Доводы на то, что нужно поднимать руки до и после поясного поклона в намазе).




Доводы на то, что нужно поднимать руки до и после поясного поклона в намазе. Стр. 2.

2 Ответ на хадисы от ибн Мас’уда и Бара ибн ‘Азиба о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи уа салам, не подымал руки кроме как в начале намаза. Стр. 5.

3 Ответ на то, что Умар ибн Хатаб якобы не поднимал руки до и после поясного поклона. Стр. 9.

4 Ответ на то, что якобы Али ибн Абу Талиб не поднимал руки до и после поясного поклона в намазе, и ответ на аргументацию Ат-Тахави этим. Стр. 10.

5 Ответ на то, что якобы Ибн Умар не поднимал руки до и после поясного поклона в намазе. Стр. 11.

6 Ответ на заявление Абу Бакра ибн ‘Айяша: «Я не видел ни одного факиха, который поднимал бы руки в молитве кроме первого раза». Стр. 14.

7 Ответ на выдуманный хадис от ибн Умара, о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи уа салам не поднимал руки в намазе кроме как при вступительном такбире. Стр. 14.

8 Ответ на сообщение от табиина ‘Аббада ибн ‘АбдуЛлаха ибн аз-Зубайра, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поднимал руки в молитве кроме первого такбира. Стр. 15.

9 Ответ на то, что Пророк, саля Ллаху алейхи уа салам, порицал поднятие рук в намазе.

Стр. 15-17.

 

 

Доводы на то, что нужно поднимать руки до и после поясного поклона в намазе).


«Сунан ат-Тирмизи»
«Глава о поднятии рук во время руку’а (Бабу роф’и ль-йадайн ‘инда р-руку’)»

Хадис:
Кутайба и Ибн Абу ‘Умар рассказали нам о том, что им рассказал Суфьян ибн ‘Уяйна от аз-Зухри, а тот от Салима, а Салим от своего отца, который сказал: «Я видел, как посланник Аллаха поднимал свои руки до уровня плеч, начиная молитву, а также совершая руку’, и поднимая голову (выпрямляясь) после него».


А в версии Ибн Абу ‘Умара добавляется, что «…он не поднимал рук между совершением земных поклонов».


Абу Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Рассказал нам Фадль ибн ас-Саббах аль-Багдади, которому рассказал Суфьян ибн ‘Уяйна, а ему аз-Зухри подобный хадис с этим же иснадом».


Также он сказал: «Хадисы о поднимании рук во время поясного поклона также передаются от ‘Умара, ‘Али, Уаиля ибн Худжра, Малика ибн аль-Хувайриса, Анаса, Абу Хурайры, Абу Хумайда, Абу Усайда, Сахля ибн Са’да, Мухаммада ибн Маслямы, Абу Катады, Абу Мусы аль-Аш’ари, Джабира, ‘Умайра ал-Ляйси».

 

Имам Ат-Тирмизи сказал: «хадис Ибн Абу ‘Умара является хорошим (хасан), достоверным (сахих)».


Таким же образом (по поводу поднимания рук во время руку’а) высказывались разные ученые из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такие как, Ибн ‘Умар, Джабир ибн ‘Абдуллах, Абу Хурайра, Анас, Ибн ‘Аббас, ‘Абдулла ибн аз-Зубайр и другие. А также из числа таби’инов, таких как аль-Хасан аль-Басри, ‘Ата, Таус, Муждахид, Нафи’, Салим ибн ‘Абдулла, Са’ид ибн Джубайр и другие.


Этого же мнения придерживались ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, имам аш-Шафи’и, имам Ахмад и Исхак.


‘Абдуллах ибн аль-Мубарак упомянув хадис аз-Зухри от Салима сказал: «Хадис о поднятии рук во время поясного поклона установлен достоверно, тогда как хадис от Ибн Мас’уда о том что пророк, да благословит его Аллаха и приветствует не поднимал руки кроме как в начале молитвы, достоверно не установлен ». Об этом нам рассказали Ахмад ибн ‘Абда аль-Амули, а он от Уахба ибн аз-Зам’а, а он от Суфьяна ибн ‘Абд аль-Малика, а он от ‘АбдуЛлаха ибн аль-Мубарака.

 

 


Тухфату-ль-Ахуази (Шарх сунан ат-Тирмизи).


Ибн Абу ‘Умар – это Мухаммад ибн Йахья ибн Абу ‘Умар аль-‘Адани (житель Мекки). Говорят что Абу ‘Умар (отец этого передатчика) – это «кунья» (прозвище) Йахьи, правдивого передатчика, неотступного спутника Ибн ‘Уяйны, однако Абу Хатим сказал что он был невнимательным.
От Салима – а это сын АбдуЛлаха ибн ‘Умара, да будет Аллах доволен ими обоими.


Слова «поднимал свои руки до уровня плеч, начиная молитву, а также совершая руку’, и поднимая голову (выпрямляясь) после него» служат ясным доказательством того, что поднятие рук в этих элементах молитвы является сунной, и это истина. Имам аль-Бухари в своем «Сахихе» после данного хадиса от ибн ‘Умара привел слова своего шейха ‘Али ибн аль-Мадини, сказавшего: «Мусульмане должны поднимать руки во время совершения руку’а и выпрямления после него в соответствии с хадисом ибн ‘Умара». Эти слова приводит и Ибн ‘Асакир, о которых упомянул аль-Бухари в «Джуз роф’и аль-йадайн», добавив: «…и он был самым знающим своего времени».


«…он не поднимал рук между совершением земных поклонов» – а в версии аль-Бухари говорится что, «…он не делал этого при совершении земного поклона и при выпрямлении из него».


«Рассказал нам Фадль ибн ас-Саббах аль-Багдади…» - а это ас-Самсар, он передавал хадисы от Ибн ‘Уяйны и Хашима, а от него в свою очередь хадисы передавали ат-Тирмизи и ибн Маджа. Ибн Ма’ин считал его заслуживающим доверия передатчиком, а аль-Хафиз сказал: «Родом он был из Нахаунда, заслуживающий доверия, набожный».


«Хадисы о поднимании рук во время поясного поклона также передаются от ‘Умара, ‘Али, Уаиля ибн Худжра, Малика ибн аль-Хувайриса, Анаса, Абу Хурайры, Абу Хумайда, Абу Усайда, Сахля ибн Са’да, Мухаммада ибн Маслямы, Абу Катады, Абу Мусы аль-Аш’ари, Джабира, ‘Умайра ал-Ляйси».


Что касается хадиса ‘Умара (1), то его приводят Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Маджа, и его достоверность подтвердили ат-Тирмизи и Ахмад ибн Ханбал.

Хадис Уаиля ибн Худжра (2) приводят Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Маджа.

 

Хадис Малика ибн аль-Хувайриса (3) приводят аль-Бухари и Муслим.

 

Хадис Анаса (3) приводит Ибн Маджа.

 

Хадис Абу Хурайры (4) приводят Абу Дауд и ибн Маджа.

 

Хадис Абу Хумайда (5) приводят Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, и его достоверность подтвердил ат-Тирмизи.

 

Хадисы Абу Усайда (6) и Сахля ибн Са’да (7) приводит Абу Дауд.

 

Хадис Мухаммада ибн Маслямы (8) приводит Ибн Маджа.

 

Хадис Абу Катады (9) приводит Абу Дауд.

 

Хадис Абу Мусы аль-Аш’ари (10) приводит ад-Даракутни.

 

Хадис Джабира (11) приводит ибн Маджа.

 

Хадис ‘Умайра ал-Ляйси (12) приводит Ибн Маджа.

 


Имам ас-Суюты в «Азхар аль-мутанасира фи-ль-ахбари аль-мутауатира» сказал:

«Хадисы о поднятии рук являются мутауатир от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (т.е. переданные таким большим количеством передатчиков, которое исключает их сговор и фальсификацию хадиса). Аль-Бухари и Муслим привели его от Ибн ‘Умара и от Малика ибн аль-Хувайриса; Муслим от Уаиля ибн Худжра; Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и ан-Насаи от ‘Али; Абу Дауд от Сахля ибн Са’да, ибн аз-Зубайра, Ибн ‘Аббаса, Мухаммада ибн Маслямы, Абу Усайда, Абу Катады и Абу Хурайры; Ибн Маджа от Анаса, Джабира и ‘Умайра ал-Ляйси; Ахмад от Хакама ибн Умайра; аль-Байхаки от Абу Бакра и аль-Бара; ад-Даракутни от ‘Умара и Абу Мусы; ат-Табарани от ‘Укбы ибн ‘Амира и Му’аза ибн Джабаля».
Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» сказал: «Аль-Бухари упомянул, что поднятие рук во время совершения руку’а и выпрямления из него передается семнадцатью сподвижниками.

Хаким и Абу аль-Касим ибн Манда говорили, что хадисы об этом передавали «’ашара мубашшара» (т.е. десять сподвижников при жизни обрадованных Раем, и это Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, Тальха ибн ‘Убайдуллах, Зубайр ибн аль-‘Аууам, ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф, Са’д ибн Абу Уаккас, Са’ид ибн Зейд и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах, да будет доволен ими Аллах).

Также наш шейх Абу Фадль аль-Хафиз сказал, что он считал число сподвижников передававших хадисы об этом, и оно достигло пятидесяти человек».


Аш-Шаукани в «Нейль аль-Аутар» сказал: «Аль-Байхаки в «Сунан» и в «аль-Хиляфият» перечислил около тридцати имен сподвижников передававших хадисы о поднятии рук.

И он сказал: «Я слышал от Хакима, говорившего, что все «’ашара мубашшара», а также и другие величайшие сподвижники после них передают хадисы об этой сунне.

Затем аль-Байхаки сказал: «И это действительно так».

Также аль-Байхаки и Хаким говорили: «И неизвестно чтобы существовала какая-нибудь другая сунна помимо этой, на передаче которой сошлись все «’ашара мубашшара» и другие величайшие сподвижники после них, и это несмотря на то, что они жили в разных странах».


К словам Имама ат-Тирмизи «хадис Ибн Абу ‘Умара является хорошим (хасан), достоверным (сахих)» необходимо добавить, что его приводят аль-Бухари и Муслим.


«Таким же образом (по поводу поднимания рук во время руку’а) высказывались разные ученые из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такие как, Ибн ‘Умар, Джабир ибн ‘АбдуЛлах, Абу Хурайра, Анас, Ибн ‘Аббас, ‘Абдулла ибн аз-Зубайр…».

 


Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» сказал: «Мухаммад ибн Наср аль-Маруази сказал: «Ученые во всех странах единодушны в законности этого (поднятия рук) кроме жителей Куфы».

Аль-Бухари посвятил рассмотрению этого вопроса отдельную главу и передал в ней от Хасана и Хумайда ибн Хиляля, что сподвижники поступали таким образом, и затем он (Бухари) сказал: «Хасан не исключил никого из сподвижников делавших это».


Вот слова аль-Бухари из «Джуз роф’и аль-йадайн» в их полном виде: «Хасан и Хумайд ибн Хиляль говорили: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимали руки во время молитвы» и они не исключили никого из сподвижников поступавших так. У обладателей знания не было достоверно установлено, чтобы кто-либо из сподвижников не поднимал руки в молитве, тогда как от большого числа сподвижников передается, что они делали это, также это передается и от большого числа ученых Мекки, Хиджаза, Ирака, Шама, Басры, Йемена, также и от ученых Хорасана. К ним относятся Са’ид ибн Джубайр, ‘Ата ибн Абу Рабах, Муджахид, Касим ибн Мухаммад, Салим ибн ‘АбдуЛлах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз, Ну’ман ибн Абу ‘Айяш, Хасан, ибн Сирин, Таус, Макхуль, ‘АбдуЛлах ибн Динар, Нафи’ вольноотпущенник ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара, Хасан ибн Муслим, Кайс ибн Са’д и т.д. Также передается, что Умм ад-Дарда поднимала руки в молитве. И ‘АбдуЛлах ибн аль-Мубарак поднимал руки во время молитвы, а также и все его последователи, из их числа ‘Али ибн Хусейн, ‘Абд ибн ‘Умар, Йахья ибн Йахья. Также и мухаддисы Бухары, из их числа ‘Иса ибн Муса, Ка’б ибн Са’ид, Мухаммад ибн Салям, ‘АбдуЛлах ибн Мухаммад. Также и аль-Муснади, и еще огромное количество ученых, которое не поддается счету. В этом вопросе нет разногласий между обладателями знаний. И АбдуЛлах ибн аз-Зубайр, и Али ибн АбдуЛлах, и Йахья ибн Маин, и Ахмад ибн Ханбал, и Исхак ибн Ибрахим признали все эти хадисы от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сочли их истиной. А именно они и были обладателями знаний своего времени».


«Этого же мнения придерживались ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, имам аш-Шафи’и, имам Ахмад и Исхак». Также его придерживался и имам Малик, и таковым было его последнее мнение и оно-то и стало правильным.


Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» сказал: «Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Никто не приводит сообщение от Малика о том, что он не поднимал рук во время руку’а и выпрямлении после него, кроме Ибн Касима, а хадис же Ибн ‘Умара из которого мы извлекаем поднятие рук передают ибн Уахб и другие как раз таки от Малика, и ат-Тирмизи не рассказывает от Малика что-то противоположное, поэтому я не вижу у маликитов доказательства, которого они могли бы придерживаться, что он (имам Малик) не поднимал руки в этих местах, кроме слов Ибн Касима».

 

Интересный случай: Зайля’и (ханафит) в «Насб ар-Роя» передавая из «Джуз роф’и аль-йадайн» имама аль-Бухари говорит: «Ибн аль-Мубарак поднимал руки в молитве, а он, как известно, был наиболее знающим своего времени. И как-то Ибн аль-Мубарак сказал: «Однажды я молился рядом с Ну’маном и поднимал руки во время молитвы, и он сказал мне: «Я боюсь, что ты взлетишь!», тогда я ответил ему: «Если я не взлетел в первой молитве, то и в других тоже не взлечу!» Уаки’ сказал: «Да помилует Аллах ибн аль-Мубарака, он был скорым на ответ!».


‘АбдуЛлах ибн аль-Мубарак упомянув хадис аз-Зухри от Салима сказал: «Хадис о поднятии рук во время поясного поклона установлен достоверно, тогда как хадис от Ибн Мас’уда о том что пророк, да благословит его Аллаха и приветствует не поднимал руки кроме как в начале молитвы, достоверно не установлен ».

 

Об этом нам рассказали Ахмад ибн ‘Абда аль-Амули, а он от Уахба ибн аз-Зам’а, а он от Суфьяна ибн ‘Абд аль-Малика, а он от ‘АбдуЛлаха ибн аль-Мубарака.


«…от Суфьяна ибн ‘Абд аль-Малика» - аль-Маруази (один из известнейших последователей АбдуЛлаха ибн аль-Мубарака), умер во втором веке по хиджре, как об этом упомянул Хафиз.

 

2 (Ответ на хадисы от ибн Мас’уда и Бара ибн ‘Азиба о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи уа салам, не подымал руки кроме как в начале намаза).


«Сунан ат-Тирмизи»
«Глава о поднятии рук во время руку’а (Бабу роф’и ль-йадайн ‘инда р-руку’)»

Хадис:
Рассказал нам Ханнад, рассказал нам Уаки’ от Суфьяна от ‘Асыма ибн Куляйба от ‘Абдур-Рахмана ибн аль-Асуада от ‘Алькамы, сказавшего: «АбдуЛлах (Ибн Мас’уд) сказал: «Не совершить ли мне для вас молитву посланника Аллаха?» и он совершил ее, и не поднимал в ней руки кроме первого раза ».


Имам ат-Тирмизи сказал: «По этому поводу также передается хадис от Бара ибн ‘Азиба».


Также он сказал: «Хадис ибн Мас’уда является хорошим (хасан)».


В соответствии с ним также высказывались многие обладатели знания из числа сподвижников пророка (саля Ллаху алейхи уа салам), и таби’инов, это мнение принадлежит Суфьяну и жителям Куфы.

 


Тухфату-ль-Ахуази (Шарх сунан ат-Тирмизи):


«…рассказал нам Уаки’…» - Ибн аль-Джаррах
«…от Суфьяна…» - ас-Саури
«…от ‘Асыма ибн Куляйба…» - Ибн Хаджар в предисловии к «Фатх аль-Бари сказал: «‘Асым ибн Куляйб аль-Джарми, которого ан-Насаи считал надежным передатчиком, Ибн аль-Мадини же сказал: «Если сообщение передается только от него и ни от кого больше, то оно не используется как довод».


«…и он совершил ее, и не поднимал в ней руки кроме первого раза» - этот хадис как довод приводят те, кто заявляют об отмене допустимости поднятия рук во время руку’а и выпрямления после него. Однако данный хадис является слабым, как вы узнаете об этом далее, и даже более того, в этой теме вообще нет ни одного достоверного хадиса.


«…По этому поводу также передается хадис от Бара ибн ‘Азиба» - вот текст хадиса передаваемого от Бара ибн ‘Азиба: «Я видел как посланник Аллаха, да благословит его Аллах т приветствует, начиная молитву поднимал руки до уровня ушей и затем больше этого не повторял».


Данный хадис приводят Абу Дауд и ад-Даракутни со следующим иснадом: От Йазида ибн Абу Зияда, а он от ‘Абдур-Рахмана ибн Абу Ляйли, а он от Бара ибн ‘Азиба. Хафизы хадисы согласились друг с другом в том, что слова «и больше этого не повторял» не являются частью этого хадиса, а принадлежат Йазиду ибн Абу Зияду. И без этой добавки этот же хадис приводили Шу’ба, ас-Саури, Халид ат-Таххан, Зухайр и многие другие знатоки хадисов. Усман ад-Дарими передавая от Ахмада сказал: «Этот хадис не достоверен». Также слабым его назвали аль-Бухари, Ахмад, Йахья ад-Дарими, аль-Хумайди и многие другие.


Йахья ибн Мухаммад ибн Йахья сказал: «Я слышал как Ахмад ибн Ханбал сказал: «Данный хадис является крайне слабым. На протяжении недолгого промежутка времени своей жизни Йазид рассказывал его без слов «…и затем больше этого (поднятие рук) не повторял», и никто не заучивал от него этот хадис в таком виде, а затем он начал передавать хадис с этими словами».


Об этом рассказал Хафиз в «ат-Тальхис» (стр. 83), там же он упомянул этот хадис от ад-Даракутни, приведенный по следующему пути передачи: от ‘Али ибн ‘Асыма, а он от Мухаммад ибн Абдур-Рахмана ибн Абу Ляйли, а он от Йазида ибн Абу Зияда. И ‘Али ибн ‘Асым сказал: «Я прибыл в Куфу, встретил там Йазида ибн Абу Зияда. Он рассказал мне этот хадис, и в нем не было слов «…и затем больше этого не повторял», я же сказал ему: «Ибн Абу Ляйля передал мне от тебя этот хадис со словами «…и затем больше этого не повторял», тогда он сказал: «Я не помню такого (в этом хадисе)».


О Словах: «Хадис ибн Мас’уда является хорошим (хасан)». – Данный хадис также приводят Ахмад и Абу Дауд, и как видно из этих слов имама ат-Тирмизи, он считал его хорошим (хасан).

 

Абу Дауд приведя этот хадис в своем «Сунане» (стр. 272) сказал: «Этот хадис является сокращенной версией другого длинного хадиса и в этом виде он не является достоверным».

 

Аль-Бухари в «Джуз роф’и аль-йадайн» сказал: «Ахмад ибн Ханбал сказал со слов Йахьи ибн Адама, сказавшего: «Я посмотрел в хадис АбдуЛлаха ибн Идриса со слов ’Асыма ибн Куляйба, и не нашел в них слов «…и затем больше этого не повторял». И в таком виде (т.е. без этих слов) он является более верным, так как среди обладателей знания известно, что версия хранящаяся в записи является более правильной чем хранящаяся в памяти, ибо человек рассказывающий о чем-либо всегда возвращается к записям, чтобы сверить с ними свою память, и правильным является так, как записано в них.

 

Хасан ибн ар-Раби’ рассказал нам от Ибн Идриса, а он от ’Асыма ибн Куляйба, а он от Абдур-Рахмана ибн Асуада, а он от ‘Алькамы, а он от ‘АбдуЛлаха ибн Мас’уда, сказавшего: «Посланник Аллаха обучал нас молитве. Он встал, произнес «Аллаху Акбар», потом совершил руку’ и, соединив руки, поместил их между колен». Это дошло до Са’да и он сказал: «Мой брат сказал правду, однако мы поступали так в начале Ислама, а затем нам было приказано ставить свои руки на колени». И аль-Бухари сказал: «Вот в таком виде у ученых-исследователей был сохранен хадис АбдуЛлаха ибн Мас’уда».


Хафиз ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид » сказал: «Что касается хадиса АбдуЛлаха ибн Мас’уда «Не совершить ли мне для вас молитву посланника Аллаха?» и он совершил ее, и не поднимал в ней руки кроме первого раза», то Абу Дауд сказал о нем так: «Этот хадис является сокращенной версией другого длинного хадиса и в этом значении он не является достоверным». Также и аль-Баззар сказал о нем: «Он достоверно не установлен, и подобный хадис не используется в качестве довода».

А что же касается хадиса Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, по поводу поднятия рук, то он является достоверным, и в нем нет ни одного слабого звена, и также подобные хадиса от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводятся от более чем двенадцати сподвижников».


Хафиз аз-Зайля’и в «Насб ар-Роя»
сказал: «Ибн Абу Хатим в «Китаб аль-‘Иляль» сказал: «Я спросил у своего отца о хадисе, который привел Суфьян ас-Саури от ‘Асыма ибн Куляйба от ‘Абдур-Рахмана ибн Асуада от ‘Алькамы от АбдуЛлаха ибн Мас’уда, что «пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал, сказал Аллаху Акбар, поднял свои руки, и больше этого не повторял». И мой отец сказал мне: «Это ошибка, говорят, что ее допустил ас-Саури. Целая группа передатчиков передавала этот хадис от ‘Асыма, и каждый из них передавал его так: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал молитву, поднимая руки, затем совершал руку’ и, соединив руки, помещал их между колен». И никто из них не передавал его так, как ас-Саури».


Хафиз в «ат-Тальхис» сказал: «ат-Тирмизи посчитал данный хадис хорошим (хасан), а Ибн Хазм сказал, что он достоверный (сахих), однако АбдуЛлах ибн аль-Мубарак сказал о нем: «Достоверно не установлен»; Ибн Абу Хатим передал от своего отца, что это ошибочный хадис; Ахмад ибн Ханбал и его шейх Йахья ибн Адам сказали о нем: «Слабый хадис» и аль-Бухари согласился с ними в этом; Абу Дауд сказал о нем: «Не достоверный»; ад-Даракутни сказал: «Достоверно не установлен»; Ибн Хиббан в своем «Сахихе» сказал: «Это самое лучшее сообщение, которое могут привести жители Куфы в отрицании поднятия рук во время руку’а и выпрямлении из него. Хотя в действительности это наислабейшее сообщение, чтобы полагаться на него, ибо оно имеет такие недостатки, которые уничтожают его».


На основании всего этого можно утверждать, что хадис Ибн Мас’уда не является достоверным (сахих) или хорошим (хасан), а является слабым, который не используется в качестве довода.

 

Что же касается высказывания Тирмизи о нем как о хорошем хадисе (хасан), то на него опираться не следует, так как в нем он допустил послабление. А что касается того, что Ибн Хазм посчитал этот хадис достоверным, то очевидно, что он посчитал его достоверным с точки зрения цепочки передатчиков (иснада), однако хорошо известно, что достоверность иснада не всегда свидетельствует о достоверности самого текста хадиса, тем более что нельзя опираться на оценку этого хадиса Ибн Хазмом как достоверного, тогда как все эти хафизы хадиса и ученые критического анализа биографий передатчиков сочли его слабым. Таким образом, использование этого слабого хадиса как довода о допустимости не поднимать руки и отмене поднятия рук во время руку’а и выпрямления после него, неправильно.


Но даже если и гипотетически допустить, что этот хадис Ибн Мас’уда достоверный (сахих) или хороший (хасан), то очевидно Ибн Мас’уд сказал это по забывчивости, так же как он забывал и многие другие вопросы.


Хафиз аз-Зайля’и сказал в «Насб ар-Роя», передавая от автора «ат-Танкиха» следующее: «В том, что Ибн Мас’уд забыл о поднятии рук во время руку’а нет ничего удивительного. Так, например, он забыл из Корана, то в чем среди остальных мусульман после него не было никаких разногласий, а это суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас. Также он забыл то, в чем были единогласны все ученые, а это отмена сцепления между собой рук во время руку’а. Также он забыл, как необходимо стоять позади имама в молитве джама’ату из двух человек. Также он забыл, то в чем не было никаких разногласий между учеными, а это то, что в день жертвоприношения пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил утреннюю молитву в свое, установленное для нее время. Также он позабыл то, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы на ‘Арафате. Также он забыл то в чем, не разногласил ни один ученый, а именно как необходимо располагать предплечье и локоть во время совершения земного поклона (суджуд). Также он позабыл как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал аят: «Клянусь тем, кто создал мужчину и женщину». И если мы допускаем что Ибн Мас’уд забыл такие вещи в молитве, то почему не можем допустить, что он забыл и о поднятии рук?».


Но даже если и признать что Ибн Мас’уд не забыл из молитвы ничего, то хадисы о поднятии рук в начале молитвы, руку’е и выпрямлении после него, выдвигаются вперед хадиса Ибн Мас’уда, поскольку они переданы большим количеством сподвижников, да будет доволен ими Аллах, так, что даже ас-Суюти сказал: «Хадисы о поднятии рук являются «мутауатир» от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (т.е. переданные таким большим количеством передатчиков, которое исключает их сговор и фальсификацию хадиса) ».


И аль-‘Айни, в комментариях к сборнику аль-Бухари, сказал: "Одной из причин предпочтения одного сообщения другому является большое количество передатчиков и известность передаваемого. Так, например, если одно сообщение передает только один передатчик, а другое два, то, передача двоих более заслуживает того, чтобы поступать в соответствии с ним".


Также Хафиз аль-Хазими в книге «аль-И’тибар» сказал: «То с помощью чего можно предпочесть один хадис другому, является большее количество передатчиков в отношении другого хадиса, ведь большое количество является влияющим и действенным с точки зрения передачи сообщения, ибо оно приближает хадис к категоричной и окончательной убежденности (тауатур)».


Далее, хадис ибн Мас’уда никоим образом не указывает на то, что поднятие рук кроме как в начале молитвы было отменено. Максимум на что он может указывать, так это то, что поднимать руки во время руку’а и выпрямления после него не является обязательным (уаджибом).

 

Так Ибн Хазм в комментариях к хадису Бара ибн ‘Азиба, приведенного выше говорит:

«Если этот хадис достоверный, то он указывает на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это для разъяснения того, что так тоже можно поступать, и тогда между ним и хадисом Ибн ‘Умара, а также и других сподвижников не будет разногласий».


Но, все же, все эти объяснения необходимы только если предположить, что хадис Ибн Мас’уда достоверный, однако он является слабым и вообще не рассматривается как довод.

 


«…В соответствии с ним также высказывались многие обладатели знания из числа сподвижников пророка (саля Ллаху алейхи уа салам) и таби’инов» - а именно это приводится от ‘Умара, ‘Али и Ибн ‘Умара, однако далее мы поговорим о степени достоверности данных преданий.


«…это мнение принадлежит Суфьяну и жителям Куфы» - таковым было и мнение Абу Ханифы. Последователи ханафитской школы утверждают, что поднятие рук во время руку’а и выпрямления после него является отмененным на основании хадиса АбдуЛлаха ибн Мас’уда и Бара ибн ‘Азиба. Однако мы уже выяснили, что эти хадисы являются слабыми и не могут быть использованы в качестве доказательства.

 

3 (Ответ на то, что Умар ибн Хатаб якобы не поднимал руки до и после поясного поклона).

 

Но, плюс к этим двум хадисам, в качестве доказательства они также использовали предание от ‘Умара, которые привели ат-Тахауи и Абу Бакр ибн Абу Шейба от Асуада, сказавшего: «Я видел как ‘Умар ибн аль-Хаттаб поднимал свои руки только в первом такбире и больше этого не повторял».


Однако данное предание не является правильным в таком виде.

 

Хафиз ибн Хаджар в «Дироя» сказал: «Аль-Байхаки от Хакима сказал: «Этот хадис передал Ибн Хасан ибн ‘Айяш от ‘Абдуль-Малика ибн Абджара, а он от Зубайра ибн ‘Ади в следующем виде: «…поднимал свои руки только в первом такбире и больше этого не повторял», однако также его передавал и ас-Саури, но уже в таком виде: «Он поднимал свои руки во время такбира» и в нем не было слов «и больше этого не повторял», и сохраненным он является именно в таком виде, приведенным от ас-Саури».


В добавок это предание противоречит преданию Тауса от Ибн ‘Умара, о том, что ‘Умар поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него.

 

Аз-Зайля’и в «Насб ар-Роя» сказал: «аль-Хаким возразил против предания ‘Умара о не поднимании рук, сказав что оно является странным, и не может быть использовано как довод, чтобы приводить его в противовес достоверным сообщениям переданным от Тауса ибн Кайсана, а ему от Ибн ‘Умара, о том, что ‘Умар поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него».


Ибн Хаджар в «Дироя» также сказал, что: «Этому сообщению противоречит сообщение от Тауса, от Ибн ‘Умара, о том, что он (‘Умар) поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него».


Также у передачи Тауса есть подкрепляющее свидетельство (шахид) в виде слабого сообщения. Аз-Зайля’и в «Насб ар-Роя» сказал: «аль-Байхаки приводит от Рушдина ибн Са’да от Мухаммада ибн Сахма от Са’ида ибн аль-Мусайиба, сказавшего: «Я видел как ‘Умар ибн аль-Хаттаб поднимал свои руки до уровня плеч в начале молитвы и при выпрямлении после руку’а».


Примечание:

Ан-Нимауи предположил, что добавка в передаче Тауса, приведенной в «Насб ар-Роя»: «…’Умар поднимал руки в руку’е…» - является ошибкой по невнимательности.

 

И он сказал: «А правильно вот как: Передается от Тауса ибн Кайсана от Ибн ‘Умара о том, что он (Ибн ‘Умар, а не ‘Умар) поднимал руки».

 

Ведь также сказал и Хафиз Ибн Хаджар в книге «ад-Дироя», которая является сокращенной версией «Насб ар-Роя»: «Этому сообщению противоречит сообщение от Тауса, от Ибн ‘Умара, о том, что он (т.е. Ибн ‘Умар) поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него».

 

И ибн аль-Хаммам в «Фатх аль-Кадир» сказал: «аль-Хаким возразил против предания о том что ‘Умар не поднимал руки, опираясь на передачу Тауса от Ибн ‘Умара, о том, что он (Ибн Умар‘, а не Умар’) поднимал руки…». Таким образом, выясняется, что аль-Байхаки возразил против предания ‘Умара, опираясь на передачу Ибн ‘Умара, а не на другое предание от ‘Умара ибн аль-Хаттаба. (конец цитаты ан-Нимауи).

 


Опровержение:

Заявление о том, что слова «’Умар поднимал руки» является добавкой, включенной в текст хадиса по невнимательности, абсолютно несостоятельно.


Как это может быть правильным, когда Хаким вынес решение о странности (отклонении) предания от Ибн ‘Умара, переданного со слов аль-Асуада, сказавшего: «Я видел как ‘Умар ибн аль-Хаттаб поднимал свои руки только в первом такбире и больше этого не повторял» на основании передачи от Тауса ибн Кайсана, от Ибн ‘Умара, о том, что «‘Умар поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него»?! Ведь прекрасно известно из науки хадисоведения, что не выносится постановление об отклоненности (шузуз) сообщения одного сподвижника, на основании сообщения другого сподвижника (напротив подобное постановление выносится на основе сообщения того же самого сподвижника, что и дает основание полагать, что предание от этого же сподвижника противоречащее первому является отклоненным от достоверного).


Что же касается слов Хафиза ибн Хаджара в «ад-Дироя»: «Этому сообщению противоречит сообщение от Тауса, от Ибн ‘Умара, о том, что он поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него», то под словом «он» Ибн Хаджар имел ввиду ‘Умара (а не Ибн Умара, как полагает ан-Нимауи), и он пропустил слова «’Умар поднимал руки» сказав лишь «он поднимал руки» для краткости, опираясь на предыдущую передачу хадиса (полагая что его поймут правильно из общего контекста его слов). Тем же самым образом поступил и ибн аль-Хаммам в «Фатх аль-Кадир». И такие сокращения широко используются учеными, которые делают это для краткости, исходя из общего контекста повествования.

 

 

4 (Ответ на то, что якобы Али ибн Абу Талиб не поднимал руки до и после поясного поклона в намазе, и ответ на аргументацию Ат-Тахави этим).


Также в качестве довода об отмене поднятия рук во время руку’а ханафиты используют предание от ‘Али, которое приводят ат-Тахауи, Ибн Абу Шейба и аль-Байхаки от ‘Асыма ибн Куляйба, а он от своего отца, о том, что «’Али поднял руки только в начале молитвы и больше их не поднимал».

 

Аз-Зайля’и сказал: «Это достоверное (сахих) предание».

 

Аль-‘Айни в «’Умдату-ль-Кари» сказал: «Иснад ‘Асыма ибн Куляйба является достоверным (сахих), удовлетворяющим условиям Муслима».


Однако это предание от ‘Али, несмотря на слова аз-Зайля’и и аль-‘Айни, также не является достоверным.

 

Имам аль-Бухари в «Джуз роф’и аль-йадайн» сказал: «’Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Я рассказал для ас-Саури хадис ан-Нахшали от ‘Асыма ибн Куляйба и он отверг его».


Помимо этого это предание передается только от одного ‘Асыма ибн Куляйба, а аз-Захаби в «аль-Мизан» сказал: «…он был мурджиитом (одна из заблудших мусульманских сект), Йахья ибн Ма’ин и другие считали его надежным, а Ибн аль-Мадини сказал: «Сообщения переданные только им одним не используются в качестве довода». Но даже если мы и допустим, что это предание является достоверным, то оно ни коим образом не указывает на то, что поднятие рук при руку’е было отменено, как ошибочно полагали ат-Тахауи и другие.


Так автор «ат-Та’лик аль-Мумадджид» пишет: «После того как ат-Тахауи привел это предание от ‘Али, он сказал: «’Али ни за что не оставил бы поднятие рук, видев что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал их в молитве, если бы не знал что оно было отменено». Однако такое объяснение неоднозначно, ибо, если бы предания от ‘Али, Ибн Мас’уда и других сподвижников и были достоверными, то из них бы следовало, что они не считали поднятие рук твердой сунной (сунна муаккада), которую обязательно соблюдать, т.е. объяснение этого не сводится только лишь к отмене (насх). Более того, невозможно осмелиться на заявление об отмене какого-либо деяния, достоверно установленного от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, только лишь на основе лучших мыслей о сподвижниках, тогда как имеется возможность совместить поступок пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с поступком сподвижника ».

 

5 (Ответ на то, что якобы Ибн Умар не поднимал руки до и после поясного поклона в намазе).


Также в качестве довода об отмене поднятия рук во время руку’а ханафиты используют предание от Ибн ‘Умара, которое приводят ат-Тахауи, Абу Бакр ибн Абу Шейба, аль-Байхаки в «Ма’рифат» от Муджахида, сказавшего: «Я молился позади Ибн ‘Умара и он не поднимал руки кроме первого такбира».


Данное предание от Ибн ‘Умара является слабым с нескольких сторон:


Во-первых, в иснаде этого сообщения присутствует Абу Бакр ибн ‘Айяш, память которого к концу жизни ухудшилась.

 

Во-вторых, это предание является отклоненным (шазз), поскольку в нем Муджахид противоречит всем ученикам Ибн ‘Умара, каждый из которых являлся надежным и более того хафизом.

 

В-третьих, имам Йахья ибн Ма’ин сказал: «Хадис Абу Бакра от Хусайна является не более чем выдумкой, не имеющей никакой основы».


Имам аль-Бухари в «Джуз роф’и аль-йадайн»: «Передается от Абу Бакра ибн ‘Айяша, от Хусайна, от Муджахида, что он не видел чтобы Ибн ‘Умар поднимал руки в молитве кроме первого такбира. Ученые же передают, что он (Муджахид) заучивая знание от Ибн ‘Умара, допускал ошибки. Да и как вообще возможно чтобы Ибн ‘Умар не поднимал руки во время молитвы, если известно, что он бросал камнями в тех, кто этого не делал?! Разве мог он оставить то, что сам приказывал совершать, тем более что он видел как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал это?!


Йахья ибн Ма’ин сказал: «Хадис Абу Бакра от Хусайна является не более чем выдумкой, не имеющей никакой основы».


Аль-Байхаки
в книге «Ма’рифат» сказал: «Этот хадис Абу Бакра ибн ‘Айяша нам передал хафиз Абу ‘АбдуЛлах, упомянув его иснад, а затем он передал от аль-Бухари следующее: «Абу Бакр ибн ‘Айяш в конце своей жи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: