Классы |
1) в сердце три камеры | А) Рыбы |
2) в сердце две камеры | B) Земноводные |
3) в сердце венозная кровь | |
4) венозная кровь из сердца поступает к лёгким | |
5) один круг кровообращения |
В заданиях 16-20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу номера выбранных ответов в установленной последовательности (например, 45123).
16. Установите последовательность цепи питания заливного луга:
1) Лягушка остромордая
2) Уж обыкновенный
3) Гусеница
4) Клевер луговой
5) Еж обыкновенный
17. Установите последовательность систематических категорий, начиная с вида:
1) Хвойные (Pinopsida)
2) Сосновые (Pinales)
3) Ель обыкновенная (Picea abies)
4) Ель (Picea)
5) Голосеменные (Pinophyta)
18. Установите последовательность этапов в цикле развития папоротникообразных, начиная с прорастания споры:
1) формирование небольшой пластинки – заростка
2) формирование архегониев и антеридиев на гаметофите
3) формирование спорофита
4) оплодотворение и образование зиготы в воде
5) развитие зародыша
19. Установите последовательность этапов двойного оплодотворения Цветковых растений:
1) один спермий сливается с диплоидной центральной клеткой, образуя триплоидное ядро
2) пыльцевая трубка достигает завязи и проникает к семязачатку через микропиле
3) пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика
4) один спермий сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу
5) пыльцевая трубка врастает в ткань рыльца и столбика
20. Установите последовательность процессов первичной сукцессии:
1) фаза зарастания кустарниками
2) заселение скал лишайниками
3) формирование устойчивого сообщества
4) появление и прорастание семян травянистых растений
5) заселение территории мхами