Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.




Дом Учителя Уральского федерального округа

XII Международная Олимпиада по основам наук

Второй этап. Премьер лига

Научный руководитель предметного проекта: Клишина Вероника Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МОУ «Лицей №6», г. Качканар.

Автор заданий: Синева Наталия Викторовна, к.б.н., научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН, г. Екатеринбург.

Биология 9 класс

Проводится в честь Мэй-Бритт Мозер и Эдварда Мозера

Время выполнения работы 1 час 15 минут

___________ ________ __________ ___________ ____________ __________ __________

Фамилия Имя Отчество Нас. Пункт Область ОУ № Код участника

 

Таблица ответов

Задания                                            
                                             
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание                                            
Задание 21.1                                          
21.2                                          
21.3                                          
Задание                                            
Задание 23.1                                          
23.2                                          
23.3                                          
Задание                                            
Задание                                            

 

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (1-5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных.

Часть 2 состоит из 5 заданий (6-10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях необходимо выбрать три правильных ответа из шести предложенных.

Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11-15) – на установление соответствия и 5 заданий (16-20) – на последовательность. В заданиях 11-15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16-20 – нужно установить правильную последовательность.

Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21-25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

В случае выполнения заданий на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов.

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

 

1. Зародышевые листки многоклеточного организма закладываются:

1) на стадии нейрулы

2) на стадии гаструлы

3) на стадии бластулы

4) в момент оплодотворения

2. При приготовлении бифштекса с кровью человеку следует опасаться заражения:

1) яйцами аскариды

2) яйцами планарии

3) финнами бычьего цепня

4) личинками печеночного сосальщика

 

3. Вилочка у птиц – это:

1) сросшиеся грудные кости

2) сросшиеся ключицы

3) сросшаяся первая пара ребер

4) видоизмененный коракоид тетрапод

 

4. Плюрипотентные гемопоэтические стволовые клетки, которые дают начало как миелоидным клеткам (форменные элементы крови), так и лимфоидным, называются:

1) эритробласты

2) лимфобласты

3) гемоцитобласты

4) ангиобласты

 

5. В 2014 году выдающиеся норвежские ученые Мэй-Бритт и Эдвард Мозеры получили Нобелевскую премию в направлении:

1) Физика (присуждается с 1901 г., в Швеции)

2) Химия (присуждается с 1901 г., в Швеции)

3) Физиология и медицина (присуждается с 1901 г., в Швеции)

4) Содействие установлению мира во всём мире (присуждается с 1901 г., в Норвегии)

 

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.

 

6. Демографические показатели – это:

1) вегетация

2) численность

3) рождаемость

4) встречаемость

5) смертность

6) плотность


7. Основными белками плазмы являются:

1) альбумины

2) глобулины

3) гемэритрин

4) гемоглобин

5) фибриноген

6) гемоцианин

8. Укажите экологические взаимодействия, которые являются взаимополезными:

1) протокооперация

2) паразитизм

3) комменсализм

4) симбиоз

5) конкуренция

6) мутуализм

 

9. Сердечная стенка состоит из трёх слоёв (оболочек). Укажите их:

1) экзокард 2) эпикард 3) мезокард 4) миокард 5) микрокард 6) эндокард

 

10. Выберите правильные суждения:

1) хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы и способен менять кривизну

2) сетчатка имеет два вида светочувствительных рецепторов: колбочки и палочки

3) в сетчатке больше колбочек, чем палочек

4) сосудистая оболочка глаза прозрачная

5) слепое пятно – это область, отличающаяся наилучшей светочувствительностью

6) «смотрим глазами, а видим мозгом»

 

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 11-15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца.

11. Установите соответствие между растением и центром его происхождения:

Растения Центры происхождения культурных растений
1) пшеница А) Восточноазиатский
2) сахарная свекла B) Австралийский
3) картофель C) Африканский
4) соя D) Европейско-Сибирский
5) эвкалипт E) Южноамериканский

 

12. Установите соответствие между гормоном и его влиянием на организм:

Влияние на организм Гормоны
1) Участвует в сохранении энергетических ресурсов организма A) кортизол
2) Повышает артериальное давление крови B) дофамин
3) Регулирует размеры организма C) инсулин
4) Регулирует углеводный обмен D) адреналин
5) Вызывает чувство удовлетворения, влияет на процессы мотивации и обучения E) гормон роста

 

13. Установите соответствие между витамином и его влиянием на организм:

Влияние на организм Витамины
1) Участвует в свертывании крови и обмене веществ в костной ткани A) Витамин А
2) Повышает сопротивляемость организма, укрепляет сосуды B) Витамин В1
3) Важен для работы нервной и мышечной систем C) Витамин С
4) Нехватка вызывает замедление роста и развития организма D) Витамин D
5) Участвует в обмене кальция в организме E) Витамин К

14. Установите соответствие между тканью растительного организма и ее структурой:

Структура ткани Ткань
1) представлена сосудами, трахеидами и ситовидными трубками A) покровная
2) состоит из живых клеток с большим количеством хлоропластов или запасных питательных веществ B) механическая
3) содержит устьица и чечевички C) проводящая
4) состоит из недифференцированных клеток с крупными ядрами D) меристема
5) волокна из живых и мёртвых клеток с сильно утолщённой клеточной стенкой E) паренхима

15. Соотнесите классы животных с особенностями их кровеносной системы:

Особенности Классы
1) в сердце три камеры А) Рыбы
2) в сердце две камеры B) Земноводные
3) в сердце венозная кровь  
4) венозная кровь из сердца поступает к лёгким  
5) один круг кровообращения  

 

В заданиях 16-20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу номера выбранных ответов в установленной последовательности (например, 45123).

 

16. Установите последовательность цепи питания заливного луга:

1) Лягушка остромордая

2) Уж обыкновенный

3) Гусеница

4) Клевер луговой

5) Еж обыкновенный

 

17. Установите последовательность систематических категорий, начиная с вида:

1) Хвойные (Pinopsida)

2) Сосновые (Pinales)

3) Ель обыкновенная (Picea abies)

4) Ель (Picea)

5) Голосеменные (Pinophyta)

 

18. Установите последовательность этапов в цикле развития папоротникообразных, начиная с прорастания споры:

1) формирование небольшой пластинки – заростка

2) формирование архегониев и антеридиев на гаметофите

3) формирование спорофита

4) оплодотворение и образование зиготы в воде

5) развитие зародыша

 

19. Установите последовательность этапов двойного оплодотворения Цветковых растений:

1) один спермий сливается с диплоидной центральной клеткой, образуя триплоидное ядро

2) пыльцевая трубка достигает завязи и проникает к семязачатку через микропиле

3) пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика

4) один спермий сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу

5) пыльцевая трубка врастает в ткань рыльца и столбика

20. Установите последовательность процессов первичной сукцессии:

1) фаза зарастания кустарниками

2) заселение скал лишайниками

3) формирование устойчивого сообщества

4) появление и прорастание семян травянистых растений

5) заселение территории мхами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: