Красный цвет в психологии




Этимология

Значение красного цвета в геральдике, в основном, однообразно, вернее, одинаково для большинства народов. Он является основным цветом и символизирует бунт, борьбу, революцию. У большинства племен Америки, Африки и Австралии воины, когда готовились к схватке, окрашивали лицо и тело в красный цвет. Во время войны красную одежду также надевали и Карфагенцы и спартанцы. А китайские повстанцы в древности называли себя не иначе, как «красные воины», «красные брови», «красные копья»…Для многих людей значение красного цвета сводится к таким понятиям, как власть и величие. Так, например, В Византии красные сапожки могла носить только императрица, а император ставил подпись пурпурными чернилами и сидел на пурпурном троне. Но самое теплое значение красного цвета – это юг, жара и даже пламя.

Основные тона красного цвета

У красного множество оттенков, например, цвет бордо, или как стали говорить с середины XX века, бордовый, определяется как один из оттенков красного цвета. Данный цвет темнее алого.Существует цвет адского пламени — это лиловый оттенок красного. Звучное название заставляет задуматься, кому удалось увидеть адское пламя, чтобы вернуться оттуда и рассказать.А еще всеми любимый цвет бедра испуганной нимфы — шутливое название нежно-розового цвета, связанное с эстетикой французского стиля Рококо первой половины XVIII в. Ассоциируется с античными образами нимф и богини утренней зари Эос, или римской Авроры (в иных версиях перевода с французского: «цвет ляжки тронутой, смущенной или задетой нимфы»).

Возникновение красок

Красной земляной краской, охрой, расцвечивали наскальные рисунки в эпоху каменного века. В Древнем Египте красный цвет, в который окрашивается небо в час восхода и заката Солнца, считался кровью водяной змеи. Красная корона была символом Нижнего, земледельческого Египта. В крито-микенском искусстве мужские фигуры, в отличие от белых женских, раскрашивали красной охрой. В архаической Элладе фигурки бога виноделия и растительности Диониса красили красной краской —киноварью. В Риме красным изображали лик бога Юпитера и лица триумфаторов. В то же время, по ассоциации с цветом крови, красный — цвет войны, гнева, мести и мученичества. В древнерусской иконописи красный цвет выражает торжество и славу, а белый — чистоту. Такое сочетание мы видим в знаменитой русской иконе "Чудо Георгия о змие". В западноевропейской традиции красный цвет имеет несколько иной, скорбный оттенок мученичества, искупления грехов кровью Христа. После Крестовых походов в Европе появилось новое название красного цвета — гюдюль.

Красители

Органические красители красного цвета относятся к самым древним. Найденные при раскопках в Египте, в Фивах плетеные циновки, окрашенные в красный цвет, датируются додинастическим периодом (4 тыс. до н. э.). Древние египтяне и финикийцы для окрашивания шерстяных тканей использовали краску пурпурного оттенка, добываемую из морских водорослей, и алканин — красную краску из корней растения альканы (лат. Alcanna tinctoria). Древнеримский писатель Плиний Старший (I в. н. э.) сообщает о "старинных" способах получения ярко-красного пигмента из корня растения "красильной марены" (лат. Rubia tinctoria).

Арабы называли такую краску "ализ" (арабск. Alize — "восточная"), отсюда название "ализарин".

Позднее для той же краски возникло еще одно наименование: крапп (нем. Krapp, из нидерл. Krap — "крюк", из-за формы шипов этого растения). Отсюда распространенное название для всех красок интенсивного холодно-красного, малинового оттенка — краплаки.

Растение марена распространено в Средней Азии, на Ближнем Востоке, в Средиземноморье. С XVII в. ее стали разводить в Испании, Италии, Франции, с XVIII в. — в России, главным образом в целях получения красителя для окрашивания тканей.

Другой органический краситель получали из насекомых — самок дубового червеца (лат. Coccus ilicis), паразитирующих на вечнозеленых дубах, произрастающих в Северной Африке и Малой Азии. Арабское название этой краски — кермес (kermes), греческое — kokkinos, латинское — Carmosia. На Руси эту краску называли багряницей, или червленой багряницей.

В Индии при окраске тканей пользовались аналогичной краской из червецов, ее французское название —кошени́ль. Другой краситель красного цвета, от которого происходит целая группа красок, в древности получали вывариванием древесины красного фернамбукового дерева. В Западной Европе эту краску называли кармин, на Руси — бакан. Одно из названий красного "бразильского" дерева (лат. Caesalpinia brasiliensis) — кампеш (франц. Campesh), отсюда — кампешевая краска.

Из древесины сандалового, фернамбукового и кампешевого деревьев получали краску под названием "варзия" (др.-русск., из греч. beptzin — "розовый цвет", от персидск. wärd — "роза").

В Древнем Риме красную краску изготавливали из сока граната, поэтому латинское granum ("зерно") означало также "красная краска". В Закавказье красный пигмент кошенили известен под названием "вортан кармир" (армянск. vortan karmir — "червячок красный"). В Средневековье в странах Ближнего Востока при окрашивании тканей применяли краситель из отвара красной шелковицы и сока неизвестных цветов. Из сока пальмовых деревьев (лат. Calamus draco) делали ярко-красную краску "драконова кровь" (лат. cinnabari), или цинобер. Ее следует отличать от киновари (лат. cinnabaris) — красителя, получаемого из свинцового сурика (сернистой ртути). Схожую краску минерального происхождения называли милтос (греч. miltos — "красный мел"). Еще одно название — скарлат (итал. scarlatto — "багровый"; франц. écarlate — "алый"). Средневековая "змеиная кровь", краситель темного малинового цвета, возможно, того же происхождения, что и "драконова кровь" античности. Киноварь, или свинцовый сурик, в Средневековье называли "миниум" (ср.лат. minium), отсюда слово "миниатюра". Тот же пигмент, только лучшего качества, в XVII—XVIII вв. называли вермильон. Крапповые краски из марены хорошо разводятся на масле и поэтому применяются в масляной живописи под названием "краплак". Они бывают разных оттенков: от светло-розового до темно-красного.

БАГРОВЫЙ (ст.слав. багрити от багръ) —ярко-красный холодного оттенка цвет, то же, что пурпурный. Багровая краска — темно-красная, независимо от состава. "Багряни́ца" — в древнерусском искусстве органическая красная краска, добываемая из "багрянки" — раковины моллюска murex, то же, что пурпур, порфира, червлень, шарлат. Багри́ть — окрашивать в красный цвет.

КИНОВАРЬ (др.русск. киноварь, из греч. kinnabari; лат. cinnabaris — "коричная, коричного дерева") — ярко-красная краска малинового оттенка. В античности красную смолу некоторых тропических деревьев называли "кровью дракона", а сами деревья — "драконовыми" (лат. dracaena). На самом деле киноварь — минеральная краска, кристаллическая сернистая ртуть. В Древний Рим эту краску привозили из Иберии (Восточной Грузии; другие названия — миниум, цинобер). Схожую краску минерального происхождения — красный мел, или охру, — называли милтос. Киноварью считали и минеральную "каппадокийскую краску". В архаической Греции существовал обычай окрашивать красной краской глиняные и деревянные статуи богов. Известно, что киноварью окрашивали статуи Диониса. Недостатком этой краски является ее ядовитость и то, что она чернеет, окисляясь на воздухе. С XIII в. алхимики приготовляли искусственную киноварь соединением серы и ртути при слабом нагревании. Позднее получали светостойкие сорта на основе хлористой ртути. В соединении с маслами и лаками киноварь также чернеет, это ограничивает ее применение в масляной живописи. Более устойчива краска в темпере и акварели. Живописцы заменяют киноварь, чтобы избежать почернения красочного слоя, красным хромом или кадмием. Французские художники XVII—XIX вв. предпочитали улучшенный состав, именуемый вермильоном. Близкий краситель на основе йодистой ртути называется киноварь-экарлат (франц. écarlate — "пунцовая"). Но эта краска, полученная в 1849 г., также несветостойка.

СФРАГИС (греч. sphragis — "печать") — минеральная краска, разновидность красной охры, которую в античности добывали на о. Лемнос в северной части Эгейского моря. Согласно поверью, красный пигмент — глину извлекали из подземной пещеры, смешивали с кровью козла и запечатывали (отсюда название) печатью с изображением козла (священное животное богини Артемиды). Такую глину считали целебной и использовали в медицинских целях. Лемносскую "красную землю", вероятно ту же самую глину, применяли в живописи.

 

Красный цвет в психологии

Созидание и разрушение, низменная похоть и возвышенная страсть, может иметь различное толкование в зависимости от того, к кому оно будет относиться.

К примеру, в некоторых случаях, красный цвет в психологии трактуется как уверенность в себе, своих силах, а так же выбранном пути, кроме того – готовность к активным действиям, открытое проявление своих сил и возможностей. С другой стороны, психология красного цвета для слабой личности может стать причиной как нервного, так и физического истощения, более того, этот цвет в таком случае открыто покажет, что человек испытывает так называемый страх переживаний.

Красный цвет действует активно, наступательно, более того, он может значительно влиять на мозг, одновременно увеличивая частоту пульса и дыхания у каждого человека. Однако в восприятии этого цвета огромную роль играет и опыт, к примеру, люди в возрасте могут отнести девушку в красном, вызывающем платье к представительницам древнейшей профессии, в то время как это будет совершенно не так.

Психологи, учитывая, что характеристикой красного цвета является достаточно грубая энергия, не советуют людям с неустойчивой психикой носить одежду красных тонов, так как символикой красного цвета является огонь, взрыв.

Красный – самый возбуждающий из всех цветов спектра. При этом уровень возбуждения может быть таков, что оно начинает проявляться как чрезмерная раздражительность, вспыльчивость и даже агрессия. Поэтому психологи советуют не злоупотреблять красным цветом в своем окружении, например, в интерьере жилых помещений и офисов.

Красный тонизирует, повышает активность и работоспособность. Но это переживается как сильный, сравнительно кратковременный всплеск. Активность под влиянием этого цвета быстро вызывает чувство утомления и раздражения. Для долгой продуктивной деятельности он не годится.

Красный – один из самых ярких и заметных цветов, он часто воспринимается как предупреждение об опасности. Возможно, здесь сыграла роль ассоциация этого цвета с огнем. Даже современное слово «красный» происходит от древнерусского «кресъ» — огонь. И первоначальное название цвета переводилось как «огненный», «яркий», «сияющий».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: