Отчет о походе
«Дорогой декабристов или...по Главной «улице» России»
Команда «Муравей» МБОУ ДО
«Дебесский Центр творчества»
Дебесского района УР.
Участники:
Тронина Ксения
Назарова Маргарита
Куртеева Арина
Хохряков Степан
Куклин Юрий
Серебренников Станислав
Руководитель:
Югова Ирина Степановна,
педагог дополнительного
образования
с. Дебесы, 2021 г.
Пояснительная записка
Старшими ребятами (ныне выпускниками) несколько лет назад был разработан туристический маршрут по Дебесскому району, который они назвали «Дорогой Декабристов… или по Главной «улице» России». Нас он заинтересовал и заинтриговал. Почему дорога декабристов? Почему Главная «улица» России?
Потому что из учебника истории школьники узнают о декабристах и об их каторге в Сибирь по Сибирскому тракту.
А наш местный краевед Павел Роготнев называет Сибирский тракт Главной «улицей» России. Потому что в Дебесах соединяются две дороги, ведущие в Сибирь, а дальше идет уже только одна - Главная, и начинается она в нашем селе.
Сибирский тракт пересекает Дебесский район с запада на восток. Особенность Сибирского тракта в Дебесском районе в том, что некоторые его участки сохранены до сих пор, что несвойственно для других районов Удмуртии и регионов России. И это действительно уникально. Через Сибирский тракт у нас есть возможность прикоснуться к истории страны и своего народа. А для чего нужно знать историю? Ответ банален: не зная прошлого, не построишь хорошего будущего. Кто знает, как сложилась бы судьба огромного количества народов, населенных пунктов, не будь его – Великого… Как сложилась бы судьба нашего маленького района и был бы ли он вообще.
|
Цель маршрута: Изучение истории Отечества, используя возможности местного краеведческого материала.
Задачи:
1. Изучить материалы о Сибирском тракте и использовать его при прохождении в качестве экскурсионного.
2. Собрать фото- и видеоматериал о Сибирском тракте сегодняшнего времени.
3. Выявить последствия влияния Сибирского тракта на развитие Дебесского района.
Характеристика-визитка маршрута
Цель маршрута: Изучение истории Отечества, используя возможности местного краеведческого материала
Протяженность – 50 км
Средства передвижения - пешком
Продолжительность прохождения - 4 дня
Рекомендуемый возраст участников – 5-8 класс
Информация о состоянии дров и воды на маршруте, сложности препятствий – на маршруте дров достаточно между населенными пунктами. Поэтому, организация ночевок возможна:
1.ур. Гыркеснюк (частный пруд) или д. Малая Чепца (на берегу реки Чепцы или озера Сердечного),
2. д. Ариково (река Чепца),
3. д. Большая Чепца (местечко на реке Чепце - Большой мост). Водой лучше запасаться в населенных пунктах.
В Бадзимошуре колонок и колодцев нет, поэтому, следует обращаться к жителям. Питание организуется в полевых условиях. Возможные места:
1 обед - перед Сюрногуртом у речки, 2 обед – д. Усть-Медла – ниже моста у речки Медлинки, либо пройти к реке Чепце. 3 обед – либо в начале д. Н. Пыхта (на р. Пыхтинке), либо в конце (на р. Чепце).
Подъезд и отъезд к началу и концу маршрута – Маршрут удобно начать с д. Бадзимошур, закончить - в д. Большая Чепца
Бадзимошур - первый населенный пункт на южной ветке Сибирского тракта в Дебесском районе. С него начинается сохраненный участок Сибирского тракта. Он проходит параллельно федеральной трассе М7, пересекая ее между Дебесами и Усть-Медлой.
|
Большая Чепца – последний населенный пункт Дебесского района на Сибирском тракте.
Сведения о районе похода
Если зайти в интернет и запросить информацию о Сибирском тракте, можно узнать многое - и общие сведения, и его значение в жизни России Сиби́рский тракт - старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался двумя ветками от Верхнеудинска на Нерчинск и Кяхту. Общая протяжённость пути от Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст.
Сибирский тракт за время своего существования получил множество названий:
- Московско-Сибирский тракт.
- Большой тракт.
- Московско-Иркутинский тракт.
- Главный Сибирский почтовый тракт.
- Дорога скорби и печали
- Великий Кандальный Путь
- Большой тракт
- Дорога Декабристов
- Государева дорога
- Дорога великих путешественников, ученых и каторжников…
А вот исследователь Сибирского тракта Павел Роготнев, которого по праву можно назвать одним из немногих в Удмуртии, а может и в России, кто посвятил себя этому делу, в одной из публикаций в районной газете «Байгурезь» о Сибирском тракте.
1 июня 1783 года вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой. В результате сложились две ветки Сибирского тракта: на севере -Петербуржско-Вологодско-Вятская, на юге - Московско-Казанская. И именно в селе Дебесы эти две ветки Сибирского тракта встречаются и продолжают вместе свой путь в Сибирь.
|
В 1991 году в селе открылся музей истории Сибирского тракта https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fdeb-musei.udm.muzkult.ru%2Fgallery&cc_key=.
Краткое экскурсионное сопровождение:
1. Сибирский тракт https://posredi.ru/sibirskij-trakt.html
По указу Александра I установились правила по устройству почтовых трактов: под дорогу отводилась полоса шириной 30 саженей (60 м). Из них под проезжую часть оставляли 8-10 саженей (ширина 2-х троек, проезжающих во встречном направлении). По 5 саженей по обе стороны проезжей части предназначалось для канав и придорожных березовых аллей. Остаток полосы, также с обеих сторон, предполагалось использовать для прогона скота. Березовые аллеи, состоящие из 2-х рядов посадки, ставились для защиты дорог от снежных заносов в зимнее время. При посадке между каждой березой в ряду соблюдалось расстояние в 4 аршина (2, 84 м). Для того, чтобы вдоль тракта в короткий срок были посажены березы, каждому крестьянскому хозяйству притрактовых деревень был дан урок: посадить на придорожной полосе по несколько березок и проследить, чтобы они окрепли и выросли. Не дай Бог, если береза засохнет! Штраф должна была заплатить вся крестьянская община, а не конкретный виновный. А уж после этого общинный сход наказывал виновного. Вряд ли кому из мужиков хотелось быть опозоренным на глазах у односельчан, оголяя известные места для порции розг. Жить на дороге, значит, - служить на ней, нести ямскую, подорожную и подводную повинности, содержать дорогу и стоящие на ней станции в исправном состоянии. Для этого предписывалось засыпать дорогу песком и галькой, в заболоченных местах делать гати. Через овраги и речки строить мосты, чистить придорожные канавы. Так как работы по дорожному строительству можно было вести только в весенне-летне-осенний период, очень часто крестьянин отвлекался от своего непосредственного труда, даже в самое горячее страдное время. Бывало, для починки, исправления дорог селению отводился участок за 100 – 200 верст от него. Поэтому, крестьяне предпочитали откупиться от этой повинности вообще, или стремились получить участок поближе. Власти, чтобы заинтересовать жителей близлежащих к тракту селений, могли часть дорожных работ и оплачивать. Гораздо проще заманить, чем силой принудить к выполнению непопулярных повинностей.
2. Деревня Бадзимошур - начало маршрута. Это первый населенный пункт на Южной ветке Сибирского тракта на территории Дебесского района. Деревня основана выходцами их деревни Оник-Ирым и села Большая Пурга (Игринский район) в первой трети 19 века. Скорее всего, на Сибирский тракт бадзимошурцев заставили переселиться и вменили в обязанность следить за дорожным полотном, так как на этом участке Сибирский тракт все время "проваливался" в болото.
3. Урочище Лудяны. Деревня основана русскими крестьянами в 1808 году из починка Сюлинского Поломской волости Нолинской округи. Первоначально это были два починка - Большие и Малые Лудяны. В 1920 году они соединились. В деревне была большая школа. В 1986 году деревня официально снята с административного учета.
4. Деревня Сюрногурт. Муниципальное образование "Сюрногуртское" - Контакты (debesi.ru)
До середины 19 века числилась как деревня Ирымская. Основана удмуртами, переселившимися из Большой Пурги во второй половине 18 века.
Вначале деревни - школа, в которой имеется музей. Учащимися разработан туристско-краеведческий маршрут по местам боев Гражданской войны на территории Сюрногуртского поселения
5. Урочище Гыркеснюк. В конце 18 века выходцами из деревни Гонку (Кезский район). В 1860 году сюда подселились жители деревни Малая Чепца. В 1980-е годы деревня прекратила свое существование.
6. Деревня Малая Чепца (Озон, Пятково, Чожгурт). Основа русским крестьянами, переселившимися из Унинской волости Глазовского уезда в 1810 году. Во второй половине деревня стала удмуртской - выходцами из Балезинского и др. районов. Русское население в основном выехало в другие регионы России.
7. Село Дебесы. https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3Ab70691818fa3beabb85c42399b9805c1d54450b737ffd73e039e309293c4500b&source=constructorLink
"Вот на пути село большое...". Его улицы, старинные здания, окрестности были немыми свидетелями прошлого и до сих пор сохранили ауру событий истории, связанных с ними.
Соединение веток Сибирского тракта - Южной и Северной. Начало Главной "улицы" России. И чего только не было здесь, на большой дороге!
1800 г. - через Дебесы промаршировал проштрафившийся гвардейский полк.
1801 г. - изобретатель первого в мире двухколесного велосипеда Ефим Артамонов проехал на своем "самокате" от Нижнего Тагила до Петербурга.
1824 г - Александр I заночевал в доме священника.
1826 - 1828 гг - 52 декабриста, а в дальнейшем еще двое.
1845 г - по приказу Николая I из Петербурга в Пекин были отправлены в подарок астрономические приборы, изразцовые печи весом 30 пудов. Зеркало небывалых размеров несли на руках - 25 месяцев...
А.И.Герцен дважды проследовал через Дебесы: вначале - в Пермь, после - из Перми - в Вятку. М.Е. Салтыков-Щедрин через Дебесы проследовал в Вятку. Проследовал по этапу писатель Н.Г. Чернышевский и многие другие путешественники, ученые...
Тихий звон кандалов не утихал. Шли уголовники, крепостные крестьяне... Только в 1860 г. по Сибирскому тракту было перевезено до 20 тысяч пассажиров, 3 млн. пудов различных грузов и 18 тысяч осужденных...
8. Участок дороги от Красного моста до улицы Солдатской (ныне Первомайской), или «больничной» горы - "болотина, ненадежная топь и временами потоп. Место, где изрядно наследили дебесские "бесы...” Грабили в Дебесах, по всей видимости, именно здесь. Одна из легенд, объясняя происхождение названия села Дебесы, рассказывает о дерзком грабеже "золотухи" - так местные жители называли почтовые кареты, доставлявшие в столицу государеву казну с уральских и сибирских заводов. Сразу после ограбления понаехали в Дебесы урядники и прочие полицейские, учинили допрос. А местные: ничего не знаем, ничего не видели... Так и уехали ни с чем, плюнув в сердцах: что, мол, с этих бесов возьмешь! С тех пор и пошло - туда, "где бесы" - что впоследствии стало звучать как "Дебесы"...
9. На современной улице Первомайской располагалась улица, которая называлась Солдатская (Солдатская слободка). Численность воинской команды на Дебесском этапе увеличилась в середине 19 века. Конный отряд уже состоял из 39 "нижних чинов" под командой двух офицеров. В 1874 году в Дебесах несли службу 166 солдат. Многие из них по истечении службы оставались в Дебесах.
10. Музей истории Сибирского тракта (Приложение 2). Размещен в здании этапного пункта. По указу 1817 года в местах расположения почтовых станций предписывалось учредить этапы - пункты для ночевок и дневок арестантов с постройкой специальных тюремных зданий. В Дебесах строительство такой тюрьмы было завершено в 1822 году. Дебесский этап был самым большим, поскольку осуществлял конвоирование на двух ветках. Поэтому к нему было прикреплено еще 25 конников, и этап назывался конно-этапной тюрьмой.
11. Деревня Усть-Медла основана при впадении речки Медлинки в Чепцу в 1820-е годы одновременно удмуртами из д. Ариково и русскими из Дебес.
12. Деревня Ариково. Дебесские удмурты предпочитали жить с разбойниками в мире. Грабили-то они в основном проезжих, местных старались не трогать. А варнаки - народ необузданный. В Сибири такое прозвище получали те, для кого каторга и побеги стали образом жизни - беглые. Беглым церемониться с крестьянами было незачем: сегодня они здесь, а завтра их уже нет. А уж если не поделится крестьянин хлебом - так уж изба у него точно сгорит. Оттого варнаков боялись и откупались от них. Хлеб, а то и кринку молока оставляли в дальней бане за огородами. В бане можно было отлежаться, передохнуть...
13. Деревня Нижняя Пыхта. Муниципальное образование "Нижнепыхтинское" - Главная страница (debesi.ru)
Участок дороги близ этой деревни был заболоченным, поэтому требовал постоянного "присмотра"... Сейчас в деревне имеется Центр русской культурыНижнепыхтинский Дом культуры - Центр русской кул (vk.com), который в августе месяце на яблочно-медовый спас проводит межрегиональный конкурс-праздник "Играй, гармонь, на Сибирском тракте". Расскажут любопытным путешественникам о событиях гражданской войны, а также историю Крупзавода...
14. Деревня Большая Чепца - конец маршрута. Деревня основана удмуртами, переселившимися во второй половине 18 века из села Балезино. А.Н. Радищев в своих заметках записал: "Чепца... последняя вотская деревня". Но через столетие деревня поменяла свой национальный состав - сюда активно переселялись русские из Оханского уезда Пермской губернии.
Близ Большой Чепцы обосновался разбойник Щукин. Его "шайка" наводила страх не только на проезжавших, но и местных жителей...
В 90-е годы отреставрирован Сретенский храм. Храм Сретения Господня с. Большая Чепца (vk.com)
Храм Сретения Господня с. Большая Чепца — Официальный приходской сайт (cerkov.ru)
Выводы:
Мы поняли, что Сибирский тракт внес немалый вклад в развитие территории нашего района:
1. Оставил “культурный след”. Благодаря тому, что по нему шли и люди просвещенные, начали открываться школы.
2. Благодаря “бегству” крестьян с Сибирского тракта, появлялись новые деревни. Многие из них существуют и развиваются сейчас.
3. Благодаря обязанности по содержанию дороги, вмененной крестьянам, облик населенных пунктов, расположенных на тракте, имеет определенные особенности: улицы широкие и ухоженные.
Обзорная карта района
- начало и конец маршрута
- места ночевок